распределение видов специализированной деятельности с учетом психической напряженности нагрузки в тренировке фехтовальщиков
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 17.06.2021 г.
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1
Аспирант А.Д. Кравцов1
Фоссийский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
DISTRIBUTION OF TYPES OF SPECIALIZED ACTIVITIES TAKING INTO ACCOUNT THE MENTAL TENSION OF THE LOAD IN THE TRAINING OF FENTERS
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor L.G. Ryzhkova1
Graduate student A.D. Kravtsov1
1 Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIFK), Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - определить виды специализированной нагрузки в условиях тренировочного занятия в соответствии с уровнем психической напряженности у фехтовальщиков.
Результаты исследования и выводы. Психическая напряженность оказывает существенное влияние на эффективность выполняемой тренировочной работы спортсмена. Необходимо учитывать суммарную нагрузку тренировочного занятия, которая состоит из показателей двигательной составляющей и характеристик воздействия на психическую сферу спортсменов. В ходе исследования предложена шкала оценки психической напряженности видов тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщиков, которая построена на основе психологической установки на выполняемую специализированную работу. На основе шкалы распределения специализированной нагрузки тренерам разработана компьютерная программа, в которой заложена формула суммарной оценки психической напряженности деятельности спортсменов на тренировочном занятии, с учетом величины и направленности нагрузки.
Внедрение в тренировочный процесс механизма расчета степени психического воздействия на фехтовальщиков видов специализированной нагрузки позволило добиться рационального распределения тренировочных занятий, различающихся по величине и направленности нагрузки, что положительно отразилось на результатах выступления квалифицированных фехтовальщиков на рапирах.
Ключевые слова: квалифицированные фехтовальщики, психическая напряженность, специализированная деятельность, тренировочные задания.
Abstract
Objective of the study was to analyze benefits of a mental-stress-based customized special training system for fencing sport. Results and conclusion. Mental-stress is known to heavily influence practical efficiency of training systems in many sports including elite fencing sport where it is common for the coaches to consider both the mental and physical stresses of every training session. Our study was designed to offer a new fencing sport training/ competitive mental stress rating scale that may be applied for mental conditioning of the fencers for the specific stressors. We used the mental-stress rating scale to develop a software for calculating the mental stress for every training/ competitive mission knowing the mental stress origins and focuses. The new training/ competitive mental-stress rating scale piloting experiment in the elite fencers training system found it beneficial for the mental-stress-sensitive training process design and management as verified by the competitive progress of the sample in the foil events.
Keywords: skilled fencers, mental stress, specialized activity, training tasks.
Введение. Фехтовальный бой всегда является стрессом для его участников. Экстремальные условия соревнований создают психологическую стрессовую реакцию у спортсменов. Предрасположенность к их воздействиям связана с индивидуальным психологическим настроем, так как стрессовые реакции вызывают нарушения техники движений и тактического мышления у соревнующихся. Стрессовая реакция зависит от предварительной оценки угрозы, а характер оценки - от эмоционального состояния, которое поддается тренировке (Рыжкова Л. Г., 2014, Lazarus R. S., 1967). Значит, стрессовая реакция может быть устранена или уменьшена за счет правильно организованной адаптационной подготовки.
Цель исследования - определить виды специализированной нагрузки в условиях тренировочного занятия в соответствии с уровнем психической напряженности у фехтовальщиков.
Результаты исследования и их обсуждение. В подготовке квалифицированных фехтовальщиков используются различные виды специализированной деятельности, включая самостоятельную работу над техникой передвижений и управления клинком, парные упражнения (с обусловленными действиями, действиями с выбором и переключением, необусловленными действиями), индивидуальные уроки с тренером, тренировочные бои с установкой тренера и бои на результат. И совершенно очевидно, что каждый из пред-
№12 • 2021 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
ставленных видов оказывает определенное воздействие на психическую сферу спортсменов.
В фехтовании нагрузка оценивается не только объемом и интенсивностью тренировочной работы, но и психической напряженностью, которая сопровождает выполнение определенного вида специализированной деятельности. К примеру, упражнения на технику выполнения приемов передвижений, выполняемые самостоятельно, при существенных затратах двигательной сферы фехтовальщика вызывают незначительные усилия его психической сферы. В то же время индивидуальные уроки с тренером, когда моделируются ситуации соревновательного боя, сопровождаются существенным повышением психической напряженности выполняемой деятельности, требующей соответствующего уровня технико-тактической подготовленности. Самое высокое психическое напряжение возникает в боях на ответственных соревнованиях, влияющих на рейтинг спортсмена.
