Научная статья на тему 'Специализированные тактические умения, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищениях, как фундамент для формирования «Чувства боя» у фехтовальщиков на рапирах'

Специализированные тактические умения, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищениях, как фундамент для формирования «Чувства боя» у фехтовальщиков на рапирах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕХТОВАЛЬЩИКИ НА РАПИРАХ / ТАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕАГИРОВАНИЯ / "ЧУВСТВО БОЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова Лариса Геннадьевна

В данной работе выполнен анализ специализированных тактических умений фехтовальщика на рапирах, необходимых для успешного противодействия намерениям и действиям противников в соревновательных боях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialized tactical skills based on the manifestations of motor responses and spatial-temporal anticipation, as the foundation for the "sense of battle" among the fencers on the foils

In this work the analysis has been made covering the specialized tactical abilities of the fencer in foil, required for the successful counterattack to the intentions and actions of adversaries in the competition with regard to the fighting.

Текст научной работы на тему «Специализированные тактические умения, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищениях, как фундамент для формирования «Чувства боя» у фехтовальщиков на рапирах»

8. Federal law of July 27, 2006 N149-FZ "About information, information technologies and information protection", available at: https://rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

Контактная информация: alexpadcrimea@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.08.2016

УДК 796.862

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРОЯВЛЕНИЯХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯХ, КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧУВСТВА БОЯ» У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА РАПИРАХ

Лариса Геннадьевна Рыжкова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В данной работе выполнен анализ специализированных тактических умений фехтовальщика на рапирах, необходимых для успешного противодействия намерениям и действиям противников в соревновательных боях.

Ключевые слова: фехтовальщики на рапирах, тактические умения, двигательные реагирования, «чувство боя».

SPECIALIZED TACTICAL SKILLS BASED ON THE MANIFESTATIONS OF MOTOR RESPONSES AND SPATIAL-TEMPORAL ANTICIPATION, AS THE FOUNDATION FOR THE "SENSE OF BATTLE" AMONG THE FENCERS ON THE

FOILS

Larisa Gennadyevna Ryzhkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

In this work the analysis has been made covering the specialized tactical abilities of the fencer in foil, required for the successful counterattack to the intentions and actions of adversaries in the competition with regard to the fighting.

Keywords: fencers on the foils, tactical skills, physical reaction, "feeling of combat".

Деятельность спортсменов в фехтовальном бою происходит в условиях конфликтного единоборства и отличается вариативностью дистанционных и моментных компонентов. Очевидно, что выбор тактических намерений, подготовка и применение действий в фехтовальном бою основаны на проявлениях психических и двигательных качеств. Ведь вариативность неожиданно возникающих ситуаций вынуждает фехтовальщика действовать экспромтом или преднамеренно, выбирая и применяя средства на основе быстроты и точности двигательных реакций.

Фехтовальщики в условиях боя имеют реальные возможности для тактически обоснованных экспромтных противодействий, когда возникают типовые ситуации с определенными дистанционными и моментными соотношениями между соперниками и их клинками. Поэтому, когда один из них совершает ошибку при подготовке и применении действия, у другого возникает возможность нанести укол (или избежать его получения) за счет пространственно-временных изменений в движениях клинком. Возможно также дальнейшее развитие схватки, когда спортсмен переключается на применение другого действия.

Однако, зачастую в фехтовальном бою возникают неожиданные ситуации, когда дистанционные и моментные соотношения между соперниками и их клинками резко раз-

личаются с типовыми. Именно специализированные тактические умения различать, предвосхищать и переключаться позволяют эффективно противодействовать сопернику в изменившихся условиях. Именно поэтому для повышения уровня реализации тактических намерений в соревнованиях фехтовальщикам необходимо совершенствовать специальные умения, основанные на проявлениях зрительных и тактильных реагирований.

Необходимо учитывать, что в основе тактической деятельности рапиристов в неожиданно возникающих ситуациях боя лежат специализированные умения, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищениях [6, 7, 10]. Совершенствование механизма простых и сложных двигательных реакций, пространственных, временных и пространственно-временных предвосхищений приводит к выработке у фехтовальщиков определенных качеств, таких как «чувство оружия», «чувство дистанции», «чувство времени», что в совокупности с технико-тактическим мастерством составляет «чувство боя» - основное специфическое качество фехтовальщиков [4, 8]. Именно на формирование «чувства боя» у занимающихся направлены усилия тренеров, которые применяют методики с упражнениями, направленными на совершенствование умений преднамеренно действовать в типовых ситуациях боев, что позволяет специализировать зрительные и тактильные реакции фехтовальщиков.

