ектная методика продемонстрировала органичную интеграцию учебных дисциплин, что стимулировало в целом развитие интеллектуальной и языковой деятельности, а также формирование иноязычной компетенции. Повышение иноязычной компетенции студентов приобретает поэтапный характер в условиях применения активных методов обучения. Высокое качество изучения иностранного языка способствует конкурентоспособности и профессиональной мобильности в сфере профессиональной деятельности и общения будущего специалиста. Приобретение студентами иноязычной компетенции заключается в овладении иностранным языком на таком уровне, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. - М. : Просвещение, 1998. - 227 с.
2. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим. - М. : Смысл, 1999. - 365 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М. : Высш. шк., 1995. - 250 с.
4. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 4-10.
5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская ; Отв. ред. М.А. Ушакова. - 2-е изд. - М. : Сентябрь, 2000. - 111 с.
6. Hutchinson, T. Project English 2. Teacher’s Book / Т. Hutchinson. - Oxford : Oxford University Press, 2000. - 103 p.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.057.875
ОБЪЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ
Владимир Александрович Овчинников, кандидат педагогических наук, доцент кафедры боевой и физической подготовки,
Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России)
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения эффективности боевых приемов борьбы у сотрудников органов внутренних дел. Предложены объективные критерии оценивания приемов, связанных с защитой сотрудников органов внутренних дел от ударов ножом правонарушителем.
Ключевые слова: критерии эффективности, защита от ударов ножом, боевые приемы борьбы.
OBJECTIVE METHODOLOGY OF THE EVALUATION OF FIGHTING RECEPTIONS OF STRUGGLE
Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer offaculty offighting and physical preparation,
Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The problem of the efficiency of fighting receptions of struggle among employees of law-enforcement bodies is considered in the article. Objective criteria of efficiency evaluation for receptions connected with protection of employees of law-enforcement bodies against the knife impacts done by the offender have been proposed.
Keywords: criteria of efficiency, protection against impacts of knife, fighting receptions of
struggle.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России к действиям при нападении правонарушителей является сложным педагогическим процессом, направленным на формирование и совершенствование физических, технических, тактических и психологических качеств. Воспитание всех перечисленных качеств возможно лишь при грамотно спланированной, тщательно разработанной методике обучения. Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с упорядочением содержанием учебного материала по боевым приемам борьбы (БПБ), с выделением наиболее надежных и часто применяемых приемов, обеспечивающих эффективность задержания правонарушителя.
В настоящее время в системе МВД при определении эффективности того или иного боевого приема борьбы используют эмпирический подход, метод субъективных оценок. Методики объективного контроля либо отсутствуют, либо представлены фрагментарно в единичном экземпляре.
Проведение такого рода исследований позволит снизить остроту проблемы, поможет определить особенности методики подготовки такого рода. Ведь неправильный подбор приемов и оторванность их от требований действительной жизни - вот в чем заключается основная проблема, с которой приходится бороться на пути овладения системами самозащиты. Обучать курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, в первую очередь, целесообразно тем приемам, которые на практике широко применяются и обеспечивают надежное и эффективное задержание правонарушителей.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель нашего исследования состояла в разработке объективной методики, позволяющей определить степень эффективности боевых приемов борьбы, в частности выполнение защитных действий сотрудниками органов внутренних дел против правонарушителя, атакующего ножом сверху.
Мы предлагаем комплексную методику определения наиболее эффективных боевых приемов борьбы для сотрудников органов внутренних дел, объединяющих как субъективные, так и объективные оценки. Нами были разработаны четыре критерия, позволяющие определить эффективность боевых приемов борьбы. Первый - определение количественной оценки частоты использования и применения приема в практической деятельности (КОчаст.). Второй - определение количественной оценки эффективности приема (КОэффект.). Третий - определение итогового коэффициента скорости выполнения приема (КОскор.). Четвертый - определение итогового коэффициента предпочтения (КОпредп.). Указанную методику мы апробировали при исследовании, направленном на определение наиболее эффективной защиты при ударах правонарушителя ножом сверху.
