Научная статья на тему 'Правовые проблемы авиационной безопасности в РФ'

Правовые проблемы авиационной безопасности в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
901
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AVIATION SECURITY / LEGAL REGULATION / AIR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова О. И., Адамян А. С.

Сегодня авиаперевозки являются важнейшим средством развития экономической жизни, решением многих политических и социальных вопросов, способствуют эффективному развитию всех сфер народного хозяйства. Однако регулярные авиапроишествия свидетельствуют о назревших проблемах в данной сфере, которые прежде всего связаны с недостатками правового регулирования. Рассмотрен правовой аспект авиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SECURITY PROBLEMS IN RUSSIA

Today air transportation are the most important development tool of economic life, the solution of many political and social problems, promote effective development of all spheres of a national economy. However regular avian of incident testify to the imminent problems in this sphere which first of all are connected with shortcomings of legal regulation. In article the legal aspect of aviation safety is considered.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы авиационной безопасности в РФ»

УДК 347.822.4

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ

О. И. Макарова, А. С. Адамян Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Сегодня авиаперевозки являются важнейшим средством развития экономической жизни, решением многих политических и социальных вопросов, способствуют эффективному развитию всех сфер народного хозяйства. Однако регулярные авиапроишествия свидетельствуют о назревших проблемах в данной сфере, которые прежде всего связаны с недостатками правового регулирования. Рассмотрен правовой аспект авиационной безопасности.

Ключевые слова: авиационная безопасность, правовое регулирование, воздушный транспорт. LEGAL SECURITY PROBLEMS IN RUSSIA

O. I. Makarova, A. S. Adamyan Scientific Supervisor - E. L. Farafontova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Today air transportation are the most important development tool of economic life, the solution of many political and social problems, promote effective development of all spheres of a national economy. However regular avian of incident testify to the imminent problems in this sphere which first of all are connected with shortcomings of legal regulation. In article the legal aspect of aviation safety is considered.

Keywords: Aviation security, legal regulation, air transport.

Каждый день только над территорией Российской Федерации летают десятки тысяч самолетов. Воздушный транспорт популярен в наше время: большие расстояния, на которые человек тратит по нескольку дней, передвигаясь в поезде или автомобиле, можно преодолеть всего за несколько часов в комфортных условиях. Но насколько безопасен вид авиаперевозок?

Рассмотрим статистику авиакатастроф. К 2015 году мы наблюдаем тенденцию к снижению количества крушений воздушных судов, но число погибших при авиакатастрофах огромное. Так, например, за 2013 год было 459 жертв, в 2014 - 1328 человек, а в 2015 - уже 825 в результате крушения русского судна [1]. По сравнению с авариями с участием других видов транспорта при крушении самолета шансов выжить практически нет ни у пассажиров, ни у членов экипажа. В одной авиакатастрофе погибает в среднем от 100 человек, иногда это количество доходит до 200 человек, иногда и больше.

Часто причиной крушения самолета является человеческий фактор, но также этому могут послужить и технические неполадки.

Основой функционирования транспортного комплекса является Федеральный закон (ФЗ) от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О транспортной безопасности», в соответствии с которым под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [2]. Создается впечатление, что под словом «безопасность» понимается лишь защита от террористических актов на транспорте. Действительно, террористическая угроза авиаперевозкам является одним из самых проблемных аспектов транспортной безопасности, это отдельная большая тема для исследования. Однако безопасность воздушных перевозок состоит не только в защите от незаконного проникновения

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

в здание аэропорта или же на воздушное судно. К данному понятию следует отнести так же и состояние самого транспортного средства, и тот самый пресловутый человеческий фактор.

В связи с существованием разных аспектов авиабезопасности некоторые авторы предлагают разделить содержание Федерального закона «О транспортной безопасности» на несколько блоков: антитеррористическую безопасность (защиту); техногенную (технико-технологическую) безопасность; защиту и ликвидацию последствий от чрезвычайных ситуаций природного характера; защиту от противоправных проявлений общекриминального и административно-деликтного характера [3].

Деятельность отрасли регулируют напрямую несколько госструктур - Министерство транспорта Российской авиации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная аэронавигационная служба и косвенно - с десяток других организаций (Межгосударственный авиационный комитет и т. д.). Для пресечения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в 1973 г. было создано Управление режима. В наше время система, занимающаяся безопасностью аэропортов, называется службой авиационной безопасности (далее - САБ). Ни в одном из положений, регламентирующих деятельность указанных структур, не определена их ответственность за авиационную безопасность. Отсутствует единый полномочный орган регулирования в этой области.

Также многие аэропорты на территории РФ используют значительную часть морально и физически устаревших средств безопасности. По имеющимся данным, 28 % аэропортов России не оснащены рентгено-телевизионными интроскопами, стационарными металлоискателями не оснащены 15 % аэропортов. Кроме того, в ряде аэропортов не организованы пункты централизованного наблюдения.

Требования авиационной безопасности к аэропортам установлены соответственным приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. № 142 [4], в котором подробно регламентируются действия специальных служб по обеспечению безопасности полетов. Однако некоторые аспекты в вышеуказанных правилах не учтены. Предлагаем внести дополнение для решения проблем авиационной безопасности:

1. Специализированным предпринимательским структурам принимать активное участие в разработке новых образцов отечественных технических систем и средств досмотра, позволяющих в автоматизированном режиме выявлять взрывчатые вещества и предметы, запрещенные к перевозке;

2. Развивать кинологические службы на базе аэропортов и авиакомпаний;

3. Осуществлять постоянный мониторинг состояния транспортной и авиационной безопасности на объектах гражданской авиации по результатам проведения мероприятий инспекционного контроля, контрольных проверок и незамедлительного реагирования на выявленные нарушения;

4. Продолжить работы по обучению сотрудников служб авиационной безопасности аэропортов Российской Федерации современным способам и методам выявления взрывчатых веществ и устройств [5].

5. Проявлять более строгие требования при приеме на работу сотрудников аэропорта, летчиков, специалистов САБ, и улучшить их подготовку.

6. Обозначить четкий срок эксплуатации авиационного судна, при достижении которого происходило бы его списание и закупка нового самолета.

7. Система парашютирования небольших самолетов, для его приземления, чтобы избежать разрушения.

Сегодня необходимо всесторонне решать проблемы авиабезопасности, учитывая как террористические угрозы, так и многие другие риски полетов. Общая задача заключается в том, чтобы реализация мер по обеспечению авиационной безопасности позволила в целом повысить защищенность объектов гражданской авиации.

Библиографические ссылки

1. Российский самолет разбился на севере Синайского полуострова в Египте [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/accidents/photo/135065/7/ (дата обращения: 06.04.2016).

2. О транспортной безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 13.07.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66069/ (дата обращения: 30.03.2016).

3. Волков С. Г. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах гражданской авиации [Электронный ресурс] // Право и политика. 2007. № 8. URL: http://www.center-bereg.ru/k2192.html (дата обращения: 30.03.2016).

4. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» : Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. № 142 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/189043/ (дата обращения: 06.04.2016).

5. Пиджаков А. Ю. Транспортная и авиационная безопасность: проблемы правового регулирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.aerohelp.ru/analytics/info/90 (дата обращения: 29.03.2016).

© Макарова О. И., Адамян А. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.