Освоение специализированных умений осуществляется в процессе тренировки и совершенствования действий обусловленных, с выбором, с переключением, с использованием упражнений, в которых варьируется глубина, быстрота, ритм и амплитуда применяемых действий, временные параметры взаимодействий клинка спортсмена с клинком тренера. Ведь точность представлений и предвосхищений у рапиристов совершенствуется в схватках, успешное завершение которых возможно при условии проникновения оружием сквозь защитный барьер, избежав столкновений с клинком противника, с учетом пространственных и дистанционных изменений при перемещении клинков и в передвижениях с противником.

Целью нашего исследования является определить рациональную последовательность освоения и формирования специализированных тактических умений, основанных на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищениях, в обучении и технико-тактическом совершенствовании фехтовальщиков на рапирах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели исследования использовался метод сетевого планирования и управления, позволяющий улучшить планирование процесса реализации сложных проектов и повысить эффективность управления этим процессом на основе выявленных взаимосвязей между его компонентами. В работах ряда авторов (А.А. Гужаловского [1], В.М. Зациорского [2], Ю.А. Попова [3], В.В. Трупана [5]) на основании экспериментальных исследований определены возможности практического применения системы СПУ в спортивной науке. Основное достоинство сетевых графиков заключается в том, что они позволяют исследовать процесс обучения двигательной деятельности как единой системы, определяя логические связи между намеченными видами процесса обучения, их преемственность и взаимодействие.

В работе принимали участие семь квалифицированных специалистов-тренеров, работающих с фехтовальщиками на рапирах, имеющих опыт практической работы не менее 10 лет. Вниманию респондентов представлялась матрица с перечисленными элементами специализированных тактических умений, основанных на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищениях [4, 8].

Предлагалось ответить на вопрос: «Какие тактические умения должны быть уже сформированы у спортсмена, прежде чем приступать к освоению данного тактического умения?». При этом указывалось на одно из тактических умений, представленных в матрице. После того, как опрашиваемый отметит все умения, необходимые для освоения

указанного, вопрос повторялся вновь, но по отношению к следующему тактическому умению, и т.д. Таким образом, эксперты последовательно определяли наличие и направленность взаимосвязей между всеми элементами, участвующими в формировании «чувства боя» - основного специализированного свойства фехтовальщика высшей квалификации.

Статическая обработка экспериментальных данных проводилась в соответствии с требованиями математической обработки заполненных тренерами матриц и заключалась в выявлении степени согласованности мнений экспертов, для чего определялся коэффициент конкордации ^ = 0,73). На основании полученных данных был построен сетевой график, который иллюстрирует последовательность освоения и формирования тактических умений в фехтовании на рапирах, которая представлена на рисунке (рисунок 1). Номера в кружках и стрелки указывают на связь между осваиваемыми специализированными умениями.

Примечание - Разновидности тактических умений в фехтовании на рапирах:

действовать обусловлено, на основе простой реакции:

1 - атаковать;

2 - контратаковать, применять ремиз;

3 - защищаться;

4 - применять ответ.

действовать с выбором, на основе дизъюнктивной реакции:

5 - определять сектор для нападения;

6 - различать направление нападения противника;

7 - различать простое нападение от нападения с финтами или значительной глубины;

8 - различать подготовку от нападения.

действовать с переключением, на основе дифференцированной реакции:

9 - от подготовки нападения к обороне;

10 - от одного нападения к другому;

11 - от нападения в один сектор к нападению в другой сектор;

12 - от нападения к защите;

13 - от защиты к нападению;

14 - от защиты к повторной защите. действовать, предвосхищая:

15 - длину атак и отступлений (сближений) при противодействии атаке, дистанцию в схватках;

16 - момент начала действия;

17 - дистанционные и моментные изменения в движениях оружием и передвижениях.

Рисунок 1 - Последовательность освоения тактических умений в фехтовании на рапирах

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, нами установлено, что освоение тактических умений начинается с обучения действиям, выполнение которых обусловлено, и сигналом для их выполнения служит определенное действие тренера. Применение обусловленных действий, особенно начало его выполнения, приближено к простому реагированию. Итак, сначала обучают атаковать / 1 /, затем защищаться / 3 / и выполнять ответы / 4 /. Более сложным определено умение контратаковать и выполнять повторные уколы / 2 /. Как только освоены умения действовать обусловлено, необходимо далее тренировать умения различать, переключаться и предвосхищать.

Умениям действовать с выбором на основе дизъюнктивной реакции необходимо начинать с умения различать направление укола противника и выбирать сторону защиты

/ 6 /, затем определять сектор в стартовой фазе атаки (контратаки) и завершать нападение уколом / 5 /.

