ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
ЭВОЛЮЦИЯ ПЕНСИОННОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ в РОССИИ Елизавета Николаевна ВАЛИЕВА
Бюджетное регулирование
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита,
Самарский государственный экономический университет, Самара, Российская Федерация
vаlievaen2012@уапdех.rи
История статьи:
Принята 13.07.2015 Одобрена 28.07.2015
УДК 336.025 JEL: Н53
Ключевые слова: обязательное пенсионное страхование, оценка пенсионных прав, развитие института пенсионной защиты
Аннотация
Предмет. Предметом исследования в статье является эволюция способов формирования и использования финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Цели. Поиск компромисса между сбалансированностью бюджетных расходов на пенсионное обеспечение и выполнением социальных обязательств государства перед членами общества по компенсации риска потери трудоспособности по возрасту, приближение размера пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации к уровню, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ) и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Рассмотрение исторических аспектов развития пенсионного обеспечения: в Российской империи начиная со времен Петра I, в советский период. Анализ пенсионного законодательства Российской Федерации за период с 1987 г. по настоящее время и данных официальной статистики.
Методология. Рассчитаны и обоснованы количественные и качественные индикаторы пенсионной защиты населения России, рассмотрена динамика изменений размера пенсионных выплат в пользу пенсионеров на заключительном этапе существования СССР и на всем протяжении новейшей истории Российской Федерации. Проанализированы рекомендации МОТ и ОЭСР по уровню пенсионного обеспечения в развитых странах мира. Рассмотрены основные результаты пенсионных реформ, проводимых в Российской Федерации, преимущества и недостатки финансирования пенсий из государственного бюджета или из государственного внебюджетного фонда.
Выводы и значимость. В результате исследования сформулированы выводы об особенностях институциональных реформ в области пенсионной защиты населения, о динамике уровня материальной обеспеченности пенсионеров в Российской Федерации. Сделана попытка оценить влияние соответствующих трансформаций на степень компенсации риска потери трудоспособности по возрасту.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Новейшая экономическая история России свидетельствует о следующем: за последние 23 года пенсионное законодательство кардинально менялось трижды. Напрашивается вывод, с одной стороны, о значительном внимании государства к проблеме реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, с другой - о несостоятельности власти в деле разработки социально и экономически эффективной пенсионной системы. Автор сделал попытку оценить результат пенсионных реформ в РФ с 1990 г. по настоящее время. Финансы пенсионного обеспечения рассматриваются с позиции приверженности международным стандартам социальной защиты1,
1 ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work
and its Follow-up. URL: www.ilo.org/declaration/thedeclaration/ textdeclaration/lang--en/index.htm.
а также с учетом принципов институционально-эволюционной теории [1].
Проведем краткое ретроспективное освещение проблематики. Начало пенсионному обеспечению в России было положено в XVIII в. в период царствования Петра Великого. Соответствующие положения появились в Морском уставе и Табеле о рангах. В стране государственная власть была обеспокоена материальным обеспечением служащих ей беспорочно ветеранов и оставлявших службу по преклонным летам, болезням или увечьям. В случае смерти забота распространялась на оставшееся после них семейство. Пенсионное обеспечение выражалось в предоставлении отставным чинам или их семействам части содержания, получаемого ими по службе. Общих правил пенсионного обеспечения не существовало, все зависело от царской милости.
Весь прочий населявший Российскую империю и не имеющий собственности как источника средств к существованию люд вплоть до конца XIX в. надеялся на христианские законы благочестия и милосердия, которые возлагали на сословную общину обязанность по материальной поддержке нетрудоспособных стариков для достижения личного нравственного здоровья2. По российскому законодательству основную роль в обеспечении неимущих и неспособных к труду должны были играть родственники. Если у нуждающихся не было родственников или те были бедны, то их содержание возлагалось на сословные крестьянские и мещанские общества, что являлось для последних обязательной мирской повинностью.
