Научная статья на тему 'Модернизация состава профессионально-прикладных навыков применения боевых приемов борьбы у курсантов на основе совершенствования содержания обучения в образовательных организациях МВД России'

Модернизация состава профессионально-прикладных навыков применения боевых приемов борьбы у курсантов на основе совершенствования содержания обучения в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / FIGHTING TECHNIQUES / ЗАДЕРЖАНИЕ / ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ / DISARM / CONTENT OF TRAINING / ARREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычков В. М., Дементьев В. Л., Платонов Д. А.

Рассматриваются проблемы повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел на основе совершенствования содержания обучения курсантов в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычков В. М., Дементьев В. Л., Платонов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of set of professionally-applied skills of application fighting techniques by students on the basis of improving the learning in educational institutions of the MIA of Russia

The work is devoted to the solution of problems of increasing the effectiveness of professionally-applied physical training of employees of bodies of internal Affairs on the basis of improving the learning of students in educational institutions of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Модернизация состава профессионально-прикладных навыков применения боевых приемов борьбы у курсантов на основе совершенствования содержания обучения в образовательных организациях МВД России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

териально-техническую базу. При таком подходе к финансированию общественные советы могут столкнуться с проблемами материально-технического и организационного обеспечения.

Зарубежный опыт правового регулирования сотрудничества между государством и структурами гражданского общества достаточно разнообразен. Представляется, что создание и деятельность общественных советов при правоохранительных органах должны регламентироваться таким образом, чтобы их решения являлись легитимными, объективными и независимыми от государственных органов. Анализ нормативного правового регулирования общественных советов при правоохранительных органах ряда зарубежных стран позволяет сделать вывод о различных подходах к формированию и обеспечению деятельности общественных советов.

Представляется целесообразным учитывать опыт работы наиболее эффективных систем орга-

низации и деятельности общественных советов при правоохранительных органах ряда зарубежных государств при совершенствовании административно-правового обеспечения организации и деятельности общественных советов при МВД России и его территориальных органах.

1 Официальный сайт конституционного совета Франции. URL: http://wwwxonseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/ bank_mm/constitution/ (дата обращения 11 мая 2015 г.).

2 «Общественные советы, как механизм участия общественности в работе государственных органов» — Международный центр некоммерческого права (МЦНП) в Вашингтоне, 2004г.

3 Приоритетные советы. Кодекс выборов, ведения деятельности и поведения кандидатов. — США, Дейтон, 25 июня 1975 г.

4 Про забезпечення участ громадськост у формуванш та реашзацп державно! пол^ики: Постанова Кабшета Мiнiстрiв Укра!ни, 3 ноября 2010 г., № 996. [Электрон. ресурс] 12 мая 2015 г. Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. cgi?nreg=996-2010-%EF&p=1289287029742995

5 О политике городского Совета г. Щецин в отношении неправительственных организаций: Постановление городского Совета г. Щецин, 11 октября 1999 г., № XIY/458/99.

УДК 371 ББК 75

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОСТАВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ

ПРИЕМОВ БОРЬБЫ У КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

ВАДИМ МИХАЙЛОВИЧ БЫЧКОВ,

адъюнкт кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ ДЕМЕНТЬЕВ, профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: [email protected] ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПЛАТОНОВ, заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел на основе совершенствования содержания обучения курсантов в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание обучения, боевые приемы, задержание, обезоруживание.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Annotation. The work is devoted to the solution of problems of increasing the effectiveness of professionally-applied physical training of employees of bodies of internal Affairs on the basis of improving the learning of students in educational institutions of the MIA of Russia.

Keywords: professional training, content of training, fighting techniques, arrest, disarm.

Одним из важнейших условий достижения высокого уровня компетентности и качества профессиональной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел является модернизация и совершенствование состава и структуры профессионально-прикладных умений и навыков курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации с учетом их будущей деятельности, что приобретает особую значимость в связи с реформированием МВД РФ и реализацией на практике основных положений Федеральных законов «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел». В концепции кадровой политики определены основные требования к сотрудникам, соответствующие существующим потребностям общества. Их важность и значимость заключается в том, что от компетентности и уровня сформированности профессионально-прикладных умений и навыков сотрудников органов внутренних дел, готовности и способности стоять на страже закона в решающей мере зависят обеспечение общественной безопасности, усиление борьбы с преступностью, укрепление правопорядка и государственности в целом.

Проблема совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов за последнее десятилетие нашла свое отражение в целом ряде научных исследований, проведенных отечественными специалистами (А.А. Болотников, 2002; Ю.В. Воленко, 2008; Н.И. Кашин, 2006; С.В. Кулымов, 2002; О.К. Падин, 2004; А.Г. Попов, 2009; Р.В. Пузыревский, 2002 и др.). Обоснована эффективность служебно-прикладной физической подготовки и организации учебных занятий курсантов в образовательных организациях МВД РФ на основе использования спортивно-педагогических технологий, разработаны учебные программы по физической и боевой подготовке будущих специалистов по следственной, экспертно-криминалисти-ческой и оперативной работе, выявлены педагогические условия формирования их профессиональ-

но-прикладной физической культуры (Р.А. Исаев, 2013; Е.М. Крылова, 2013; С.В. Кулымов, 2002; Д.А. Рукавишников, 2006; И.С. Скляренко, 2014; М.А. Шелепова, 2004 и др.).

