Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРВАЛОВ ОТДЫХА И ПОСТРОЕНИЕ РЕЖИМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ С ЮНОШАМИ-РАПИРИСТАМИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРВАЛОВ ОТДЫХА И ПОСТРОЕНИЕ РЕЖИМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ С ЮНОШАМИ-РАПИРИСТАМИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕХТОВАНИЕ / РАПИРА / РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ОТДЫХА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК / FENCING / RAPIER / WORK AND REST MODES / INDIVIDUAL LESSON

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чурин Виктор Михайлович

Введение: Актуализация проблематики оптимизации тренировочных нагрузок в индивидуальных уроках по фехтованию, как одном из основных методов тренировки на этапе совершенствования спортивного мастерства. Цель исследования: разработать методику построения оптимальных режимов деятельности в индивидуальных уроках технической и тактической направленности с фехтовальщиками-рапиристами 14-16 лет. Проблематика исследования: определить длительности интервалов отдыха (по данным изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у фехтовальщиков 14-16 лет) при выполнении специализированной деятельности в индивидуальных уроках. Методика: педагогический эксперимент по определению оптимальных режимов деятельности в индивидуальных уроках с различной направленностью. Анализ экспериментальных результатов: определены оптимальные интервалы отдыха (по показателям изменения ЧСС) у юношей-рапиристов на этапе становления спортивного мастерства при выполнении специализированной деятельности в индивидуальных занятиях. Выводы: выявленные интервалы работы и отдыха характеризуют режимы деятельности фехтовальщика в индивидуальном уроке и являются одним из важных слагаемых по регулированию тренировочной нагрузки в данной форме занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чурин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE DURATION OF REST INTERVALS AND BUILDING UP ACTIVITY MODES IN INDIVIDUAL LESSONS WITH YOUNG RAPIERS AT THE STAGE OF PERFECTION OF SPORTS SKILL

Actualization of the problem of optimization of the training loads in such sport as fencing and in individual lessons in particular, as one of the main methods of training at the stage of becoming a sportsman. The purpose of the study: to develop the methodology for constructing optimal modes of activity in individual lessons of technical and tactical orientation for improving the techniques and combat actions of the rapier fencers aged 14-16 years old. Research issues: determine the duration of rest intervals [based on heart rate changes (HRC) in fencers 14-16 years old] when performing specialized activities in individual lessons. Method: pedagogical experiment to determine the optimal modes of activity in individual lessons with different orientation. Analysis of experimental results: the optimal rest intervals (based on HRC) were determined for young rapiers at the stage of in-depth training when performing specialized activities in individual training sessions. Conclusions: the identified intervals of work and rest characterize the modes of activity of the fencer in an individual lesson and are one of the important components for regulating the training load in this form of training.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРВАЛОВ ОТДЫХА И ПОСТРОЕНИЕ РЕЖИМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ С ЮНОШАМИ-РАПИРИСТАМИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

УДК 796.862

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРВАЛОВ ОТДЫХА И ПОСТРОЕНИЕ РЕЖИМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ С ЮНОШАМИ-РАПИРИСТАМИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО

МАСТЕРСТВА

Виктор Михайлович Чурин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение: Актуализация проблематики оптимизации тренировочных нагрузок в индивидуальных уроках по фехтованию, как одном из основных методов тренировки на этапе совершенствования спортивного мастерства. Цель исследования: разработать методику построения оптимальных режимов деятельности в индивидуальных уроках технической и тактической направленности с фехтовальщиками-рапиристами 14-16 лет. Проблематика исследования: определить длительности интервалов отдыха (по данным изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у фехтовальщиков 14-16 лет) при выполнении специализированной деятельности в индивидуальных уроках. Методика: педагогический эксперимент по определению оптимальных режимов деятельности в индивидуальных уроках с различной направленностью. Анализ экспериментальных результатов: определены оптимальные интервалы отдыха (по показателям изменения ЧСС) у юношей-рапиристов на этапе становления спортивного мастерства при выполнении специализированной деятельности в индивидуальных занятиях.

Выводы: выявленные интервалы работы и отдыха характеризуют режимы деятельности фехтовальщика в индивидуальном уроке и являются одним из важных слагаемых по регулированию тренировочной нагрузки в данной форме занятий.

Ключевые слова: фехтование, рапира, режимы работы и отдыха, индивидуальный урок.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p442-446

DETERMINING THE DURATION OF REST INTERVALS AND BUILDING UP ACTIVITY MODES IN INDIVIDUAL LESSONS WITH YOUNG RAPIERS AT THE STAGE OF PERFECTION OF SPORTS SKILL

Victor Mikhailovich Churin, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

Actualization of the problem of optimization of the training loads in such sport as fencing and in individual lessons in particular, as one of the main methods of training at the stage of becoming a sportsman. The purpose of the study: to develop the methodology for constructing optimal modes of activity in individual lessons of technical and tactical orientation for improving the techniques and combat actions of the rapier fencers aged 14-16 years old. Research issues: determine the duration of rest intervals [based on heart rate changes (HRC) in fencers 14-16 years old] when performing specialized activities in individual lessons. Method: pedagogical experiment to determine the optimal modes of activity in individual lessons with different orientation. Analysis of experimental results: the optimal rest intervals (based on HRC) were determined for young rapiers at the stage of in-depth training when performing specialized activities in individual training sessions.

Conclusions: the identified intervals of work and rest characterize the modes of activity of the fencer in an individual lesson and are one of the important components for regulating the training load in this form of training.

Keywords: fencing, rapier, work and rest modes, individual lesson.

ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой специализированной нагрузки фехтовальщика является сочетание физических усилий, связанных со значительной мышечной работой, с высоким

нервно-эмоциональным напряжением. Для оценки влияния специальных упражнений на организм спортсменов-фехтовальщиков в учебно-тренировочных занятиях, с целью контроля нагрузки, использовался показатель ЧСС [3]. Вопросы, связанные с регламентацией тренировочных нагрузок в фехтовании, наиболее полно рассмотрены в настоящий момент при построении учебно-тренировочного процесса в годичном цикле [3]. Что же касается регламентации нагрузки непосредственно в тренировочном занятии и в индивидуальном уроке в частности, то этот вопрос в литературных источниках освещен недостаточно [1]. Актуальность нашего исследования обусловлена нехваткой данных в научно-методических источниках о регламентации тренировочной нагрузки в учебно-тренировочных занятиях в форме индивидуального урока с юношами-рапиристами на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Целью исследования явилось определение длительности интервалов отдыха (по данным изменения ЧСС у фехтовальщиков 14-16 лет) при выполнении специализированных действий в индивидуальных уроках технической и тактической направленности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент сводился к определению интервалов отдыха в индивидуальных уроках тренера с учеником по фехтованию. Вместе с дозами работы они характеризуют такой показатель специализированной нагрузки, как объем. Основными методами для решения этой задачи, были выбраны хронометрирование и пульсометрия [3]. Испытуемым давался индивидуальный урок технической, либо тактической направленности в естественных условиях фехтовального зала с использованием оптимальных доз (интервалов) работы, выявленных ранее [4]. В содержание индивидуального урока технической направленности, где основной задачей было совершенствование пространственно-временных характеристик техники выполнения специальных приемов, было включено освоение уколов повышенной сложности, как одного из основных элементов, обеспечивающих результативность в фехтовальном поединке [2]. Индивидуальные уроки, преимущественно с тактической направленностью сводились к освоению занимающимися умений изменять продолжительность и глубину передвижений, моментальные и ритмические параметры действий, направленность перемещений и движений оружием (защит, финтов, батманов, захватов), а также направленность уколов по секторам поражаемой поверхности [5]. На основании данных анкетного опроса тренеров, продолжительность индивидуальных уроков составляла 30 минут. Повторная нагрузка при применении повторного и интервального методов тренировки в индивидуальном уроке, давалась при восстановлении ЧСС на 80% от исходного состояния у спортсмена при каждой повторной дозе работы [1]. Измерение ЧСС проводилось с помощью пульсометра Polar Н10.В эксперименте приняло участие 12 фехтовальщиков-рапиристов, 1р и КМС, в возрасте 14-16 лет. Анализу было подвергнуто 24 индивидуальных урока.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Интервалы отдыха определялись по восстановлению ЧСС, характеризующей комплексное воздействие тренировочной нагрузки на организм занимающихся, во время выполнения специальных заданий в индивидуальных уроках технической и тактической направленности с использованием оптимальных доз (интервалов) работы. Другой важной предпосылкой нашего исследования было положение о том, что при планировании отдыха в повторном методе тренировки для реализации ранее отработанных (изученных) технических приемов и тактических действий, в условиях близких к соревновательным, необходимо использовать неполные интервалы отдыха (упражнение выполняется повторно в момент, когда работоспособность хотя еще и не восстановилась, но уже близка к до рабочему уровню [1]. Неполные интервалы отдыха составляли 60-80% времени, необходимого для восстановления работоспособности. В наших исследованиях это составило

время восстановления ЧСС до 80% относительно уровня ЧСС в исходном состоянии при каждой повторной дозе работы. В таблице 1 представлена характеристика интервалов отдыха в индивидуальных уроках индивидуальных уроках технической направленности при дозах работы до 4,5 и 6,5 минут.

Таблица 1 - Характеристика интервалов отдыха в индивидуальных уроках технической направленности с юношами-рапиристами 14-16 лет при дозах работы до 4,5 и 6,5 минут.

№ п/п Дозы работы до 4,5 мин Дозы работы до 6,5 мин

ЧСС уд/мин (XX ±х) Интервалы отдыха (мин;с) ЧСС уд/мин (X ±х) Интервалы отдыха (мин;с)

1 125±4,8 1 мин;22 с±5 с 122±3,3 1мин;43 с±7 с

2 130±4,8 1 мин;44 с±6 с 129±3,3 2мин;39 с±6 с

3 131±4,5 2 мин;21 с±5 с 127±8,0 2мин;44 с±5 с

4 138±3,8 3 мин;31 с±7 с 114±12,0

Анализируя таблицу 1 можно констатировать, что средняя продолжительность индивидуального урока при дозах (интервалах) работы до 4,5 минут составила 31,5 минуту. Частота сердечного ритма в заданный момент восстановления составляла 125±4,8 -138±3,8уд/мин. В процессе урока выявлено 4 интервала отдыха общей средней продолжительностью 9 минут 14 секунд. Хронометраж урока позволил определить активное время работы (22 мин 26 сек) и вычислить среднюю плотность урока технической направленности, которая составила при дозах (интервалах) работы до 4,5 минут — 71,2%.

В индивидуальном уроке технической направленности при дозах работы до 6,5 минут общая продолжительность составила 30 минут. Всего использовалось 3 полные дозы работы по 6,5 минут и одна неполная - в конце занятия. Активной работы в уроке -22 мин 45 сек, плотность - 78%. Общая продолжительность интервалов отдыха составила 7 мин 6 сек. Их продолжительность в зависимости от наступления утомления возрастала с 1,5 мин в первом интервале и до 3 мин в последнем.

Индивидуальный урок тактической направленности (таблица 2) при дозах работы до 2,5 минут имеет среднюю продолжительность равную 31 минуте 26 секундам. Общая продолжительность интервалов отдыха в уроке — 11 минут 46 секунд и в среднем составляет 1,5 минуты. Активное время работы -19 минут 40 секунд, таким образом, плотность урока составляла 63%.

Таблица 2 - Характеристика интервалов отдыха в индивидуальных уроках тактической направленности с юношами-рапиристами 14-16 лет при дозах работы до 2,5 и 3,5 минут

№ п/п Дозы работы до 2,5 мин Дозы работы до 3,5 мин

ЧСС уд/мин (X ±х) Интервалы отдыха (мин;с) ЧСС уд/мин (X ±х) Интервалы отдыха (мин;с)

1 101±6,8 1 мин;22 с±5 с 109±1,8 1 мин;22 с±5 с

2 106±6,7 1 мин;26 с±6 с 126±2,7 2 мин;16с±6 с

3 111±5,8 1 мин;30 с±4 с 130±4,6 2 мин;12с±5 с

4 119±2,4 1 мин;29с±6 с 137±4,2 3 мин;04 с±6 с

5 120±4,7 1 мин;26 с±7 с 129±2,1 3 мин;13 с±7 с

6 127±3,7 1мин;32 с±3 с

7 126±4,1 1мин;27 с±5 с

8 123±4,5 1мин;34 с±6 с

Анализируя индивидуальный урок с преимущественно тактической направленностью при дозах (интервалах) работы до 3,5 минут, можно отметить, что средняя длительность урока - 29 мин 35 с.

Из них - активное время составляло 17 мин 26 с, время отдыха (паузы) - 12 мин 8с, т. е. плотность урока составляла 59%, что ниже двигательной активности индивидуального урока такой же направленности, но с дозами (интервалами) работы до 2,5 мин (63%). Длительность интервалов отдыха составляла примерно 1,5 мин в начале работы и увеличивалась до 3 мин в конце урока, что явно говорит о наступлении утомления, преодолевая которое организм затрачивает больше времени на восстановление при больших

дозах работы. Частота пульса в заданный момент восстановления находилась в среднем на уровне 130 уд/мин.

Приведенные данные в таблицах 1 и 2 свидетельствуют о том, что интервалы отдыха, необходимые для восстановления работоспособности, зависят от длительности доз работы, как в индивидуальных уроках с преимущественно технической, так и с тактической направленностью. Более значительным по времени дозам работы соответствуют (в среднем) и более продолжительные интервалы отдыха. Однако, отмечена некоторая тенденция к увеличению продолжительности интервалов отдыха в уроках с преимущественно тактической направленностью, по сравнению с уроками направленными на совершенствование техники выполнения приемов и боевых действий. В соответствии с этим плотность индивидуальных уроков преимущественно с технической направленностью выше, чем в уроках тактической направленности (соответственно 71,2%; 78% и 63%; 59%.). Следовательно «напряженность» уроков тактической направленности выше, чем технической.

ВЫВОДЫ

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать следующие выводы.

В индивидуальных уроках с юношами-рапиристами 14-16 лет, преимущественно технической направленности (при продолжительности 30 минут), могут быть рекомендованы следующие режимы деятельности: дозы работы до 4,5 минут - интервалы отдыха: в пределах от 1,5 до 2,5 минут. Дозы работы до 6,5 минут - интервалы отдыха от 1,5 до 3 минут. В индивидуальных уроках преимущественно тактической направленности дозы работы - до 2,5 минут, при этом интервалы отдыха колеблются в пределах 1,5 минут, при дозах работы до 3,5 минут интервалы отдыха могут быть от 1,5 до 3 минут.

Выявленные интервалы работы и отдыха характеризуют режимы деятельности фехтовальщика в индивидуальном уроке и являются одним из важных слагаемых по регулированию его тренировочной нагрузки в данной форме занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варганов, Ю.В. Исследование работоспособности фехтовальщика в индивидуальном уроке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Варганов Юрий Владимирович. - Ленинград, 1972. - 22 с.

2. Деев, А. В. Обеспечение результативности фехтовального боя рапиристов высокой квалификации уколами повышенной сложности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Деев Андрей Владимирович. - Санкт-Петербург, 2017 - 22 с.

3. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Фехтование» / под общ. ред. А.Д. Мовшовича. - Москва : [б. и.], 2016. -252 с.

4. Чурин, В.М. Оптимальные интервалы работы в индивидуальных уроках технической и тактической направленности с юношами-рапиристами на этапе углубленной спортивной специализации / В.М. Чурин // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2019. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 125127.

5. Шустиков, Г.Б. Целевое структурирование содержания интегральной готовности фехтовальщиков / Г.Б. Шустиков, В.Г. Федоров, А.В. Деев // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2019. -Санкт-Петербург, 2020. - С. 130-132.

REFERENCES

1. Varganov, Yu.V. (1972), Research on the performance of a fencer in an individual lesson, dissertation, Leningrad.

2. Deev, A.V. (2017), Ensuring the effectiveness of fencing combat of highly qualified rapirists with injections of increased complexity, dissertation, St. Petersburg.

3. Movshovich, A.D. (2016), Approximate program of sports training in the sport of "Fencing", Moscow.

4. Churin, V. M. (2020), "Optimal intervals of work in individual lessons of technical and tactical orientation with young men- rappers at the stage of advanced sports specialization", Mater. the final scientific and practical conference of the faculty of the National state University ofphysical culture, sports and health. P. F. Lesgaft, St. Petersburg, for 2019, pp. 125-127.

5. Shustikov G.B., Fedorov V.G. and Deev A.V. (2020), "Target structuring of the content of integral readiness of fencers", Mater. the final scientific and practical conference of the faculty of the National state University of physical culture, sport and health. P. F. Lesgaft, St. Petersburg, for 2019, pp. 130-132

Контактная информация: Churin.vm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2020

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ

Денис Юрьевич Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, учитель физической культуры, Сочинский филиал всероссийского государственного университета юстиции, Средняя общеобразовательная школа № 65, г. Сочи

Аннотация

На учебных занятиях по физической культуре был отмечен низкий уровень развития координационных способностей учащихся. Прохождение программного материала по физическому воспитанию не обеспечивает должного развития и совершенствования координационных способностей. Выявленные особенности позволили выявить пути совершенствования координационных способностей учащихся. Одним из таких путей стала разработка методики совершенствования координационных способностей учащихся.

Ключевые слова: координационные способности, методика физического воспитания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p446-449

METHODS FOR IMPROVING STUDENTS ' COORDINATION ABILITIES

Denis Yurievich Shevchenko, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, physical education teacher, Sochi branch of the All-Russian State University of Justice, Secondary

School No. 65, Sochi

Abstract

In physical education classes, a low level of development of students' coordination abilities was noted. Passing the program material on physical education does not ensure proper development and improvement of coordination abilities. The identified features allowed us to identify the ways to improve the coordination abilities of students. One of these ways was to develop methods for improving students ' coordination abilities.

Keywords: coordination abilities, methods of physical education.

Многолетнее наблюдение за уровнем развития физических качеств и координационных способностей учащихся колледжа и старших школьников выявило элементы дисгармоничного развития двигательной сферы: более высокий уровень развития физических качеств, средний и низкий - координационных способностей [5].

Анализ учебно-методического материала по физическому воспитанию показал, что не в полной мере уделяется внимание координационному развитию учащихся, не учитывается значимость координационных способностей для профессиональной и трудовой деятельности выпускников средних общеобразовательных школ. В процессе физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.