Научная статья на тему 'Социальная защита лиц пожилого возраста в Японии'

Социальная защита лиц пожилого возраста в Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2119
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробница Августина Васильевна

Рост продолжительности жизни и снижение рождаемости способствовали увеличению доли лиц пожилого возраста в структуре японского общества. За последние двадцать лет Японии удалось создать эффективную систему защиты пожилых, которая включает систему страхования и социальной помощи лицам пожилого возраста. Одновременно был принят целый комплекс государственных мер, направленных на улучшение положения пожилых граждан, стимулирование компаний на обеспечение занятости лиц пенсионного возраста, поиск вакансий рабочих мест для пожилых, переподготовку работников. Значительно улучшилось и социальное обслуживание пожилых. Правительством Японии разработаны законопроекты по реформе пенсионной системы и медицинского страхования в стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social protection of the aged in Japan

The article is devoted to the social protection system of the aged with its basic elements social insurance and social aid in Japan. The growth of life expectancy and low birthrate have led to dramatic changes in Japanese social structure the growth of the aged in it. The pension system reforms, initiated by the Japanese government and complex state measures are aimed at the perfection of the aged social welfare.

Текст научной работы на тему «Социальная защита лиц пожилого возраста в Японии»

Социальная защита лиц пожилого возраста

в Японии

А.В. Дробница

Рост продолжительности жизни и снижение рождаемости способствовали увеличению доли лиц пожилого возраста в структуре японского общества. За последние двадцать лет Японии удалось создать эффективную систему защиты пожилых, которая включает систему страхования и социальной помощи лицам пожилого возраста. Одновременно был принят целый комплекс государственных мер, направленных на улучшение положения пожилых граждан, стимулирование компаний на обеспечение занятости лиц пенсионного возраста, поиск вакансий рабочих мест для пожилых, переподготовку работников. Значительно улучшилось и социальное обслуживание пожилых. Правительством Японии разработаны законопроекты по реформе пенсионной системы и медицинского страхования в стране.

The article is devoted to the social protection system of the aged with its basic elements - social insurance and social aid in Japan. The growth of life expectancy and low birthrate have led to dramatic changes in Japanese social structure - the growth of the aged in it. The pension system reforms, initiated by the Japanese government and complex state measures are aimed at the perfection of the aged social welfare.

современном мире проблема старения населения принимает глобальный характер. В развитых странах рост расходов на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание пожилых ложится тяжелым бременем на государственный бюджет. Снижение рождаемости создает серьезные проблемы для воспроизводства рабочей силы.

Аналогичные проблемы переживает и Россия, где доля пожилых в возрастной

структуре населения постоянно увеличивается, а проводимые реформы пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания пожилых не достигают поставленных целей. Более того, доходы большинства лиц пожилого возраста находятся ниже прожиточного минимума. В этой связи интересен опыт современной Японии, где в последнее двадцатилетие проведены глубокие преобразования всей системы социального обеспечения пожилых, достигнут высокий уровень социальной защищенности лиц пожилого возраста.

Несмотря на длительный период депрессии, Япония в начале XXI века сохранила свои позиции второй после США экономической державы мира. ВНП на душу населения составил 30,7 тыс. долл., безработица - 4,2%, получила развитие тенденция к увеличению объема личного потребле-ния(1,2% в год) [1]. В числе сдерживающих факторов, повлиявших на экономический рост, российские и зарубежные японоведы назвали демографические показатели - снижение рождаемости и старение населения, что приводит как к уменьшению доли экономически активных возрастов в японском обществе, так и в целом

Дробница Августина Васильевна - д.и.н., профессор кафедры истории и культуры Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск)

- численности населения в стране.

Первые прогнозы наметившейся тенденции роста доли пожилых в структуре населения Японии были сделаны еще в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Динамика роста численности пожилых позволила сделать вывод, что к 2015 году доля лиц старше 65 лет в общей численности населения возрастет до 24,4% [2]. Повышение уровня и качества жизни, успехи здравоохранения способствовали росту продолжительности жизни японцев, которая к началу XXI века составила 78,4 года у мужчин и 85,3 года у женщин. В Японии насчитывается свыше миллиона долгожителей, перешагнувших рубеж в 90 лет [3]. В силу вышеизложенного, вполне естественно, что защищенность пожилых была поставлена в центр государственной политики. В 1983 году был принят Закон «Об охране здоровья и медицинском обслуживании лиц преклонного возраста» и Закон «О стабилизации занятости лиц пожилого возраста». Вместе с принятыми еще в конце 50-х годов национальными законами о страховании здоровья и о пенсиях они составили законодательную основу социальной защиты пожилых граждан.

