Научная статья на тему 'Становление и развитие пенсионной системы Украины'

Становление и развитие пенсионной системы Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION INSURANCE / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSION / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / PENSION SCHEME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоног Артем Петрович

В статье анализируется процесс становления пенсионной системы Украины. Определены недостатки и проблемы развития пенсионного обеспечения: демографический кризис; неэффективность государственного управления; нормативно-правовое обеспечение и т.д. Также в статье очерчены перспективы дальнейшего развития пенсионной системы Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ukrainian Pension System Formation and Development

The article examines the Ukrainian pension system formation. Weaknesses and problems of the pension system have been identified: the demographic crisis, weak governance, problems of the legal support, etc. The article also outlines the prospects of the further Ukrainian pension system development.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие пенсионной системы Украины»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2013. № 5

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

А.П. Белоног1,

начальник департамента инвестиционного бизнеса Публичного акционерного

общества «Европейский газовый банк», аспирант Университета банковского

дела Национального банка Украины (г. Киев)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ

СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

В статье анализируется процесс становления пенсионной системы Украины. Определены недостатки и проблемы развития пенсионного обеспечения: демографический кризис; неэффективность государственного управления; нормативно-правовое обеспечение и т.д. Также в статье очерчены перспективы дальнейшего развития пенсионной системы Украины.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, пенсионное страхование.

The article examines the Ukrainian pension system formation. Weaknesses and problems of the pension system have been identified: the demographic crisis, weak governance, problems of the legal support, etc. The article also outlines the prospects of the further Ukrainian pension system development.

Key words: pension scheme, pension, pension insurance.

Становление Украины как самостоятельного государства и мировой финансовый кризис выявили значительные недостатки в формировании и развитии финансового сектора ее экономики. В частности, это можно увидеть на примере негосударственной пенсионной системы и инвестиционной среды страны. Социально-экономическое развитие Украины в последние два десятилетия превратило вопрос эффективного пенсионного обеспечения населения в актуальную проблему современности. Решение данной проблемы предусмотрено в Программе экономических реформ Украины на 2010—2014 гг., разработанной Комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины.

Исследование вопросов и явлений, связанных с функционированием и реформированием пенсионного обеспечения, нашло отражение в трудах таких украинских ученых, как С. Березина, Н. Борец-кая, М. Бойко, С. Вегера, И. Гнибиденко, В. Грушко, Ю. Диденко,

A. Загородний, А. Зарудный, Б. Зайчук, А. Колот, Т. Косова, Э. Ли-банова, М. Мних, Л. Момотюк, Б. Надточий, С. Науменкова, А. Палий, Д. Полозенко, М. Риппа, В. Сахацкий, Г. Терещенко, А. Якимов,

B. Яценко и др.

1 Белоног Артем Петрович, тел.: +7 (10 380 50) 773-68-88; e-mail: bilonog2013@ukr.net

Формирование пенсионной системы Украины было начато еще в 1991 г., когда приняли Закон Украины «О пенсионном обеспечении». Согласно этому нормативно-правовому акту, трудовые пенсии назначаются по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца.

Следует отметить, что из-за повышения уровня рождаемости в 1960—1970-е гг., резкого его снижения в 1980—1990-е гг., увеличения общей продолжительности жизни и незначительного роста рождаемости наблюдается дисбаланс численности населения Украины пенсионного возраста по отношению к численности населения трудоспособного возраста, имеющий тенденцию к увеличению. Указанная тенденция положила начало процессу реформирования пенсионного обеспечения на Украине. Очевидно, что действующая солидарная пенсионная система не способна на соответствующем уровне обеспечить пенсии по причине неблагоприятного состояния демографической ситуации на Украине.

Так, неудовлетворительное состояние пенсионного обеспечения населения Украины требует реформирования пенсионной системы и внедрения общеобязательного государственного пенсионного страхования в целях создания устойчивой финансовой системы для экономической защиты человека в старости за счет взносов как работодателей, так и застрахованных лиц. При этом главной проблемой является выбор оптимального соотношения страховых взносов, чтобы система пенсионного обеспечения давала возможность выплачивать достойную пенсию и чтобы не создавались препятствия для экономической деятельности и благосостояния работающих, а следовательно, не происходила тенизации экономики (к сожалению, сегодня именно выплата заработной платы в «конвертах» является причиной недостаточного объема взносов на пенсионное страхование).

Согласно прогнозу демографического развития Украины, осуществленного специалистами Организации Объединенных Наций (ООН), к 2050 г. ожидается рост численности населения пенсионного возраста на фоне сокращения общего количества жителей страны и численности населения трудоспособного возраста.

