Научная статья на тему 'Об урегулировании несоответствия законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан'

Об урегулировании несоответствия законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
683
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / LEGISLATION / REGULATIONS / PENSION INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синицына К.И.

Рассмотрена взаимосвязь между законодательными актами системы высшего профессионального образования и общеобязательного государственного пенсионного страхования в Украине. Выявлена несогласованность законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан (в частности выплата пособия по потере кормильца), которая вызвана применением законодательства Украины и разработкой собственных нормативных актов. Предложены варианты урегулирования данного несоответствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On resolving the inconsistencies of the legislation on the citizens’ pension security of the Donetsk People’s Republic

The paper investigates the relationship between the legislative enactments of the higher vocational education system and the statutory pension insurance in Ukraine. The inconsistency of the legislation in the Donetsk People's Republic in the sphere of pension system (including, payments of the survivor's benefit) has been revealed, which is caused by applying Ukrainian legislation and developing own statutory regulations. The options for adjusting these inconsistencies have been suggested.

Текст научной работы на тему «Об урегулировании несоответствия законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан»

УДК 336.57: 35.078.51

К.И. СИНИЦЫНА, экономист, e-mail: SinitsinaK@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

Рассмотрена взаимосвязь между законодательными актами системы высшего профессионального образования и общеобязательного государственного пенсионного страхования в Украине. Выявлена несогласованность законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан (в частности - выплата пособия по потере кормильца), которая вызвана применением законодательства Украины и разработкой собственных нормативных актов. Предложены варианты урегулирования данного несоответствия.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, законодательство, нормативные акты, пенсионное страхование.

Sinitsyna K.I. On resolving the inconsistencies of the legislation on the citizens' pension security of the Donetsk People's Republic.

The paper investigates the relationship between the legislative enactments of the higher vocational education system and the statutory pension insurance in Ukraine. The inconsistency of the legislation in the Donetsk People's Republic in the sphere of pension system (including, payments of the survivor's benefit) has been revealed, which is

caused by applying Ukrainian legislation and developing own statutory regulations. The options for adjusting these inconsistencies have been suggested.

Keywords: higher vocational education, legislation, regulations, pension insurance.

Как любой системе законодательству присущи несогласованности, вызываемые как внешними, так и внутренними факторами. Одной из главнейших задач современного государства, которое обязано создать надлежащие условия, при которых отечественная законодательная система приобретает состояние согласованности и отсутствие каких-либо противоречий нормативно-правовых актов, становится обеспечение организационного единства и нивелирования противоречия в законодательных актах [1, c. 176].

Проведенный анализ показал, что в период становления государственности Донецкой Народной Республики (ДНР) и разработки собственных законодательных документов возникло несоответствие между законодательными актами, регулирующими деятельность в системе высшего профессионального образования и общеобязательном государственном пенсионном страховании граждан.

© К.И. Синицына, 2018

Многие аспекты проблематики законотворческой деятельности, а именно непротиворечивости законодательных актов, нашли свое отражение в научных трудах В.Ф. Левина [1], Т.Н. Карасевой [2], А.А. Головко [3], Е.Ю. Егоровой [4], М.Ю. Спирина [5] и др. Вопросы нормативного регулирования сферы социального обеспечения граждан отражены в публикациях Ю.Ю. Митрошкина [6], С.В. Потаповой [7], С.С. Собянина [8] и др. Изучением проблем, связанных с обеспечением населения государственными социальными гарантиями, занимались такие ученые, как Н.А. Волгин [9], М.Е. Ли-банова [10], Э.Б. Аткинсон [11], Д.И. Рам-занов [12], B.D. Meyer [13] и др. Вместе с тем необходимость дальнейшего исследования несоответствий нормативно-законодательных актов и исключение коллизий имеет важное значение, особенно в области построения законодательной системы молодых республик.

Целью статьи является разработка предложений для урегулирования несоответствия законодательных актов ДНР в сфере пенсионного обеспечения граждан.

В настоящее время в связи с изменениями в системе высшего профессионального образования возникла необходимость приведения законодательства, регулирующего социальную поддержку незащищенных слоев населения, в соответствие с существующими реалиями. Согласно ст. 32 Конституции ДНР и постановлению Совета Министров ДНР от 02.06.2014 г. № 9-1 во время переходного периода на территории ДНР применяется законодательство Украины в части, не противоречащей Декларации о суверенитете и Конституции ДНР [14]. Пенсионное обеспечение граждан ДНР регулируется Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [15].

В ст. 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058 пенсия по случаю потери кормильца назначается детям умершего кормильца, не достигшим 18 лет и обучающимся на дневной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях системы общего среднего образования, а также профессионально-технических, высших учебных заведениях, - до окончания такими детьми учебных заведений, но не более, чем до достижения ими 23 лет.

