Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2017
УДК 796.862
ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-РАПИРИСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ ВЕДЕНИЯ БОЯ
София Борисовна Лаврентьева, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены данные о значимости ведущих для фехтовальщиков волевых качеств, развитие и проявление которых необходимы спортсмену в тренировочно-соревновательной деятельности. Определены признаки проявления ведущих волевых качеств в деятельности фехтовальщиков-рапиристов. В процессе исследования проведены наблюдения за спортивной деятельностью и интервьюирование тренеров высококвалифицированных рапиристов. Полученные данные исследования позволили выявить соотношения проявлений волевых качеств рапиристов разной манеры соревновательной борьбы. А также установить степень их выраженности, что способствовало конкретизации признаков проявления стиля ведения боя фехтовальщиков.
Ключевые слова: индивидуальный стиль ведения боя, волевые качества, соревновательная деятельность, фехтовальщики-рапиристы.
MANIFESTATION OF VOLITIONAL QUALITIES OF FOIL FENCERS OF DIFFERENT STYLES OF COMBAT
Sofia Borisovna Lavrenteva, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents data on the importance of volitional qualities for the fencers, the development and manifestation of which are necessary for the athlete in training and competitive activities. The signs of the manifestation of the leading volitional qualities in the activity of foil fencers have been determined. In the course of the research, observations were made of the sports activities of highly skilled fencers and the interviewing of their trainers. The obtained data of the research made it possible to reveal the correlation of manifestations of volitional qualities foil fencers of a different manner of competitive struggle. Also it let the author establish the degree of their expression, and it contributed to the definition of the style of fighting fencers.
Keywords: individual style of combat, volitional qualities, competitive activity, foil fencers.
ВВЕДЕНИЕ
Фехтование сочетает в себе большое количество требований к соревновательной деятельности. Начиная от оптимальной физической и функциональной готовности, основанной в первую очередь на сочетании координационных, скоростно-силовых качеств и видов быстроты реакции, продолжая высочайшей технической подготовленностью, умением искусно владеть спортивным оружием и своим телом, заканчивая отличной тактической готовностью, которая также сильно зависит от интеллектуальной и психологической подготовки. Эти требования преследуют цель победить противника, нанести укол и не пропустить укол самому. Все действия фехтовальщика должны быть своевременными, молниеносными, и несмотря на возможную непредсказуемость хода поединка, спортсмен должен максимально сохранять самообладание. Соблюдение данных условий обеспечивается высоким уровнем технико-тактического мастерства, интеллектуальных способностей и волевых качеств [1; 7].
Цель исследования: Определить уровень проявления волевых качеств у фехтовальщиков-рапиристов в зависимости от присущих им индивидуальных стилей ведения
боя.
Задачи исследования:
1. Выявить признаки основных волевых качеств, присущих фехтовальщикам-рапиристам.
2. Определить степень проявления волевых качеств у представителей разных стилей ведения боя.
Проявление физических качеств обусловлено сложными процессами, как биомеханическими и физиологическими, так и психоэмоциональными, связанными с типами нервной деятельности, уровнем развития волевых качеств, и зависящими от внешних и внутренних раздражающих факторов, проще говоря, от способности адаптироваться к стрессовым ситуациям. [3; 6]. Планомерное развитие волевых качеств является одной из важных задач подготовки фехтовальщиков. Нами были выделены основные волевые качества рапиристов, которые необходимы им для успешной соревновательной деятельности: самообладание, решительность, настойчивость, смелость, инициативность, дисциплинированность и самообладание. [1; 2; 5; 7] Эти качества имеют структурные элементы и по-разному оценивается уровень их развития.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе исследования проводились наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью квалифицированных фехтовальщиков (128 боев) и опрос тренеров. Были выбраны 15 рапиристов, представляющих выделенные нами ранее стили ведения боя [4]. Представителей позиционно-наступательного стиля - 3 человека, маневрен-но-наступательного стиля - 4 человека, маневренно-оборонительного - 6 человек, а также выявлены фехтовальщики, склонные к комбинированному стилю ведения боя - 2.
При наблюдении за каждым фехтовальщиком, и интервьюировании тренеров испытуемых спортсменов, производилась оценка степени проявлений волевых качеств по 5-ти бальной шкале с учетом погрешностей от 0,1 до 0,5 балла. Оценивание результатов производила экспертная комиссия в составе трех высококвалифицированных специалистов в теории и практике фехтования. Оценка происходила по проявляемым параметрам, составляющим характеристики определенного качества спортсмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе наблюдений за соревновательной деятельностью и опроса тренеров высококвалифицированных спортсменов, экспертной комиссией выделялись основные специализированные признаки проявления волевых качеств, присущие рапиристам разных стилей:
1. Самообладание:
• Устойчивое психоэмоциональное состояние в бою с сильным соперником;
• Сохранение техники при изменении скорости и темпа действий;
• Контроль действий противника и их использование;
• Высокая ориентировка в пространстве и времени в сложных боевых ситуациях.
