с использованием похожей формы кредитования. В этих европейских странах положение экономики было еще хуже - совокупный долг домохозяйств в Испании в 2007 году достиг 124 %, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и вовсе рекордного значения в 130 % ВВП. Очевидно, что такая ситуация с закредитованностью населения долго продолжаться не могла, и рано или поздно она все-таки должна была обостриться.
Со временем большинство кредитных контрактов заключались на условиях плавающей процентной ставки. Такие условия займа способствовали привлечению клиентов, однако эти же условия играли пагубную роль в процессе обслуживания займов. Только по этой причине более 40 % заемщиков так и не смогли выполнить свои договорные обязательства и были лишены заложенного имущества. Таким образом, ситуация в сфере накопления становилась крайне сложной и неустойчивой.
В условиях активного роста цен на жилую недвижимость снижающаяся платежеспособность реального сектора экономики не представляла какой-либо угрозы для финансовой системы. Тем не менее, следуя экономическим законам, любой рынок развивается циклично, и в то время когда рост цен на жилую недвижимость сначала остановился, а затем начал снижаться, платежеспособность домохозяйств стала важнейшим фактором балансирования экономической системы.
Но, с учетом действующей на тот момент политики распределения доходов, контроль над управлением финансовой системой был потерян, что в последующем привело к глобальному экономическому кризису.
Список литературы:
1. Торстейн Веблен. Теория праздного класса / Экономическая мысль Запада. - 1984.
2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=mrrf_m.
3. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_ RQ=R01235&date_req1=01.01.2008&date_req2= 01.04.2009&rt=1&mode=1.
List of literature:
1. Thorstein Veblen. Theory of the Leisure Class / Economic Thought West. - 1984.
2. The official website of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: http://www. cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=mrrf_m.
3. The official website of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: http://cbr.ru/ currency_base/dynamics.aspx?VAL_NMRQ = R0 123 5 &date_req 1 = 01.01.200 8&date_req2 = 01.04.2009&rt=1&mode=1.
Беззубко Л.В.
доктор наук по государственному управлению, профессор, Донецкий национальный технический университет, Украина, г. Красноармейск
УДК 368.9
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПЕНСИОНЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы социальной защиты пенсионеров в Украине. Демографическая ситуация в Украине характеризуется увеличением абсолютного и относительного числа лиц пожилого возраста в общей структуре населения. Целью данного исследования является анализ существующих проблем в системе социальной защиты пенсионеров. В статье рассматриваются возможные основные модели в области социальной защиты населения. Выбрав определенную модель, необходимо осуществлять поэтапное реформирование существующей системы социальной защиты.
В статье предлагаются следующие направления развития социальной защиты пенсионеров: - создавать кластерные модели системы «социальное государство для лиц преклонного возраста»;
- проведение реформы пенсионной системы по трем уровням: солидарная система выплат пенсий, системы накопления индивидуальных пенсионных счетов в рамках общеобязательного государственного пенсионного страхования, система негосударственного пенсионного страхования;
- создание в домах-интернатах отделений для временного проживания лиц преклонного возраста. Автор отмечает необходимость уделять особое внимание социальной защите пенсионеров Донецкой
области.
Ключевые слова: пенсионная система, социальная политика, социальная защита, демография, социальное обеспечение.
THE SOCIAL PROTECTION OF PENSIONERS IN THE CONDITIONS OF THE SOCIAL STATE
In the article the questions of perfection of system of social protection of pensioners in Ukraine. Demographic situation in Ukraine is characterized by an increase in the absolute and relative number of elderly persons in the total population. The aim of this study is to analyze the existing problems in the system of social protection of pensioners. The article discusses the possible basic models in the field of social protection of the population. Selecting a specific model, you must implement a phased reform of the existing system of social protection.
The article suggests the following areas of development social protection of pensioners:
- create a clustered system model of the welfare state for the elderly;
- the reform of the pension system on three levels: the solidarity system of pension payments, the accumulation of individual pension accounts under the mandatory state pension insurance system state pension insurance;
- creation of in nursing homes offices for temporary residence for the elderly.
The author notes the need to pay special attention to the social protection of pensioners in Donetsk oblast.
Key words: pension system, social policy, social protection, demography, social security.
Постановка проблемы. Социальная защита на- тия, согласно прогнозам демографического депар-селения является неотъемлемой частью социальной тамента ООН, количество людей в возрасте 60 лет политики государства. Одной из целей социально- и более достигнет 17,8 % всего населения. Демо-го развития государства является усиление помощи графическая ситуация в Украине характеризуется пенсионерам и слабозащищенным группам населе- увеличением абсолютного и относительного числа ния. Эти задачи становятся все более актуальны- лиц пожилого возраста в общей структуре населе-ми в современных условиях. В начале XXI столе- ния (табл. 1).