Далее формируется умение различать атаки и подготавливающие угрозы и противодействовать им / 8 / и, наконец, умение различать простые атаки и атаки с финтами (с излишне длинным сближением) и противодействовать им / 7 /.

Умения действовать с переключением на основе дифференцированной реакции начинают осваиваться сразу после сформированных умений атаковать и противодействовать атакам противника, обусловлено на основе простой реакции / 4 /. Начинают осваиваться умения переключаться от подготовки нападения к защите / 9 / и от защиты к повторной защите / 14 /.

После освоения умения определять сектор в стартовой фазе нападения / 5 / необходимо тренировать умение переключаться от одного нападения к другому / 10 /. Далее осваивается умение переключаться от нападения в один сектор к нападению в другой / 11 /, и наконец, от нападения к защите / 12 / и от защиты к нападению / 13 /.

Причем для освоения умения переключаться от одного нападения к другому / 10 / должно быть уже сформировано умение различать простые атаки и атаки с финтами (с излишне длинным сближением) и противодействовать им / 7 /.

В бою фехтовальщики вынуждены атаковать и защищаться с различных дистанций, возникающих в начале и по ходу схваток, предвосхищая отступление и сближение противника. Соответственно, особенно важными выделены умения предвосхищать длину атак (отступлений и сближений при противодействии атакам), дистанцию в схватках / 15 /, момент начала действия и момент противодействий клинками / 16 /.

При этом необходимо постоянно соизмерять длину своих нападений, реагируя на противодействия противника, иначе длина и направление атак не будут соответствовать меняющимся боевым ситуациям, а уколы не достигнут цели из-за недостаточной длины.

Излишняя длина (следовательно, и продолжительность) нападений создают для противника дополнительные возможности к опережению атак контратакой. Умения предвосхищать дистанционные и моментные изменения в движениях оружием и передвижениях противников /17 / являются ключевыми в технико-тактическом совершенствовании фехтовальщиков. Ведь момент и дистанция для финального движения вооруженной рукой в уколе связаны с быстротой сближения атакующего с противником, как и амплитуда движений клинка в финтах и их количество.

При этом, для успешного результативного завершения схваток в фехтовальном поединке особенно важны умения сохранять устойчивость к рефлекторным помехам в атаках и при противодействии атакам. Устойчивость к помехам совершенствуется у спортсменов в упражнениях, требующих предвосхищения дистанции и момента при выполнении действий в неожиданных ситуациях.

Повышению устойчивости фехтовальщиков на рапирах к помехам в атаках предназначены упражнения, в которых тренер применяет следующие действия:

- защиту, запаздывающую и приподнимание в боевой стойке;

- защиту, запаздывающую и приседание (уклонение вниз) в боевой стойке;

- контратаку, запаздывающую с уклонением в сторону;

- контратаку, запаздывающую с полуповоротом туловища к атакующему;

- контратаку преждевременную и запаздывающий повторный укол в нижний сектор;

- контратаку, запаздывающую в нижний сектор;

- наклон туловища в сторону при выполнении защиты;

- полуповорот туловищем при выполнении защиты;

- серию преждевременных прямых верхних защит;

- серию встречных коротких уколов;

- контратаку, запаздывающую с недостаточной оппозицией.

Для повышения устойчивости фехтовальщиков на рапирах к помехам в оборонительных действиях предназначены упражнения, в которых тренер применяет следующие действия:

- атаку с излишне длинным сближением;

- атаку со сгибанием локтя вооруженной руки в начальной фазе;

- атаку с излишне широким (продолжительным) движением клинка;

- атаку с задержкой клинка;

- атаку с наклоном туловища в сторону;

- контрзащиту с приподниманием в боевой стойке (полувыпаде);

- контрзащиту с приседанием (уклонением вниз);

- укол повторный запаздывающий короткий в нижний сектор;

- контрзащиту с полуповоротом туловища в сторону;

- укол, запаздывающий с уклонением в сторону;

- атаку с проходящим батманом;

- атаку с серией батманов (круговых батманов).

Успешность формирования устойчивости к зрительным помехам обеспечивается в упражнениях с тренером, в которых он произвольно чередует в типовой технике действия с «техническим браком» или с дистанционными и моментными отклонениями от стандартов выполнения, характерных для фехтования на рапирах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тренеру необходимо иметь в виду, что уровень тактической подготовленности можно оценить лишь в совокупности достигнутого уровня оснащенности средствами ведения боя и умениями их применять. Значит, успешная реализация боевых действий обеспечивается с только уровнем двигательной подготовленности, но и тактическими умениями, основанными на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищений. Вместе с тем тактическая подготовка фехтовальщика направлена также на специализированность проявлений психических качеств, а именно свойств внимания, памяти, мышления, которые формируют тактическое восприятие, способность представлять и предвосхищать пространственные и временные параметры движений оружием и передвижений соревнующихся.

