20. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)
20.1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ДОСРОЧНЫЕ СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С РАБОТОЙ В ОСОБЫХ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Галаева Людмила Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Место работы: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск
Короткова Татьяна Александровна, магистр кафедры гражданского права и процесса
Место учебы: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск
Аннотация: содержание статьи направлено на выяснение проблемных аспектов реализации прав лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, на досрочные страховые пенсии по старости в связи с работой в особых (производственных) условиях труда. В целях наиболее полного освещения обозначенной проблемы авторы исходят из необходимости подробного анализа оснований и условий назначения досрочных страховых пенсий в особых условиях, который был произведен на основе теоретических положений науки права социального обеспечения, действующего пенсионного законодательства, а также Федерального закона от 3.10.2018 г. № 350 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступающего в силу с 1 января 2019г.
Основное внимание авторов обращено к проблемам установления качественных и количественных показателей специального страхового стажа (стажа на соответствующих видах работ). Доказывается необходимость усовершенствования порядка подтверждения и установления периодов работы, определяющих право на назначение досрочных страховых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда. Обосновывается необходимость кардинальных изменений правового регулирования документооборота, направленного на фиксацию характера работ со стороны работодателя - страхователя.
Ключевые слова: работодатель, страхователь, страховая пенсия, специальный страховой стаж, страховой риск, страховой случай, основание назначения пенсии, условия назначения пенсии, юридический факт, сложный юридический (фактический) состав, индивидуальный пенсионный коэффициент, специальная оценка условий труда, дополнительный тариф страхового взноса, юридическая ответственность.
REALIZATION OF THE RIGHT TO EARLY INSURANCE INSURANCE PENSION IN AGING IN CONNECTION WITH WORK IN SPECIAL (INDUSTRIAL) WORKING CONDITIONS: PROBLEM STATEMENT
Galaeva Lyudmila A., PhD in law, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process Place of employment: the Mordovian State University. N.P. Ogarev, Saransk
Korotkova Tatiana A., master of the Department of Civil Law and Process Study place: the Mordovian State University. N.P. Ogarev, Saransk
Abstract: the content of the article is aimed at clarifying problematic aspects of the realization of the rights of persons insured in the system of compulsory pension insurance for early old-age insurance pensions in connection with working in special (productive) working conditions. In order to more fully cover the identified problem, the authors proceed from the need for a detailed analysis of the grounds and conditions for the assignment of early insurance pensions under special conditions, which was made on the basis of theoretical provisions of the science of social security law, current pension legislation, and the Federal Law of October 3, 2018 No. 350 - Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Purpose and Payment of Pensions», which comes into force on January 1 2019.
The main attention of the authors is drawn to the problems of establishing qualitative and quantitative indicators of special insurance experience (length of service on relevant types of work). It proves the need to improve the procedure for confirming and setting work periods that determine the right to assign early old-age insurance pensions in connection with special working conditions. It justifies the need for fundamental changes in the legal regulation of documents, aimed at fixing the nature of work on the part of the employer - the insured.
Keywords: employer, insurer, insurance pension, special insurance, insured risk, the insured event, the base pension, retirement conditions, legal fact, complex legal (actual) composition, individual pension factor, ad hoc evaluation of working conditions, an additional tariff of the insurance premium, legal responsibility.
В настоящее время вести речь об особых (производственных) условиях труда, осуществление трудовой деятельности в которых предопределяет право более раннего выхода на страховую пенсию по сравнению с общеустановленным пенсионным возрастом, следует со ссылкой на системное толкование ст.ст.30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях) 1. Как известно, в рамках упомянутого закона осуществляется назначение и выплата пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, составляющей частью которого и выступают досрочные страховые пенсии по старости.
Несмотря на то, что еще в рамках Программы пенсионной реформы 2001-2002 г.г. планировалось создание обязательной профессиональной пенсионной системы с целью реформирования досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, говорить о каких - либо началах ее становления и нормативно -правового закрепления не приходится и по сей день. Вспомним, что на тот момент все же существовал подготовленный законопроект о профессиональных пенсиях, в частности Проект Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», который был направлен на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми производственными условиями труда в изменившихся социально- экономических условиях и реалиях. Однако данный закон был принят лишь в первом чтении и дальнейшее его продвижение приостановилось.
На страницах юридической литературы находим оценку последствий такого состояния законодательства о досрочной пенсионном обеспечении. Так, М.Л. Захаров, указывал на правовую дезориентированность как миллионов граждан, выполняющих такие работы, относительно условий установления профессиональных пенсий, так и работодателей2.