Подлинное пенсионное страхование появилось в России в 1890-е гг. Пенсионно-страховые кассы были построены на строго научных началах страхования жизни. Наиболее крупным учреждением подобного рода как по числу участников, так и по капиталу и сумме ежегодных денежных поступлений являлась созданная в 1894 г. пенсионная касса для служащих на казенных железных дорогах. К этому же типу относились все пенсионные кассы, действовавшие в конце XIX в. на частных железных дорогах. Начала, на которых пенсионные кассы могли быть учреждены для служащих и рабочих в известных кредитных учреждениях, торгово-промышленных предприятиях и страховых обществах, были установлены Высочайше утвержденным 13.06.1897 Положением комитета министров. Уставы таких пенсионных фондов утверждались по ходатайству названных предприятий министрами финансов и внутренних дел по предварительному между ними соглашению. На 01.01.1897 объемы финансовых операций пенсионных касс соответствовали 8,7% общей суммы расходов царской казны и территориальных (земских и городских) бюджетов [2].
Революционные институциональные изменения в пенсионной защите населения России произошли после свержения царизма в 1917 г. Стремление новых политических лидеров обеспечить себе широкую социальную базу обусловило появление опередивших свое время и мировой опыт страховых норм: были приняты Декларация Народного комиссариата труда от 12.11.1917 о введении в России полного социального страхования и декрет ВЦИК РСФСР от 22.12.1917 «О страховании на случай болезни». Юридическое закрепление
2 Благотворительность в России. СПб., 1907. С. 28.
получили положения страховой программы рабочих, сформулированные в политической программе российских социал-демократов в 1912-1914 гг. [3]. Возник институт социального (в полном смысле этого слова) страхования, который по заложенным в нем принципам принадлежал к числу самых совершенных на тот период.
В процессе работы над созданием новых институциональных норм и принципов большевики исходили из некоего совершенного порядка организации отношений, не существовавшего ни в виде неформальных норм в России, ни как законодательная практика где-либо. Однако политические и социально-экономические условия в стране, отсутствие страховой культуры препятствовали развитию социального страхования. Укоренившиеся в общественном сознании ожидания помощи от общины (общества) препятствовали внедрению страховых принципов в российский менталитет [4].
Постановление ВЦИК и СНК от 13.02.1930 утвердило Положение о пенсиях и пособиях, в соответствии с которым граждане СССР, работающие по найму, имели право на пенсию (по инвалидности, старости, по случаю потери кормильца). Постановление СНК от 23.03.1937 прекратило практику финансирования пенсий неработающим пенсионерам из бюджета социального страхования3. Эта нагрузка полностью легла на государственный бюджет. Пенсионная защита лиц, работавших не по найму (крестьяне, ремесленники, кустари, лица свободных профессий), до 1964 г. обеспечивалась на началах взаимности (сохранялся дореволюционный принцип сословности). Наибольшее распространение получили крестьянские комитеты общественной взаимопомощи - кресткомы, созданные при сельских советах и волостных исполкомах в середине 1921 г. [5].
Интересно, что в 1956 г. вступил в силу Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», который действовал до начала рыночных реформ 1990-х гг., т.е. более 30 лет. Остановимся на этом и последующих пенсионных законах более подробно. Законодательно были введены пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Таким образом, было завершено формирование институтов всеобщего государственного пенсионного обеспечения работающих. Пенсии по инвалидности
3 Постановление СНК СССР от 23.03.1937 № 493 «О снятии некоторых расходов с бюджета государственного социального страхования и изменении тарифа страховых взносов».
устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным и учащимся. В законодательстве закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:
- гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
- выплата пенсий за счет средств общесоюзного бюджета;
- единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
- единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
- единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.
В основе начисления пенсии каждого трудящегося лежал размер его среднемесячной заработной платы за последние 12 мес. работы либо за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией. Полная пенсия предоставлялась мужчинам с 60 лет со стажем работы не менее 25 лет и женщинам с 55 лет со стажем не менее 20 лет.
О размере назначаемых пенсий можно судить по табл. 1.
Максимальный размер пенсии по старости законодательно был установлен в размере 120 руб. в месяц. Индексирование пенсий законодательно было установлено через 10 лет после ее назначения на 1% заработка, из которого она исчислена, а затем
- через каждые 2 года на 2% того же заработка.
