Научная статья на тему 'Критерии эффективности боевых приемов борьбы у сотрудников органов внутренних дел'

Критерии эффективности боевых приемов борьбы у сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
508
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СПОСОБЫ ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Овчинников Владимир Александрович

На основе многолетних педагогических исследований определены критерии эффективности боевых приемов борьбы у сотрудников органов внутренних дел. Предлагаемая методика позволяет оперативно вносить коррективы в педагогический процесс подготовки сотрудников органов внутренних дел, что существенно повышает ее действенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Овчинников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of efficiency of wrestling methods of law-enforcement bodies are established on the basis of long term pedagogical researchers. The offered technique allows to bringing changes operatively in the pedagogical process of preparation of employers of law-enforcement bodies increases effectiveness essentially.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности боевых приемов борьбы у сотрудников органов внутренних дел»

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.А. ОВЧИННИКОВ,

Волгоградская академия МВД России

Аннотация

На основе многолетних педагогических исследований определены критерии эффективности боевых приемов борьбы у сотрудников органов внутренних дел. Предлагаемая методика позволяет оперативно вносить коррективы в педагогический процесс подготовки сотрудников органов внутренних дел, что существенно повышает ее

действенность.

Abstract

Criteria of efficiency of wrestling methods of law-enforcement bodies are established on the basis of long term pedagogical researchers. The offered technique allows to bringing changes operatively in the pedagogical process of preparation of employers of law-enforcement bodies increases effectiveness essentially.

Ключевые слова: критерии эффективности, способы задержания правонарушителя, боевые приемы борьбы.

Введение

Согласно Закону «О милиции» одной из основных задач, стоящих перед МВД Российской Федерации, является: разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от формы собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. В этой связи государству требуется сотрудник органов внутренних дел (ОВД), физически сильный, отлично владеющий боевыми приемами борьбы, сотрудник, который способен предотвратить и пресечь различные противоправные действия, а также задержать лица, их совершившие [1, 2, 3]. Достаточно высокий уровень преступности в стране обуславливает значительное количество фактов применения сотрудниками ОВД физической силы и специальных средств, применение и использование огнестрельного оружия. Поэтому весьма актуальным становится упорядочение содержания учебного материала по боевым приемам борьбы с выделением наиболее надежных и часто применяемых приемов. Ведь в связи с неуклонным ростом количества правонарушений, в том числе актов терроризма, курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России начиная с первого курса (с 18 лет) привлекаются к выполнению служебных задач по охране правопорядка. Иными словами, обучать курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России целесообразно, в первую очередь, тем приемам, которые на практике широко применяются и обеспечивают надежное и эффективное задержание правонарушителей.

Экспериментальная часть

Цель нашего исследования - разработка критериев, позволяющих определить степень эффективности боевых приемов борьбы, и определение наиболее эффективного приема задержания правонарушителей при подходе к нему спереди.

В настоящее время в системе МВД при определении эффективности того или иного боевого приема борьбы используют эмпирический подход, метод субъективных оценок. Методики объективного контроля отсутствуют [4, 5]. Мы предлагаем комплексную методику определения наиболее эффективных боевых приемов борьбы для сотрудников органов внутренних дел, объединяющих как субъективные, так и объективные оценки. Нами были разработаны четыре критерия, позволяющие определить эффективность боевых приемов борьбы. Первый - определение количественной оценки частоты использования и применения приема в практической деятельности (КОчаст). Второй - определение количественной оценки эффективности приема (КОэффект). Третий - определение итогового коэффициента скорости выполнения приема (КОскор). Четвертый - определение итогового коэффициента предпочтения (КО ).

4 предпУ

Указанную методику мы апробировали при исследовании, направленном на определение наиболее эффективного приема задержания при подходе к правонарушителю спереди.

Для расчета количественной оценки частоты использования и применения приема в практической деятельности и количественной оценки эффективности приема нами было проведено исследование практики активного силового пресечения различных противоправных действий. С помощью специально разработанной анкеты были опрошены 150 респондентов, представляющих оперативные подразделения ГУВД Волгоградской области (уголовный розыск, ОМОН, патрульно-постовая служба милиции, участковые уполномоченные милиции и т.п.). Респондентами являлись слушатели факультета повышения квалификации Волгоградской академии МВД России, слушатели 6-месячных курсов, а также выпускники ВА МВД России высшей формам обучения, практические работники органов внутренних дел.

(mkh

Коэффициент оценки частоты применения и использования приема сотрудниками в практической деятельности определялся по формуле:

Количественная оценка скорости выполнения каждого из приемов рассчитывалась по формуле:

КО =

6 (А) + 4 (Б) + 2 (В) + (Г)

где КО - количественная оценка частоты примене-

част. г

ния приема в условных баллах; А - число случаев применения приема свыше десяти раз; Б - число случаев применения приема до десяти раз; В - число случаев применения приема до пяти раз; Г - число случаев однократного применения приема; п - общее количество опрошенных сотрудников. Результаты представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, достаточно большое количество сотрудников ОВД при задержании правонарушителей применяли всего три способа задержания. Это приемы: загиб руки «рывком»; загиб руки «замком»; загиб руки «скручиванием внутрь». Но только у приема загиб руки «рывком» коэффициент оценки частоты применения высокий - 3,99 условных балла.