Таблица 1
Количество пенсионеров в Украине в расчете на 1 000 чел. населения (на начало года) [1; 2]
1996 2006 2014
Украина 284 301 299
Донецкая область 308 322 323
В ближайшей перспективе удельный вес людей будет приходиться 438 пенсионеров. Данные о каче-старше 60 лет достигнет 23 % от общей численности ственном составе пенсионеров рассмотрены на при-населения. На 1 000 лиц трудоспособного возраста мере Донецкой области (табл. 2).
Таблица 2
Количество пенсионеров по Донецкой области (на 1 января) [2]
Показатели 1991 2011 2013
всего пенсионеров, тыс. человек 1 445,8 1 429,1 1 392,4
по возрасту 1 119,3 1 102,5 1 067,2
по инвалидности 131,5 142,3 141,2
в случае потери кормильца 133,7 128,6 127,5
по выслуге лет - 41,2 45,0
получают социальные пенсии 30,6 14,4 11,3
количество пенсионеров в расчете на 1 000 чел. населения 272 323 321
Украина становится обществом людей пожилого возраста. В связи с этим разработка системы мер социальной защиты граждан преклонного возраста приобретает особую актуальность.
Анализ последних исследований. Проблемам социальной защиты граждан посвящено много исследований отечественных (В. Скуратовский, О. Палий, Е. Либанова и другие) и зарубежных (Е. Баумхайер, А. Шорр, Т. Гансли и др.) исследователей. Модели социального обеспечения исследовались Ф. Уильямсом, Г. Еспинг-Андерсеном, С. Лейбфридом.
Однако комплексному исследованию проблем социальной защиты лиц преклонного возраста посвящено значительно меньше литературы. Данной проблематикой занимаются ученые различных научных специальностей: медики, правоведы, психологи. Значительно меньше исследуются экономический и управленческий аспекты проблемы. В основном имеющуюся литературу представляют учебные пособия, предназначенные для подготовки работников системы социального обеспечения.
В Украине сложившаяся ситуация вызывает оправданное беспокойство. В государстве существует ряд законов, в которых рассмотрены отдельные аспекты социальной защиты граждан преклонного возраста [3; 4]. За последнее время был принят ряд документов, в которых поставлены задачи улучшения демографического потенциала страны. Однако анализ данных документов показал, что в основном они направлены на улучшение демографических показателей - увеличение рождаемости, снижение уровня смертности. В этих документах не содержится комплексная программа по улучшению социальной защиты лиц преклонного возраста.
Целью данного исследования является анализ существующих проблем в системе социальной защиты пенсионеров.
Результаты исследования
В настоящее время для Украины характерно отставание развития нормативов и стандартов правового регулирования от повседневных потребностей общества. Это отставание наиболее значительно в сравнении с социальными стандартами (нормативами) европейских стран.
Анализ существующей ситуации свидетельствует, что в условиях переходной экономики в обществе проходят два параллельных процесса:
1. Разрушение старых экономических, социальных и правовых институтов социальной защиты лиц преклонного возраста, которые остались в наследство от Советского Союза.
2. Создание новых, прежде неизвестных обществу институтов социальной защиты, основанных не только на рыночных отношениях, приоритете частной собственности, но и на более развитом уровне демократии, свободы экономического выбора, новой роли государства и т. п.
Можно выделить несколько подходов к организации системы социального обеспечения:
- сохранение всех социальных завоеваний социализма;
- частичное сохранение социальных гарантий социализма (сохранение бесплатного медицинского обслуживания);
- переход на создание социальной системы по образцу промышленно развитых стран Запада.
Представляется более перспективным постепенный (поэтапный) переход на создание социальной системы по образцу промышленно развитых стран Запада. На первых этапах реформирования целесообразно осуществить частичное сохранение социальных гарантий социализма.