Собственно рыночная реформа пенсионной системы началась еще в ноябре 1990 г., когда был принят Закон РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» (введен в действие 01.03.1991). Ранее действовавшие законодательные акты, касающиеся
Таблица 1
Размеры пенсий по старости в СССР
пенсионного обеспечения, были отменены. В соответствии со ст. 8 данного закона выплата пенсий стала осуществляться за счет средств Пенсионного фонда РСФСР, организованного по Закону РСФСР от 10.10.1991 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В России возникло обязательное пенсионное страхование как часть института социальной защиты населения. Были установлены следующие виды пенсий:
- по возрасту,
- по инвалидности,
- по случаю потери кормильца,
- за выслугу лет,
- социальная (для нетрудоспособных членов общества) [6].
Размер пенсии, определявшийся в зависимости от стажа и среднего заработка пенсионера, рассчитывался по формуле простой средней за последние 24 мес. трудовой деятельности либо за любые 60 мес. трудового стажа. Коэффициент замещения устанавливался на уровне 0,55 при наличии стажа, необходимого для получения полной пенсии (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин). Размер пенсии мог быть увеличен, если стаж был больше нормативного: на коэффициент 0,01 за каждый дополнительный год, но не более чем на 0,2. В 1997 г. был введен индивидуальный трудовой коэффициент, отражающий соотношение индивидуального среднего заработка, учитываемого при назначении пенсий, и средней зарплаты по стране за этот же период, который не должен был превышать 1,2 [7].
Таким образом, сохранялся солидарно-распределительный принцип организации пенсионной системы. Однако по сравнению с предыдущим законом усиливалась дифференциация
Пенсия рабочим и служащим, кроме работавших Пенсия рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах условиями труда и в горячих цехах
Месячный
руб. % к заработку Наименьший размер пенсии (без надбавок), руб. % к заработку Наименьший размер пенсии (без надбавок), руб.
До 50 85 40 - -
50-60 75 42-50 80 45
60-80 65 45 70 48
80-100 55 52 60 56
Более 100 50 55 55 60
размера пенсий, обусловленная личным вкладом в формировании страхового фонда - страховым (трудовым) стажем и страховыми взносами. Последние определялись по соответствующему закону в процентах к оплате труда. В страховой стаж включались периоды повышения работником своей квалификации, в том числе обучение в аспирантуре и докторантуре.
В декабре 2001 г. принимается пакет законов, обеспечивающих легитимность новой распределительно-накопительной системы обязательного пенсионного страхования в РФ, просуществовавшей 13 лет:
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Кроме того, с 2002 г. по настоящее время установлены два механизма финансирования пенсий:
- страховой (для лиц, состоящих в отношениях по найму);
- социального обеспечения (для гражданских и военных чиновников, нетрудоспособных и др.).
Остановимся на порядке исчисления трудовой пенсии по старости в РФ в соответствии с законодательством 2001 г. Отметим, что новый порядок оценки пенсионных прав стал возможен в результате организации индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Размер трудовой пенсии по старости стал определяться по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ,
где П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости (фиксированная сумма);
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости, определяемая по формуле: СЧ = ПК / Т;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости, определяемая по формуле: НЧ = ПН / Т;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 мес.);
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости.
В связи с введением в действие Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем конвертации (преобразования) этих прав в расчетный пенсионный капитал.
Оценка пенсионных прав по законодательству 2001 г. ставила размер пенсии в зависимость не столько от стажа и заработка, сколько от суммы перечисленных взносов. Кроме того, пенсия для лиц 1967 г. рождения и моложе, охваченных накопительным пенсионным страхованием, зависела от доходности инвестирования пенсионных накоплений управляющими компаниями. Внедрение накопительной составляющей в систему обязательного пенсионного страхования многими специалистами, в том числе автором данной статьи, на тот период оценивалось как бесперспективное. В 2001 г. накопительная система имела бы преимущество по сравнению с распределительной, если средняя норма процента в экономике превышала значение 47%, а фактически она была равна 15% [2].
Сравним уровень пенсионного обеспечения населения нашей страны в трех временных точках, в которых соответствующие финансовые институты пенсионной защиты были достаточно развиты:
а) в 1987 г. - во время заката эпохи «развитого социализма»;
б) в 2002 г. - накануне перехода к распределительно-накопительной пенсионной системе;
в) в 2012 г. - когда перед Правительством РФ была поставлена задача создания новой пенсионной формулы, обеспечивающей компромисс между рекомендованным МОТ коэффициентом замещения пенсией утрачиваемого заработка и
сбалансированностью доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
Анализ показателей, приведенных в табл. 2, позволяет сделать ряд выводов:
1) пенсионное обеспечение жителей России к настоящему времени по сравнению с началом рыночных реформ повысилось: выросли коэффициент замещения и покупательная способность средней пенсии;
2) в 2012 г. не удалось достичь уровня пенсионного обеспечения конца 1980-х гг. не только по коэффициенту замещения, но и по структуре выплачиваемых пенсий, по их величине (предпоследний показатель табл. 2 свидетельствует о значительном структурном сдвиге в 1987 г. в сторону пенсии, больше средней, а в 2012 г. наблюдается обратная ситуация);
3) если в качестве официального прожиточного минимума взять 50% средней заработной платы, как это принято в развитых странах, то российские пенсионеры всегда жили за чертой бедности.
Принимая во внимание полученные выводы, а также финансовую неустойчивость российской системы обязательного пенсионного страхования (дефицит бюджета ПФР - более 1 трлн руб.), наблюдавшуюся с середины 2000-х гг., то реформирование пенсионного законодательства в рамках Стратегии долгосрочного
развития пенсионной системы (2011 г.) является логичным решением Правительства РФ. С 01.01.2015 введены в действие новые пенсионные федеральные законы, которые заложили институциональные основы нового этапа пенсионной реформы в РФ. Суть изменений заключается в следующем. Трудовая пенсия состоит из трех частей:
1) страховой пенсии (финансируется за счет индивидуальной части страхового тарифа);
2) накопительной пенсии (финансируется за счет тарифа на накопительную пенсию) для лиц 1967 года рождения и моложе, если до конца 2015 г. они заявят о своем желании перечислять соответствующие взносы в конкретный НПФ или управляющую компанию;
3) фиксированной выплаты (финансируется за счет солидарной части страхового тарифа, а также взносов на оплату труда сверх установленного облагаемого предела по сниженному тарифу).
Нестраховые периоды, включенные в страховой стаж, финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, дополнительные тарифы взносов вводятся для работников, занятых на вредных и тяжелых производствах. Таким образом, основной целью реформы является обеспечение бюджетной сбалансированности и финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.
Достижение второй декларированной цели -повышения уровня пенсионного обеспечения
Таблица 2
Количественные индикаторы уровня пенсионной защиты населения России в 1987-2012 гг.
Показатель 1987 2000 2012
Средняя заработная плата, руб. 202,9 2 223 26 629
Средняя пенсия, руб. 87,3 694,3 9 040,5
Коэффициент замещения, % 41,3 31,2 34
Количество наборов продуктов питания, которое можно купить на 1 среднюю пенсию, шт. 13 5 15
Расходы бюджета на пенсионное обеспечение, млрд руб. 40,7 331,3 5 078,7
Валовой внутренний продукт (в 1987 г. - национальный доход), млрд руб. 599,4 7 305,6 61 810,8
Расходы бюджета на пенсионное обеспечение, % к ВВП 6,8 4,5 8,2
Количество пенсионеров, млн чел. 57,7 38,4 40,6
Пенсионные расходы бюджета на 1 пенсионера в месяц, руб. 58,8 719,0 10 424,2
Средняя пенсия, % к расходам бюджета на 1 пенсионера в месяц 148,0 96,0 87,0
Средняя пенсия, % к половине средней зарплаты 86,0 62,5 68,0
Источник: рассчитано автором на основании: Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сборник. 2013. М.: Росстат, 2013. 327 с.; Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сборник. 2003. М.: Госкомстат России, 2003. 463 с.; Народное хозяйство СССР в 1987 году: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1988. 736 с.
Примечание. В набор продуктов питания были включены: 1 кг говядины, 1 кг рыбы, 1 кг овощей, 1 кг фруктов, 1 кг хлеба.
не столь очевидно вытекает из содержания последних пенсионных законов. Однозначно напрашивается вывод о том, что основной частью трудовой пенсии становится страховая часть. Она определяется вкладом застрахованного лица в систему. По некоторым оценкам, более двух третей работников моложе 1967 г. рождения остановились на распределительном принципе формирования и использования страхового пенсионного фонда [8].
