УДК 338
ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА И
ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА
Михальчевский Ю.Ю., к.т.н., доцент, проректор по международной деятельности и АЦ СПбГУГА, e-mail: [email protected]
&временный этап развития воздушного транспорта характеризуется инновационным вектором направленности, предполагает развитие авиационных технологий, совершенствование организационных и экономических методов управления.
В статье представлены индикаторы развития авиатранспортного сектора на основе инновационного вектора его развития: описаны контрольные показатели обеспечения инновационного развития в условиях заданных приоритетов развития отрасли. Представлены также результаты анализа рынка труда в сфере воздушного транспорта, а также прогнозируемые изменения профессий и требований к компетенциям авиационного персонала в будущем. Кроме того, согласно приоритетам инновационного развития отрасли описаны базовые компетенции персонала в перспективном периоде. На основе результатов экспертного опроса специалистов представлен срез компонентов трудового потенциала на рынке воздушного транспорта в текущем периоде, а также в условиях влияния факторов инновационного развития отрасли в будущем.
Ключевые слова: воздушный транспорт, гражданская авиация, инновационность развития, межрыночное взаимодействие, авиационный персонал, рынок труда.
TRENDS IN INTERACTION BETWEEN THE AIR TRANSPORT MARKET AND THE
LABOR MARKET
Mikhalchevsky Y., Ph.D., assistant professor, vice-rector for International Relations, SPbGUGA, e-mail: [email protected]
The modern stage of the air transport development is characterized by an innovative direction vector and also involves the development of aviation technology, improving organizational and economic management.
The article presents the indicators of the air transport sector development on on the innovative vector development basis: describes benchmarks of innovative development in the modern priorities of this branch of the economy development. We present the results of the labor market analysis on the air transport, as well as the projected requirements for the competence of aviation personnel in future. In addition, according to the priorities of innovative development of the air transport branch we describe the basic competence ofpersonnel in the planning period. Also we presented slice components of labor potential on the air transport market in the current period based on the experts survey, andthe same review of the innovation development factors influence to this branch in the future.
Keywords: air transport, civil aviation, innovative development, intermarket interactions, aviation personnel, labor market.
Развитие транспортной системы России в современном мире является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста России и улучшения качества жизни населения. Транспортная отрасль представляет собой сектор, чутко реагирующий на изменения, происходящие в экономической ситуации в регионе, стране и мире [1]. Реализация инновационного сценария заложена в государственной программе «Развитие транспортной системы» до 2020 г., она позволит преодолеть инфраструктурные ограничения экономического роста, обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы страны и удовлетворить возрастающий спрос на транспортные услуги, повысить их доступность, качество и безопасность при одновременном ограничении негативного воздействия транспорта на окружающую среду. В соответствии с долгосрочными приоритетами транспортной политики, направленными на решение задач модернизации экономики и общественных отношений, развитие транспортной системы в инновационном варианте станет мощным стимулом инновационного развития страны в целом.
В современном динамично меняющемся мире скорость появления новых технологий возросла многократно. Предприятия отрасли, которые учитывают вновь появляющиеся тенденции, должны постоянно мониторить подобные изменения, так как они напрямую влияют на структуру занятости и конкурентоспособность игроков отраслевого рынка. Подобные тенденции приводят к существенному изменению требований к специалистам, работающим в отрасли, что проявляется в виде появления дополнительных ключевых компетенций или новых профессий.
В связи с развитием авиационной техники, появлением новых современных типов воздушных судов (узко- и широкофюзеляжных, с низко расположенными двигателями, с оборудованием для посадки в условиях ограниченной видимости), в том числе региональных воздушных судов российского производства, основная часть аэродромов с искусственными покрытиями в целях обеспечения безопасности и регулярности полетов потребует проведения реконструкции (удлинения ВПП, увеличения ширины рулежных дорожек, установки оборудования для повышения категорийности аэродрома) и прочих работ, а также приведет к необходимости обучения персонала согласно новым требованиям, техническим и технологическим условиям
авиаперевозок. Высокие технологии, которые используются сегодня при создании современных воздушных судов, выдвигают новые требования как к работе и компетенциям техническим специалистов авиакомпаний, так и к ремонтному персоналу. Система современных требований в авиатранспортном секторе (АТС) основана на следующих составляющих (табл.1)[2].