Учитывая, что самый высокий уровень психической напряженности соответствует участию фехтовальщиков на ответственных соревнованиях, которые требуют мобилизации всех психических возможностей, тренировочный процесс следует строить таким образом, чтобы уровень психической напряженности нагрузки по видам специализированной деятельности на каждом занятии не превышал соревновательный.
Предложенная В. С. Келлером и Л. В. Сайчуком (1966) примерная шкала, распределяющая виды специализированной деятельности фехтовальщиков по их воздействию на психическую сферу спортсмена, позволяет оценить степень психической напряженности спортсмена при выполнении каждого вида деятельности (табл. 1).
Вместе с тем, в предложенной шкале оценка психической напряженности фехтовальщиков во всех группах упражнений имеет диапазон от двух до трех баллов. Значит, оценка по предложенной шкале несколько субъективна, так как не позволяет разграничить степень психической напряженности, к примеру, между тренировочными боями, учебными
боями, парными упражнениями с необусловленным завершением действий и индивидуальными уроками с тренером, и все они могут быть оценены 8-ю баллами. Более того, сюда попали виды деятельности, никак не связанные со спецификой фехтования, такие как спортивные игры, утренняя зарядка, разминка, упражнения для совершенствования физических качеств.
Нам представляется, что необходимо сузить диагностический диапазон перечисленных видов деятельности и конкретизировать влияние на психическую сферу спортсменов каждого вида деятельности. Не претендуя на открытие, мы представили более детальную оценку степени психической напряженности при выполнении заданий в различных видах деятельности (табл. 2).
Предложенная нами шкала оценки психической напряженности видов тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщиков построена на основе психологической установки на выполняемую специализированную работу. Ведь совершенно очевидно, что, даже выполняя несложную по психическому напряжению деятельность, фехтовальщик высокого уровня «заряжен» только на максимальный результат. В процессе подготовки такого уровня спортсменов не может быть тренировочных боев, упражнений в парах с невысокой или низкой мотивацией достижения.
На основе разработанной шкалы распределения специализированной нагрузки тренерам была предложена компьютерная программа, в которой заложена формула суммарной оценки психической напряженности деятельности спортсменов на тренировочном занятии, с учетом величины и направленности нагрузки. Тренерам и спортсменам было предложено рассчитать величину психической напряженности планируемой или выполненной деятельности.
Наблюдения за тренировочным процессом квалифицированных фехтовальщиков на рапирах позволили определить примерные временные части тренировочных занятий. Так, из трехчасовой тренировки на разминку, в которой со-
Таблица 1. Психическая напряженность деятельности фехтовальщиков при выполнении специализированных упражнений различной направленности (по В.С. Келлеру и Л.В. Сайчуку)
Группы упражнений Наименование упражнений Степень психической напряженности, баллы
I Соревновательные бои в ответственных соревнованиях 8-10
II Тренировочные бои на результат и соревновательные бои в «подводящих» соревнованиях 6-8
III Учебные бои. Взаимоупражнения на необусловленные окончания действий, индивидуальные уроки у тренера, спортивные игры 4-6
IV Взаимоупражнения с партнером на заранее обусловленные действия 3-4
V Упражнения, применяемые в самостоятельной работе над техникой (на подсобных снарядах, у зеркала, имитация боевых действий, бои с тенью); в утренней зарядке, разминке, при направленной работе над физическими качествами и т.п. 1-3
Таблица 2. Виды специализированной деятельности, определяющие уровень психической напряженности видов тренировочной и соревновательной нагрузки, выполняемой фехтовальщиками
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Виды деятельности и упражнения Степень психической напряженности, баллы
Упражнения на технику выполнения приемов передвижений, выполняемые самостоятельно 1
Упражнения на технику выполнения приемов передвижений с уколом (ударом) в мишень (маску). Бои «с тенью» 2
Парные упражнения с обусловленными действиями 3
Парные упражнения, моделирующие схватки, в которых предусмотрены действия с выбором и переключением 4
Парные упражнения, выполняемые как необусловленные «контры» 5
Индивидуальный урок с тренером 6
Тренировочные бои с установкой тренера 7
Тренировочные бои на результат (боевая практика, разминочные бои на соревновании) 8
Соревновательные бои, не влияющие на рейтинг спортсмена (контрольные прикидки) 9
Бои в ответственных соревнованиях, влияющие на рейтинг спортсмена 10
26
http://www.teoriya.ru
№12^ 2021 Декабрь | December
держатся беговые и общеразвивающие упражнения, отводится примерно 30 мин, заключительная часть, в которой спортсмены либо переключаются на игровую деятельность (футбол, баскетбол и др.), либо выполняют упражнения на растяжку и расслабление, длится примерно 20 мин. Таким образом, весь спектр специализированных тренировочных заданий может быть выполнен примерно в течение 130 мин.