Данный возраст по законодательству Украины обоснован согласно системе образования: пункт 3 ст. 36 Закона Украины № 100-96 - ВР «О внесении изменений и дополнений к Закону Украинской ССР «Об образовании» от 23.03.1996 г., обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести - или семилетнего возраста [16]; пункт 1 ст. 12 Закона Украины № 651^^ «Об общем среднем образовании» от 06.07.2010 г., срок обучения для получения полного среднего образования в общеобразовательных начальных учреждениях 1-Ш уровней составляет 11 лет [17]; пункты 4-5 ст. 5 Закона Украины № 76-VII «О высшем образовании» от 28.12.2014 г., бакалавр1 - это образовательная степень, получаемая на первом уровне высшего образования и присуждается высшим учебным заведением в ре-

1 Согласно Государственному классификатору профессий Украины ДК 003-95 [19], утвержденного приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июля 1995 г. № 257 для профессий, связанных с выполнением работ высокой квалификации, требуется квалификация специалиста, магистра, а в некоторых случаях и степени кандидата или доктора наук.

зультате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 180-240 кредитов1 ЕКТС2 (срок обучения: 1 учебный год = 60 кредитам ЕКТС) [18]. Магистр -это образовательная степень, получаемая на втором уровне высшего образования и присуждается высшим учебным заведением в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы. Степень магистра присваивается по образовательно-профессиональной или образовательно-научной программе. Объем образовательно-профессиональной программы подготовки магистра составляет 60-903 кредитов ЕКТС.

Следовательно, начиная обучение для получения полного среднего образования в общеобразовательных начальных учреждениях в семь лет, которые гражданин оканчивал в 17-18 лет, а затем следовали 5-5,5 лет обучения в высшем учебном заведении для получения полного высшего образования, что, в общем, составляет 22-23,5 лет. Данный срок получения полного высшего образования учтен в Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058.

Рассмотрим, как согласовываются законодательные акты в ДНР. В пункте 1 ст. 65 Закона Народного Совета ДНР «Об образовании» (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № 111-ИС) указано, что получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по

160 кредитов ЕКТС соответствуют

учебной нагрузке полного года формального

обучения (учебного года). Следовательно, 3-4 учебных года = 180-240 кредитам ЕКТС.

состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (в среднем по достижению семи лет) [20].

В пункте 4 ст. 9 «Государственные образовательные стандарты и государственные требования» Закона Народного Совета ДНР «Об образовании» (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № 111-ШС) отмечено, что государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Согласно пункту 2 ст. 66 Закона Народного Совета ДНР «Об образовании» (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № 111-1НС) к освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование, а также среднее профессиональное образование. Среднее общее образование составляет 11 классов.

Государственные образовательные стандарты, которые утверждены Министерством образования и науки ДНР [21], устанавливают срок получения образования по программе бакалавриата в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, 4 года. Срок освоения программы магистратуры по очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года.

2Европейская кредитно-трансфертная система.

31-1,5 учебных года = 60-90 кредитам ЕКТС.

Из этого следует, что, начиная получать начальное общее образование в образовательных организациях в семилетнем возрасте, человек, проживающий на территории ДНР, получает общее образование в 18 лет. Поступает в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения степени бакалавр еще на 4 года, а получит данную степень в 22 года. Потом поступает в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения степени магистр на 2 года и оканчивает государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования со степенью магистр в 24 года. А Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058 получение пенсии по случаю потери кормильца на территории ДНР предусмотрен возраст до 23 лет.

Трудоустроиться со степенью бакалавр затруднительно, т.к. согласно закону «Об образовании» в ДНР степень бакалавр считается высшим образованием, а по справочнику профессий бакалавр не относится к высшему образованию, он классифицируется на одном уровне с образованием, получаемом в техникуме. На это и обращают внимание работодатели при приеме на работу работника.

Таким образом, финансово обеспечить свои потребности данная категория населения (студенты) в ДНР по достижению 23 лет и до 24 (до получения полного высшего образования) должна только в размере обычной стипендии 1440 р., что является затруднительным.

Для того, чтобы привести законодательство в соответствие с существующими реалиями и согласовать между собой, разработаны следующие варианты урегулирования несоответствия законодательных актов:

внести дополнение, согласно которому пенсионное обеспечение граждан ДНР, которое регулируется ст. 36 Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», применять в следующей редакции: «Пенсия по случаю потери кормильца назначается детям умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и обучающимся на дневной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях системы общего среднего образования, а также профессионально-технических, государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - до окончания такими детьми учебных заведений, но не более чем до достижения ими 24 лет»;

внести изменения в пункт 1 ст. 65 Закона Народного Совета ДНР «Об образовании» (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № 111-ЩС), применять в следующей редакции: «Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет»;

установление стипендии на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований бюджета ДНР, в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, благодаря чему гражданин будет иметь достаточное количество денежных средств для проживания и потребность в применении пособия по потери кормильца будет нивелирована;

внести изменения в справочник профессий - не приравнивать степень бакалавра с образованием, получаемом в техникуме.