Для организаций АТС становится жизненно необходимым высокий уровень компетенций инженерно-технических работников и прочих авиационных специалистов в условиях их тесного взаимодействия с провайдерами инженерных и ремонтных услуг. Данная тенденция сможет оказать существенное влияние на качество и структуру авиаперсонала в будущем, что подтверждается уже начавшимися процессами на отраслевом рынке.Эксплуатацию современных воздушных судов и управление системной безопасности полетов способны осуществлять надлежащим образом подготовленный авиационный персонал гражданской авиации.
Исследование указанной проблемы должно затрагивать прогнозирование развития перевозок воздушным транспортом, сферу рынка вакансий и соответствующего отраслевого рынка труда, а также отраслевого рынка образования, включая регулярное обновление набора компетенций персонала отрасли. Отраслевая экономика зависит от наличия квалифицированных, высококонкурентных трудовых ресурсов, что приводит к значимости знаний и профессиональных навыков, являющихся главным рычагом развития инновационной экономики, чего не достичь без взаимосогласованного взаимодействия рынка труда и рынка образования. Актуальность исследования также подтверждается высокой долей занятых в отрасли, которая отражается на рис.1. При значительной доле занятых в сфере транспорта и связи с России, составляющей около 9,5%, по данным Федеральной службы государственной статистики производительность труда ежегодно снижается (рис.2) [2].Это может происходить под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, среди которых низкие результативность и эффективность бизнес-процессов предприятий авиатранспортной сферы, невысокий уровень квалификации и компетенции работников, осуществляющих базовые и вспомогательные бизнес-процессы.
Исследование рынка труда в авиатранспортной сфере, выполненное ранее [1,5 и др.], позволило нам сделать следующие выводы:
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 | 73
Таблица 1 - Требования в сфере АТС на основе инновационного развития
Приоритет развития АТС Контрольные показатели обеспечения инновационного развития
Безопасность и регулярность полетов Техническая надежность ВС и навигационного оборудования, информационная обеспеченность, УВС, навигация и воздушное движение, выживаемость в авариях, аэродромное обслуживание, антитеррористические мероприятия
Экологи и эргономика Шум на местности и в салоне ВС, эмиссия сажи и твердых частиц, окислов углерода, азота, серы и пр, звуковой удар, климатические факторы, утилизация отходов, удобная кабина экипажа, комфорт пассажиров
Энергетика и ресурсосбережение Экономия топлива, управление энергопотреблением, двигатели на основе новых турбодинамических циклов, высокий КПД элементов, бортовые источники питания и приводы управления, включая электрические, новые виды топлива.
Доступность услуг воздушного транспорта Свобода перемещения, транспортная доступность, доступные тарифы, близость к населенным пунктам, круглогодичная и всепогодная эксплуатация, мобильные центры ОрВД в районах с неразвитой инфраструктурой, точная посадка и короткая ВВП, высокая проходимость по грунту и бетону, амфибийность, автономность эксплуатации, беспилотная авиация и пр.
О 2 4 6 8 10 12
Рис.1. Структура занятых в экономике ряда стран в отрасли «транспорт и связь», % к итогу [3,4 и др.]
1. Рынок труда авиатранспортной сферы представляет собой комплекс региональных рынков труда и рынка труда сосредоточения крупных авиаузлов (аэропортовых предприятий с набором базовых авиакомпаний - МАУ, Пулково, Кольцово, Сочи и пр.), на которых действуют порой разнонаправленные рычаги, формирующие векторы развития воздушных перевозок, обусловливающие пассажиропотоки и структурную динамику перевозок на ВВЛ и МВЛ, спрос на транзитные перевозки, а также влияющие на необходимость в обеспечении производственной инфраструктурой и авиатранспортным персоналом, что оказывает в свою очередь существенное влияние на рынки труда и образования в исследуемом секторе.