Для расчета количественной оценки частоты использования и применения приема в практической деятельности и количественной оценки эффективности приема нами было проведено исследование практики активного силового пресечения различных противоправных действий. С помощью специально разработанной анкеты было опрошено 150 респондентов, представляющих оперативные подразделения ГУВД Волгоградской, Иркутской, Красноярской областей (уголовный розыск, ОМОН, патрульно-постовая служба милиции, участковые уполномоченные милиции и т.п.). Коэффициент оценки частоты применения и использования приема сотрудниками в практической деятельности определялся по формуле:
КОчаст.= 6(А)+4(Б)+2(В)+(Г), где n
КОчаст. - количественная оценка частоты применения приема в условных бал-
лах; А - число случаев применения приема свыше десяти раз; Б - число случаев применения приема до десяти раз; В - число случаев применения приема до пяти раз; Г -число случаев однократного применения приема; п - общее количество опрошенных сотрудников. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Применение вариантов защиты от удара ножом сверху в практической деятель_________________________________ности (п = 150)________________________________
Варианты защиты Число случаев применения Кол-во сотрудников применявших прием Колич. оценка частоты применения (баллы)
А Б В Г Д
Блок «вилкой» - рычаг руки внутрь 12 8,0 % 19 12,7 % 29 19,3 % 8 5,3 % 82 54,7 % 68 45,3 % 1,43
Отбив ладонью внутрь -рычаг руки наружу 7 4,7 % 13 8,6 % 9 6,0 % 15 10,0 % 106 70,7 % 44 29,3% 0,85
Отбив ладонью внутрь -рычаг руки внутрь 6 4,0 % 19 12,6 % 13 8,7 % 9 6,0 % 103 68,7 % 47 31,3 % 0,98
Блок «вилкой» - рычаг руки через предплечье 0 0 1 0,7 % 3 2,0 % 4 2,6 % 142 94,7 % 8 5,3 % 0,09
Блок предплечьем - узел руки рукой 0 0 0 0 0 0 3 2,0 % 147 98,0 % 3 2,0 % 0,02
Блок предплечьем - бросок «задняя подножка» 1 0,7 % 1 0,7 % 6 4,0 % 8 5,3 % 134 89,3 % 16 10,7 % 0,2
Как видно из таблицы 1 самое большое количество сотрудников ОВД при защите от ударов ножом сверху использовали блок «вилкой» - рычаг руки внутрь с последующим переходом на загиб руки за спину. Количество сотрудников применявших данный прием превышает 45 %.
Количественная оценка эффективности применения приема в практической
деятельности сотрудников ОВД определялась по формуле:
КО п1(5)+п2(4)+п3(3)+п4(4)+п5(1)
КОэффект.=------------------------------, где
п
КОэффект. - количественная оценка эффективности применения приема в условных баллах; п1 - число сотрудников отразивших эффективность, как очень высокую; п2 - число сотрудников отразивших эффективность, как высокую; п3 - число сотрудников отразивших эффективность, как среднюю; п4 - число сотрудников отразивших эффективность, как низкую; п5 - число сотрудников отразивших эффективность, как очень низкую; п - общее количество опрошенных сотрудников. Результаты представлены в таблице 2.
Как следует из таблицы 2 - 58 % сотрудников оценивают прием - блок «вилкой» - рычаг руки внутрь с последующим загибом руки за спину по степени эффективности как очень высокая и высокая, и лишь - 22,7 % из опрошенных прием - отбив ладонью внутрь - рычаг руки внутрь с последующим загибом руки за спину.
Для определения количественной оценки скорости выполнения приема нами была сформирована группа из курсантов пятого года обучения в количестве 25 человек. Бригада высококвалифицированных экспертов в составе пяти человек оценивала выполнение каждого из шести приемов по четырехбалльной шкале. В состав экспериментальной группы вошли только те курсанты, которые получили за технику выполнения каждого из исследуемых приемов хорошие и отличные оценки. После формирования группы испытуемые три раза выполняли каждый из приемов защит на правую руку несопротивляющегося партнера. Результаты фиксировались с помощью электронного секундомера, лучшая попытка заносилась в протокол. Секундомер включался при начале контакта с условным правонарушителем и выключался после фиксации приема загиб руки «за спину».