На первый взгляд, формула расчета страховой пенсии по старости проста:
СП = У"- ИПК • СПК,
ст '
где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;
п - количество лет страхового стажа.
Однако в итоге, чтобы рассчитать пенсию, необходимо использовать еще 5 формул (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Анализ содержания ст. 14 позволил выявить отличия новой пенсионной формулы от предыдущей и их общие черты. Сформулированные выводы не являются исчерпывающими и имеют дискуссионный характер.
По-прежнему при расчете пенсии учитываются некоторые нестраховые периоды (служба в армии по призыву, уход за детьми и т.п.), а также стимулируется выход на пенсию в возрасте, превышающем необходимый для получения пенсии (последний тоже не изменился). Кроме того, предложена ежегодная индексация пенсионных прав на уровне не ниже индекса потребительских цен.
Принципиальные новшества следующие:
- с 5 до 15 лет увеличен страховой стаж, необходимый для получения права на пенсию;
- ограничено годовое значение индивидуального пенсионного коэффициента до 10. Его смогут достичь те застрахованные, которые получают зарплату на уровне не ниже максимальной тарифооблагаемой базы в данном году. Зарабатывать больше (например, на двух работах), с точки зрения будущей пенсии, бессмысленно.
Предыдущая формула таких ограничений не накладывала.
Но главная интрига, которая сохраняется до сих пор, - это стоимость одного пенсионного
коэффициента. Приведенная формула его расчета (п. 20 ст. 15) математически обеспечивает безусловную сбалансированность бюджета ПФР, но не гарантирует не только роста, но и сохранения прежнего размера пенсий (в том случае, если сократился объем поступлений страховых взносов). Предполагалось, что расчет стоимости пенсионного коэффициента будет уточнен в разработанной Правительством РФ методике, но она пока не утверждена.
Таким образом, законодательство предполагает ограничения размера пенсий, основываясь на принципе «какие взносы, такие и выплаты». Это шаг назад по сравнению с рекомендациями Европейского кодекса социального обеспечения: каждому нетрудоспособному должна быть гарантирована достойная жизнь в социуме независимо от личного трудового вклада.
Достичь целевых индикаторов очередного этапа пенсионной реформы - довести средний размер трудовой пенсии по старости до 2 ПМП в 2020 г. и 2,5 ПМП в 2030 г. (против 1,7 ПМП в 2013 г.), а также обеспечить общепринятые МОТ и ОЭСР уровни замещения трудовой пенсией утраченного заработка, т.е. 40%-ного коэффициента замещения в период 2018-2020 гг. [9] возможно только за счет индивидуальных усилий застрахованных в условиях достаточно высоких темпов экономического роста, определяющих рост занятости и декларируемой (белой) заработной платы. Выход из тени зарплаты позволил бы на половину повысить тарифооблагаемую базу и полностью покрыть дефицит ПФР в 2013 г. [10], в рамках законодательства 2001 г. Новая реформа была бы не нужна.
Таким образом, последние институциональные изменения в обязательном пенсионном страховании не позволят достичь российскими пенсионерами европейских стандартов уровня жизни, если не будут найдены и реализованы механизмы экономической политики стимулирования роста производства товаров и услуг, а также если не провести эффективной институциональной реформы рынка труда (прежде всего в части условий трудоустройства и оплаты труда). Соответствующие дискреционные мероприятия отвечали бы последним рекомендациям МОТ4, которая в 2015 г. приняла новую международную трудовую норму, призванную помочь работникам и экономическим субъектам перейти из неформальной экономики в формальную.
4 Reports of the Committee on the Transition from Informal to the Formal Economy: Summary of proceedings. URL: www.ILO. org/ilc/ILCSessions/140/committees/informal-economy/WCMS_ 375370/lah-en/index.htm.
Список литературы
1. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge, 1990.
2. Шутяк Е.Н. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в РФ. Самара: Самарская государственная экономическая академия, 2004. С. 55.
3. Корбут Г.Л. Страховая компания рабочих Петербурга (1912-1914 гг.) // Пролетарская революция. 1928. № 2. С. 60-83.