Выводы

В работе выявлена несогласованность законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан, в частности, между законодательными актами системы

высшего профессионального образования и общеобязательного государственного пенсионного страхования. Предложены варианты урегулирования данного несоответствия.

Список используемой литературы

1. Левин, В.Ф. Перспективы развития альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов /

B.Ф. Левин, А.А. Брыжинский, Т.В. Ху-дойкина // Вестник Мордовского университета. - 2006. - Т. 16. - № 1. -

C. 173-181.

2. Карасева, Т.Н. Принцип обеспечения единства системы конституционного законодательства в Российской Федерации / Т.Н. Карасева // Бизнес в законе. - 2011. - № 3. - С. 1-29.

3. Головко, А.А. Законность - универсальное явление в жизни человека / А.А. Головко // Право и демократия: сб. науч. тр. - Минск: БГУ, 2001. - № 11. -С. 17-29.

4. Егорова, Е.Ю. Соблюдать законность при принятии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации / Е.Ю. Егорова // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2002. - № 4. - С. 5-10.

5. Спирин, М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Спирин Михаил Юрьевич. - М.: РГБ, 2003. - 162 с.

6. Митрошкина, Ю.Ю. Вопросы нормативного закрепления принципов регулирования сферы социального обеспечения в законодательстве субъектов РФ / Ю.Ю. Митрошкина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 6. - С. 249-253.

7. Потапова, С.В. Проблемы формирования социального законодательства

субъектов России как комплексного структурного образования в условиях глобализации / С.В. Потапова // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2006. -№ 1. - С. 109-117.

8. Собянин, С.С. Тенденции развития законодательства субъектов РФ в социально-экономической сфере / С.С. Собянин // Журнал российского права. -2007. - № 1. - С. 36-45.

9. Волгин, Н.А. Повышение минимальных гарантий по оплате труда - реальная задача / Н.А. Волгин, В.Н. Бобков, Е.И. Курильченко // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. -№ 2 (192). - С. 29-35.

10. Людський розвиток в Укрш'ш. Модершзащя сощально! пол^ики: регю-нальний аспект: монографiя / за ред. Е.М. Лiбановоi; 1н-т демографп та сощальних дослщжень iм. М.В. Птухи НАН Украни. - К., 2015. - 356 с.

11. Аткинсон, Э.Б. Что такое «неравенство», и можем ли мы его преодолеть? / Э.Б. Аткинсон // Экономическая социология. - 2017. - Т. 18. - № 2. -С. 41-73.

12. Рамазанов, Д.И. Инфляция и доходы: динамика взаимодействия, анализ номинальных и реальных показателей / Д.И. Рамазанов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2016. - № 4 (48). - С. 58-62.

13. Meyer, B.D. Winning the War: Poverty from the Great Society to the Great Recession / B.D. Meyer, J.X. Sullivan // Brookings Papers on Economic Activity (Fall). - 2012. - P. 133-200.

14. О применении Законов на территории ДНР в переходный период: Постановление Совета Министров ДНР от 02.06.2014 г. № 9-1 [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/doc/ dokumenty-soveta-ministrov/ postanovlenie-

9-1 -ot-02-06-2014g-o-primenenii -zakonov-na-territorii-dnr-v-p erexodnyj -period/

15. Об общеобязательном государственном пенсионном страховании: Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058 [Электронный ресурс]. - URL: http:// zakon3.rada.gov.ua/l aws/show/1058-15

16. О внесении изменений и дополнений к Закону Украинской ССР «Об образовании»: Закон Украины от 23.03.1996 г. № 100-96 [Электронный ресурс]. - URL: http://debetkredit.ligazakon. ua/l_doc2.nsf/link1/Z960100.html

17. Об общем среднем образовании: Закон Украины от 06.07.2010 г. №651-XIV [Электронный ресурс]. - URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn= 17673

18. О высшем образовании: Закон Украины от 28.12.2014 г. № 76-VII [Электронный ресурс]. - URL: http:// osvita.ua/legislation/law/2235/

19. Государственный классификатор Украины профессий ДК 003-95. Указатель профессиональных названий работ по кодам профессий [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.knigi-x.ru/ 22raznoe/402184-1-gosudarstvenniy-klassifi kator-ukraini-klassifikator-professiy-003-

95 -predisl ovie-razrabotan-nauchno-issledo vatels.php

20. Об образовании: Закон Народного Совета ДНР (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № ПЫНС [Электронный ресурс]. - URL: https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/zakon-o-vnesenii-izmene nij-v-zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-obrazovanii/

21. Государственные образовательные стандарты // Официальный сайт Министерства образования и науки ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http://mondnr.ru/component/jdownloads/cat egory/16-magistratura? start=30

Статья поступила в редакцию 09.08.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.