Научная статья на тему 'ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ С ЮНОШАМИ-РАПИРИСТАМИ 1-16 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ'

ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ С ЮНОШАМИ-РАПИРИСТАМИ 1-16 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА ФЕХТОВАНИЕ / РАПИРА / ЮНОШИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чурин Виктор Михайлович

Определение объема и интенсивности тренировочной нагрузки в учебно-тренировочных занятиях по фехтованию со спортсменами на этапе становления спортивного мастерства на сегодняшний день, как никогда актуально. Отсутствие объективных данных по затронутым вопросам приводит к тому, что регулирование нагрузок, в том числе и в индивидуальных уроках, происходит без объективного учета специализированной двигательной деятельности в процессе проведения учебно-тренировочного занятия. Цель исследования: апробировать методику определения объема и интенсивности двигательной тренировочной нагрузки ученика в индивидуальных уроках с рапиристами на этапе становления спортивного мастерства. Проблематика исследования: выявленные объемы выполнения двигательной активности фехтовальщика в индивидуальных уроках и рассчитанная на их основе интенсивность специализированной тренировочной нагрузки в индивидуальном уроке по специальному показателю и изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) будут являться объективными показателями, оценивающими объем и интенсивность выполнения специализированных двигательных действий в учебно-тренировочных занятиях с различными режимами деятельности. Методика: педагогический эксперимент в естественных условиях фехтовального зала по определению объема и интенсивности тренировочной нагрузки в индивидуальных уроках с различными режимами проведения с рапиристами 14-16 лет. Анализ экспериментальных результатов: определены количественные показатели, оценивающие объем и интенсивность специализированной двигательной деятельности в индивидуальных уроках с различными режимами их проведения у юношей-рапиристов на этапе становления спортивного мастерства. На основании проведенных исследований можно констатировать, что для оценивания влияния специализированных упражнений, на организм занимающихся, в такой форме проведения учебно-тренировочных занятий как индивидуальный урок в фехтовании с рапиристами 14-16 лет, целесообразно использовать метод учета объема специализированной двигательной деятельности (расстояние в метрах, пройденное учеником с использованием специализированных приемов передвижения в фехтовании) и показатель интенсивности передвижений, установленный, как коэффициент, полученный путем деления объема на время беспрерывной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чурин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUME AND INTENSITY OF THE MOTOR TRAINING LOAD IN INDIVIDUAL LESSONS WITH RAPIER BOYS AGED 14-16 UNDER VARIOUS OPERATING MODES

Determining the volume and intensity of the training load in fencing training sessions with athletes at the stage of the formation of sportsmanship is more relevant today than ever. The lack of objective data on the issues raised leads to the fact that the regulation of loads, including in individual lessons, occurs without objective consideration of specialized motor activity during the training session. The purpose of the study: to test the methodology for determining the volume and intensity of a student's motor training load in individual lessons [1] with rapiers at the stage of the formation of sportsmanship. The problems of the study: the revealed volumes of the fencer's motor activity in individual lessons and the intensity of the motor training load calculated on their basis in an individual lesson according to a special indicator, as well as determining the intensity of the athlete's motor activity in an individual lesson on changes in heart rate (HR) will be objective indicators that assess the volume and intensity of specialized motor actions in training sessions with different modes of activity. Methodology: the pedagogical experiment in natural conditions of the fencing hall to determine the volume and intensity of the training load in individual lessons with different modes of conducting with rapiers 14-16 years old. Analysis of experimental results: the quantitative indicators have been determined that assess the volume and intensity of specialized motor activity in individual lessons with different modes of their conduct among the young rapiers at the stage of the formation of sports skills. Conclusions: in order to assess the impact of specialized it is advisable to use the method of accounting for the volume of specialized motor activity (the distance in meters traveled by the student using specialized techniques of movement in fencing) and the indicator of the intensity of movement, established as a coefficient obtained by dividing the volume by the time of continuous work, on the body of those engaged in such a form of conducting training sessions as an individual lesson in fencing with rapiers aged 14-16.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ С ЮНОШАМИ-РАПИРИСТАМИ 1-16 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ»

2017. - № 12 (47). - P.2507-2520.