Таким образом, информация о последовательности освоения и формирования специализированных тактических умений позволяет уточнить базовый материал специальной подготовки и временные границы оснащения средствами единоборства фехтовальщиков на рапирах в технико-тактическом совершенствовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гужаловский, А. А. Экспериментальное обоснование методики сетевого планирования процесса обучения плаванию / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. -1974. - № 1. - С. 49-52.

2. Зациорский, В.М. Сетевое планирование и сетевые графики в спортивной тренировке / В.М. Зациорский, Ю.А. Попов // Матер. научн. конф. «Кибернетика и спорт». - М. [б. и.], 1965. - С. 88-90.

3. Попов, Ю.А. Обучение акробатическим упражнениям на основе методов сетевого планирования / Ю.А. Попов // Гимнастика. -1975. - Вып. 2. - С. 40-43.

4. Спортивное фехтование : учебник для вузов физической культуры / под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М. : Физкультура, образование и наука, 1997. - 385 с.

5. Трупан, В.В. Исследования эффективности применения системы сетевого планирования и управления в преподавании гимнастики (в физкультурных учебных заведениях) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Трупан В.В. - М., 1975. - 24 с.

6. Тышлер, Д.А. Фехтование. От новичка до чемпиона / Д. А. Тышлер, Г. Д. Тышлер. - М. : Академический Проект, 2007. - 231 с.

7. Тышлер, Д.А. Двигательная подготовка фехтовальщиков / Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшо-вич. - М. : Академический Проект, 2007. - 153 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Тышлер, Д.А. Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка / Д.А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова. - М. : Академический Проект, 2010. - 183 с.

9. Укран, М.Л. Применение сетевых методов планирования учебного материала по гимнастике / М.Л. Укран, В.В. Трупан. // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 1. - C. 14-18.

10. Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой / сост. и общ. ред. Д.А. Тышлер - М. : Человек, 2014. - 232 с.

REFERENCES

1. Guzhalovsky, A. A. (1974), "Experimental reasons for a technique of network planning of training process to swimming", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 49-52.

2. Zatsiorsky, V.M. and Popov Yu. A. (1065), "Network planning and network schedules in a sports training", Materials of the scientific conference "Cybernetics and Sport", Moscow, pp. 88-90.

3. Popov, Yu.A. (1975), "Training in acrobatic exercises on the basis of methods of network planning", Gymnastics, Issue 2, pp. 40-43.

4. Ed. Tyshler, D.A. (1997), Sports fencing: the textbook for higher education institutions of physical culture, Physical culture, science and education, Moscow.

5. Trupan, V.V. (1075), Researches of efficiency of use of system of network planning and management in teaching gymnastics (in sports educational institutions), dissertation, Moscow.

6. Tyshler, D.A. and Tyshler, G.D. (2007), Fencing. From the beginner to the champion, Academic Project, Moscow.

7. Tyshler, D.A. and Movshovich, A.D. (2007), Motive training offencers, Academic Project, Moscow.

8. Tyshler, D.A. and Ryzhkova, L.G. (2010), Fencing. A technical and tactical and functional training, Academic Project, Moscow.

9. Ukran, M L. and Trupan, B.B. (1972), "Application of network planning methods of a training material on gymnastics", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 14-18.

10. Ed. Tyshler, D.A. (2014), Fencing. 21st century. Equipment. Tactics. Psychology. Management of a training, Person, Moscow

Контактная информация: fencing-rgufk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.08.2016

УДК 796.012.464:611.738

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ «СВЕДЕНИЕ ЛОПАТОК» И «МОСТ» НА

МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ШТАНГИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЖИМА ШТАНГИ ЛЕЖА

Алла Владимировна Самсонова, доктор педагогических наук, профессор, Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, Федор Евгеньевич Захаров, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Николаевич Ночкин, студент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В исследовании принимали участие девять квалифицированных пауэрлифтеров. В сагиттальной плоскости выполнялась фотосъемка двух статических положений спортсмена при выполнении жима штанги лежа (фаза опускания штанги к груди): 1 - исходное положение, при котором штанга находилась на вытянутых руках и 2 - конечное положение, при котором штанга находилась на грудной клетке спортсмена. Опускание штанги на грудь спортсмен выполнял в трех вариантах: вариант 1 - без сведения лопаток и прогиба в поясничном отделе позвоночника; вариант 2 - со сведением лопаток, без прогиба в поясничном отделе позвоночника; вариант 3 - со сведением лопаток и прогибом в поясничном отделе позвоночника (с «мостом»). Масса штанги соответствовала мак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.