В основе системы социальной защиты лиц пенсионного возраста лежит система пенсионного и медицинского страхования и социальной помощи пожилым.

После многократного реформирования пенсионной системы, современная пенсия по старости состоит из двух частей: базовой национальной и трудовой. Базовая часть выплачивается всем гражданам страны по достижению пенсионного возраста. Условием ее получения является уплата установленных пенсионных взносов. Трудовая часть пенсии выплачивается тем, у кого зарплата являлась основным источником дохода. Она начисляется на основе среднегодового дохода пенсионера за период его работы и плюсуется к базовой пенсии. Взнос в базовую часть пенсии составляет 13.300 иен в месяц и уплачивается добровольно в возрасте от 20 до 60 лет в течение не менее 25 лет. Трудовая часть пенсии формируется из отчислений, составляющих 13,58% годового дохода наемного работника. При этом, половину суммы страховых взносов платит работник и 50% - работодатель. Государственные дотации Пенсионному фонду составляют третью часть об-

щей суммы, аккумулируемой фондом. Базовая часть пенсии составляет 66 тысяч иен в месяц. Если к ней прибавить трудовую часть (101тыс. иен), то она составит 167 тыс. иен, а на семью из двух пожилых -233 тыс. иен [4]. До 2000 года трудовая часть пенсии начислялась с 60 лет. С 2001 года этот возрастной ценз увеличивается на 1 год каждые 3 года и достигнет 65 лет в 2013 году. Пенсии по старости ежегодно индексируются.

Наряду с государственными мерами по развитию системы страхования, важную социальную роль играет японский бизнес. В подавляющем числе компаний страны разрабатываются собственные социальные программы. Первостепенное значение для уходящих на пенсию по старости имеют программы выходных пособий, реализуемые на предприятиях с числом занятых от 30 человек. Пособие выплачивается без предварительных страховых взносов, т.е. предоставляется за счет прибылей предприятий. Единственным условием его предоставления является непрерывный стаж работы в компании не менее двадцати лет. Размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования уходящего на пенсию. Так, работники с университетским образованием, проработавшие на предприятии 25-29, лет получали 16,9 млн. иен или 30,9 среднемесячных зарплат, 30-34 года - 25 млн. иен или 41,3 зарплат, свыше 35 лет - 28,5 млн. йен или 48 среднемесячных зарплат.

Работники со средним образованием (средняя школа второй ступени) при трудовом стаже 25-29 лет получали 11,3 млн. иен или 27,3 среднемесячных зарплат, 30-34 года - 16,2 млн. иен или 36 зарплат, более 35 лет - 22 млн. иен или 46,6 среднемесячных зарплат [5].

Социальная политика в отношении лиц пожилого возраста строится на сочетании государственных интересов и интересов пожилых граждан. Проведенные канцелярией премьер-министра Японии (в 1993 г.) опросы общественного мнения по проблемам пенсионного обеспечения показали, что примерно 60% респондентов хотели бы работать на постоянной основе после достижения пенсионного возраста. Из них 25,9% хотели бы работать до 65 лет, 8% -до 70 лет и 25,7% - до тех пор, пока это будет возможно [6].

В условиях размывания системы пожизненного найма и оплаты труда (в зависимости от количества проработанных лет), учитывая стремление компаний избавиться от дорогостоящей рабочей силы предпенсионного и пенсионного возрастов и нанять молодых работников, Министерство труда Японии разработало целый комплекс мероприятий, нацеленных на продление занятости пожилых. Среди них - продление найма до 65 лет, содействие повторному поступлению на работу, обеспечение рабочего места после выхода на пенсию.