16. Stretching exercise enhance vascular endothelia function and improve peripheral circulation in patients with acute myocardial infarction / K. Hotta, K. Kamiya, R. Shimiza, M. Yokoyama, T. Masuda // Int. Heart J. - 2013. - № 2 (152). - P. 59-63.

REFERENCES

1. Belyak, Yu. I. (2014), "The physical condition of women of mature age and its dynamics under the influence of health-improving fitness", Sports medicine, No. 1, pp. 80-86.

2. Ivanov, S.A., Nevzorova, E.V., Gulin, A.V. (2017), "Quantitative assessment of the functionality of the cardiovascular system", Bulletin of Tambov University, No. 6 (22), pp.1535-1540.

3. Nikolaev,V.I., Denisenko, N.P., Denisenko, M.D. (2012), "Type of blood circulation and adaptation (physiology and psychology)", Bulletin of the Russian Military Medical Academy, No. 2, pp. 70-73.

4. Pshennikova, M.G. (2000), "The phenomenon of stress. Emotional stress and its role in pathology", Pat. Physiology and exp. Therapy, No. 2, pp. 24-31.

5. Balabanova, E.S. (2002), "Gender differences in strategies for coping with life's difficulties", Sociological research, No.11, pp 26-36.

6. Lyadskaya, A.Yu. (2010), "Application of the computer program "Fitball training" to improve the organization of physical education and health classes with women of the first period of mature age using fitball", Pedagogy, psychology and medical and biological problems of physical education and sports, No. 12, pp. 76-79.

7. Kaminski, L.A., Arena, R., Ellingsen, O., Harber, M.P. (2019), "Cardiorespiratory fitness and cardiovascular disease - The past, present and future", Prog. Cardiovasc. Dis., No. 62(2), pp. 86-93.

8. Ruegsegger, G.N., Booth F.W. (2018), "Health benefits of exercise", Cold Spring Perspect. Med, No. 8 (7), pp. 29-31

9. Crowley, S.K., Rebellon, J., Huber, C., Magak, M. (2020), "Cardiorespiratory fitness, sleep, and physiological responses to stress in women", Eur. J. Sport, No.10, pp. 1368-1377.

10. Gavrilova, E.A. (2016), "Heart rate variability and sports", Human Physiology, No. 5 (42), pp.121-129.

11. Jamali, N.K., Waqar, F., Gerson, M.C. (2017), "Cardiac autonomic innervation", J. Nucl. Cardiol., No.5, pp.1558-1570.

12. Nikolaev, V.I., Denisenko, N.P., Denisenko, M.D., Isakova, A.V. (2015), "The nature of he-modynamics and features of adaptation in people with different types of emotional balance", Bulletin of the Russian Military Medical Academy, No. 2 (7), pp. 91-96.

13. Khursa, R.V. (2013), "Pulse blood pressure: role in hemodynamics and applied possibilities in functional diagnostics", Medical News, No. 4, pp. 13-18.

14. Ironside, A.K., Murray, N.M., Hedeayt, L, M., Foulds, H.J. (2020), "Association of physical fitness and physical activity with sleep among middle-aged women", J. Sport Med. Phys. Fitness, No.11 (60), pp. 1502-1506.

15. Kruse, N.T., Scheuermann, B.W. (2017), "Cardiovascular response to skeletal muscle stretching; «Stretching» the truth or a new exercise paradigm for cardiovascular medicine?", Sport Med., No. 12 (47), pp. 2507-2520.

16. Hotta, K., Kamiya, K., Shimizu, R., Yokoyama, M., Masuda, T. (2013), "Stretching exercise enhance vascular endothelia function and improve peripheral circulation in patients with acute myocardial infarction", Int. Heart J., No. 2 (152), pp. 59-63.

