Научная статья на тему 'Объективные и субъективные основы современного образовательного процесса'

Объективные и субъективные основы современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СЕМЬЯ / ЭТОС ПЕДАГОГОВ / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ОБЩАЯ / ПРЕДМЕТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Омаров Арсланали Абдуллаевич, Нухова Заира Казанаповна, Велиев Омар Велиханович

Цель. Выявление и анализ основных объективных и субъективных основ современного образовательного процесса с целью выработки соответствующих рекомендаций для гуманизации и гуманитаризации современного образовательного процесса. Методы. Использована диалектическая методология, её принципы и подходы с вовлечением в научно-педагогический оборот категории «педагогический этос». Результаты. Подвергнуты соответствующему анализу объективные и субъективные детерминанты современного российского образовательного процесса с формулировкой соответствующих авторских дефиниций с выявлением позитивных и негативных моментов. В научно-педагогический оборот вовлечена категория «педагогический этос», а также выдвинуты предложения, направленные на оптимизацию современного российского образовательного процесса в направлении его гуманизации и гуманитаризации. Выводы. Выявленные объективные и субъективные основы современного образовательного процесса, анализ их состояния позволит его значительно усовершенствовать, а также минимизировать недостатки и упущения в этой области и, таким образом, гуманизировать общественные отношения не только в рамках образовательного пространства, но и в других срезах общественной жизни современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Омаров Арсланали Абдуллаевич, Нухова Заира Казанаповна, Велиев Омар Велиханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективные и субъективные основы современного образовательного процесса»

1

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 3. 2017

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Объективные и субъективные основы современного образовательного процесса

© 2017 Магаррамов М. Д. 1 2, Омаров А. А. 2, Нухова З. К. 2, Велиев О. В. 2

1 Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявление и анализ основных объективных и субъективных основ современного образовательного процесса с целью выработки соответствующих рекомендаций для гуманизации и гуманитаризации современного образовательного процесса. Методы. Использована диалектическая методология, её принципы и подходы с вовлечением в научно-педагогический оборот категории «педагогический этос». Результаты. Подвергнуты соответствующему анализу объективные и субъективные детерминанты современного российского образовательного процесса с формулировкой соответствующих авторских дефиниций с выявлением позитивных и негативных моментов. В научно-педагогический оборот вовлечена категория «педагогический этос», а также выдвинуты предложения, направленные на оптимизацию современного российского образовательного процесса в направлении его гуманизации и гуманитаризации. Выводы. Выявленные объективные и субъективные основы современного образовательного процесса, анализ их состояния позволит его значительно усовершенствовать, а также минимизировать недостатки и упущения в этой области и, таким образом, гуманизировать общественные отношения не только в рамках образовательного пространства, но и в других срезах общественной жизни современной России.

Ключевые слова: объективные и субъективные факторы, современный образовательный процесс, семья, этос педагогов, гуманизация и гуманитаризация, общая, предметная и профессиональная культура.

Формат цитирования: Магаррамов М. Д., Омаров А. А., Нухова З. К., Велиев О. В. Объективные и субъективные основы современного образовательного процесса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 50-55.

Objective and Subjective Foundations of the Modern Educational Process

© 2017 Magarram D. Magarramov 1 2, Arslanali A. Omarov 2,

Zaira K. Nukhova 2, Omar V. Veliev 2

1 Regional Centre of Ethnopolitical Research, Dagestan Scientific Centre, Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. Identification and analysis of the main objective and subjective foundations of the modern educational process with the aim of developing appropriate recommendations for the humanization and humanitarization of the modern educational process. Methods. The dialectical methodology, its principles and approaches are used with involvement of the category "pedagogical ethos" in the scientific and pedagogical revolution. Results. Objective and subjective determinants of the contemporary Russian educational process are analyzed with the formulation of the corresponding author's definitions with the identification of positive and negative points. The category "pedagogical ethos" is involved in the scientific and pedagogical revolution, and proposals aimed at optimizing the modern Russian educational process in the direction of its humanization and humanitarization are put forward. Conclusions. The revealed objective and subjective foundations of the modern educational process, the analysis of their condition will allow to improve it significantly, and to minimize shortcomings and omissions in this area and, thus, to humanize the social relations not only within the educational space, but also in other sections of social life in modern Russia.