С целью содействия продлению договоров о найме Министерство труда Японии разработало систему мер, нацеленных на поддержку и развитие занятости пожилых. Обнародованная в 1994 г. правительством «Экстренная политика занятости» предусматривала стимулирование компаний на обеспечение занятости лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Компаниям, которые принимали на работу лиц от 61 года и старше, в зависимости от масштаба предприятия и количества лет, в течение которых продлевался найм, выплачивалась специальная премия за введение системы продолженного найма.

выплачивают дотации владельцам предприятий, принимающих пенсионеров на работу. Если наниматель по рекомендации муниципального бюро по трудоустройству приглашает на работу пожилых работников, то он получает дотацию в размере от одной четверти до одной трети зарплаты в течение года после приема на работу (в зависимости от размера предприятия).

Муниципальные бюро по трудоустройству ведут активную работу с лицами предпенсионного возраста (консультации по планированию трудовой жизни, помощь в развитии своих способностей) с тем, чтобы они смогли продолжить работу после выхода на пенсию.

В Японии созданы так называемые Центры серебряных кадров, которые могут предложить пенсионерам постоянную или временную работу, связанную с повседневной жизнью района.

Рост числа пожилых (на 600 тыс. чел. ежегодно) и сокращение числа работающих в возрасте от 20 до 60 лет, делающих отчисления в пенсионный фонд, порождает проблему сохранения уровня пенсионных выплат на ближайшую и длительную перспективу. Если в 2005 году каждого япон-

Таблица 1

Премия за введение системы продолженного найма (в иенах)

Количество лет продолженного найма 1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет

Масштаб предприятия

10-29 чел. 800 тыс. 1,6 млн. 2,4 млн. 3,2 млн. 4 млн.

30-99 чел. 1.2 млн. 2,4 млн. 3.6 млн. 4.8 млн. 6 млн.

100-299 чел. 1,6 млн. 3,2 млн. 4,8 млн. 6,4 млн. 8 млн.

300 чел. 2 млн. 4 млн. 6 млн. 8 млн. 10 млн.

Источник: Положение с наймом пожилых.

За подготовку перехода к продолженному найму предприятиям выплачивались премии, оказывалась материальная помощь и тем компаниям, которые принимали работников в возрасте от 60 до 65 лет.

Помимо содействия продлению договора о найме, важным представляется оказание помощи лицам пенсионного возраста в получении работы. Муниципальные бюро по трудоустройству ведут активные поиски вакансий рабочих мест для пожилых,

Япония о себе и мире. 1994, № 9 - С. 47.

ского пенсионера поддерживали своими взносами четверо работающих, то к 2050 году их количество может сократиться до полутора человек. Подсчитано, что для сохранения нынешнего уровня пенсионных выплат необходимо увеличить пенсионные взносы с 13,58% от фонда оплаты труда в компаниях до 26% [7]. Однако такое резкое увеличение пенсионных отчислений может вызвать резкое недовольство 24,3 млн. человек (19% всего населения) в воз-

На склоне лет японцы очень любят путешествовать

расте 65 лет и старше. Вполне естественно, что японское правительство, стремящееся к национальному консенсусу, выбрало эволюционный путь долгосрочных структурных изменений, рассчитанный примерно на два десятилетия.

5 июня 2004 г. были утверждены разработанные правительством законопроекты по реформе пенсионной системы. Они предусматривают:

1. Постепенное увеличение взноса в базовую часть пенсии с 13300 до 16900 иен в 2017 году. Сумма взноса в трудовую часть пенсии будет ежегодно увеличиваться на 0,354% и возрастет с 13,58% до 18,3% в 2017 году. Причем доля, оплачиваемая работниками, возрастет с 6,79% до 9,15%. Таким образом, сумма среднего пенсионного взноса с одного работника будет возрастать на 10 тыс. иен в год и достигнет 1 млн. иен в 2017 году.

2. Сокращение суммы пенсионных выплат половины трудовой части пенсии на 0,9% в год. В 2023 году трудовая часть пенсии составит лишь 50,29% от прежнего среднегодового дохода пенсионера (2005 г. - 60%).

3. Увеличение доли государственной поддержки пенсионного фонда с одной третей до одной второй его суммы в 2009 году [8].

В итоге, через двадцать лет пенсионные выплаты пожилым составят лишь 80% внесенных ими пенсионных взносов.