Контактная информация: svetlana@khramtsova.info

Статья поступила в редакцию 28.07.2022

УДК 796.862

ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ С ЮНОШАМИ-РАПИРИСТАМИ 14-16 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

Виктор Михайлович Чурин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья

имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Определение объема и интенсивности тренировочной нагрузки в учебно- тренировочных занятиях по фехтованию со спортсменами на этапе становления спортивного мастерства на сегодняшний день, как никогда актуально. Отсутствие объективных данных по затронутым вопросам приводит к тому, что регулирование нагрузок, в том числе и в индивидуальных уроках, происходит без объективного учета специализированной двигательной деятельности в процессе проведения учебно-тренировочного занятия. Цель исследования: апробировать методику определения объема и интенсивности двигательной тренировочной нагрузки ученика в индивидуальных уроках с рапиристами на этапе становления спортивного мастерства. Проблематика исследования: выявленные объемы выполнения двигательной активности фехтовальщика в индивидуальных уроках и рассчитанная на их основе интенсивность специализированной тренировочной нагрузки в индивидуальном уроке по специальному показателю и изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) будут являться объективными показателями, оценивающими объем и интенсивность выполнения специализированных двигательных действий в учебно-тренировочных занятиях с различными режимами деятельности. Методика: педагогический эксперимент в естественных условиях фехтовального зала по определению объема и интенсивности тренировочной нагрузки в индивидуальных уроках с различными режимами проведения с рапиристами 14-16 лет. Анализ экспериментальных результатов: определены количественные показатели, оценивающие объем и интенсивность специализированной двигательной деятельности в индивидуальных уроках с различными режимами их проведения у юношей-рапиристов на этапе становления спортивного мастерства. На основании проведенных исследований можно констатировать, что для оценивания влияния специализированных упражнений, на организм занимающихся, в такой форме проведения учебно-тренировочных занятий как индивидуальный урок в фехтовании с рапиристами 14-16 лет, целесообразно использовать метод учета объема специализированной двигательной деятельности (расстояние в метрах, пройденное учеником с использованием специализированных приемов передвижения в фехтовании) и показатель интенсивности передвижений, установленный, как коэффициент, полученный путем деления объема на время беспрерывной работы.

Ключевые слова: объем, интенсивность, тренировочная нагрузка фехтование, рапира, юноши, индивидуальный урок.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p396-401

VOLUME AND INTENSITY OF THE MOTOR TRAINING LOAD IN INDIVIDUAL LESSONS WITH RAPIER BOYS AGED 14-16 UNDER VARIOUS OPERATING

MODES

Victor Mikhailovich Churin, the candidate of pedagogics, senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

Determining the volume and intensity of the training load in fencing training sessions with athletes at the stage of the formation of sportsmanship is more relevant today than ever. The lack of objective data on the issues raised leads to the fact that the regulation of loads, including in individual lessons, occurs without objective consideration of specialized motor activity during the training session. The purpose of the study: to test the methodology for determining the volume and intensity of a student's motor training load in individual lessons [1] with rapiers at the stage of the formation of sportsmanship. The problems of the study: the revealed volumes of the fencer's motor activity in individual lessons and the intensity of the motor training load calculated on their basis in an individual lesson according to a special indicator, as well as determining the intensity of the athlete's motor activity in an individual lesson on changes in heart rate (HR) will be objective indicators that assess the volume and intensity of specialized motor actions in training sessions with different modes of activity. Methodology: the pedagogical experiment in natural conditions of the fencing hall to determine the volume and intensity of the training load in individual lessons with different modes of conducting with rapiers 14-16 years old. Analysis of experimental results: the quantitative indicators have been determined that assess the volume and intensity of specialized motor activity in individual lessons with different modes of their conduct among the young rapiers at the stage of

the formation of sports skills. Conclusions: in order to assess the impact of specialized it is advisable to use the method of accounting for the volume of specialized motor activity (the distance in meters traveled by the student using specialized techniques of movement in fencing) and the indicator of the intensity of movement, established as a coefficient obtained by dividing the volume by the time of continuous work, on the body of those engaged in such a form of conducting training sessions as an individual lesson in fencing with rapiers aged 14-16.

Keywords: volume, intensity, training load fencing, rapier, boys, individual lesson.

