Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
УДК 338.47
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ
П. И. Казанцева*, Н. В. Шевцова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: [email protected]
Обозначены наиболее значимые проблемы современной гражданской авиации Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданская авиация, проблемы гражданской авиации.
MODERN PROBLEMS OF CIVIL AVIATION IN RUSSIA
P. I. Kazantseva*, N. V. Shevtsova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]
This article stated the most important problems of modern Russian civil aviation.
Keywords: civil aviation, problems of civil aviation.
В настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения становится развитие транспортной системы страны. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере соответствует потребностям Российской Федерации на современном этапе и на перспективу. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе страны. Ослаблены позиции гражданской авиации, что не позволяет в полном объеме использовать конкурентные преимущества этого вида транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала страны [1].
Гражданская авиация России является стратегически важной и социально значимой отраслью экономики. Здесь каждый рубль дохода авиапредприятий генерирует дополнительный оборот более трех рублей в смежных отраслях (авиастроение, авиатопливообеспечение, транспортное строительство, туризм, сфера обслуживания и т. д.) Дополнительный генерируемый финансовый оборот смежных отраслей составляет более 1300 млрд рублей в год [2].
На показатели хозяйственной деятельности авиакомпаний значительное влияние оказывает уровень морального и физического износа воздушных судов. Около 50% эксплуатантов на российском авиационном рынке имеют неудовлетворительное финансово-экономическое состояние, что сказывается на поддержании летной годности воздушных судов и на безопасности полетов в отрасли. Рост количества авиакомпаний не привел к положительному изменению качественных показателей. Большинство авиаперевозчиков имеют парк воздушных судов в несколько самолетов, в основном, устаревших модификаций. В целом по гражданской авиации более трех четвертей парка самолетов имеет срок службы свыше 10 лет, не менее 15% - более 20 лет [3].
В связи с участившимися террористическими актами во всем мире одной из главных проблем современной гражданской авиации является транспортная безопасность. В Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016) дано следующее ее определение: транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от ак-
Секция «Современные проблемы экономической теории ирегионалистики»
тов незаконного вмешательства. Под актами незаконного вмешательства (АНВ) понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью 389 людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Транспортная безопасность определяется эффективной работой подразделений гражданской обороны, аварийно-спасательных служб, специальных служб, правоохранительных органов и, таким образом, создает условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков [4].
В последнее время в связи с ростом интенсивности воздушного движения в мире возникли проблемы снижения вредных выбросов и шумности при полетах воздушных судов. Эти проблемы требуют комплексного решения с учетом процессов глобализации и интеграции в мировой экономике. Международная ассоциация воздушного транспорта 1АТА разработала дорожную карту снижения вредных выбросов. Согласно ей предполагается повышение топливной эффективности авиаперевозок и соответствующее снижение расхода топлива воздушными судами на 1,5% в год до 2020 г., внедрение мер экономического характера и ряда передовых технологических приемов, а также мер эксплуатационного и инфраструктурного характера [5].
Другой негативный фактор - шумовое воздействие. Там, где влияние этого фактора наиболее выражено, создаются зоны санитарных разрывов. Так, например, для снижения шума аэропорт Шереметьево оптимизирует расписание движения воздушных судов, проводит строительно-планировочные мероприятия, а авиакомпании модернизируют парк воздушных судов и проводят тренинги для пилотов. За последние 40 лет показатели уровня шума у самолетов снизились на 75%. Самолеты, поступающие в эксплуатацию в настоящее время, как правило, имеют показатели шумности на 20 дБ ниже, чем аналогичные лайнеры 30 лет назад.
Одной из главных проблем гражданской авиации в настоящее время является «человеческий фактор». Ошибки в управлении авиатранспортным средством, а также ошибки диспетчеров и прочего персонала в лучшем случае влекут за собой поломки судна, в худшем - гибель людей. Несмотря на все меры и усилия, предпринимаемые для обеспечения безопасности полетов совместным трудом ученых, конструкторов, инженеров и других специалистов, проблема «человеческого фактора» зачастую остается неразрешенной [6].
Таким образом, гражданская авиация - один из наиболее динамично развивающихся видов транспорта, число пассажиров которого растет ежегодно. Решение стоящих перед отраслью проблем повысит безопасность и комфорт авиаперелетов, авиационную подвижность населения и качество его жизни, конкурентоспособность и экономическую эффективность авиаперевозок, увеличит вклад гражданской авиации в обеспечение социально-экономического роста и социальной стабильности в стране, окажет позитивное влияние на развитие смежных отраслей российской экономики, что обусловлено мультипликативным эффектом.
Библиографические ссылки
1. Руппель К. К. Основные индикаторы и проблемы функционирования воздушного транспорта // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №7. С. 65 - 69.
2. Атамонов Б. В. Проблемы развития воздушного транспорта России на современном этапе // Научный вестник Московского Государственного технического университета гражданской авиации. 2013. №196. С. 40 - 43.
3. Морозова В. Ю. Проблемы воздушного транспорта России // Вестник транспорта. 2009. №9. С. 29 - 31.
4. Калдин А. М., Титов Б. А. Проблемы безопасности на воздушном транспорте Российской Федерации // Логистические системы в глобальной экономике. 2014. №4. С. 388 - 390.
5. Дугин Г. С. Проблема снижения вредных выбросов на воздушном транспорте // Вестник транспорта. 2011. №5. С. 35 - 37.
6. Сиднева И. Е. Проблема готовности будущих пилотов гражданской авиации к профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. №1 (56). С. 165 - 167.
© Казанцева П. И., Шевцова Н. В., 2017