2. На протяжении достаточно длительного для анализа отраслевого рынка периода времени возникают промежутки, которые характеризуются колебаниями показателя доли перевозок на ВВЛ и МВЛ, причем данные колебания могут иметь разнонаправленные векторы в зависимости от специфики аэропортовых предприятий, ориентированных на местные, региональные либо международные перевозки, пассажиропотоки на которых определяются многочисленными и разнообразными факторами, такими как уровень средней заработной платы в регионах (СЗПр), соотношение СЗПр со средним тарифом на перевозку (СЗТ), развитостью маршрутов перевозки, соотношением тарифов на авиаперевозки в сравнении с тарифами на железнодорожные перевозки и пр.
3. Отсутствие методик, при помощи которых можно осуществлять прогнозирование потребности в специалистах с временным лагом, равным продолжительности обучения, с учетом факторов развития отрасли, а также с учетом федеральных целевых программ и стратегий развития транспорта в стране. Например, в России в 2015 году плановый выпуск пилотов составил 700 специалистов при прогнозной потребности в 1800 чел. А в 2013- 2014 годы впервые за последние 10 лет наблюдался профицит летного состава. Переизбыток воздушных судов приводит к отказам авиакомпаний от поставок новых самолетов, что может повлечь за собой падение спроса на инженерно-технический обслуживающий персонал.
4. Отсутствие механизмов взаимодействия рынков труда, образования авиационного персонала и отраслевого рынка гражданской
авиации приводит к невысоким показателям трудоустройства выпускников учебных заведений по полученным специальностям, что ведет к возникновению диспропорций предложения на региональных рынках труда, неокупаемости и перерасходу бюджетных средств на обучение авиаперсонала при уходе специалистов из отрасли либо при занятии ими вакансий в зарубежных авиакомпаниях.
Трансформация современной экономики, согласно инновационного пути развития, на наш взгляд, существенно изменит сложившуюся структуру занятости населения, приведет к сокращению неэффективных рабочих мест, перераспределению работников по секторам экономики, развитию инновационного направления функционирования и возникновению новых видов профессий и форм занятости.
Как показывает опыт инновационного развития, в инновационной среде от специалиста (руководителя) в авиационной сфере требуется владение способностью к адаптации и созданию изменений, на которую наслаиваются профессиональные знания, навыки и компетенции. Современная экономика сферы воздушного транспорта как и прочих отраслей экономики подвержена активной динамике внешней среды: порой требования бизнеса и среды изменяются быстрее, чем появляются новые программы обучения. Процесс трансформации современных рынков ускоряется ежегодно внедряемыми инновациями, в связи с чем персонал должен быть готов к постоянной смене требований к компетенциям: в ближайшее время в отрасли необходимо постоянное обучение и наращивание компетенций, что происходит путем стажировок, онлайн-курсов и практики.
Профессии, которые будут возникать в высокотехнологичных секторах российской экономики, включая авиационную промышленность и авиационный транспорт, в ближайшие годы потребуют новых компетенций, находящихся на стыке ряда отраслей. В целом важной тенденцией является усложнение и комплексность деятельности высококвалифицированных специалистов. Мультидисциплинарность будет являться одним из конкурентных преимуществ специалиста будущего. Под влиянием технологического прогресса компетенции будут быстро устаревать, и это является еще одним вызовом и предметом для пересмотра модели современного образования, которое должно приобрести форму «образования через всю жизнь». Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает, некоторые профессии, которые вчера казались фантастикой, в будущем станут популярными и востребованными [6].
Отраслевые и региональные рынки труда, в частности рынок авиатранспортной сферы, будут представлять собой настолько успешные организационные формирования, насколько удачно будет осуществлено прогнозирование тех направлений, для которых будет характерен активный вектор развития, применение новых технологий, практик управления, в связи с чем будет приходить понимание требований к специалистам со стороны будущих работодателей в условиях высокой скорости изменений, повышенной сложности профессиональных задач.