ВВЕДЕНИЕ

Достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях по фехтованию требует от тренерского состава оптимизации учебно-тренировочного процесса с целью поиска новых путей организации проведения специализированных учебно -тренировочных занятий, таких как индивидуальный урок. На сегодняшний день тренеры по фехтованию на всех видах оружия, и в фехтовании на рапирах в том числе, должным образом обладают методической стороной проведения индивидуальных уроков. В современной научно-методической литературе по фехтованию на достаточно высоком уровне освещены современные подходы, касающиеся оснащения спортсменов специализированными приемами и действиями для достижения успехов в соревновательных поединках. Однако вопросы, касающиеся исследования работоспособности и регламентации нагрузки в учебно-тренировочном процессе с фехтовальщиками на разных этапах подготовки исследованы недостаточно. Особенно это касается индивидуального урока - одного из эффективных видов организации тренировочного процесса фехтовальщиков на этапе становления спортивного мастерства [1, 2].

Проведение нашего исследования связано с нехваткой данных в специальной литературе об объективном учете двигательной нагрузки в процессе проведения индивидуальных уроков с различными режимами их проведения, что и обуславливает актуальность. Цель исследования: определение объема специализированной двигательной деятельности и на его основании расчет интенсивности выполнения фехтовальных приемов передвижения в индивидуальных уроках с различной направленностью у юношей-рапиристов на этапе становления спортивного мастерства, а также по изменениям ЧСС выявление реакции организма на предлагаемую специализированную нагрузку и дополнение результатов полученных ранее показателей, характеризующих тренировочную нагрузку в процессе проведения специализированных индивидуальных занятий.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели настоящего исследования необходимо было найти критерии оценок и метод учета объема и интенсивности тренировочных нагрузок фехтовальщиков в индивидуальном уроке. Учитывая сложность выполнения этой задачи в фехтовальном спорте, где все действия спортсменов происходят в беспрерывно меняющихся ситуациях, нами была усовершенствована методика учета объема и интенсивности тренировочных нагрузок в индивидуальных уроках фехтовальщиков в процессе спортивной тренировки [1]. За основу определения объема выполняемой в индивидуальном уроке работы, условно был взят весь путь движения ногами, т.е. расстояние в метрах, пройденное фехтовальщиком специализированными движениями в процессе занятия (шаги, скачки, выпады и т. п.). Измерения проводились с помощью шагомера Polar stride sensor Bluetooth smart с передачей данных, крепящегося на обувь спортсмена.

Определение интенсивности тренировочной нагрузки фехтовальщика в индивидуальном уроке производилась по специально разработанной формуле:

U

Ит.н. = —, Ta

где Ит.н. - интенсивность тренировочной нагрузки (специализированная работа ног), (м/мин);

U - объем специализированной двигательной деятельности (расстояние, пройденное специальными фехтовальными передвижениями в процессе индивидуального урока), ( м);

Та - рабочее (активное время индивидуального урока, которое вычисляется путем вычитания от времени всего индивидуального урока в целом суммы отдельных пауз и микропауз отдыха во всем уроке), (мин).

Помимо описанного способа определения интенсивности нагрузки в индивидуальном уроке, оценивался данный показатель по ЧСС. ЧСС - сложный показатель, который позволяет судить об интенсивности рабочей нагрузки фехтовальщика (как моторной, так и эмоциональной). Измерение

ЧСС проводилось во время специализированной деятельности с помощью пульсометра Polar H10.

Исследование проводилось в условиях фехтовального зала. В эксперименте приняли участие 6 человек, фехтовальщики-рапиристы 14-16 лет, кандидаты в мастера спорта , с примерно одинаковым режимом тренировочной деятельности.

