Научная статья на тему 'Современные проблемы гражданской авиации России'

Современные проблемы гражданской авиации России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3987
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / CIVIL AVIATION / PROBLEMS OF CIVIL AVIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцева П.И., Шевцова Н.В.

Обозначены наиболее значимые проблемы современной гражданской авиации Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF CIVIL AVIATION IN RUSSIA

This article stated the most important problems of modern Russian civil aviation.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы гражданской авиации России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

УДК 338.47

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

П. И. Казанцева*, Н. В. Шевцова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: polinesquik@mail.ru

Обозначены наиболее значимые проблемы современной гражданской авиации Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданская авиация, проблемы гражданской авиации.

MODERN PROBLEMS OF CIVIL AVIATION IN RUSSIA

P. I. Kazantseva*, N. V. Shevtsova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: polinesquik@mail.ru

This article stated the most important problems of modern Russian civil aviation.

Keywords: civil aviation, problems of civil aviation.

В настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения становится развитие транспортной системы страны. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере соответствует потребностям Российской Федерации на современном этапе и на перспективу. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе страны. Ослаблены позиции гражданской авиации, что не позволяет в полном объеме использовать конкурентные преимущества этого вида транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала страны [1].

Гражданская авиация России является стратегически важной и социально значимой отраслью экономики. Здесь каждый рубль дохода авиапредприятий генерирует дополнительный оборот более трех рублей в смежных отраслях (авиастроение, авиатопливообеспечение, транспортное строительство, туризм, сфера обслуживания и т. д.) Дополнительный генерируемый финансовый оборот смежных отраслей составляет более 1300 млрд рублей в год [2].

На показатели хозяйственной деятельности авиакомпаний значительное влияние оказывает уровень морального и физического износа воздушных судов. Около 50% эксплуатантов на российском авиационном рынке имеют неудовлетворительное финансово-экономическое состояние, что сказывается на поддержании летной годности воздушных судов и на безопасности полетов в отрасли. Рост количества авиакомпаний не привел к положительному изменению качественных показателей. Большинство авиаперевозчиков имеют парк воздушных судов в несколько самолетов, в основном, устаревших модификаций. В целом по гражданской авиации более трех четвертей парка самолетов имеет срок службы свыше 10 лет, не менее 15% - более 20 лет [3].

В связи с участившимися террористическими актами во всем мире одной из главных проблем современной гражданской авиации является транспортная безопасность. В Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016) дано следующее ее определение: транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от ак-

Секция «Современные проблемы экономической теории ирегионалистики»

тов незаконного вмешательства. Под актами незаконного вмешательства (АНВ) понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью 389 людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Транспортная безопасность определяется эффективной работой подразделений гражданской обороны, аварийно-спасательных служб, специальных служб, правоохранительных органов и, таким образом, создает условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков [4].

В последнее время в связи с ростом интенсивности воздушного движения в мире возникли проблемы снижения вредных выбросов и шумности при полетах воздушных судов. Эти проблемы требуют комплексного решения с учетом процессов глобализации и интеграции в мировой экономике. Международная ассоциация воздушного транспорта 1АТА разработала дорожную карту снижения вредных выбросов. Согласно ей предполагается повышение топливной эффективности авиаперевозок и соответствующее снижение расхода топлива воздушными судами на 1,5% в год до 2020 г., внедрение мер экономического характера и ряда передовых технологических приемов, а также мер эксплуатационного и инфраструктурного характера [5].

Другой негативный фактор - шумовое воздействие. Там, где влияние этого фактора наиболее выражено, создаются зоны санитарных разрывов. Так, например, для снижения шума аэропорт Шереметьево оптимизирует расписание движения воздушных судов, проводит строительно-планировочные мероприятия, а авиакомпании модернизируют парк воздушных судов и проводят тренинги для пилотов. За последние 40 лет показатели уровня шума у самолетов снизились на 75%. Самолеты, поступающие в эксплуатацию в настоящее время, как правило, имеют показатели шумности на 20 дБ ниже, чем аналогичные лайнеры 30 лет назад.

Одной из главных проблем гражданской авиации в настоящее время является «человеческий фактор». Ошибки в управлении авиатранспортным средством, а также ошибки диспетчеров и прочего персонала в лучшем случае влекут за собой поломки судна, в худшем - гибель людей. Несмотря на все меры и усилия, предпринимаемые для обеспечения безопасности полетов совместным трудом ученых, конструкторов, инженеров и других специалистов, проблема «человеческого фактора» зачастую остается неразрешенной [6].

Таким образом, гражданская авиация - один из наиболее динамично развивающихся видов транспорта, число пассажиров которого растет ежегодно. Решение стоящих перед отраслью проблем повысит безопасность и комфорт авиаперелетов, авиационную подвижность населения и качество его жизни, конкурентоспособность и экономическую эффективность авиаперевозок, увеличит вклад гражданской авиации в обеспечение социально-экономического роста и социальной стабильности в стране, окажет позитивное влияние на развитие смежных отраслей российской экономики, что обусловлено мультипликативным эффектом.

Библиографические ссылки

1. Руппель К. К. Основные индикаторы и проблемы функционирования воздушного транспорта // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №7. С. 65 - 69.

2. Атамонов Б. В. Проблемы развития воздушного транспорта России на современном этапе // Научный вестник Московского Государственного технического университета гражданской авиации. 2013. №196. С. 40 - 43.

3. Морозова В. Ю. Проблемы воздушного транспорта России // Вестник транспорта. 2009. №9. С. 29 - 31.

4. Калдин А. М., Титов Б. А. Проблемы безопасности на воздушном транспорте Российской Федерации // Логистические системы в глобальной экономике. 2014. №4. С. 388 - 390.

5. Дугин Г. С. Проблема снижения вредных выбросов на воздушном транспорте // Вестник транспорта. 2011. №5. С. 35 - 37.

6. Сиднева И. Е. Проблема готовности будущих пилотов гражданской авиации к профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. №1 (56). С. 165 - 167.

© Казанцева П. И., Шевцова Н. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.