Предложенная программа позволяет заранее рассчитать степень психического воздействия планируемой тренировочной деятельности. Так, если на тренировочном занятии технико-тактической направленности спортсмен последовательно выполняет 15 мин упражнения на технику приемов передвижений, 15 мин - упражнения у мишени, 20 мин -упражнения в парах, моделирующих условия с выбором и переключением, 20 мин - упражнения в парах, выполняемые как необусловленные «контры», далее в течение 40 минут получает индивидуальный урок, а затем в течение 50 мин проводит тренировочные бои на результат, то степень психической напряженности оценивается на уровне 5,406 балла.
В то же время, исходя из тех же временных параметров, если запланировать соревновательные бои на результат (прикидку), предварительно выполнив упражнения на технику у мишени в течение 10 мин и получив индивидуальный урок в течение 20 мин, то степень психической напряженности данной деятельности оценивается на уровне 8 баллов.
Внедрение в тренировочный процесс механизма расчета степени психического воздействия на фехтовальщиков видов специализированной нагрузки позволило добиться рационального распределения тренировочных занятий, различающихся по величине и направленности нагрузки, что положительно отразилось на результатах выступления квалифицированных фехтовальщиков на рапирах. Подобная практика предварительного расчета психической напряженности предстоящей деятельности может лечь в основу расчета суммарного воздействия видов специализированных заданий в течение недельного микроцикла тренировки. Особенно это важно при непосредственной подготовке к важнейшим отборочным стартам сезона, чтобы не допустить состояния «перегрузки» и превышения уровня адекватного психического восприятия предстоящего фехтовального противоборства.
Выводы. Таким образом, следует отметить, что психическая напряженность оказывает существенное влияние на эффективность выполняемой тренировочной работы спортсмена. Необходимо учитывать суммарную нагрузку тренировочного занятия, которая состоит из показателей двигательной составляющей и характеристик воздействия на психическую сферу спортсменов.
В тренировке необходимо избирательно подходить к подбору видов деятельности, учитывая, что суммарное их воздействие на психическое и эмоциональное возбуждение спортсменов не должно превышать уровня соревновательного стресса. Это позволит управлять величиной психической напряженности тренировочного процесса и подвести фехтовальщиков к главным соревнованиям сезона на «пике» спортивной формы.
Использованная литература
1. Анохин П.К. Эмоции и здоровье / П.К. Анохин, В.К. Судаков // Будущее науки. - М.: Знание, 1973. - С. 24-38.
2. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. - Киев: «Здоров'я», 1977. - 184 с.
3. Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 99-107.
4. Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / В.Л. Марищук / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 72-87.
5. Найдиффер Р.М. Определение и формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения / Р.М. Найдиффер // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 189-204.
6. Рашелл Б.С. Методика измерения стресс-толерантности у спортсменов высокого класса / Б.С. Рашелл // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 125-135.
7. Родионов А.В. Психология спортивного поединка / А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 120 с.
8. Родионов А. В. Новые подходы в подготовке фехтовальщиков / А.В. Родионов, В.Г. Сивицкий. - Минск: Веды, 2002. - 182 с.
9. Рыжкова Л.Г. Техника и тактика спортивного фехтования / Л.Г. Рыжкова // Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой. - М.: Человек, 2014. - С. 19-28.
10. Рыжкова Л.Г. Функциональные составляющие боевых действий / Л.Г. Рыжкова // Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой. - М.: Человек, 2014. - С. 28-32.
11. Рыжкова Л.Г. Психология боя, тактика фехтования и личность спортсмена / Л.Г. Рыжкова // Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой. - М.: Человек, 2014. - С. 32-33.