В условиях развития инноваций в авиатранспортном секторе в случае принятия инновационного сценария развития транспортного сектора рынок труда в качестве целевого ориентира своей деятельности должен успешно выполнять функции обеспечения отрасли необходимым летным и техническим персоналом, обладающим современными компетенциями в условиях новой технической и технологической платформы функционирования предприятий авиатранспортной сферы.
74 ТЯАШРОЯТ БШШЕ88 Ш ЯШ81А | №1 2017 |
Таблица 3 - Приоритеты инновационного развития АТС[2]
Таблица 2 - Прогнозируемые изменения профессий и требований к компетенциям персонала АТС в будущем
Тенденция Характеристики будущих работ профессий Требования к компетенциям
Глобализация Большая скорость интеграции, углубление региональной экономической специализации Мультиязычность, мультикультурность, удаленность рабочего места способность разбираться в смежных отраслях (поставщиков, потребителей)
Рост конкуренции Быстрая смена технологий выполнения работ Быстрая адаптация к техническим и организационным изменениям
Переход от функционального управления к процессному или проектному Сокращение числа рабочих мест, многофункциональность рабочих мест Работа в условиях высокой неопределенности, роста персональной ответственности, быстрота реакции на изменения и условия работы, высокая скорость принятия решений, тайм-менеджмент в условиях меняющегося потока задач
Автоматизация Автоматизация технологий ручного и интеллектуального труда Рост доли творческих работ, коллективизация труда, навыки организации работ с людьми и коллективами
Активное использование ПО необходимость производить настройку систем искусственного интеллекта под требуемые задачи Навыки программирования
Рост сложности систем управления Гибкость технологических решений Постоянная готовность к изменениям, системное мышление
Рост требований к экологичности Бережливое отношение к ресурсам, сокращение отходов Навыки экологически ответственного поведения
Ранжирование приоритетов развития АТС Базовые компетенцииперсонала
Безопасность и регулярность полетов А1, А4, А5, А6, А7, А11, А12, В1, Б1, Б6, Б9, В2, В3
Экология и эргономика А2, А5, А9, А10, Б1, Б13, В4, В5, В10
Энергетика и ресурсосбережение А2, А8, Б7, Б8, Б10, Б11, Б12, Б13, В6
Доступность услуг воздушного транспорта А3, А9, Б2, Б3, Б4, Б5, В7, В8, В9
В настоящее время особенности функционирования рынка труда в авиатранспортной сфере связаны с характерными для сектора воздушного транспорта радикальными преобразованиями, что приводит к дестабилизации развития данного рынка, свидетельствует о наличии предпосылок снижения уровня безопасности полетов, о перерасходе бюджетных средств на финансирование образования квалифицированных специалистов отрасли, которые в моменты спада в секторе воздушных перевозок вынуждены уходить на другие рынки труда, готовы к переезду на работу в другие страны мира, о деградации учебной базы центров подготовки летного персонала в периоды провалов рынков авиаперевозок.
Это вызывает, на наш взгляд, необходимость создания схемы взаимодействия всех участников рынка авиатранспортного сектора, которая будет учитывать особенности и нестабильную динамику рынка воздушных перевозок, необходимость внедрения инноваций в различные сферы деятельности (парк воздушных судов, системы безопасности полетов, аэронавигационного обеспечения и обслуживания), механизмы модернизации авиатранспортной инфраструктуры и стимулирования инноваций в области образования летного персонала, а также осуществление соответствующего обучения и трудоустройства специалистов, обеспечивающих работу всех подразделений на современной организационной и технологической платформе, адаптировать механизмы ГЧП в области формирования кадрового потенциала отрасли.