Keywords: objective and subjective factors, modern educational process, family, ethos of teachers, humanization and humanitarization, general, subject and professional culture.

For citation: Magarramov M. D., Omarov A. A., Nukhova Z. K., Veliev O. V. Objective and Subjective Foundations of the Modern Educational Process. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 50-55. (In Russian)

Введение

Наше обращение к проблеме выявления объективных и субъективных основ современного образовательного процесса мотивировано несколькими

обстоятельствами. С одной стороны, желанием обозначить эти амбивалентные стороны, раскрыть их содержание с выявлением позитива и негатива, и тем самым добиться оптимизации

образовательного процесса, т. е. повысить его эффективность, с другой - почти отсутствием за постсоветский период научных работ в педагогической и психологической литературе, посвящённых этому вопросу.

Между тем в современных условиях постоянной модернизации системы среднего, средне-специального и высшего образования крайне важно определить детерминанты объективного и субъективного характера, на которых зиждется вся система образования нашей страны. Их выявление является не просто констатацией фактов, а процессом, направленным на раскрытие сущности и содержания современного образовательного процесса сквозь призму его объективных и субъективных основ.

Цель - выявить объективные и субъективные детерминанты

образовательного процесса современной России, провести анализ их содержания и состояния с точки зрения позитивного и негативного моментов для обеспечения их оптимизации и совершенствования в

направлении гуманизации и

гуманитаризации.

Метод исследования в основном зиждется на основных принципах и подходах социальной диалектики, а именно: всеобщей связи, развития, детерминизма, единства исторического и логического, индукции и дедукции, системного анализа. Для анализа опредмеченной проблемы авторами также использовались основные формы правильного мышления, «требования» диалектических и формально-логических законов.

Периодизация материала такова, что в начале исследования мы даем дефиницию объективных основ образовательного процесса, затем подвергаем

соответствующему анализу конкретные детерминанты образовательного процесса, затем формулируем определение субъективных основ образовательного процесса с рассмотрением конкретных его составляющих.

Начнём с того, что под объективной основой современного образовательного процесса мы понимаем материальную, имущественную базу, экономическую основу жизни людей, систему заработной платы педагогов, инженерно-технических работников, вспомогательного персонала, обслуживающих функционирование

учебных заведений. Различные фонды страхования указанных работников, весь массив технических средств обучения (ТСО), семью как социальный институт и

адекватный педагогической деятельности образ жизни этой категории людей. Категории «объективное» и «субъективное» относятся к социально-философским категориям, с помощью которых выявляются имманентные стороны общественного бытия и общественного сознания [2]. В нашем же случае такой стороной общественного бытия является образовательный процесс.

Следует отметить, что основой всех вышеперечисленных объективных

детерминант современного образовательного процесса выступает способ производства материальных благ с современными производительными силами и адекватными им производственными отношениями. Известно, что материальной, экономической основой производственных отношений выступают формы собственности на средства производства. А по действующему в нашей стране законодательству все формы собственности поддерживаются и охраняются государством в равной степени. Поэтому сегодня мы стали очевидцами такого положения дел, когда наряду с муниципальными общеобразовательными школами имеются и частные со своей имущественной базой и всеми теми необходимыми атрибутами, имеющими быть в муниципальных образовательных учреждениях. Сказанное в равной степени относится и к учреждениям высшего профессионального образования.

Теперь последовательно и лаконично остановимся на реальном состоянии тех объективных детерминант современного образовательного процесса, о которых мы писали немного ранее.