Перед Украиной стоит выбор модели создания социальной защиты в обществе. Возможные основные модели в области социальной защиты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Основные направления в области социальной защиты населения [5; 6]
Ценности Роль государства в предоставлении социальной помощи Принципы распределения государственной социальной помощи Связь между экономической и социальной политикой
Антиколлективизм
Индивидуальный выбор, свобода личности Минимальная Чрезвычайная избирательность, всем другим предоставляются шансы самореализоваться на рынке Доминирует рыночная свобода
Социальный реформизм
Несоциалистический коллективизм общего благосостояния
Индивидуальная свобода в границах эффективного, «сочувственного» капитализма Умеренная, объединенная с предоставлением помощи частными и добровольными организациями Некоторая помощь -универсальная, некоторая -выборочная Социальная политика компенсируется и поддерживается политикой экономической
Ценности Роль государства в предоставлении социальной помощи Принципы распределения государственной социальной помощи Связь между экономической и социальной политикой
Фабианский социализм
Равенство, коллективизм, социальная гармония Большая Универсальность, базирующаяся на потребностях Социальная политика влияет на то, чтобы экономическая политика более отвечала потребностям
Радикальное социальное администрирование
Равенство, гуманизм, коллективизм Большая, децентрализация, местный контроль Универсальность, базирующаяся на потребностях Унификация социальной и экономической политики через социальное планирование для преодоления неравенства
Политическая экономия «общего благосостояния»
Ценности должны определяться характером экономического производства Большая Универсальность, базирующаяся на потребностях Непримиримые конфликты между социальной и экономической политикой при капитализме. При социализме экономика обслуживает человеческие потребности
Выбрав определенную модель, необходимо осуществлять поэтапное реформирование существующей системы социальной защиты.
В систему социальной защиты лиц преклонного возраста должны входить следующие элементы: медицинское обслуживание, пенсионная система, системы социальной помощи, социального обеспечения, охраны здоровья.
Рассмотрим состояние и направления социальной защиты граждан преклонного возраста в Украине.
1. Медицинское обслуживание
Сегодня состояние медицинского обслуживания в Украине лиц преклонного возраста можно назвать проблемным. Формально бесплатная государственная медицина не способна обеспечить потребности граждан преклонного возраста в качественном медицинском обслуживании, а частные предприятия в сфере здравоохранения выставляют за свои услуги счета, которые не могут оплатить большинство пенсионеров.
Предложения. Одна из задач будущего - это обеспечить доступ всех граждан к социальным стандартам высокого качества. В настоящее время необходимо создавать кластерные модели системы «социальное государство для лиц преклонного возраста». При такой модели создается система элементов для объединения общих усилий в достижении единой цели. То есть кластеры выступают вертикальными и горизонтальными структурами, которые создают в данном случае социальную защиту для лиц преклонного возраста. Можно выделить следующие элементы кластеров:
1) кластеры социальной защиты через бюджетные и небюджетные фонды (Пенсионный фонд и со-
циальные выплаты; Фонд добровольного медицинского страхования; Фонд обязательного государственного медицинского страхования);
2) кластеры организации системы здравоохранения (геронтология, реабилитация).
Для укрепления правовой и финансовой основы всей системы здравоохранения населения очень важным шагом к повышению эффективности социальной защиты данных слоев населения может стать принятие специального Закона Украины «Про общеобязательное социально-медицинское страхование».
2. Пенсионное обеспечение
Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной и тогда, когда он наделен юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или другого блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилья и т. д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить. Так, право на материальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, потери кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому трудящемуся, который отвечает установленным условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и каких-нибудь других факторов.
Предложения. Первоочередной задачей в контексте социальной защиты населения является проведение полномасштабной реформы пенсионной системы, которая должна осуществляться по трем уровням: солидарной системы пенсионных выплат (первый уровень), системы накопительных индивидуальных пенсионных счетов в рамках общеобязательного государственного пенсионного страхования (второй уровень)
и системы негосударственного пенсионного страхования, которая будет обеспечивать выплату дополнительной пенсии за счет добровольных пенсионных взносов граждан (третий уровень).
В настоящее время необходимо осуществлять реформирование пенсионной системы. Один из путей реформирования заключается в создании личного пенсионного фонда по принципу депозита с возможностью ежемесячного пополнения. Этот фонд будет формироваться на основе обязательного фиксированного процента отчислений от заработной платы, причем процент отчислений должен быть одинаковым. Государство, в свою очередь, должно ежегодно увеличивать эту сумму на коэффициент инфляции.
Получить отложенные деньги работник может после выхода на пенсию. Выплачивать их будут пропорционально каждый месяц на протяжении последующих двадцати лет, после истечения которых функцию выплаты пенсий на себя должно взять государство. Если работающий умирает до достижения им пенсионного возраста, то деньги передадут наследникам как обычный депозитный вклад.
Обеспечение домами-интернатами и инвалидов (взрослы:
3. Социальное обеспечение
Одним из проявлений заботы государства о гражданах преклонного возраста является создание в стране специальных учреждений, предназначенных для жизни. Названия они имеют разные: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов войны и труда, хосписы и др. В Украине есть немало старых людей, которые не создали семей или потеряли близких. Немало и тех, кто имеет родственников, но по разным причинам утратил связь с ними. Для таких граждан и необходимо создавать специальные учреждения.