12. Скибицкий И.Г. Психические напряжения в спорте / И.Г. Скибиц-кий, Ю.Ю. Гришко // Актуальные аспекты современной науки: сб. матер. III междунар. науч.-практ. конференции (г. Липецк, 20 декабря 2013 г.). - Липецк: РаДуши, 2013. - С. 98-104.
13. Тышлер Д.А. Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка / Д.А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова. - М.: Академический Проект, 2010. - 183 с.
References
1.
Anokhin P.K., Sudakov V.K. Emotsii i zdorovye [Emotions and health]. Budushchee nauki. Moscow: Znanie publ., 1973. pp. 24-38. Keller V.S. Deyatelnost sportsmenov v variativnykh konfliktnykh situ-atsiyakh [Athletes' activity in variable conflict situations]. Kiev: Zdoro-vya publ., 1977. 184 p.
Kiselev Y.Y. Otsenka emotsionalnogo vozbuzhdeniya v realnykh us-loviyakh sportivnoy deyatelnosti [Rating of emotional excitement in real conditions of sports activity]. Stress i trevoga v sporte [Stress and Anxiety in Sports]. Collected intern. articles. Comp. by Y.L. Hanin. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1983. pp. 99-107. Marischuk V.L. Pereraspredelenie funktsionalnyikh rezervov v orga-nizme sportsmena kak pokazatel stressa [Redistribution of functional reserves in athlete's body as indicator of stress]. Stress i trevoga v sporte [Stress and Anxiety in Sports]. Collected intern. articles. Comp. byY.L. Hanin. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1983. p. 72-87. Naydiffer R.M. Opredelenie i formirovanie optimalnogo urovnya emotsionalnogo vozbuzhdeniya [Determination and formation of optimal level of emotional arousal]. Stress i trevoga v sporte [Stress and Anxiety in Sports]. Collected intern. articles. Comp. by Y.L. Hanin. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1983. pp. 189-204. Rachell B.S. Metodika izmereniya stress-tolerantnosti u sportsmenov vysokogo klassa [Stress tolerance rating methods in elite sports]. Stress i trevoga v sporte [Stress and Anxiety in Sports]. Collected intern. articles. Comp. by Y.L. Hanin. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1983. pp. 125-135.
Rodionov A.V. Psikhologiya sportivnogo poedinka [Sports duel psychology]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1968. 120 p. Rodionov A.V., Sivitskiy V.G. Novye podkhody v podgotovke fekh-tovalshchikov [New approaches in fencing training]. Minsk: Vedy publ., 2002. 182 p.
Ryzhkova L.G. Tekhnika i taktika sportivnogo fekhtovaniya [Competitive fencing; technique and tactics]. Fekhtovanie. XXI vek. Tekhnika. Taktika. Psikhologiya. Upravlenie trenirovkoy [Fencing. XXI Century. Technique. Tactics. Psychology. Workout management]. Moscow: Chelovek publ., 2014. pp. 19-28.
10. Ryizhkova L.G. Funktsionalnye sostavlyayushchie boevykh deystviy [Functional components of military operations]. Fekhtovanie. XXI vek. Tekhnika. Taktika. Psikhologiya. Upravlenie trenirovkoy [Fencing. XXI Century. Technique. Tactics. Psychology. Workout management]. Moscow: Chelovek publ., 2014. pp. 28-32.
Ryzhkova L.G. Psikhologiya boya, taktika fekhtovaniya i lichnost sports-mena [Combat psychology, fencing tactics and athlete's personality]. Fekhtovanie. XXI vek. Tekhnika. Taktika. Psikhologiya. Upravlenie trenirovkoy [Fencing. XXI Century. Technique. Tactics. Psychology. Workout management]. Moscow: Chelovek publ., 2014. pp. 32-33.
12. Skibitskiy I.G., Grishko Y.Y. Psikhicheskie napryazheniya v sporte [Mental stress in sports]. Aktualnye aspekty sovremennoy nauki [Actual aspects of modern science]. Proc. III intern. res.-pract. conference (Lipetsk, December 20 2013). Lipetsk: RaDushi publ., 2013. pp. 98-104.
13. Tyshler D.A., Ryzhkova L.G. Fekhtovanie. Tekhniko-takticheskaya i funktsionalnaya trenirovka [Technical-tactical and functional training]. Moscow: Akademicheskiy Proekt publ., 2010. 183 p.
14. Lazarus R.S. Stress theory and psychophysiological research. Fors-vars medicin, 1967. 3. Suyyl. No 2.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
11
№12 • 2021 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru