информационных технологий: система тестирования на компьютере с мультимедийными возможностями (Диалог NIBELUNG), выполнение тестовых заданий и упражнений онлайн, проектные технологии (Mind Maps, веб-квесты - IT In Multicultural World).
Разработанный алгоритм способствует результативному формированию межкультурной коммуникативной компетенции студентов. Использование комплекса информационных технологий, которые создают виртуальную мультимедийную языковую среду обучения, повышают не только языковой уровень владения языком, но и облегчают процесс межкультурного взаимодействия, что особенно актуально в многонациональных студенческих группах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брылева, В. А. Развитие межкультурной компетенции студентов -лингвистов средствами виртуальной образовательной среды специального факультета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Брылева Вилена Александровна. - Волгоград, 2007. - 210 с.
2. Информационные технологии в языковом образовании: «Диалог Нибелунг» как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов / Э.Б. Калиниченко, Л.М. Иванова, М.Н. Раздобарова, А.В. Ланина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 62-65.
3. Киселёв, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник для бакалавров / Г.М. Киселёв, Р.В. Бочкова. - М. : Дашков и К., 2016. - 306 с.
4. Позднякова, Н.А. Дидактические свойства и функции средств новых информационных технологий в обучении иностранным языкам / Н.А. Позднякова // Системный анализ и информационные технологии. - Дубна, 2004. - С. 173-182.
REFERENCES
1. Bryleva, V. A. (2007), Development of intercultural competence of students -linguists by means of the virtual educational environment of the special faculty, dissertation, Volgograd.
2. Kalinichenko, E.B., Ivanova L.M., Razdobarova M.N. and Lanina A.V. (2017), "Information technology in language education: "Dialogue Nibelung" as a means of forming foreign language communicative competence of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147), pp. 62-65.
3. Kiselev, G.M. and Bochkova, R.V. (2016), Information technology in pedagogical education, manual, Dashkov and Ko., Moscow.
4. Pozdnyakova, N.A. (2004), "Didactic properties and functions of new information technology in foreign language teaching", System analysis and information technologies, Dubna, pp. 173-182.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2019
УДК 796.86
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОКЕ МЕТОДА «ВЕРБАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ТРЕНЕРА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У
ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Лариса Геннадьевна Рыжкова, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В представленной статье обсуждаются результаты научных исследований, направленных на совершенствование методики технико-тактической подготовки фехтовальщиков на этапе спортивной специализации. В экспериментальных испытаниях при проведении индивидуальных уроков с использованием метода «вербальной установки тренера» моделировались ситуации соревновательного боя. Обработка видеозаписей позволила оценить время подготовки и выполнения избранных действий в заданных тренером условиях. Результатом педагогического эксперимента
явилось повышение уровня тактических знаний и умений, что способствовало расширению состава действий для их применения в экстремальных ситуациях фехтовального боя.
Ключевые слова: фехтование на шпагах, этап спортивной специализации, индивидуальный урок, вербальные установки, тактические умения.
USE IN INDIVIDUAL LESSON OF THE METHOD OF "VERBAL COACH'S INSTRUCTIONS" FOR FORMATION OF SPECIAL SKILLS OF FENCERS AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION
Larisa Gennadyevna Ryzhkova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The article discusses the results of the scientific research aimed at improving the technique of technical and tactical training of swordsmen at the stage of sports specialization. In the experimental tests during the individual lessons with using the method of "verbal trainer" there have been simulated the competitive combat situations. Processing of video recordings allowed us to estimate the time of preparation and implementation of the selected actions within the specified trainer conditions. The result of the pedagogical experiment was an increase in the level of tactical knowledge and skills, which contributed to the expansion of the actions for their use in extreme situations of fencing combat.
Keywords: fencing on swords, stage of sports specialization, individual lesson, verbal installations, tactical skills.
Этап спортивной специализации, являясь ключевым в системе многолетней подготовки фехтовальщиков, отличается тем, что на нем постепенно формируется индивидуальный стиль боевой деятельности, в котором проявляются морфофункциональные, двигательные и психофизиологические особенности спортсменов [4, 5]. Кроме того, сильнейшие в своем виде фехтования юноши и девушки 13-14 лет получают возможность участия во всероссийских и международных турнирах. Немаловажна также и значимость уровня подготовленности фехтовальщиков на этапе спортивной специализации, как потенциального резерва национальной сборной команды. В этой связи содержание технико--тактической подготовки и ее научно обоснованное совершенствование в фехтовании представляется весьма значимой проблемой в общей системе тренировки высококвалифицированных фехтовальщиков. Таким образом, имеет место потребность проведения научного поиска, результатом которого могли бы стать практические рекомендации, направленные на совершенствование методики технико-тактической подготовки юных фехтовальщиков.
Цель настоящего исследования - оценить эффективность использования в индивидуальном уроке метода «вербальной установки тренера» при реализации тактических намерений в схватках фехтовального противоборства для повышения уровня технико-тактической подготовленности 13-14-летних фехтовальщиков на шпагах.
В исследовании применялись следующие методы: анализ научной и методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики.
Педагогические наблюдения предусматривали получение информации о содержании индивидуальных уроков тренеров на шпагах, для чего использовалась видеозапись с последующей расшифровкой применяемых способов противоборства, выполненной нотационно-графическими символами, которые были разработаны и апробированы в цикле научных работ и в дальнейшем модифицированы для использования в исследованиях соревновательной деятельности фехтовальщиков [1, 4].
Педагогический эксперимент проводился в период годичного цикла подготовки со спортсменами 13-14 лет, специализирующимися в фехтовании на шпагах (32 спортсмена, имеющих 1 юношеский - 2 взрослый разряды).
Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились в соответствии с программой по фехтованию для ДЮСШ, СДЮШОР и ШОР, определяющей содержание с
использованием традиционных форм и методов тренировки. При этом, со спортсменами экспериментальной группы использовалась разработанная нами для применения в индивидуальных уроках методика «вербальной установки тренера», направленная на повышение уровня тактических знаний, умений и навыков у занимающихся [2].
В экспериментальных испытаниях моделировались ситуации соревновательного боя, позволяющие оценить время подготовки и выполнения избранных действий в заданных тренером условиях. Тренер в индивидуальном уроке использует вербальные установки, в которых он сообщает спортсмену об избранном тактическом намерении применить определенное действие (комбинацию действий), заставляя спортсмена самостоятельно выбирать и применять разновидность противодействия. Испытуемые выбирают момент и дистанцию для эффективного противодействия действию тренера в заданной ситуации и завершают схватку нанесением укола.
В начале педагогического эксперимента для определения исходного уровня тактических знаний и умений у наблюдаемых фехтовальщиков и его последующего сравнения, а также для проверки идентичности сформированных групп по зависимым (исследуемым) переменным (времени выполнения задания) было проведено предварительное (констатирующее) обследование испытуемых экспериментальных и контрольных групп.
В конце эксперимента для определения произошедших у фехтовальщиков, участвующих в испытаниях, изменений в уровне тактических знаний, умений и навыков было проведено итоговое (констатирующее) обследование испытуемых экспериментальных и контрольных групп. Итоговое обследование осуществлялось идентично предварительному обследованию.
Констатирующие обследования участников испытаний проводились в виде тестирования, в котором оценивались временные показатели выполнения избранных действий в заданных тренером ситуациях. Проведение тестирования в условиях индивидуального урока с каждым спортсменом обеспечивало корректность и надежность полученных результатов, так как один и тот же тренер выступал в качестве противника для участников эксперимента.
Формирующий этап в педагогическом эксперименте осуществлялся с помощью специально построенной модели (методики) развивающих и формирующих воздействий на интеллектуальную и двигательную сферы участников эксперимента. Применение данной методики существенно дополнило содержание теоретической и практической подготовки фехтовальщиков, за счет «концентрации» содержания их тренировочного процесса на тактике подготовки и применения боевых действий [2, 3].
Оценка уровня тактических знаний, умений и навыков выполнялась с помощью видеозаписи тестирований испытуемых с последующей раскадровкой, которая позволила установить время выполнения избранных действий (комбинаций действий). Оценку действий испытуемых выполняла комиссия экспертов, которая состояла из трех квалифицированных специалистов по фехтованию, владеющих профессиональным опытом и обладающих специальными знаниями. Им было предложено оценить качество выполненных испытуемыми действий (комбинаций действий) в заданных ситуациях (от 1 до 5 баллов), с учетом допущенных информационных ошибок и пространственно-временного брака (или неточностей), по разработанной шкале баллов. При оценке согласованности мнений экспертов были получены коэффициенты конкордации (Ж), установленные на достоверном уровне (р <0,01), что подтверждает примерно одинаковый взгляд на анализируемые действия и объективность полученных результатов.
После продолжительного практического применения в процессе спортивной подготовки методики формирования и повышения уровня тактических умений и навыков при выборе ситуаций для эффективного применения боевых действий в тренировочной и соревновательной практике фехтовальщиков, был проведен констатирующий эксперимент, на котором повторно выполнялись заданные в тестах упражнения. Далее показатели
предварительного и итогового тестирований испытуемых сопоставлялись между собой.
В наших исследованиях для оценки взаимосвязи предварительных и итоговых испытаний при проведении педагогического эксперимента, был проведен однофакторный дисперсионный анализ, позволяющий количественно определить влияние внешних воздействий (факторов), а именно использования методики повышения уровня тактических знаний и умений с использованием метода «вербальной установки тренера».
Данная методика позволяет создавать ситуации, максимально приближенные к соревновательным, за счет заданных тренером моментных и дистанционных параметров схватки и его установок на информационный поиск противодействия его намерениям. При этом выбор разновидности действия и момента начала схватки остается за спортсменом.
Данная методика апробировалась в тренировочном процессе с фехтовальщиками на шпагах 13-14 лет, занимающихся фехтованием 4-5 лет и имеющих 1 юношеский - 2 взрослый разряды.
Педагогическая установка: реализация тактической информации об избранном тренером противодействии атакам, когда он в моделируемых ситуациях применяет контратаки уколом в вооруженную руку сверху или бездействует клинком.
Испытуемый выбирает разновидности атак или комбинации действий и начинает схватку после подготавливающего сближения (два шага вперед), противодействует контратаке тренера и произвольно чередует:
1) атаку простую уколом в вооруженную руку сверху и оппозицией в четвертое соединение;
2) атаку с прямым батманом в четвертое соединение и уколом прямо в вооруженную руку сверху с оппозицией в четвертое соединение;
3) атаку с прямым батманом в четвертое соединение и уколом переводом в туловище с оппозицией в шестое соединение;
4) атаку с батманом круговым в шестое соединение и уколом прямо в вооруженную
руку;
5) атаку с захватом круговым в шестое соединение и уколом прямо в вооруженную
руку;
6) атаку с батманом круговым в шестое соединение и уколом переводом в туловище;
7) атаку с захватом круговым в шестое соединение и уколом двойным переводом в вооруженную руку;
8) атаку простую уколом в вооруженную руку снизу с углом (вниз или в наружную сторону);
9) атаку ложную (простую, короткую) и действительную повторную атаку уколом в вооруженную руку сверху с «захлестом»;
10) атаку ложную (простую, короткую) и действительную атаку в вооруженную руку углом вверх.
Сравнительный анализ результатов предварительного тестирования зафиксировал примерно одинаковый уровень тактических знаний и умений, оцениваемый по времени и качеству выполнения действий, выбираемых на основе предварительно полученной от тренера информации, у участников испытаний. Однако по окончании формирующего этапа отмечаются существенные различия в показателях тестирования по результатам выполнения заданий фехтовальщиками экспериментальной и контрольной групп (таблица 1). Существенно различалось у испытуемых экспериментальной и контрольной групп время выполнения атаки и оценка экспертов качества их исполнения. Степень согласованности мнений тренеров зафиксирована на высоком уровне ^ = 0,78).
Результаты внедрения предлагаемой методики для повышения уровня тактических знаний, умений и навыков оценивались по степени влияния изучаемого фактора. Дисперсионный анализ результатов итогового тестирования, позволяющий количественно
определить влияние внешних воздействий (факторов), позволил выявить у испытуемых экспериментальной группы статистически достоверное улучшение временных и качественных показателей во всех упражнениях.
Таблица 1 - Показатели применения действий по окончании педагогического эксперимента с использованием метода «Вербальная установка тренера» у фехтовальщиков на шпагах в экспериментальной (п=16) и контрольной (п=16) группах_
Экспериментальная группа Контрольная группа Достоверность
Задания (XX±°) (XX ±°) различий расчет.)
(упражнения) Время Оценка Время Оценка Время Оценка
выполнения (с) экспертов выполнения (с) экспертов выполнения экспертов
1 1,92±0,27 4,75±0,45 2,26±0,24 3,63±0,62 3,76 5,89
2 2,48±0,16 4,69±0,48 2,83±0,19 3,06±0,93 5,21 6,22
3 2,94±0,17 4,75±0,58 3,28±0,23 3,06±0,77 4,68 7,01
4 2,61±0,27 4,56±0,63 2,99±0,26 3,38±0,62 5,92 5,38
5 2,69±0,19 4,63±0,50 2,96±0,25 3,31±0,48 3,39 7,58
6 2,92±0,18 4,75±0,58 3,14±0,24 3,56±0,51 3,05 6,15
7 3,09±0,26 4,63±0,50 3,56±0,22 3,69±0,70 5,48 4,34
8 1,97±0,16 4,75±0,45 2,45±0,18 3,50±0,89 8,16 5,01
9 2,91±0,18 4,56±0,63 3,46±0,17 3,56±0,51 9,94 4,93
10 2,96±0,21 4,63±0,62 3,46±0,28 3,44±0,81 5,76 4,65
Примечание - Из таблицы теоретического распределения Стьюдента: 1стат = 2,04 при уровне значимости а= 5%
и 1стат.= 2,75 при уровне значимости а= 1% для п=16.
Влияние фактора (использование в индивидуальных уроках метода «вербальной установки тренера») определено на уровне 60-70%. Причем, у испытуемых контрольной группы по окончании формирующего этапа эксперимента также зафиксировано улучшение оцениваемых показателей выполнения упражнений при выполнении педагогической установки тренера, но не столь значительное.
ВЫВОД
Влияние ведущего фактора, а именно использования метода «вербальной установки тренера», на повышение уровня тактических знаний, умений и навыков у занимающихся подтверждено результатами тестирования участников испытаний. Об этом свидетельствуют изменения времени выполнения и оценок экспертов в заданных действиях у фехтовальщиков экспериментальной группы. Значит, данный метод существенно повышает эффективность тренировочного процесса, значительно влияя на тактическую составляющую подготовленности спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мовшович, А. Д. Тренировка юных фехтовальщиков : монография / А. Д. Мовшович. - М. : Физическая культура, 2013. - 114 с.
2. Рыжкова, Л.Г. Освоение тактических знаний в обучении и технико-тактическом совершенствовании / Л. Г. Рыжкова // Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой / сост. и общ. ред. Д. А. Тышлер. - М., 2013. - С. 193-197.
3. Рыжкова, Л.Г. Специализированные тактические умения, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищениях, как фундамент для формирования «чувства боя» у фехтовальщиков на рапирах / Л.Г. Рыжкова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 176-181.
4. Рыжкова, Л. Г. Формирование и развитие тактических знаний и умений в системе многолетней подготовки спортсменов (на примере фехтования) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Рыжкова Лариса Геннадьевна. - М., 2016. - 48 с.
5. Тышлер, Д. А. Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка / Д. А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова. - М. : Академический Проект, 2010. - 183 с.
REFERENCES
1. Movshovich, A.D. (2013), Training of young fencers: monograph, Physical culture, Moscow.
2. Ryzhkova, L.G. (2013), "Development of tactical knowledge in training and technical and tactical improvement", Fencing. The XXI century. Equipment. Tactics. Psychology. Management of a training, ed. D.A. Tyshler, Moscow, pp. 193-197.
3. Ryzhkova, L.G. (2016), "The specialized tactical abilities based on manifestations of motive reactions and space-time anticipations as the base for formation of "feeling of fight" at fencers on rapiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 176-181.
4. Ryzhkova, L.G. (2016), Formation and development of tactical knowledge and abilities in the system of long-term training of athletes (on the example of fencing), dissertation, Moscow.
5. Tyshler, D.A. and Ryzhkova, L.G. (2010), Fencing. Technical and tactical andfunctional training, Academic Project, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2019
УДК 796.011.3
СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Павлович Хозей, кандидат педагогических наук, профессор, Анатолий Михайлович
Бондаренко, Виктор Олегович Суворов, кандидат педагогических наук, Омский автобронетанковый инженерный институт; Аслан Есембаевич Алимжанов, Омская академия Министерства внутренних дел
Аннотация
В работе рассматриваются личностные особенности курсантов, занимающихся различными видами спорта. Показано, что выбор вида спорта чаще всего обуславливается личностными особенностями, которые связаны со склонностями и способностями. Приведенные данные обращают внимание на особенности проявления черт личности курсантов, занимающиеся различными видами спорта. Так курсанты, занимающиеся единоборствами и игровыми видами спорта, отличаются такими чертами личности как общительность, готовность к сотрудничеству, высокой нормативностью поведения, смелостью готовностью к риску. Курсантам, предпочитающим силовые виды спорта чаще характерны проявление целеустремленности и силы воли. В то время как занимающиеся спортивным ориентированием демонстрируют абстрактность мышления, сообразительность и более богатое воображение. Знание этих особенностей позволяет полнее индивидуализировать учебно-тренировочный процесс курсантов в системе физической подготовки.
Ключевые слова: личностные особенности, виды спорта, физическая подготовка.
SPORTS FOCUSED ORIENTATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS CAUSED BY THEIR PERSONAL FEATURES
Victor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogic sciences, professor, Sergei Pavlovich Hosey, the candidate of pedagogic sciences, professor, Anatoly Mikhailovich Bondarenko, Victor Olegovich Suvorov, the candidate of pedagogical sciences, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute; Aslan Sembaevich Alimzhanov, Omsk Academy of the Ministry of Internal
Affairs
Annotation
The article deals with the personal characteristics of the cadets engaged in various sports. It is shown that the choice of sport is often caused by personal characteristics that are associated with aptitudes and abilities. These data pay attention to the features of the personality traits of students involved in various sports. So, cadets engaged in martial arts and game sports, are different by the personality traits such as