Материальная, имущественная база современных высших, средне-специальных и средних учебных заведений, по действующему в России гражданскому законодательству, имеет статус вещных прав. В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (РФ) [1] закреплена за указанными субъектами, осуществляющими образовательную

деятельность, в форме хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Данное положение дел в реальной жизни означает, что ни руководители, ни трудовые коллективы указанных заведений не являются

собственниками этого имущества. Они, естественно, имеют право владения и пользования им. Тогда получается так, что в соответствии со статусом образовательного учреждения его собственник обязан как рачительный хозяин постоянно заботиться о состоянии имущественной базы указанных учебных заведений. К большому сожалению, это у нас в стране делается только в случаях, когда трудовые коллективы в массовом порядке в качестве жалобщиков обращаются либо к Президенту РФ, либо к Председателю Правительства РФ, либо к Министру образования и науки РФ, - это на федеральном уровне. Примерно такая же картина на уровне многих субъектов РФ и значительного количества муниципальных образований. Причина только в одном -отсутствие в достаточном количестве финансовых средств на эти цели в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ и публично-правовых образований. И как результат, имущественная база многих учебных заведений в России материально и морально устарела, требует капитального и текущего ремонта, нуждается в постоянном денежном патронаже со стороны собственников. Такое плачевное положение неизбежно отражается на качестве, содержании и результативности учебных и воспитательных процессов.

Теперь остановимся на таком объективном факторе современного образовательного процесса, как

экономическая основа жизни педагогов. Как известно, ею является заработная плата и абстрактная возможность получить служебное жильё. К большому сожалению, заработная плата, получаемая педагогами всех категорий учебных заведений, а также инженерно-технических работников и вспомогательного персонала оставляет желать только лучшего. Ее может хватить на одну-две недели среднеобеспеченной жизни указанной категории людей и их семей. И в такой жизненной ситуации трудно себе представить, что педагог бросает такую недоплачиваемую работу и начинает заниматься бизнесом. Ведь чтобы им заниматься, нужна предпринимательская сноровка, первоначальный капитал, основные и оборотные средства, соответствующая инфраструктура и много

других объективных условий, необходимых для того, чтобы переквалифицироваться с педагогов на бизнесменов. Получается, это всего лишь утопия. Да, сегодня в условиях экономического кризиса и разгула международных санкций против нашей страны, наверно, не этично поднимать проблему бедности и скудности жизни педагогов, других работников,

осуществляющих свою трудовую деятельность в рамках учебных заведений. В то же самое время, систематическое недофинансирование фонда заработной платы, в соответствии с реально вложенным трудом, порочит саму идею осуществления трудовой деятельности в рамках образовательных учреждений. Именно по этой причине из них часто увольняются лица мужского пола. А процентное соотношение педагогов мужского и женского пола в учебных заведениях страны коррелируется далеко не в пользу мужчин. Отсюда, в известной степени, учебный и воспитательный процесс в учреждениях воспитания и образования становится тождественным воспитанию детей в той семье, которую обычно называют в семейном праве нашей страны «неполной», то есть помимо прочих характеристик - лишённой отцовского воспитания. Поэтому в образовательных учреждениях страны в отношении педагогов, ведущих

образовательную деятельность, недопустим гендерный перекос. Сказанным нисколько не умаляется великолепие, полноценность, компетентность, грамотность, обаяние и гуманизм педагогов женского пола. Мы к ним относимся с трепетом и большим уважением. В то же самое время, когда низкая заработная плата становится основной причиной массового оттока из образовательных учреждений педагогов мужского пола, где они объективно нужны, востребованы, в конце концов, некоторых даже бывает и некем заменить, государству просто срочно необходимо решить вопрос о повышении уровня заработной платы работников образовательных учреждений.

Другой срез экономической жизни работников образовательных учреждений связан с получением хотя бы служебного жилья. В советское время эта проблема хоть как-то решалась. Государство заботилось о

своих педагогах, создавало им комфортные условия для жизни, труда и отдыха. Сегодня ситуация принципиально иная. Во многих субъектах РФ вообще забыли о том, что же собой представляет служебное жилье для работников сферы образования и воспитания. Многие педагоги арендуют жильё, некоторые живут в квартирах, доставшихся по наследству от дедушек, бабушек, отцов и матерей, часть педагогов живет в студенческих общежитиях. Сказанное нисколько не приукрашивает эту объективную сторону современного образовательного процесса.

Поэтому такая стадия производственных отношений современной России как «потребление» должна быть

переориентирована на существенное увеличение заработной платы работников образовательных учреждений, создание для них комфортных условий жизни и быта.