Отметим, что на принятие отдельного закона о профессиональных пенсиях, начиная с 2009 г., содержалось указание в Федеральном законе «О трудовых пенсиях»3, правда без указания конкретного срока принятия. Этого, к сожалению, не произошло. Более того, Закон о страховых пенсиях, пришедший на смену Закону о трудовых пенсиях, уже и не упоминает в ст. 30-31 о принятии такого федерального закона вообще. Приходится констатировать, что предпринимаемые в последнее время фрагментарные попытки реформирования досрочного пенсионного обеспечения осуществляются в рамках общей системы обязательного пенсионного страхования, и, соответственно, тех нормативных правовых актов, которые обеспечивают ее
1 См.: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6956.
2 Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. М., 2015. С. 143 -144.
3 См.: п.3 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в
ред. от 27.07. 2009 г. №212 -ФЗ // СПС «Консультант плюс»
законодательное закрепление. Полагаем, что отсутствие отдельного и специального правового регулирование отношений по досрочному пенсионному обеспечению в связи с особыми производственными условиями труда в виде законодательных основ в столь динамично меняющихся социально - экономических условиях, порождает лишь многочисленные и многоаспектные проблемы, связанные, в частности, с реализацией права работников на такой вид социального обеспечения. Общеизвестно, что последние довольно часто прибегают к судебному порядку реализации права на досрочное пенсионное обеспечение.
Совершенно очевидно, что освещение проблемных аспектов реализации права на досрочные страховые по старости в связи с особыми (производственными) условиями труда не может обойтись прежде всего без верного и четкого понимания тех положений законодательных и иных нормативных правовых актов, системное толкование которых лежит в основе конечного определения права работника на досрочные страховые пенсии по старости. Понятно, что речь идет об элементах сложных юридических (фактических) составов, которые в своей совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости порождают и предопределяют право на такой вид социально - страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, выступают основаниями и условиями вынесения решения о его назначении страховщиком, в частности, Пенсионным Фондом РФ.
Представляется, что в целях более детального анализа структуры сложных юридических (фактических) составов, следует исходить из высказанной в научной литературе позиции разграничения социально - обеспечительных юридических фактов на основания и условия назначения страховых выплат4. Иными словами, уясняя структуру сложных юридических (фактических) составов, необходимо четко выделять основания и дифференцировать условия назначения досрочных страховых пенсий в связи с особыми производственными условиями труда.
Так, анализ ст. 30-31 Закона о страховых пенсиях позволяет сделать следующие выводы относительно оснований и условий возникновения права на досрочные страховые пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
1. В отличие от страховой пенсии по старости на общих основаниях, фактический (юридический ) состав, лежащий в основе возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости не имеет набора одинаковых (единых) юридических фактов. Конкретный «набор» юридических фактов в таких сложных юридических составах зависит от того, о какой категории работников, претендующих на данный вид пенсии, идет речь.
2. В качестве основания назначения досрочных страховых пенсий по старости выступает так называемый наступивший страховой случай как причина реализации такого социального страхового риска как риска утраты заработка и иных вознаграждений, производи-
4 Аракчеев В.С. Основания и условия пенсионного обеспечения в России // Вестник Томского государственного университета. 2004.Выпуск № 283.С.25-29
мых в пользу застрахованного лица5.
Если принимать во внимание перечень страховых случаев (достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности; потеря кормильца), перечисленных в Федеральном законе от 15.12.2001г. № 167 -ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОПС)6, то в отношении досрочных страховых пенсий не удается избежать вопросов при определении основания их назначения. Дело в том, при досрочном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан из числа лиц, перечисленных в ст. 31 Закона о страховых пенсиях, наступление такого страхового случая как достижение пенсионного возраста вообще не имеет юридического значения. Так, возникновение права на досрочные страховые пенсии по старости таких категорий застрахованных лиц законодатель «привязывает» к специальному (профессиональному) страховому стажу. В таком случае акцент смещается в сторону наличия специального (профессионального) страхового стажа как основного правообразующего юридического факта. Однако среди страховых случаев ни в Законе об ОПС, ни в Законе о страховых пенсиях наличие определенного периода специального страхового стажа не значится страховым случаем. В тоже время у работников, указанных в пп. 11, 12, 13 п.1 ст. 30 и п. 1 ст. 31 Закона о страховых пенсиях пенсионные правоотношения возникают независимо от установленных возрастных критериев при наличии такого правонаделительного юридического факта как специальный страховой стаж определенной продолжительности. Например, при продолжительности страхового стажа 25 лет досрочные страховые пенсии по старости без учета возраста назначаются работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.