4. Кульчитцкий А.В. История пенсионного обеспечения россиян: 1827-1917 гг. // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76. С. 199-203.
5. ФирсовМ.В. История социальной работы в России. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 256.
6. Шутяк Е.Н. Государственные внебюджетные фонды РФ. М.: ВЗФЭИ, 2002. С. 150.
7. Синявская О.В. История пенсионной реформы в России. URL: http://www.ru-90.ru/node/978#_ftn11.
8. Ермаков Д. Мониторинг состояния российской пенсионной системы // Человек и труд. 2013. № 4. С. 34.
9. Соловьев А.К. Реформа пенсионной системы РФ: проблемы и решения // Пенсия. 2014. № 6. С. 57.
10. Соловьев А.К. Микроанализ пенсионной системы России // Вопросы экономики. 2013. № 4. С. 89.
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Budget Regulation
EVOLUTION OF PENSION PROTECTION OF THE POPULATION OF RUSSIA Elizaveta N. VALIEVA
Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation [email protected]
Article history: Abstract
Received 13 July 2015 Subj ect The article considers the evolution of formation and use of financial resources for pension
Accepted 28 July 2015 protection in the Russian Federation.
Objectives The aims of the research are to find a compromise between balanced budget expenditures JEL classification: H53 for pension provision and performance of social obligations of the State to mitigate the risk of loss
of labor capacity due to old age, and to approximate the pension size in the Russian Federation to the level recommended by the International Labor Organization (ILO) and the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD).
Results I calculated and justified quantitative and qualitative indicators of pension protection in Russia; considered changes in the size of pension payments to pensioners at the final stage of the Soviet Union and throughout the modern history of the Russian Federation. Furthermore, I analyzed the ILO and OECD recommendations on the level of pensions in developed countries, the main results of pension reforms implemented in the Russian Federation, advantages and disadvantages Keywords: compulsory pension of pension financing from the State budget or from the State non-budgetary fund. insurance, assessment, pension Conclusions Based on the findings, I conclude on the specifics of institutional reforms of the
rigM^ m^tati^ pension pension system, and the evolution of the level of retirees' material security in the Russian Federation.
protection The study attempts to assess the impact of relevant transformations on the degree of compensation
of disability risk due to old age.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press, 1990.
2. Shutyak E.N. Finansovoe obespechenie sotsial'noi zashchity naseleniya v RF [Financial support for the social protection of the population in the Russian Federation]. Samara, Samara State Academy of Economics, 2004, p. 55.
3. Korbut G.L. Strakhovaya kompaniya rabochikh Peterburga (1912-1914) [Insurance campaign of the workers of St. Petersburg (1912-1914)]. Proletarskaya revolyutsiya = Proletarian Revolution, 1928, no. 2, pp.60-83.
4. Kul'chittskii A.V. Istoriya pensionnogo obespecheniya rossiyan: 1827-1917 [Pension history ofthe Russian people: 1827-1917]. Izvestiya gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena = IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2008, no. 76, pp. 199-203.
5. Firsov M.I. Istoriya sotsial'noi raboty v Rossii [History of social work in Russia]. Moscow, VLADOS Publ., 1999, p. 256.
6. Shutyak E.N. Gosudarstvennye vnebyudzhetnye fondy RF [State extra-budgetary funds of the Russian Federation]. Moscow, All-Russian Distance Institute of Finance and Economics Publ., 2002, p. 150.
7. Sinyavskaya O.V. Istoriyapensionnoi reformy v Rossii [History of pension reform in Russia]. Available at: http://www.ru-90.ru/node/978#_ftn11. (In Russ.)
8. Ermakov D. Monitoring sostoyaniya rossiiskoi pensionnoi sistemy [Monitoring the condition of the Russian pension system]. Chelovek i trud = Man and Labor, 2013, no. 4, p. 34.
9. Solov'ev A.K. Reforma pensionnoi sistemy RF: problemy i resheniya [The pension system reform of the Russian Federation: problems and solutions]. Pensiya = Pension, 2014, no. 6, p. 57.
10. Solov'ev A.K. Mikroanaliz pensionnoi sistemy Rossii [A microanalysis of the pension system of Russia]. Voprosy Economiki, 2013, no. 4, p. 89.