Каждому спортсмену давались индивидуальные уроки преимущественно технической или тактической направленности, в соответствии с ранее разработанными режимами деятельности (дозы работы и паузы отдыха). [3]. Продолжительность индивидуальных уроков составляла 40 минут, включая паузы для отдыха, паузы для конкретизаций упражнений в занятии и микропаузы восстановления, создаваемые спортсменом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследованиях установлено, что вся деятельность спортсмена в индивидуальном уроке представляет собой чередование доз непрерывной работы с «микроотдыхом», который включает в себя: 1) регламентируемые микропаузы, специально создаваемые тренером в процессе урока в целях расслабления отдельных мышечных групп вооруженной руки или ног спортсмена, постановки частных задач; 2) микропаузы, носящие самопроизвольный характер. В большинстве случаев, такие перерывы в работе спортсменов носили замаскированный характер, выражающийся в замедленной смене мест в конце фехтовальной дорожки, в медленном принятии боевой стойки или ухода с выпада, в длительной ничем не оправданной поправке оружия и т. п. Такое поведение спортсменов следует рассматривать как результат наступающего утомления, связанного со снижением его работоспособности. В наших исследованиях установлено, что самовольно возникающие микроотдыхи в процессе урока занимают от 2 до 10% его рабочего времени и в большинстве случаев превышают общее количество специально создаваемых тренером микропауз.

В таблицах 1 и 2 представлены результаты исследования, посвященные определению объема специализированной двигательной деятельности, и на его основании расчет интенсивности выполнения фехтовальных приемов передвижения в индивидуальных уроках с различной направленностью у юношей-рапиристов на этапе становления спортивного мастерства, а так же изменения ЧСС, характеризующие реакцию организма на предлагаемую специализированную нагрузку.

Таблица 1 - Показатели объема и интенсивности тренировочной нагрузки в индивидуальных уроках преимущественно технической направленности с юношами-рапиристами 14-16 лет

Спортсмены ЧСС средняя (уд/мин) Паузы отдыха (мин) Рабочее время (мин) Объем нагрузки (м) Интенсивность нагрузки (м/мин)

1 131 15 25 277 11,0

2 138 13 27 290 10,0

3 135 18 22 244 11,0

4 138 10 30 315 10,5

5 133 14 26 288 11,0

Спортсмены ЧСС средняя (уд/мин) Паузы отдыха (мин) Рабочее время (мин) Объем нагрузки (м) Интенсивность нагрузки (м/мин)

6 135 9 31 320 10,0

Примечание: паузы отдыха включают в себя регламентируемые паузы, создаваемые тренером и самопроизвольные микропаузы отдыха, создаваемые спортсменом.

Таблица 2 - Показатели объема и интенсивности тренировочной нагрузки в индивидуальных уроках преимущественно тактической направленности с юношами-рапиристами 14-16 лет

Спортсмены ЧСС средняя (уд/мин) Паузы отдыха (мин) Рабочее время (мин) Объем нагрузки (м) Интенсивность нагрузки (м/мин)

1 140 15 25 402 16,0

2 138 16 24 422 17,6

3 148 19 21 395 19,0

4 139 16 24 415 17,3

5 142 17 23 400 17,4

6 141 17 23 410 18,0

Примечание: паузы отдыха включают в себя регламентируемые паузы, создаваемые тренером и самопроиз-

вольные микропаузы отдыха, создаваемые спортсменом.

Анализ и сопоставление данных настоящего исследования, отраженных в таблицах 1 и 2, свидетельствует о том, что специализированные передвижения фехтовальщика (путь), пройденные им в процессе индивидуального урока, являются существенным критерием при определении объема выполняемой в занятии работы, а сопоставление данного показателя со временем, затраченным на эту работу, позволяет говорить о величине двигательной активности ног спортсмена по ходу деятельности. При этом отмечается, что данная активность в уроках тактической направленности значительно больше, чем в уроках технической направленности (Р<0,05). И соответствует в среднем - 17,55 м/мин и 10,6 м/мин.