Таблица 2
Степень эффективности вариантов защиты от удара ножом сверху (п = 150)
Варианты защиты Оценки Колич. оценка эффективности применения (баллы)
5 Очень высокая 4 Высокая 3 Средняя 2 Низкая 1 Очень низкая
Блок «вилкой» - рычаг руки внутрь 28 59 46 12 5 3,62
Отбив ладонью внутрь -рычаг руки наружу 12 14 51 52 21 2,63
Отбив ладонью внутрь -рычаг руки внутрь 15 19 47 40 29 2,67
Блок «вилкой» - рычаг руки через предплечье 0 0 4 37 109 1,30
Блок предплечьем - узел руки рукой 9 13 12 55 61 2,03
Блок предплечьем - бросок «задняя подножка» 8 18 32 38 54 2,25
Количественная оценка скорости выполнения каждого из приемов рассчитывалась по формуле:
г1+г2+г3+г4+г5+...
КОскор.=---------------------, где
п
КОскор. - количественная оценка скорости выполнения приема в условных баллах; v1 - лучшее время выполнения приема первым испытуемым; v2 - лучшее время выполнения приема вторым испытуемым; v3 - лучшее время выполнения приема третьим испытуемым и т. д.; п - общее количество сотрудников принимавших участие. После определения количественной оценки скорости в соответствии с зоной распределения присваивался итоговый коэффициент скорости (ИКскор) в условных баллах. «1 балл» - КОскор. от 6,00 секунд и выше; «2 балла» - КОскор. от 5,00 до 6,00 секунд; «3 балла» - КОскор. от 4,00 до 5,00 секунд; «4 балла» - КОскор. от 3,00 до 4,00 секунд; «5 баллов» - КОскор. От 2,00 до 3,00 секунд. Данные представлены в таблице
3.
Таблица 3
____________Время выполнения защиты от удара ножом сверху (п = 25)_________________
Значения Блок «вилкой» - рычаг руки внутрь Отбив ладонью внутрь -рычаг руки наружу Отбив ладонью внутрь -рычаг руки внутрь Блок «вилкой» - рычаг руки через предплечье Блок предплечьем -узел руки рукой Блок предплечьем -бросок «задняя подножка»
Х±с 2,97±0,373 5,31±0,728 3,45±0,285 4,37±0,567 6,47±0,415 5,47±0,350
КОскор. (с) 2,97 5,31 3,45 4,37 6,47 5,47
ИКскор. 5 2 4 3 1 2
Примечание: Х - среднее, с - стандартное отклонение.
Значения данного показателя могут служить одним из основных объективных критериев при определении степени эффективности любого из приемов. Ведь чем быстрее выполнен прием, тем меньше времени сотрудник находится в противоборстве, в «контакте» с правонарушителем, тем меньше времени остается преступнику для реализации контратакующих действий и возможности среагировать с оказанием сопротивления сотруднику милиции. Тем самым, сотрудник ОВД может успешно решить оперативную задачу и сохранить личную безопасность. Из таблицы 3 следует, что самым быстрым по времени выполнения является прием - блок «вилкой» - рычаг руки внутрь с последующим загибом руки за спину.
Для определения количественной оценки предпочтения перед курсантами ставилась следующая двигательная задача. Испытуемый преодолевал специализирован-
ную полосу препятствий, протяженностью сто метров, кроссовую дистанцию, протяженностью пятьсот метров и выполнял пять кувырков назад на борцовском татами. После выполнения кувырков, курсанту сразу же ставилась задача, выполнить защитные действия от удара правонарушителя ножом сверху с переходом на задержание, посредством любого из шести исследуемых приемов. Вариант предпочтения каждого из курсантов заносился в протокол.