Результаты проведённого анализа современного состоя-ния и тенденций развития показали следующие проблемы рынка труда в АТС:нестабильное развитие; слабая адаптация к освоению инноваций (недостаточная комплектация учебных центров инновационными техникой и технологией, недостаточное финансирование учебной базы); отсутствие возможностей существенного влияния на качество профессиональных характеристик выпускников вузов; отсутствие возможностей обеспечения эффективной отраслевой структуры занятости; нарушение состояния равновесия, связанное с ростом числа незанятого авиационного и прочего персонала в отрасли на фоне ощутимой потребности в ряде профессиональных позиций и квалификаций.Следует учитывать также тот факт, что будущие профессии и виды работ в России определяются текущими тенденциями развития экономики, отраслей, регионов[6].
Прогнозируемые изменения профессий и требований к компетенциям персонала АТС в будущемпредставлены в табл.2. Так, на основе изучения указанных тенденций авторами [6] выявлены следующие новые профессии в авиационной сфере:проектировщик интерфейсов беспилотной авиации;инженер производства малой
авиации;аналитик эксплуатационных данных;технолог рециклинга летательных аппаратов;проектировщик дирижаблей;проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания;разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией. В табл. представлена трансформация требуемых компетенций работников в зависимости от приоритета и особенностей развития отрасли.
Базовые компетенции мы разделили по категориям персонала в АТС и на взаимосвязанных с ним рынках (таблицы 3,4):
- авиационного персонала (специалисты, входящие в состав летного экипажа гражданской авиации; специалисты, входящие в состав кабинного экипажа гражданской авиации; специалисты, осуществляющие управление воздушным движением; специалисты, осуществляющие техническое обслуживание воздушных судов; специалисты, осуществляющие функции сотрудника по обеспечению полетов) (группа А);
- персонала аэропортовых предприятий (группа Б);
- персонала авиационной промышленности (группа В).
Пояснение базовых компетенций (Ю) представлено в таблице 4.
Как показал опрос экспертов отрасли (рис.2), важным моментом
при усилении влияния рынка инноваций (РИ) на рынок авиатранспортного сектора (РАТС) является тот факт, что срез компонентов трудового потенциала изменяется, значимость ряда элементов трансформируется как в большую так и в меньшую стороны.
При росте инновационной составляющей рынка АТС усиливаются соответствующие элементы рынка труда (РТ), такие как генерация новых идей (НИ), также растет значимость предложения на рынке труда (Прт). При этом наблюдается ослабление позиций таких элементов как психофизиологические возможности (ПФВ), рациональность поведения (РП), наличие знаний и навыков (ЗН), здоровье (З), умение работать в коллективе (К), часть которых обеспечивается развитием РО.
Так, главным стратегическим вектором внедрения инноваций в России, по мнению автора Катайцева [7], должно стать создание условий для реализации сущностных сил человека, побуждающих к творческой, социально-преобразовательной активности на основе раскрытия его истинных потребностей.
Творческая мотивация означает, что на смену чисто материальным потребностям приходят интересы более высокого уровня, относящиеся к самоактуализации и саморазвитию человека.
Литература:
1. Губенко, В. А., Бородулина, С. А. Факторы, влияющие на авиационную подвижность населения в регионах России // Теория
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №1 2017 | 75
Таблица 4. Характеристики укрупненных базовых компетенций согласно приоритетов инновационного развития АТС
Ю Описание компетенции
Группа А
А1 Умение использовать инновационные технологии безопасности полетов ВС, использования воздушного пространства
А2 Умение использовать инновационные технологии энергосбережения
А3 Умение применять новые технологии обслуживания грузов и пассажиров
А4 Умение использовать новые схемы предотвращения террористических угроз
А5 Умение использовать технологии цифрового обмена в системе «ВС-ОрВД-аэропорт - авиакомпания»
А6 Умение использовать системы синтетического видения и базы данных при посадке и облете препятствий
А7 Умение использовать технологии круглогодичной эксплуатации в неблагоприятных условиях, в т.ч. амфибийного базирования
А8 Создание системы подготовки персонала на основе инноваций (тренажеры и пр.)