В то же время следует отметить, что в области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставленных в данной сфере, все еще относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты общего числа мест в этих учреждениях (табл. 4).
Таблица 4
для граждан преклонного возраста í и детей) в Украине [1]
2000 2010 2013
Количество домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов-взрослых 275 323 323
Количество мест для граждан преклонного возраста и инвалидов-взрослых, тыс. 53 58,4 58,4
Предложения. Необходимо создавать в домах-интернатах отделения для временного проживания лиц преклонного возраста. Они могут проживать в этом учреждении от 2 до 6 месяцев в связи, например, с отъездом их родственников в продолжительную командировку или с продолжительной болезнью. Сюда же помещаются по направлению врача одинокие, преклонного возраста люди, которые прошли курс лечения в больнице, но еще недостаточно окрепли, и для полного выздоровления их требуется уход и медицинское наблюдение.
В дома-интернаты для престарелых принимаются граждане, которые достигли пенсионного возраста, не имеют трудоспособных детей, обязанных по закону содержать их. Отдельные лица, которые имеют трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты только в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Поэтому необходимо организовать в Украине, с предоставлением налоговых льгот, платные государственные и частные пансионаты для граждан преклонного возраста, в которых стационар-
ную специализированную медпомощь предоставляют лечебные учреждения органов здравоохранения. Затраты на содержание таких граждан в пансионате покрывают за счет внесенной в установленном размере ежемесячной оплаты. Обычно финансирование осуществляют родственники или лица, обязанные по закону содержать их.
4. Социальное обслуживание и реабилитация Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения данных групп населения к полноценной жизни в обществе.
Социальное обслуживание - система социальных мероприятий, предусматривающая содействие, поддержку и услуги, которые предоставляют социальные службы отдельным лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей.
В Законе Украины «О социальных услугах» [8] дается такое определение социальных услуг - это комплекс правовых, экономических, психологических,
образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивиды, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и требуют посторонней помощи (далее - лица, которые требуют социальных услуг), с целью улучшения или воспроизведения их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни.
Социальное обеспечение преимущественно определяют как систему помощи, которая имеет целью поддержку уровня доходов, хотя в разных странах значение термина может кое в чем отличаться. Например, в США оно относится к пенсиям по возрасту, в Великобритании - ко всей системе денежной помощи, в развитых странах Европы, в некоторых других странах означает большей частью социальное страхование [5]. Так, в Великобритании социальное обеспечение - это система выплат, которые осуществляются при условиях социального страхования, оценки средств для существования (тех, кто требует финансовой помощи вследствие безработицы, низких доходов, нетрудоспособности или обязательства присматривать), а также в других случаях, не связанных с взносами в систему социального страхования или оценки средств существования, которые преимущественно касаются инвалидности [6].
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, различных видов помощи); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания - важное значение придается новым формам адресной социальной помощи остронуждающимся гражданам Украины.
Социальное обеспечение должно осуществляться государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов из заработной платы работающих. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.
В основе формирования бюджета должны быть не социальные минимумы, как это имеет место сегодня, а разработанные и введенные в бюджетную практику социальные стандарты для каждой категории населения, в том числе и для лиц преклонного возраста.
Составным элементом социальной защиты людей преклонного возраста и инвалидов на современном этапе является предоставление социальной помощи, то есть обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, оказываемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и одно-
разовых доплат к пенсиям, натуральных выдач и оказания услуг в целях предоставления адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызванных неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Выводы и рекомендации. Наряду с существованием Центров социальных служб для молодежи необходимо создавать специальные Центры для лиц преклонного возраста.
К основным формам организации социальной помощи гражданам преклонного возраста относятся:
- индивидуальная работа, суть которой состоит в осуществлении социальной помощи, социальных услуг и социальной реабилитации соответственно потребностям личности;
- групповая работа, назначение которой - организация социально значащих инициатив, участия личности в социально направленной деятельности общественных объединений и организаций;
- социально значащая деятельность, в том числе общественное движение;
- социальное обучение, которое осуществляется в разных типах государственных, частных образовательных учреждений и связано с получением определенного уровня социального образования;
- социально-психологическая, педагогическая и юридическая поддержка, назначением которой является предоставление профессиональной помощи и посредническая деятельность профессионалов по социальной работе в решении разнообразных проблем;
- консультирование, в процессе которого обнаруживаются и очерчиваются основные направления выхода из проблемы, которая волнует личность.