На основании полученных данных высчитывалась количественная оценка предпочтения каждого из приемов по формуле:
1 х1х100
КОпредп.1=--------, где
п
КОпредп.1 - количественная оценка предпочтения первого приема; х1 - итоговое значение частоты выполнения приема после физической нагрузки всей группой; п - общее количество сотрудников принимавших участие. После определения количественной оценки предпочтения, в соответствии с зоной распределения, присваивался итоговый коэффициент предпочтения (ИКпредп.) в условных баллах. «1 балл» -Кпредп. от 0 до 15 %; «2 балла» - Кпредп. от 15 до 30 %; «3 балла» - Кпредп. от 30 до 45 %; «4 балла» - Кпредп. от 45 до 60 %; «5 баллов» - Кпредп. свыше 60%. Данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Частота выполнения вариантов защиты от удара ножом сверху после физической
Варианты защиты
Блок «вилкой» - рычаг руки внутрь Отбив ладонью внутрь - рычаг руки наружу Отбив ладонью внутрь - рычаг руки внутрь Блок «вилкой» - рычаг руки через предплечье Блок предплечьем -узел руки рукой Блок предплечьем -бросок «задняя подножка»
Количество повторений (раз) 20 1 4 0 0 0
Колич. оценка предпочтения (%) 80 4 16 0 0 0
Итоговый коэф. предпочтения (баллы) 5 1 2 1 1 1
Как следует из таблицы 4, самым предпочитаемым приемом является - блок
«вилкой» - рычаг руки внутрь с последующим загибом руки за спину (Кпредп. - 80
%).
После нахождения значений четырех критериев каждого из приемов рассчитывался итоговый коэффициент эффективности этого приема. Он определялся по формуле
Кэффект.1 = КОчаст.1 + КОэффект.1 + ИКскор.1 + ИКпредп.1 , где
КОчаст.1 - количественная оценка частоты применения первого приема в ус-
ловных баллах; КОэффект.1 - количественная оценка эффективности применения первого приема в условных баллах; ИКскор.1 - итоговый коэффициент скорости выполнения первого приема в условных баллах; ИКпредп.1 - итоговый коэффициент предпочтения первого приема.
После нахождения коэффициента эффективности всех приемов, данные заносились в таблицу, и им присваивалось соответствующее ранговое значение. Прием, имеющий ранг под номером 1 являлся самым эффективным в данной группе боевых приемов борьбы. Как следует из таблицы 5, в нашем случае, самым эффективным
приемом при выполнении защитных действий от удара правонарушителя ножом сверху является - блок «вилкой» - рычаг руки внутрь с последующим загибом руки за спину.
Таблица 5
Итоговые результаты определения эффективности вариантов защиты от удара ________________________________ножом сверху_________________________________
Название приема КОчаст. КОэффект ИКскор. ИКпредп. Кэффект. Ранг (Место)
Блок «вилкой» - рычаг руки внутрь 1,43 3,62 5 5 15,05 1
Отбив ладонью внутрь - рычаг руки наружу 0,85 2,63 2 1 6,48 3
Отбив ладонью внутрь - рычаг руки внутрь 0,98 2,67 4 2 9,65 2
Блок «вилкой» - рычаг руки через предплечье 0,09 1,30 3 1 5,39 5
Блок предплечьем - узел руки рукой 0,02 2,03 1 1 4,05 6
Блок предплечьем - бросок «задняя подножка» 0,2 2,25 2 1 5,45 4
ВЫВОДЫ
1. Целесообразно скорректировать рабочие учебные программы по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России путем использования в учебном процессе надежных, эффективных и наиболее востребованных на практике боевых приемов борьбы.
2. Образовательным учреждениям МВД России следует уделить внимание обучению и совершенствованию боевых приемов борьбы, наиболее способствующих эффективному выполнению сотрудниками ОВД оперативно-служебных задач.
3. Проведенная работа позволила выявить наиболее эффективные и часто применяемые на практике защитные действия сотрудников органов внутренних дел от удара правонарушителем ножом сверху, а так же внести изменения в учебный процесс по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.83:796-053.7
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЮНЫХ БОКСЕРОВ, ПЕРЕСТРАИВАЮЩИХ СВОИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ПОЕДИНКА
Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Игорь Иванович Кшинин, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В работе показана значимость перестраивания технико-тактических двигательных действии у юных боксеров в ходе поединка с учетом подготовленности противника.
Ключевые слова: юные боксеры, тактические манеры, результативность поединка, пе-рестраивание двигательных действий.