Данные о частоте сердечных сокращений (ЧСС) позволили установить, что данный показатель непрерывно колеблется и весьма быстро и относительно адекватно отражает двигательную активность фехтовальщика в процессе деятельности. Однако, необходимо отметить, что повышенному уровню ЧСС не всегда соответствует и более высокая двигательная активность. В данном случае, на наш взгляд, у испытуемых присутствует значительное эмоционально-волевое напряжение. В частности, спортсменам были предложены для выполнения сложные технико-тактические упражнения с выбором (дизъюнктивная реакция) и переключением (дифференцировочная реакция) с повышенными требованиями к качественной стороне выполняемых действий, при этом психическая активность по приему и переработке информации, а также формированию ответного действия достаточно сложна. Все это и вызвало высокий уровень ЧСС спортсмена, несмотря на низкую интенсивность двигательной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. В результате проведенного исследования, предложен и апробирован на практике метод учета объема и интенсивности специализированной двигательной деятельности в индивидуальных уроках с юношами-рапиристами 14-16 лет. Для оценки объема специализированной двигательной деятельности спортсмена в процессе индивидуального урока - расстояние, пройденное в метрах (шага, скачки, выпады, броски), при этом должны учитываться дозы непрерывной работы и паузы отдыха. Для учета интенсивности специализированной двигательной нагрузки в индивидуальном уроке - деление объема нагрузки на время беспрерывной работы.

2. Выявлено, в процессе исследования, что объем двигательной деятельности у юношей-рапиристов в процессе проведения индивидуальных уроков тактической направленности, значительно выше (Р>0,05) и составляет в среднем 407 м, по сравнению с двигательной деятельностью в индивидуальных уроках технической направленности 289 м.

3. Установлено, что в индивидуальных уроках с юношами-рапиристами 14-16 лет, проводимых с технической направленностью интенсивность двигательной деятельности в среднем, составляет 10,6 метров в минуту пройденного расстояния, а в уроках преимущественно с тактической направленностью интенсивность значительно выше (Р>0,05) и соответствует 18 метров в минуту. Проведенное исследование подтверждает, что ЧСС может быть использована за повседневным контролем тренировочной нагрузки в индивидуальном уроке, но данный показатель отражает не только проявление интенсивности специализированной двигательной деятельности в фехтовании, но и напряженность процессов переработки информации и эмоциональности у тренирующихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варганов Ю.В. Исследование работоспособности фехтовальщика в индивидуальном уроке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Варганов Юрий Владимирович. - Ленинград, 1972. - 22 с.

2. Чурин В.М. Оптимальные интервалы работы в индивидуальных уроках технической и тактической направленности с юношами-рапиристами на этапе углубленной спортивной специализации / В.М. Чурин // Материалы итоговой науч.- практ. конф. проф.-преп. состава Национального гос. ун-та физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2019. -Санкт-Петербург, 2020. - С. 125-127.

3. Чурин В.М. Определение длительности интервалов отдыха и построение режимов деятельности в индивидуальных уроках с юношами-рапиристами на этапе совершенствования спортивного мастерства / В.М. Чурин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№7 (185). - С. 442-446.

REFERENCES

1. Varganov, Y. V. (1972), Research on the performance of a fencer in an individual lesson, dissertation, Leningrad.

2. Churin, V. M. (2020), "Optimal intervals of work in individual lessons of technical and tactical orientation with young men-rapirists at the stage of advanced sports specialization", Mater. the final scientific and practical conference of the faculty of the National state University ofphysical culture, sports and health P. F. Lesgaft, St. Petersburg, for 2019, pp. 125-127.

3. Churin, V.M. (2020), "Determination of the duration of rest intervals and the construction of activity modes in individual lessons with rapier boys at the stage of improving sports skills", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 442-446

Контактная информация: Churin.vm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.07.2022

УДК 378.147:378.018.43

ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ЗАДАЧИ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, профессор, Теона

Гуладиевна Тедорадзе, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Ипполит Давидович Тедорадзе, студент, Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация

Известно, что образовательная деятельность - многофакторный процесс, детерминированный, прежде всего, личностью обучающегося. Также известно, что информационным механизмом сопровождения образовательной деятельности обучающегося является педагогический мониторинг, составляющими которого являются моделирование и диагностика указанной деятельности. Авторами настоящей статьи обосновано, что постановка прямой и обратной задачи может быть единой основой инженерно-технологической основой моделирования образовательной деятельности, платформой для применения всех математических методов в педагогическом мониторинге. Теоре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.