В связи с напряженной криминальной ситуацией в стране в последние годы появляется все больше научных трудов, связанных с исследованием профессиональной готовности курсантов образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России к действиям в экстремальных ситуациях (Р.В. Пузыревский, 2002), с обоснованием содержания профессионально-прикладной физической подготовки на основе моделирования условий и ситуаций задержания правонарушителей (О.А. Козлятников, 2006). По мнению ряда специалистов, профессионально-прикладная физическая подготовка создает предпосылки для успешной будущей служебной деятельности на основе укрепления здоровья, высокой психической, физической и функциональной готовности, овладения специальными знаниями, умениями и навыками (В.И. Ильинич, 1978; К.Г. Габриелян, Б.В. Ермолаев, 2006; В.Д. Гончаров, Б.Ф. Романов, В.Ф. Юкиш, 1993).

Исходя из вышеизложенного и основываясь на приоритете деятельностного подхода и специальной направленности профессиональной подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД РФ, методологии научного исследования в сфере высшего образования (В.Л. Дементьев, 2012), было выявлено противоречие, которое заключается в неполном соответствии существующего содержания образования по профессионально-прикладной физической подготовки курсантов требованиям последующей профессиональной деятельности в силовых структурах органов внутренних дел. Это объясняется тем, что в данном содержании не выделены основные положения, обеспечивающие эффективность применения боевых приемов борьбы в весенне-осеннее и особенно зимнее время года (в зимней одежде).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Физическая подготовка и, в частности, обучение курсантов боевым приемам борьбы осуществляется согласно содержанию «Наставлений по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденных приказом министра МВД РФ № 1025 от 13 ноября 2012 г. (НФП — 2012). При этом освоение, а главное, выполнение болевых приемов стоя против правонарушителя в плотной или зимней одежде, используемых для его силового задержания и обезоруживания, в соответствии с описанием, представленном в данном наставлении, малоэффективно. Это подтверждается как практикой обучения курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя боевым приемам борьбы стоя, так и ситуационным моделированием конфликтного взаимодействия полицейского и правонарушителя (противника) при проведении приемов задержания и обезоруживания в зимней одежде.

Выполнение болевых приемов стоя, используемых для силового задержания и обезоруживания, согласно требованиям НФП — 2012, следует проводить из захвата запястья противника. Причем это относится к загибу руки за спину рывком, толчком, рычагу руки внутрь, рычагу руки через предплечье. В то же время, в зимней одежде надежный захват запястья практически неосуществим. Замена захвата запястья на захват рукава при проведении указанных приемов позволяет «противнику» поворачивать захваченную руку внутри рукава, мешая проведению этих приемов. Из болевых приемов стоя, включенных в НФП — 2012, в зимней одежде можно использовать только загиб руки за спину замком (основные моменты проведения приема представлены на рис. 1) и рычаг руки наружу (рис. 2), о чем свидетельствует эксперимент, проведенный с курсантами Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

1 а

1 б

1 в

1 г 1 д 1 е

Рис. 1. Загиб руки за спину замком

2 а 2 б

Рис. 2. Рычаг руки наружу

Прием загиб руки за спину замком осуществляется в следующей последовательности. С шагом вперед вставить руку между разноименным предплечьем и туловищем противника (рис. 1а). Другую руку расположить снаружи над локтевым суставом и соединить пальцы рук в замок (рис. 1б), прижимая захваченную руку к своей груди (рис. 1в), одновременно обозначить расслабляющий удар стопой в голень одноименной ноги (коленом в нижнюю часть туловища). Возвращая ее назад и разворачиваясь на 180 градусов, провести сильный рывок на себя, выводя противника (ассистента) из равновесия и сгибая его руку (рис. 1г). Разноименной рукой завести предплечье захваченной руки ассистента за его спину, захватив пальцами локоть (рис. 1д). Прижав предплечье своей руки к его спине и надавив на локоть вниз, потянуть вверх и на себя. Другой рукой захватить за плечо (одежду на его плече) либо за подбородок снизу, встать к нему боком, воздействуя на захваченную руку, сместить вес его тела на ближнюю к себе ногу (рис. 1е).

Подбирание оружия после завершения загиба руки за спину и подход с задерживаемым к оружию так, чтобы оно находилось сбоку от проводящего прием, осуществляется следующим образом. Нажимая кистью на локоть ассистента вниз, заставить его встать на колени, одновременно подавая команду опуститься на колени, самому встать на колено и подобрать оружие свободной от выполнения приема рукой.