Немного остановимся на проблеме пенсионных накоплений работников образовательных учреждений. Сегодня ситуация такова, что накопительная пенсионная система позволила многим педагогам, осуществляющим свою профессиональную деятельность в нескольких образовательных учреждениях, накопить хоть и небольшую, но определенную сумму. Теперь её они могут оставить в государственной системе пенсионного обеспечения, но и могут определить в частный, негосударственный пенсионный фонд, куда по их письменному заявлению могут быть перечислены указанные денежные средства. Опять-таки в целом ряде субъектов РФ эти средства были перечислены в частные пенсионные фонды без соответствующего заявления педагогов, что является вообще недопустимым, неправовым действием. Здесь мы усматриваем существенное ущемление их прав - прав на получение соответствующих пенсионных накоплений при наступлении тех юридических фактов, которые прописаны в действующем пенсионном законодательстве.

В числе тех объективных основ современного образовательного процесса мы назвали состояние ТСО. И в самом деле, трудно себе представить эффективный образовательный процесс без указанных

средств обучения. Как известно, они являются инструментами развития моторной, зрительной и слуховой памяти учеников. Без них любой образовательный процесс, в любой стране и в любое историческое время был ущербным, недостаточно

результативным и трудным. А как же у нас обстоит дело с указанными средствами обучения? Будет голым критиканством, если мы скажем, что в системе образования нашей страны вообще нет никаких технических средств обучения. Они конечно же есть. В то же самое время, в ряде регионов страны имеются проблемы в этой области. Например, в вузах, средне-специальных и общеобразовательных учреждениях

Республики Дагестан катастрофически не хватает интерактивных досок, компьютеры материально и морально устарели, требует существенного обновления материально-техническая база кабинетов физики и химии, необходим соответствующий

иллюстративный материал для кабинетов русского языка, литературы, географии, истории, биологии и др.

Семья всегда была и остаётся той объективной основой, без которой вообще немыслим какой-либо образовательный процесс по той простой причине, что если не будет института семьи, не будет и учеников, а без них нет и образовательного процесса. В связи с этим России должен быть чужд процесс вестернизации семейной жизни и семейных отношений, поскольку он разрушает их коренные и сущностные основы.

Вместе с тем, очевидно, что высота и глубина процессов образования и воспитания немыслимы без семейного воспитания и образования. Скорее нужно говорить об идеальном, консонансном единстве этих процессов. Говоря простым языком, над учениками нужна не только педагогическая опека и педагогический патронаж, но и родительский. Без такого совместного патронажа и контроля образование и воспитание будут неполными и далеко не результативными.

Еще одной объективной доминантой современного образовательного процесса, о котором мы говорили в начале исследования, является образ жизни педагогов. Иначе его можно назвать, опираясь на терминологию

социальной философии, «педагогическим этосом». Заметим, что в истории педагогики и психологии мы впервые вводим указанную категорию в научный оборот.

Основное содержание педагогического этоса - в педагогической деятельности и зависит от всех тех объективных основ современного образовательного процесса, о которых мы говорили немного ранее. И его идеальное состояние также детерминировано развитостью тех объективных основ, которые были подвергнуты

соответствующему анализу немного ранее. Педагогический этос в условиях формирования основ правового государства представляет собой разнообразную гамму совершенных общественных отношений, в рамках которых педагог осуществляет свою деятельность и соответствующие

государственные органы и органы местного самоуправления создают ему комфортные жизненные условия и условия для осуществления упомянутой деятельности.

Под субъективными условиями современного образовательного процесса мы понимаем наличие у основных субъектов образовательного процесса - педагогов и учеников адекватного своей деятельности сознания, общей и педагогической культуры, совершенных нормативно-правовых актов в сфере образования и воспитания, а также связанной с ними правовой культуры.

Как известно, у всех педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность, имеется высокий уровень педагогического сознания. Без него просто немыслим какой-либо педагогический процесс, живое, творческое общение с учениками. Но в это сознание постоянно должны вкрапливаться знания о современных педагогических технологиях, формах и методах проведения занятий с обучаемыми. И основной формой восполнения этого пробела являются так называемые курсы повышения

квалификаций педагогических работников. На этих курсах лекции и практические занятия должны вести исключительно кадры с высшей педагогической квалификацией. Более того, в учебные планы должны обязательно включаться дисциплины психолого-педагогического цикла, в рамках которых не просто должны

воспроизводиться общеизвестные

педагогические знания, а новеллы в области психологической и педагогической науки, методика их применения педагогами при проведении занятий с учениками.