Япония является одной из первых стран в Азии, где было введено в общенациональном масштабе страхование здоровья его граждан. Развитая медицинская инфраструктура способствовала увеличению удельного веса лиц старше 75 лет в структуре пожилых.

Синкретичный фундамент японской со-циокультуры с преобладающим влиянием конфуцианских ценностей (почитание старших, культ семьи) не способствовал развитию специальных учреждений для престарелых. Однако в 70 - 80-е годы XX века ситуация кардинально изменилась. Рост числа нуклеарных семей, снижение воспроизводства населения (поздние вступления в брак) снизили возможности ухода за лицами преклонного возраста в домашних условиях. Учитывая эти обстоятельства в социальной политике Японии был сделан акцент как на развитие службы помощи на дому, так и на увеличение специализированных учреждений для престарелых. Еще в 1983 году Министерство здравоохранение разработало «Десятилетнюю стратегическую программу развития медицинского и социально-бытового обслуживания престарелых» («Золотой план»), нацеленную на улучшение обслуживания престарелых в домашних условиях (помощь в приготовлении пищи принятии ванны и др.), а также в специализированных уч-

реждениях, где осуществлялось содержание и лечение прикованных к постели пожилых клиентов.

С 1993 года к реализации «Золотого плана» подключились органы местного самоуправления, которые приняли муниципальные программы по улучшению медицинского обслуживания и социально-бытовых условий пожилых. Многочисленные предложения по развитию системы социального обслуживания пожилых, поступившие со всей страны, привели к внесению значительных дополнений в «Золотой план», который был существенно дополнен в 1994 году. Это привело к расширению объема услуг людям пожилого возраста как на дому, так и в специализированных учреждениях; строительству недорогих домов престарелых (для пожилых с низкими доходами).

Следует признать, что основную функцию защиты лиц пожилого возраста берет на себя государство. В стране растет количество пунктов оказания помощи на дому и стационарных (в течение дня) пунктов содержания престарелых. И, соответственно, растут расходы на медицинское обслуживание этой категории населения. Частично выход был найден в создании специализированной системы социального страхования для престарелых, которая действует параллельно с общей системой социального страхования. Начиная с 2000 года, те, кто хочет обеспечить себе хорошее медицинское обслуживание в старости, должны платить страховые взносы с 40-летнего возраста (не более 3 тыс. иен в месяц). При достижении пенсионного возраста застрахованные получают право на медицинское обслуживание, включая пребывание в доме престарелых и обслуживание на дому. До 2005 года пожилые оплачивали лишь 10% стоимости медицинских

услуг. Остальное возмещалось государством из бюджета. Но с 2005 года пожилые, чей доход превышал 6 млн. иен в год, стали оплачивать 20% стоимости медицинских услуг [9].

Таким образом, в связи с обострившимися демографическими проблемами постепенно повышается доля отчислений населения в социальные фонды, тем самым обеспечивая пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание будущих поколений. В целом же в Японии создана эффективная система социальной защиты для большинства пожилых.

Литература и источники:

1. Павлятенко, В. Япония в 2005 году / В. Павлятенко, А. Семин, Н. Тебин, Д. Щербаков // Проблемы Дальнего Востока, 2006. - №3. - С. 101.

2. Japan Heads Forwards Negative Population Growth. - Japan Update, 1991, Spring. - P. 6 - 7.

3. Георгиев, Ю. На пути к стареющему обществу / Ю. Георгиев // Япония сегодня. - 2006. - №8. - С. 4.

4. Георгиев, Ю. Пенсионная система / Ю. Георгиев // Япония сегодня. - 2005.

- №7. - С. 4.

5. Хлынов, В. Социальная защищенность по-японски / В. Хлынов // Знакомьтесь Япония. 1999. - №5. - С. 14 - 15.

6. Проблемы пенсионного обеспечения // Япония о себе и мере. Дайджест. - 1994.

- №7. - С. 83.

7. Георгиев, Ю. Пенсионная система / Ю. Георгиев // Япония сегодня. - 2005.

- №7. - С. 5.

8. Там же.

9. Георгиев, Ю. На пути к стареющему обществу / Ю. Георгиев // Япония сегодня. - 2006. - №8. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.