Указанные негативные демографические тенденции обусловили необходимость реформирования пенсионной системы и внедрение трехуровневой системы пенсионного обеспечения. Первым шагом по реформированию отечественной пенсионной системы стало принятие 9 июля 2003 г. двух законов — «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»2 и «О негосударствен-

2 Закон Украины от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» // Верховная рада Украины: официальный сайт. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1058-15/print1343203495099687 (дата обращения: 12.07.2013).

ном пенсионном обеспечении»3. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами на Украине была введена трехуровневая пенсионная система, как во многих зарубежных странах.

Первый уровень — это система государственных пенсий, базовая пенсия, являющаяся солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Второй уровень — это накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах накопления средств застрахованных лиц в накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат.

Третий уровень — система негосударственного пенсионного обеспечения, базирующаяся на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений в целях получения гражданами пенсионных выплат. Негосударственное пенсионное обеспечение в общей системе государства рассматривается как дополнение к государственному уровню.

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» определяет принципы, основы и механизмы функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, назначения, перерасчета и выплаты пенсий, предоставления социальных услуг из средств Пенсионного фонда Украины, которые формируются за счет страховых взносов работодателей, бюджетных и других источников. Закон также регулирует порядок формирования накопительного пенсионного фонда и финансирования за счет его средств расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий или единовременных выплат застрахованным лицам, членам их семей и другим лицам4.

По общей системе государственного пенсионного страхования предусматривается назначение пенсионных выплат из солидарной системы пенсионного страхования и пожизненных пенсий за счет средств, которые аккумулируются в накопительном фонде и учитываются на лицевом счете застрахованного лица в базе данных персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины.

Размер пенсий по возрасту из солидарной системы пенсионного страхования определяется по формуле, учитывающей продолжи-

3 Закон Украины от 09.07.2003 № 1057-IV «О негосударственном пенсионном обеспечении» // Верховная рада Украины: официальный сайт. URL: http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/1057-15/print1329899927342793 (дата обращения: 12.07.2013).

4 Закон Украины от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» // Верховная рада Украины: официальный сайт. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1058-15/print1343203495099687 (дата обращения: 12.07.2013).

тельность страхового стажа; заработок, с которого уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Украины; индивидуальный коэффициент заработка; среднюю заработную плату на Украине за год, предшествующий году обращения за назначением пенсии.

Состояние демографической ситуации на Украине свидетельствует о том, что для достойного уровня пенсионного обеспечения граждан необходимы не только солидарный и накопительный общегосударственные уровни, но и уровень негосударственного пенсионного обеспечения. Это позволит в значительной степени увеличить размер дохода человека после наступления оснований для пенсии.

Согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», необходимо прежде всего сравнить конечные выплаты, которые получит будущий пенсионер из двух источников — солидарного и обязательного накопительного фондов, — и те, которые он будет получать в случае сохранения только солидарной системы. То есть нужно сравнить финансовую эффективность одно- и двухуровневой систем и выбрать более приемлемую с учетом как социальной защищенности пенсионеров, так и возможностей украинской экономики.

Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» определяет правовые, экономические и организационные основы негосударственного пенсионного обеспечения на Украине и регулирует правоотношения, связанные с этим видом деятельности.

Система негосударственного пенсионного обеспечения как составная часть системы накопительного пенсионного обеспечения основывается на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений. Основной целью является получение гражданами дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат за счет отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение и инвестиционного дохода, начисленного на эти отчисления.

Негосударственное пенсионное обеспечение на Украине осуществляется:

1) пенсионными фондами путем заключения пенсионных контрактов между администраторами пенсионных фондов и вкладчиками таких фондов;

2) страховыми организациями путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии с участниками фонда, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника фонда в соответствии с Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении» и законодательством о страховании;

3) банковскими учреждениями в соответствии с Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении» и законодательством о банковской деятельности путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, определенной для возмещения вкладов Фондом гарантирования вкладов физических лиц, устанавливаемой согласно закону.

Участником негосударственного пенсионного обеспечения является физическое лицо, в пользу которого уплачиваются (уплачивались) пенсионные взносы в пенсионный фонд или на пенсионный депозитный счет в банке, которое имеет право на негосударственное пенсионное обеспечение на условиях и в порядке, определенных пенсионным контрактом, договором об открытии пенсионного депозитного счета или договором страхования пожизненной пенсии, или которое получает пенсионные выплаты из пенсионного фонда.