А9 Умение применять технологии мультимедийного обслуживания пассажиров
А10 Умение применять технологии оптимального управления полетом с целью выдерживания 4-мерной траектории
А11 Умение и готовность использования единого информационного пространства служб аэропорта и авиакомпании
А12 Умение использовать технологии скрытых проверок грузов и пассажиров
Группа Б
Б1 Умение оптимизировать траекторию полетов по требованиям экологии, экономичности и безопасности
Б2 Умение обслуживать беспилотные авиационные системы
Б3 Умение организовать работу мобильных центров ОрВД
Б4 Умение использовать инновации в технологиях наблюдения и обслуживания ВД малой авиации
Б5 Умение использовать новые технологии наблюдения, управления и контроля ВД, пассажиров и грузов
Б6 Умение использовать технологии цифровой связи и наблюдения для оперативной деятельности авиакомпаний и аэропортов
Б7 Умение применять современные методы оптимизации грузо- и пассажиропотока
Б8 Умение использовать современные технологии оптимизации ресурсов аэропортов
Б9 Разработка схем совершенствования структуры воздушного пространства и правил его безопасного использования на основе инноваций
Б10 Разработка и внедрение 4-мерного планирования, наблюдения и управления полетом
Б11 Разработка и создание средств навигации на основе инноваций
Б12 Умение разработать систему оптимизации плана полетов при изменении условий
Б13 Разработка и способность использования систем обслуживания экипажей и пассажиров на основе сокращения времени пребывания в аэропорту
Группа В
В1 Освоение технологий передачи данных для оперативной информированности экипажей
В2 Умение разрабатывать технологии автоматического эшелонирования, самоэшелонирования, предотвращения столкновений на базе инноваций
В3 Разработка технологий усиленного видения и уклонения от препятствий в условиях отсутствия аэронавигационной информации, обеспечения безопасности полетов
В4 Разработка технологий снижения шума, интенсивности звукового удара, вредных выбросов в атмосферу
В5 Разработка техники и технологий, повышающих уровень комфорта рабочего места экипажа и пассажиров
В6 Разработка энергосберегающих технологий (по видам энергии, по видам систем ВС, на основе нетрадиционных источников энергии)
В7 Разработка технологий создания ВС, авиационных систем и беспилотных аппаратов, увеличивающих транспортную доступность
В8 Разработка технологий создания авиационных систем, снижающих лимитирование эксплуатации ВС
В9 Разработка схем имплантации беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство
В10 Разработка аэростатических технологий стратосферного полета
- [Электронный ресурс] - режим доступа: http://dok.opredelim.com/ docs/index-25009.html
3. Статистика рынка транспортных услуг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электрон-ныйресурс] - режимдоступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/transport/
4. Обзор рынка труда авиатранспортной отрасли. Данные кадрового агентства Авиаперсонал. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.aviapersonal.com/#!analytics-of-labour-market/ czu0
5. Михальчевский Ю.Ю. Систематизация факторов развития воздушного транспорта, вызывающих изменение требований к отраслевому рынку труда // Символ науки, 2016 - №1-1(13), с.146-147.
6. Атлас новых профессий. - М.:Изд-во Агентства стратегических инициатив, МШУ «Сколково», 2014 - [Электронный ресурс]
- режим доступа: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/ research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf
7. Катайцева Е.А. Воспроизводство человеческого потенциала науки в условиях перехода к инновационной экономике - Автореферат дисс... к.э.н. - М, 2010 - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://human-development.narod.ru/olderfiles/1/avtoreferat_Kataicceva. pdf
Рис. 2. Срез компонентов трудового потенциала на РАТС и при влиянии факторов развития инноваций в отрасли (РАТС+РИ)
и практика современной науки», № 4(10) - 2015 - ISSN 2412-9682 2. Проект создания и организации деятельности межотраслевой технологический платформы «Авиационная мобильность»
76 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 |