Количественная оценки эффективности применения приема в практической деятельности сотрудников ОВД определялась по формуле:

КО

п1 (5) + п2 (4) + п3 (3) + п4 (2) + п5 (1)

э ффект .

где КО - количественная оценка эффективности

эффект. т т

применения приема в условных баллах; п1 - число сотрудников, отразивших эффективность как очень высокую; п2 - число сотрудников, отразивших эффективность как высокую; п3 - число сотрудников, отразивших эффективность как среднюю; п4 - число сотрудников, отразивших эффективность как низкую; п5 - число сотрудников, отразивших эффективность как очень низкую; п - общее количество опрошенных сотрудников. Результаты представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, 86,7% сотрудников оценивают прием загиб руки «рывком» по степени эффективности как очень высокий и высокий.

Для определения количественной оценки скорости выполнения приема нами была сформирована группа из курсантов пятого года обучения в количестве 25 человек. Бригада высококвалифицированных экспертов в составе пяти человек оценивала выполнение каждого из шести приемов по четырехбалльной шкале. В состав экспериментальной группы вошли только те курсанты, которые получили за технику выполнения каждого из исследуемых приемов хорошие и отличные оценки. После формирования группы испытуемые три раза выполняли каждый из приемов задержания на правую руку несопротивляющегося партнера. Результаты фиксировались с помощью электронного секундомера, лучшая попытка заносилась в протокол. Секундомер включался при начале контакта с условным правонарушителем и выключался после фиксации приема загиб руки «за спину».

КО =

скор.

у1 + у2 + уЗ + у4 + у5 + ...

где КОскор - количественная оценка скорости выполнения приема в условных баллах; у1 - лучшее время выполнения приема первым испытуемым; у2 - лучшее время выполнения приема вторым испытуемым; уЗ -лучшее время выполнения приема третьим испытуемым и т.д.; п - общее количество сотрудников, принимавших участие. После определения количественной оценки скорости в соответствии с зоной распределения присваивался итоговый коэффициент скорости (ИК ) в условных баллах: 1 балл - КО от

4 скорУ ^ скор.

4,5 с и выше; 2 балла - КО от 3,8 - 4,4 с; 3 балла -

скор.

КО от 3,1 - 3,7 с; 4 балла - КО от 2,4 - 3,0 с;

скор. скор.

5 баллов - КОскор от 1,0 - 1,6 с. Данные представлены в табл. 3.

Значения данного показателя могут служить одним из основных объективных критериев при оценки степени эффективности приема. Ведь чем быстрее выполнен прием, тем меньше времени сотрудник находится в противоборстве, в «контакте» с правонарушителем, тем меньше времени остается преступнику для реализации контратакующих действий и возможности среагировать с оказанием сопротивления сотруднику милиции. Тем самым сотрудник ОВД может успешно решить оперативную задачу и сохранить личную безопасность.

Для определения количественной оценки предпочтения перед курсантами ставилась следующая двигательная задача. Испытуемый преодолевал специализированную полосу препятствий протяженностью сто метров, кроссовую дистанцию протяженностью пятьсот метров и выполнял пять кувырков назад на борцовском татами. После выполнения кувырков курсанту сразу же ставилась задача задержать условного правонарушителя при подходе к нему спереди посредством любого из шести исследуемых приемов. Вариант предпочтения каждого из курсантов заносился в протокол.

На основании полученных данных высчитывалась количественная оценка предпочтения каждого из приемов по формуле:

ко , = ,

предп.1 п

где КОпредп1 - количественная оценка предпочтения первого приема; х1 - итоговое значение частоты выполнения приема после физической нагрузки всей группой; п - общее количество сотрудников, принимавших участие. После определения количественной оценки предпочтения, в соответствии с зоной распределения, присваивался итоговый коэффициент предпочтения (ИК ) в условных баллах: 1 балл - К

предп. предп.

от 0 до 14%; 2 балла - К от 15 до 29%; 3 балла -

предп.

К от 30 до 44%; 4 балла - К от 45 до 59%;

предп. предп.

5 баллов - Кпредп. свыше 60%. Данные представлены в табл. 4.