Теперь о процессе формирования сознания учащихся школ, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ (ПТУ), колледжей и студентов высших учебных заведений. По сути, когда мы говорим об учащихся, речь идёт о далеко ещё не сформировавшемся сознании. И от педагогов зависит многое, в том числе то, кого они завтра выпустят из средних и среднеспециальных учебных заведений -полноценных законопослушных граждан или лиц с девиантным поведением, способных совершать любые антиобщественные поступки. Нам кажется, что к этим реципиентам нужен всегда индивидуальный подход и обязательный учёт психологической атмосферы в их семьях.

Немаловажно и то, что и в каком объёме преподаётся ученикам. К большому сожалению, по Государственному образовательному стандарту второго поколения, который реализовывается в средних общеобразовательных школах, резко сокращено количество часов, отведённых на предметы гуманитарного цикла. К примеру, на русскую литературу, историю, культуру и традиции народов Дагестана и правоведческие дисциплины. Вообще не предусмотрено изучение истории отечественной и мировой культуры. А ведь сегодня на самом высоком политическом уровне говорится о гуманизации и гуманитаризации отечественного образования. И как же реализовать на практике эти пожелания, когда идёт процесс сокращения

1. Гражданский кодекс Российской Федерации в четырёх частях. М., 2016. 575 с.

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii v chetyrekh chastyakh [Civil Code of the Russian Federation in four parts]. Moscow, 2016. 575 p. (In Russian)

2. Filosofiya [Philosohpy]. Textbook / Ed. by prof. V. N. Lavrinenko. 2 nd ed., rev. and additional. Moscow, Yurist Publ. 2004. 218 p. (In Russian)

часов на предметы гуманитарного и социально-экономического цикла не только в школах, но и в вузах? Какое сознание мы формируем, таков будет и уровень их культуры, а это предопределяет во многом судьбу актов поведения молодёжи дома, в школе, университете, на улице и далее - на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Заключение

Современное российское государство, общество и все сферы жизнедеятельности людей нуждаются в

высококвалифицированных, креативных специалистах. Ибо они будут достойной заменой нынешнего поколения людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Одним словом, без таких людей у нас в стране не будет развитых производительных сил и соответствующих их уровню производственных отношений. А без них практически невозможен никакой образовательный процесс.

Объективные основы современного образовательного процесса и, прежде всего, материальное состояние жизни и деятельности педагогов во многом обуславливают качество и

результативность современного среднего, средне-специального, высшего и высшего послевузовского образования, основой которого является педагогический процесс, направленный на формирование у обучающихся соответствующих знаний, умений и навыков, высокого уровня сознания и адекватной общей, предметной и профессиональной культуры.

2. Философия. Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юристъ.

2004. 218 с.

References

Литература

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

7

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магаррамов Магаррам Джабраилович,

доктор философских наук, профессор, кафедра правоведения и прав человека (ППЧ), Дагестанский государственный

педагогический университет (Д1 ПУ); ведущий научный сотрудник, Региональный центр этнополитических исследований (РЦЭИ), Дагестанский научный центр Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Омаров Арсланали Абдуллаевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ППЧ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Нухова Заира Казанаповна, кандидат исторических наук, доцент, ППЧ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Велиев Омар Велиханович, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of Law and Human Rights (LHR), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); a leading researcher, Regional Centre for Ethnopolitical Research (RSER), Dagestan Scientific Centre (DSC), Russian Academy of Sciences (RAS), Makhachkala, Russia; e-mail:

[email protected]

Arslanali A. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the head of the chair, JHR, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail:

[email protected]

Zaira K. Nukhova, Ph. D. (History), assistant professor, JHR, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Omar V. Veliyev, Ph. D. (Philosophy), assistant professor, the chair of Philosophy, DSPU, Makhachkala; e-mail:

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принята в печать 18.07.2017 г.

Received 18.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.