К сожалению, начатая в январе 2004 г. пенсионная реформа хотя и была в значительной степени прогрессивной и позволяла существенно поднять уровень социальной защиты украинских пенсионеров, все же выявила ряд «узких» мест и не позволила решить ряд важных вопросов. В частности, так и не был создан эффективный механизм назначения пенсий, учитывающий реальный трудовой вклад каждого человека в солидарную пенсионную систему, а следовательно, не произошло должной дифференциации пенсий для большинства пенсионеров в стране. При этом в связи с существованием специального законодательства пенсии отдельных категорий лиц (депутатов, членов Кабинета министров Украины, прокуроров и следователей, судей в отставке и т.д.) оказались неоправданно завышенными. Значительные недостатки также были выявлены в действующих механизмах индексации и перерасчета ранее назначенных пенсий5.

Кроме того, нерешенной остается проблема внедрения второго уровня системы пенсионного обеспечения — накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, а также дальнейшего развития негосударственного пенсионного обеспечения. Несмотря на то что третий уровень пенсионной системы был введен еще в 2004 г., фактически он находится в зачаточном состоянии.

То есть на сегодняшний день назрела необходимость пересмотра пенсионной системы Украины в направлении дальнейшего усовершенствования и устранения присущих ей недостатков.

5 См.: Юшко С.В. К анализу последствий пенсионной реформы 2004 года // Финансы Украины. 2011. № 9. С. 59-69.

В Программе экономических реформ6 отмечается, что Украина отстает от стран постсоветского пространства по проведению пенсионных реформ и созданию адекватной рыночным условиям системы социальной защиты граждан, которые потеряли работоспособность. С начала реализации национальной пенсионной реформы в 2004 г. большинство проблем остаются нерешенными.

Во-первых, по-прежнему отмечается низкий размер пенсий подавляющего большинства пенсионеров и неравные условия пенсионного обеспечения (пенсия 55% пенсионеров не превышает 800 грн.).

Во-вторых, пенсионные расходы растут опережающими темпами по сравнению с возможностями экономики по их обеспечению. Высокие пенсионные обязательства отвлекают ресурсы экономики от целей развития, ставят под угрозу выполнение государством своих функций.

В основе упомянутых выше проблем лежат определенные факторы. Так, пенсионный возраст женщин на 5 лет ниже, чем у мужчин, что является одной из причин низкого размера их пенсий, а также противоречит гендерному равенству по трудовым и социальным правам. Многочисленные пенсионные льготы по профессиональному и социальному признакам ставят под сомнение справедливость пенсионной системы и снижают стимулы участия в ней. Отмечается низкий уровень привлечения населения к пенсионному страхованию. На 10 плательщиков взносов приходится 9 пенсионеров. Вследствие высокого уровня тенизации занятости и доходов почти треть застрахованных лиц платит пенсионные взносы с зарплаты, не превышающей минимальную. Прослеживается недостаточная диверсификация механизмов пенсионного обеспечения. На Украине полностью функционирует лишь солидарный уровень пенсионного страхования, тогда как внедрение второго уровня (обязательной накопительной системы) постоянно откладывается. Развитие добровольного пенсионного обеспечения ограничивается неразвитостью фондового рынка, низким уровнем доходов и недоверием населения к финансовым институтам.

Целью реформы пенсионной системы, утвержденной Программой экономических реформ, является усиление социальной защиты лиц, утративших трудоспособность, обеспечение достойного уровня их жизни в результате устойчивого развития пенсионной системы. Для этого определен круг задач: стабилизировать солидар-

6 Программа экономических реформ на 2010—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» // Официальный сайт президента Украины. URL: http://www.president.gov.ua/docs/Programa_reform_ FINAL_1.pdf (дата обращения: 15.07.2013).

ную пенсионную систему; ввести общеобязательное накопительное и развивать добровольное накопительное пенсионное страхование; улучшить администрирование пенсионной системы.

В Программе экономических реформ также прописано, что для стабилизации солидарной пенсионной системы необходимо7 повысить минимальную продолжительность страхового стажа для получения пенсии по возрасту с текущих 5 до 15 лет; уравнять пенсионный возраст для женщин и мужчин (постепенно, с шагом 0,5 года, в течение 10 лет); приблизить пенсионный возраст к европейским стандартам (65 лет) для участников второго уровня пенсионной системы; стимулировать более поздний выход на пенсию путем повышения нормативной длительности стажа с 20/25 лет до 30/35 лет с одновременным увеличением коэффициента учета ежегодно сверхнормативного стажа или каждого года отсрочки выхода на пенсию; освободить солидарную систему от несвойственных ей выплат (досрочные и льготные пенсии); ограничить максимальный размер пенсий, которые выплачиваются из солидарной системы и/или за счет средств государственного бюджета; осуществлять выплату пенсий по возрасту для всех пенсионеров, которые работают, в размерах, определенных Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»; постепенно перераспределять долю взноса на пенсионное страхование от работодателя к работнику; определить условия участия самозанятых лиц в социальном страховании; отделить взнос на социальное страхование от единого налога; создать равные условия индексации пенсий независимо от закона, по которому назначена пенсия; сократить льготы по досрочному выходу на пенсию и по уплате взносов.