Получается, что для огромного количества российских граждан законодатель не предусмотрел в сфере обязательного пенсионного страхования того страхового случая, который являлся бы ключевым юридическим фактом. Иными словами, ключевой юридический факт (наличие специального (профессионального) страхового стажа определенной продолжительности) конечно существует, но в число страховых случаев, названных в законодательстве, не попал, хотя он прямо связан с одним из социальных страховых рисков - риском утраты застрахованным лицом заработка. Кроме того, наличие у застрахованного специального (профессионального) стажа позволяет говорить еще об одном риске: риске потери здоровья. Очевидно, что досрочные пенсии введены в связи с тем, что при долгой работе в той или иной профессии в опасных, вредных, тяжелых условиях труда человек теряет здоровье еще до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Представляется вполне обоснованным высказанное ранее на страницах юридической литературы предложение о необходимости включения специального (профессионального) страхового стажа в неблагоприятных условиях труда в перечень страховых случаев в системе обязательного пенсионного страхова-
5 Галаева Л.А. Труд и социальные отношения. 2009. №7. С. 92-94.
6 См.: Федеральный закон от 15.12. 2001г. №167 -ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2001. №51. Ст. 4832.
ния7. Такое включение, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности законодательных актов, характеризующих специфику страховых рисков, страховых случаев и страхового обеспечения в обязательном пенсионном страховании.
3. В силу Федерального закона от 3.10.2018 г. № 350
- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее - Закон от 3.10.2018 г. № 350)8, с вступлением в силу которого с 1 января 2019 г. стартует очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, особое внимание следует обратить на существенные изменения порядка назначения досрочных страховых пенсий по старости лицам, осуществляющим педагогическую (п.19 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях), медицинскую (п.20 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях) и творческую деятельность (п.21 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях). В свете последних изменений пенсионного законодательства при назначении досрочного пенсионного обеспечения данным категориям застрахованных лиц следует разделять (различать) такие правовые события как: 1) возникновение права на получение досрочной страховой пенсии по старости; 2) срок назначения досрочной страховой пенсии по старости (достижение возраста выхода на досрочную страховую пенсию по старости).
Как и ранее, возникновение права на данный вид страховых пенсий поставлено законодателем в зависимость от количественных показателей специального страхового стажа (стажа на соответствующих видах работ), которые остались неизменными (от 15 до 30 лет). При этом возникновение права на досрочное пенсионное обеспечение у одних категорий творческих работников осталось зависимым от достижения соответствующих возрастных границ (55 -60 лет), у других
- нет. Например, у артистов балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющих сольные партии, возникновение права на досрочное социальное обеспечение страховой пенсией по старости взаимосвязано лишь со стажем на соответствующих видах работ - не менее 15 лет.
Существенным нововведением в порядке назначения досрочных страховых пенсий по старости лицам, осуществляющим педагогическую, медицинскую и творческую деятельность является наступление другого правового события - срока назначения пенсии ( достижения возраста выхода на пенсию). Он подлежит определению, исходя из даты выработки специального страхового стажа (стажа на соответствующих видах работ). Возраст, в котором будет выработан стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, фиксируется. Однако для назначения пенсии после выработки стажа должно пройти еще не менее 60 месяцев (начиная с 2023 года и последующие годы). Например, если право на досрочную страховую пенсию возникло в 2023 г. и последующие годы, то сроки ее назначения определяются так: не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости.
Принимая во внимание высказанную выше позицию,
7 Галаева Л.А. Социальное и пенсионное право. 2012. №3. С. 4-8.
8См.: Федеральный закон от 3.10.2108 г. № 350 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ. 2018. №41. Ст. 6190.
согласно которой в качестве основания назначения страховых пенсий по старости выступает так называемый наступивший в жизни застрахованного лица страховой случай, представляется необходимым иметь авторскую позицию по данному вопросу относительно работников, о которых идет речь в настоящем пункте. Иными словами, в связи с описанными выше законодательными изменениями в порядке назначения страховщиком досрочных страховых пенсий по старости такой категории работников, какое правовое событие из двух перечисленных выше (1)возникновение права на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с выработкой специального страхового стажа; 2) срок назначения досрочной страховой пенсии по старости (достижение возраста выхода на досрочную страховую пенсию по старости) следует признавать в качестве основания - страхового случая, а какое - в качестве условия назначения пенсии?