2. Настойчивость:
• Достижение цели в любых боевых ситуациях;
• Целенаправленное многократное повторение действия при его усвоении;
• Сохранение боевой активности в стрессовых ситуациях;
• Сохранение тактической концентрации все периоды боя.
3. Дисциплинированность:
• Стабильный контроль поведения на тренировках и соревнованиях;
• Соблюдение правил, установленных на тренировках, регламента турниров;
• Способность объективно оценивать и контролировать свои действия;
• Соблюдение спортивного режима: тренировок, питания, сна.
4. Смелость:
• Готовность встречаться в бою с более сильным противником;
• Готовность рисковать в сложных боевых ситуациях;
• Сохранение уверенности в себе при неудачах в бою;
• Боевая активность возрастает в стрессовых ситуациях.
5. Инициативность:
• Самостоятельность в решении технико-тактических задач в бою;
• Сохранение уверенности в себе и своих действиях в бою с любым противником;
• Высокая активность во время всего боя, фехтование первым номером;
• Быстрый захват и владение инициативой в бою.
6. Решительность:
• Быстрая оценка боевой ситуации, принятие решение и его эффективное осуществление;
• Хорошая концентрация и мобилизация в сложных боевых ситуациях;
• Готовность рисковать в нужный момент боя;
• Удержание инициативы в бою как в открытом ее владении, так и скрытом.
В результате дальнейшего исследования мы получили следующие данные. Все фехтовальщика проявляют волевые качества на хорошем уровне и стремятся к их совершенствованию. Однако нами были определены некоторые различия в степени их проявления на соревнованиях и в тренировочного процессе (Таблица 1, Рисунок 1). Таблица 1 - Проявление волевых качеств у фехтовальщиков рапиристов разных стилей ведения боя, п=15
Индивидуальный стиль Волевые качества, баллы
ведения боя фехто- Инициатив - Настойчи- Решитель- Смелость Самооблада- Дисциплини-
вальщиков-рапиристов ность вость ность ние рованность
Позиционно- 4,18±0,26 3,53±0,24 3,69±0,21 4,59±0,14 3,43±0,20 3,38±0,12
наступательный (П-Н)
Маневренно- 4,56±0,19 3,68±0,27 4,62±0,17 4,24±0,29 4,04±0,13 3,87±0,21
наступательный (М-Н)
Маневренно- 4,74±0,15 4,25±0,22 4,05±0,23 3,84±0,19 4,13±0,31 3,48±0,18
оборонительный (М-О)
Комбинированный (К) 4,87±0,17 4,47±0,20 4,91±0,23 4,43±0,26 4,65±0,28 3,55±0,14
« я П-Н - М-Н Р > 0,05 р < 0,05 р > 0,05
и о П-Н - М-О р < 0,05 р > 0,05
8 ч к ° П-Н - К р < 0,05 р > 0,05 р < 0,05 р > 0,05
о нЧ М-Н - М-О р > 0,05 р < 0,05 р > 0,05
§ М-Н - К р > 0,05 р < 0,05 р > 0,05 р < 0,05 р > 0,05
о М-О - К р > 0,05 р < 0,05 р > 0,05
маневренно-наступательный » » » маневренно-оборонительный
• позиционно-наступательный комбинированный
Инициативность
Рисунок 1 - Проявление волевых качеств у фехтовальщиков рапиристов разных стилей ведения боя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследований показали некоторые различия в проявлении волевых качеств у представителей разных стилей ведения боя фехтовальщиков-рапиристов. Фехтовальщики позиционно-наступательного стиля в большей степени проявляют такие качества, как инициативность, решительность, смелость, и в меньшей - настойчивость, дисциплинированность и самообладание. Представители маневренно-наступательного стиля ведения боя проявляют решительность, инициативность, смелость, самообладание, в меньшей - настойчивость, дисциплинированность. Те, кто склонен к маневренно-оборонительному стилю в большей степени проявляют самообладание, инициативность, настойчивость, решительность, в меньшей - дисциплинированность и смелость. Представители комбинированного стиля в большей степени проявляют инициативность, настойчивость, решительность, смелость и самообладание, в меньшей - дисциплинированность.