ш

п

п

п

Таблица 1

Применение приемов задержания при подходе спереди (п = 150)

Наименование приема Число случаев применения Кол-во сотрудников применявших прием (% ) Колич. оценка частоты применения (усл. баллы)

А Б В Г Д

Загиб руки «рывком» 64 36 27 17 6 96 3,99

Загиб руки «замком» 23 26 43 38 20 87 2,44

Загиб руки «нырком» 8 10 29 26 77 49 1,15

Загиб руки «скручиванием внутрь» 31 38 35 24 22 85 2,88

Рычаг руки через предплечье 14 17 21 36 62 59 1,53

Рычаг руки через плечи 2 4 16 22 106 29 0,55

Таблица 2

Степень эффективности приемов задержания при подходе спереди

(п = 150)

Наименование приема Оценки Колич. оценка эффективности применения (усл. баллы)

5 - очень высокая 4 -высокая 3 -средняя 2 -низкая 1 - очень низкая

Загиб руки «рывком» 86 44 12 6 2 4,37

Загиб руки «замком» 27 31 35 32 25 3,02

Загиб руки «нырком» 4 19 25 75 27 2,32

Загиб руки «скручиванием внутрь» 27 30 43 35 15 3,13

Рычаг руки через предплечье 8 16 35 61 30 2,41

Рычаг руки через плечи 0 2 4 32 112 1,31

Таблица 3

Время выполнения приемов задержания при подходе спереди

(п = 25)

Значения Загиб руки «рывком» (с) Загиб руки «замком» (с) Загиб руки «нырком» (с) Загиб руки «скручиванием внутрь» (с) Рычаг руки через предплечье (с) Рычаг руки через плечи (с)

Средние значения 1,582±0,294 1,878±0,469 1,950±0,331 1,838±0,280 3,148±0,629 3,220±0,554

КО (с) скор. ' ' 1,58 1,88 1,95 1,84 3,15 3,22

ИК скор. 5 4 4 4 2 2

Таблица 4

Частота выполнения приемов задержания при подходе спереди после физической нагрузки

(п = 25)

Приемы задержания при подходе спереди

Загиб руки «рывком» Загиб руки «замком» Загиб руки «нырком» Загиб руки «скручиванием внутрь» Рычаг руки через предплечье Рычаг руки через плечи

Кол-во повторений (раз) 11 5 3 5 1 0

Колич. оценка предпочтения (%) 44 20 12 20 4 0

Итоговый коэф. предпочтения (усл. баллы) 3 2 1 2 1 0

После нахождения значений четырех критериев каждого из приемов рассчитывался итоговый коэффициент эффективности этого приема. Он определялся по формуле:

Кфф . = КО . + КО . + ИК . + ИК

эффект.1 част.1 эффект.1 скор.1 предп.1;

где КОчаст1 - количественная оценка частоты применения первого приема в условных баллах; КОэ|№жт1 - количественная оценка эффективности применения первого приема в условных баллах; ИКскор1 - итоговый коэффициент скорости выполнения первого приема

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в условных баллах; ИКпредп1 - итоговый коэффициент предпочтения первого приема. После нахождения коэффициента эффективности всех приемов данные заносились в таблицу, и им присваивался соответствующее ранговое значение. Прием, имеющий ранг под номером 1, являлся самым эффективным в данной группе приемов. Как следует из табл. 5, в нашем случае самым эффективным приемом задержания при подходе к правонарушителю спереди является загиб руки «рывком».

Таблица 5

Итоговые результаты определения эффективности приемов задержания при подходе спереди

Название приема КОчаст. КО Л'“'эффект. ИКс„р. ИКпредп. К эффект. Ранг(место)

Загиб руки «рывком» 3,99 4,37 5 3 16,36 1

Загиб руки «замком» 2,44 3,02 4 2 11,46 3

Загиб руки «нырком» 1,15 2,32 4 1 8,47 4

Загиб руки «скручиванием внутрь» 2,88 3,13 4 2 12,01 2

Рычаг руки через предплечье 1,53 2,41 2 1 6,94 5

Рычаг руки через плечи 0,55 1,31 2 0 3,86 6

Выводы

1. Целесообразно скорректировать рабочие учебные программы по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России путем использования в учебном процессе надежных, эффективных и наиболее востребованных на практике боевых приемов борьбы.

2. Образовательным учреждениям МВД России следует уделить внимание обучению и совершенство-

ванию приемов борьбы, наиболее способствующих эффективному выполнению сотрудниками ОВД оперативно-служебных задач.

3. Проведенная работа позволила определить наиболее часто применяемые и распространенные на практике приемы задержания правонарушителей, подготовить предложения по корректировке учебного процесса по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России.

Литература

1. Кондрашов Б.П. и др. Российский закон о милиции /Б.П. Кондрашов, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. -М.: МП «Вердикт», 1992. - 176 с.

2. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29.07. 1996 г. № 412: Приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. - М., 2001. - 30 с.

3. Об утверждении наставления по физической подготовке во внутренних войсках Министерства внут-

ренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 19 мая 2005 г. № 395. - М., 2005. - С. 3-28.

4. Практика применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел: Информационно-аналитический обзор.- М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1998. - С. 4-15.

5. Практика применения боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД: Научный отчет. - Красноярск, 2003. - 30 с.

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.