Прием рычаг руки наружу осуществляется в следующей последовательности. Захватить

кисть ассистента двумя руками, уперев большие пальцы в тыльную сторону ладони (рис. 2а) выполнить расслабляющий удар ногой, выкручивая руку вниз-наружу (рис. 2б). После этого перевести его в положение лежа на спине, потянуть захваченную руку на себя, нанести завершающий удар пяткой стопы сверху по ребрам (голове).

Проведенный эксперимент показал, что загиб руки за спину замком можно применять в качестве ответного приема после защиты от прямого и бокового ударов рукой в нижнюю часть туловища, ударов ножом или предметом снизу, а также после освобождения от большинства захватов.

Проведение эксперимента позволило определить, что содержание НФП — 2012 не дает возможность в полной мере формировать у курсантов и сотрудников органов внутренних дел профессионально-прикладные умения и навыки осуществлять силовое задержание и обезоруживание правонарушителей в зимних условиях, которые, на наш взгляд, представляются очень значимыми в их профессиональной деятельности.

При знакомстве с содержанием раздела «рукопашный бой» в Наставлении по физической подготовке Вооруженных сил РФ (2009 г.) обнаружилось, что некоторые болевые приемы стоя, которые не фигурируют в НФП — 2012, можно использовать в зимней одежде в качестве приемов обезоруживания. К данным приемам относятся узел руки наверху (рис. 3) и ломок руки с захватом локтя и упором

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3 а

3 б

Рис. 3. Узел руки наверху

предплечья разноименной руки в предплечье снизу (рис. 4).

Прием узел руки наверху осуществляется в следующей последовательности.

Узел руки (рис. 3а) проводится спереди или сбоку. Выполнить упор предплечьем правой руки в предплечье правой руки противника, нанести удар

предплечьем левой руки в локтевой сгиб правой руки ассистента. Поднимая правую руку противника вверх, захватить левой рукой свое правое предплечье из-под руки противника (завязать узел) (рис. 3б) и, нанеся удар ногой или локтем в болевую точку, свалить его на землю. При необходимости повторить удар ногой и, проводя правой рукой дожим кисти, за-

4 а

4 б

4 в

4 г 4 д

Рис. 4. Ломок руки с захватом локтя и упором предплечья разноименной руки в предплечье снизу

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

5 а 5 б

Рис. 5. Комбинация узла руки наверху с задней подножкой

хватить левой рукой одежду у локтя. Провести загиб руки за спину, сесть на противника верхом и провести связывание или надеть наручники.

Прием ломок руки с захватом локтя и упором предплечья осуществляется в следующей последовательности.

Прием можно проводить без расслабляющего удара, так как сам ломок локтевого сустава связан с травмированием противника. Обезоруживание при ударе ножом сверху — с шагом вперед защититься подставкой предплечья руки вверх под удар вооруженной руки противника на замахе (рис. 4а), другой рукой захватить его руку чуть выше, нажимая предплечьем руки на руку противника наружу (рис. 4в) с одновременной тягой локтя руки ассистента правой рукой (рис. 4г) произвести сваливание (рис. 4г), после чего перехватиться правой рукой за запястье противника вооруженной руки и осуществить захват левой рукой за запястье вооруженной руки, нанести расслабляющий удар ногой в область ребер, зафиксировать руку ассистента своими ногами в положении стоя и дожимом правой руки забрать нож, после чего перевести противника на живот и произвести загиб руки за спину.

К очевидным достоинствам указанных приемов относится то, что их можно выполнять без захвата запястья противника, перекрывая его предплечье своим предплечьем снизу-сбоку. Кроме этого, данные приемы можно проводить с задней подножкой (рис. 5 а, б), а выполнение узла руки наверху комбинируется с загибом руки за спину замком. При этом необходимо отметить, что активное сопротивление проведению узла руки наверху создает благоприят-

ные условия для загиба руки за спину замком и, наоборот, сопротивление загибу руки за спину замком создает благоприятные условия для выполнения загиба руки наверху.

Самое же важное, на наш взгляд, заключается в том, что эти приемы эффективно выполняются на противнике как в зимней, так и в летней одежде.

В нашей стране большее время года подавляющее большинство населения, в том числе и полиция, носит теплую плотную одежду с длинными рукавами. Именно длинные плотные рукава не позволяют или значительно затрудняют захватывать запястья рук, что необходимо для проведения большинства болевых приемов стоя, включенных в НФП — 2012. Однако, учить курсантов, будущих сотрудников органов внутренних дел, болевым приемам, используемым при силовом задержании и обезоруживании правонарушителя в теплой плотной (особенно зимней) одежде, необходимо. Для этого в программу их обучения целесообразно включить узел руки наверху, ломок руки с захватом локтя и упором предплечья разноименной руки в предплечье снизу, а также большее внимание уделять обучению и тренировкам загиба руки за спину замком. Это позволит усовершенствовать содержание обучения по профессионально-прикладной физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России и обеспечит необходимую модернизацию состава их профессионально-прикладных умений и навыков для последующей профессиональной деятельности в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.