При определении достоверности различий между представителями разных стилей ведения боя по степени проявления волевых качеств было выявлено, что их уровень не всегда определяет отличия в манере соревновательной борьбы. Но, несмотря на это, вывод остается в том, что показатели представителей комбинированного стиля в большинстве случаев достоверно превышает показатели других стилей. Это указывает нам на то, что волевая подготовка играет немаловажную роль в совершенствовании спортсмена, и в формировании комбинированного стиля. Необходимо уделять ей особое внимание при индивидуализации подготовки, совершенствовать волевые качества в комплексе с физической и технико-тактической тренировкой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркадьев, В.А. Тактика в фехтовании / В. А. Аркадьев. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 182 с.
2. Жаров, К.П. Волевая подготовка спортсменов / К.П. Жарков. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - 39 с
3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 352 с.
4. Лаврентьева, С.Б. Индивидуальные стили фехтовальщиков рапиристов высокой квалификации / С.Б. Лаврентьева, Г.Б. Шустиков // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Международный конгресс. 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия : материалы конгресса. Ч. 1. - СПб. : Издательство Политехнического университета, 2016. - С. 496-500.
5. Психология : учебник для вузов / отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Проспект, 2005. - 752 с.
6. Шустиков, Г.Б. Применение уколов повышенной сложности и ее значение в современном фехтовании на рапирах / Г.Б. Шустиков, А.В. Деев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 182-185.
7. Шустиков, Г.Б. Психологическая подготовка в фехтовании / Г.Б. Шустиков ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2012. - 47 с.
REFERENCES
1. Arkadyev, V.A. (1969), Tactics in fencing, Physical culture and sports, Moscow.
2. Zharov, K.P. (1967), Volitional training of athletes, Physical culture and sports, Moscow.
3. Ilyin, E.P. (2012), Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.
4. Lavrentieva, S.B. and Shustikov, G.B. (2016), "Individual styles of the men's foil fencers of high qualification", Olympic sports and sport for all. XX International Congress. December 16-18, 2016, St. Petersburg, Russia: Proceedings of the Congress: [at 2 p.], St. Petersburg, Polytechnic University Publishing and Printing Center, Part 1, pp. 496-500.
5. Ed. Krylov, А.А. (2005), Psychology, TK Velbi, Prospekt, Moscow.
6. Shustikov, G.B. and Deyev, A.V. (2013), "Application of pricks of the increased complexity in modern fencing on rapiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 3, pp. 182-
185.
7. Shustikov, G.B. (2012), Psychological preparation in fencing, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.07.2017
УДК 796.011.3
ФУНКЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В
РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук,
Московский педагогический государственный университет, Москва
Аннотация
В статье исследованы особенности проявления активности личности, в процессе физического воспитания будущего специалиста. Раскрыто значение физкультурной и спортивно-массовой деятельности в создании предпосылок для формирования личности. Определено место физкуль-турно-образовательной среды в профессионально-образовательном и культурном пространстве вуза. Сформулированы функции физкультурно-образовательной среды в процессе комплексного педагогического воздействия ее на личность. Выявлены основные условия формирования в вузе благоприятной физкультурно-образовательной среды. Установлена активная роль взаимодействия личности и образовательной среды в создании предпосылок развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. Представлены результаты обобщения отзывов на выпускников, характеризующие уровень их подготовленности при целенаправленном воздействии образовательной среды вуза.
Ключевые слова: активность личности, физкультурно-образовательная среда, индивидуально-ориентированное обучение, физкультурно-образовательная и спортивно-массовая направленность обучения.
FUNCTIONS OF PHYSICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT IN IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL-ORIENTED MODEL OF TRAINING
Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg, Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Moscow Pedagogical State University, Moscow
Annotation
The article investigates the features of manifestation of the personality activity in the process of physical education of the future specialist. The importance of physical culture and sports-mass activity in creation of prerequisites for the formation of personality is revealed. The place of the physical culture and educational environment in the vocational-educational and cultural space of the university is determined. The functions of the physical culture and educational environment in the process of the complex pedagogical influence of the individual on the personality are formulated. The main conditions for creating a favorable physical culture and sports environment in the university are revealed. The active role of interaction between the individual and the educational environment in creating the prerequisites for the development of personal and professional qualities of students is established. The results of summarizing the responses to graduates characterizing the level of their preparedness with the purposeful impact of the educational environment of the university are presented.
Keywords: personality activity, physical and educational environment, individually oriented education, physical culture and sports-mass orientation of education.