Одним из направлений усовершенствования социальной защиты граждан преклонного возраста может стать повышение роли неправительственных общественных организаций в развитии все охватывающей системы социальной помощи. Для улучшения их деятельности в направлении социальной защиты населения необходимо разработать юридические, нормативно-правовые основы благотворительности, предусмотреть определенные налоговые льготы при внедрении в жизнь социальных проектов и программ, осуществление которых сегодня не обеспечено или недостаточно обеспечено правительством страны.
Особую тревогу вызывает в настоящее время социальное обеспечение пенсионеров Донецкой области, которые оказались в зоне проведения антитеррористической операции (АТО). С 1 декабря 2014 года пенсионный фонд Украины не работает на территории ДНР. При этом последние пенсионные выплаты были произведены в Донецке в августе 2014 года. Многие граждане, чтобы выйти из положения, стали перерегистрироваться в Днепропетровске, Запорожье
и других городах Украины. Пенсию получают только зарегистрированные в Миграционной службе переселенцы. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 79, принятому 18 марта 2015 года, внесены изменения в Порядок оформления и выдачи справки о взятии на учет лиц, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции. Теперь к заявлениям пенсионеров о назначении или продлении выплаты пенсий и социальных выплат от лиц, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины, прилагается справка переселенца с отметкой о регистрации места проживания, проставленной территориальными подразделениями Государственной миграционной службы. Но большинство пенсионеров Донецкой области, которые оказались в зоне АТО, не могут это осуществить фактически из-за отсутствия пропусков, позволяющих выехать из зоны АТО на украинскую территорию. Это вызывает необходимость пересмотра принятых положений с целью установления минимальной системы защиты пенсионеров из зоны АТО.
Социальное общество должно проводить социально ответственную политику по отношению к пенсионерам, выбрать путь проведения инновационной социальной политики.
Список литературы:
1. Статистический ежегодник Украины за 2013 год. - К.: Государственная служба статистики Украины, 2014.- С. 441.
2. Статистический ежегодник Донецкой области за 2013 год. - Донецк: Главное управление статистики 302 в Донецкой области, 2014. - С. 302.
3. Закон Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» // Законы Украины. Т. 6. - К.: Институт законодательства Верховной Рады Украины, 1996. - С. 217-229.
4. Закон Украины «О пенсионном обеспечении» // Законы Украины. Т. 2. - К.: Институт законодательства Верховной Рады Украины, 1996. - С. 254-285.
5. Стоун Д. Парадокс политики: Искусство принятия политических решений. - К.: Вид. дом «Альтернативы», 2000. - 304 с.
6. Социальная защищенность населения Украины / А.Ф. Новикова, О.Г. Осауленко, И.В. Калачова и др. -Донецк: ИЭП НАН Украины; Киев: Госкомстат Украины, 2001. - 360 с.
7. Иванова О.Л. Социальная политика: теоретические аспекты / Курс лекций. - К.: КМ Академия, 2003. - 105 с.
8. Законодательство Украины о социальном обеспечении. - Львов: ЛНУ им. И. Франко, 2001. - 366 с.
List of literature:
1. Statistical Yearbook of Ukraine for 2013. - K.: State statistics service of Ukraine, 2014. - P. 441.
2. Statistical Yearbook of the Donetsk region for the year 2013. - Donetsk: Directorate-General of statistics 302 in the Donetsk region, 2014. - P. 302.
3. The law of Ukraine «On basic principles of social protection of labour veterans and other elderly citizens in Ukraine» // the Laws of Ukraine. T. 6. - K.: Institute of Legislation of Verkhovna Rada of Ukraine, 1996. P. 217-229.
4. The law of Ukraine «On pension provision» // the Laws of Ukraine. Vol. 2. - K.: The Institute of Legislation of Verkhovna Rada of Ukraine, 1996. - P. 254-285.
5. Stone D. Policy Paradox: The Art of political decision making. - K.: Typ. home «Alternative», 2000. - 304 p.
6. Social protection of the population of Ukraine / A.F. Novikova, O.G. Osaulenko, I.V. Kalachova, etc. -Donetsk: the IEP the national Academy of Sciences of Ukraine; Kyiv: state statistics Committee of Ukraine, 2001. - 360 p.
7. Ivanova O.L. Social policy: theoretical aspects / Lectures. - K.: KM Academy, 2003. - 105 p.
8. The legislation of Ukraine on social security. - Lviv: Lviv national University n. Franko, 2001. - 366 p.