Следует отметить, что правительство уже осуществляет реформистские меры согласно задекларированным шагам пенсионной реформы. С 1 октября 2011 г. внесены изменения в действующее пенсионное законодательство Украины, в частности введено постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. С января 2013 г. предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин, претендующих на получение научной пенсии или пенсии государственного служащего.

Предусматривается повышение требований к страховому стажу лиц, приобретающих право на пенсию. С 1 октября 2011 г. увеличен на 10 лет страховой стаж, дающий право на назначение пенсии (с 5 до 15 лет), и количество лет страхового стажа, необходимого для установления пенсии на минимальном уровне (с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин).

7 Там же.

Для внедрения и развития накопительных составляющих пенсионной системы определено следующее: уточнение условий внедрения второго уровня (в том числе размер взноса, оценка величины одного года стажа в солидарной системе для участников двухуровневой системы и т.д.); передача Пенсионному фонду Украины функций сбора и администрирования средств второго уровня пенсионной системы, ведения системы единых пенсионных счетов, обеспечения возможности привлечения частных компаний для управления активами и направления взносов второго уровня в негосударственные пенсионные фонды по желанию и выбору застрахованных лиц, обеспечения выплат досрочных (повышенных) пенсий для особых категорий профессий, связанных с риском для жизни, за счет внедрения корпоративных (профессиональных) пенсионных схем; диверсификация схем частного негосударственного пенсионного страхования.

Для улучшения администрирования пенсионной системы предусмотрено: введение единого социального взноса, совершенствование регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов, в том числе переход к пруденциальному надзору на основе оценки и анализа степени рисков; разграничение страховых и несвойственных страхованию расходов, усиление целевого использования страховых средств, обеспечение регулярной отчетности фондов обязательного социального страхования; регулярное информирование граждан об их правах относительно выплат из страховых фондов.

Учитывая имеющиеся проблемы, следует проводить реформирование отечественной пенсионной системы взвешенно и постепенно. Так, популистские решения власти могут привести к дополнительному финансовому бремени в будущем, когда пенсионная система будет еще более ограничена в ресурсах, чем сейчас. Не вызывает сомнения необходимость изучения и внедрения международного опыта построения и функционирования добровольного пенсионного страхования, однако во время его введения государство должно определить, каким именно образом оно будет гарантировать сохранность пенсионных средств населения. По своей сути пенсионные средства — это «длинные» финансовые ресурсы, поэтому власть должна их направлять на структурные и инновационные программы, проекты национального уровня. Это создает дополнительные возможности для использования национального капитала на значительном промежутке времени, что является сегодня крайне необходимым для обеспечения устойчивого экономического развития страны. Одним из главных факторов эффективности инвестиционного процесса становится проведение существенных инфраструктурных реформ на финансовом и фондовом рынках,

так как в стране просто отсутствуют в должном количестве и качестве финансовые инструменты для аккумулирования и инвестирования пенсионных средств.

Подводя итог, следует отметить, что вопрос жизнеспособности национальной пенсионной системы очень многогранен. Приведение уровня пенсионного обеспечения населения к мировым стандартам требует проведения часто непопулярных, но крайне необходимых фискальных и структурных реформ. Сегодняшний день показывает, что функционирование добровольной пенсионной системы невозможно без постоянных стимулов развития, а принудительная корпоративная система крайне обременительна. Одним из главных факторов успеха является четкое комплексное видение развития ситуации и формирование эффективных отношений в пределах треугольника «власть — бизнес — общество».

Список литературы

Закон Украины от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» // Верховная рада Украины: официальный портал. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1058-15/print 1343203495099687

Закон Украины от 09.07.2003 № 1057-IV «О негосударственном пенсионном обеспечении» // Верховная рада Украины: официальный портал. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1057-15/print1329899927342793

Программа экономических реформ на 2010—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» // Официальный сайт президента Украины. URL: http://wwwpresident.gov.ua/docs/ Programa_reform_FINAL_1.pdf

Юшко С.В. К анализу последствий пенсионной реформы 2004 года // Финансы Украины. 2011. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.