Полагаем, что в данном случае страховым случаем следует считать наличие у застрахованного лица необходимого количества лет специального страхового стажа как основного правообразующего юридического факта, тогда так достижение возраста выхода на досрочную страховую пенсию по старости - лишь дополнительным условием назначения такой пенсии. В обосновании такой позиции исходим из того, что наступление последнего правового события не характеризуется указанием на конкретные возрастные границы (45, 50, 55 лет и т.д.), которые будут устанавливаться индивидуально в зависимости от даты выработки количественных показателей специального страхового стажа. Более того, второе правовое событие производно от первого и приобретает юридическое значение только при наличии соответствующих стажевых показателей в жизни каждого застрахованного лица. Именно в силу последнего такое правовое событие как «достижение возраста выхода на досрочную страховую пенсию» не может, на наш взгляд, рассматриваться как основной правообразующий юридический факт при назначении досрочной пенсии, и, соответственно, иметь качество страхового случая в обязательном пенсионном страховании.
Представляется, что введение подобных дополнительных условий назначения пенсионного обеспечения (в нашем случае это «достижение возраста выхода на досрочную страховую пенсию») вряд ли следует оценивать положительно. Ведь речь идет о включении в сложные юридические составы, влекущие возникновение фактических пенсионных правоотношений, условий, по сути, обременяющих и отсрочивающих реализацию права на назначение досрочного пенсионного обеспечения. Подобные законодательные нововведения свидетельствуют лишь об усилении тенденции наступления на материальные права застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц, о нарушении конституционного принципа недопустимости умаления прав человека (ч.2 ст. 55 Конституции РФ).
4. Кроме того, с 2015г. в связи с введением бальной пенсионной системы дополнительным условием назначения досрочных страховых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда, равно как и назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях, выступает обязательное наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК не менее 30) в соответствии с переходными положе-
ниями9. На него следует обратить особое внимание, поскольку ИПК имеет значение и для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, и для расчета такой пенсии. Его можно представить как некий параметр, отражающий пенсионные права застрахованного лица, которые по общему правилу могут быть сформированы с учетом:
а) начисленных и уплаченных страховых взносов;
б) страхового стажа;
в) отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Несмотря на то, что ИПК может быть сформирован с учетом различных обстоятельств, главным определяющим фактором величины ИПК выступают страховые взносы. Они по определенным правилам преобразуются в пенсионные баллы. При этом каждый трудовой год оценивается в пенсионных баллах в зависимости от количества учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов. Иными словами законодатель впервые предусмотрел необходимость наличия минимального объема страховых взносов как условия возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе и по досрочным основаниям в связи с особыми (производственными) условиями труда.
5. Несмотря на то, что законодатель в сложных юридических (фактически) составах, необходимых для возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми производственными условиями труда , выделяет отдельно необходимое количество лет общего страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), на практике данные законодательные положения следует толковать не по принципу суммирования данных видов стажа, и несколько иначе. В частности, по принципу включения стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа) в продолжительность общего страхового стажа.
6. В свою очередь, стаж на соответствующих видах работ характеризуется количественными и качественными характеристиками, причем качественные предопределяют количественные. Содержание качественных параметров специального (профессионального) страхового стажа раскрывается через списки соответствующих производств, работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначаются страховые пенсии по старости в связи с особыми (производственными) условиями труда. Данные списки утверждаются Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07. 2014г. № 665 в отношении каждого вида работ применяются свои списки10. В настоящее время насчитывается более 20 различных списков и перечней производств, работ, профессий и должностей, учреждений, в которых предусмотрены условия и порядок исчисления специ-
9 См.: Приложение №4 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6956.
10См.: Постановление Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть II). Ст. 4306.
ального (профессионального) страхового стажа.
7. Качественные характеристики специального (профессионального) страхового стажа в ходе последних изменений пенсионного законодательства получили уточнения, поскольку их образование зависит теперь не только от конкретного перечня производств, профессий, должностей, в которых осуществляется трудовая деятельность застрахованных лиц, но и от иных, не менее важных обстоятельств. С 2013 года непосредственное осуществление трудовой деятельности в особых условиях труда само по себе не ведет к образованию такого вида трудового стажа, если говорить о досрочном пенсионном обеспечении. Дело в том, что вступивший в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426 -ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон о СОУТ) ввел в систему правового регулирования социально - трудовых отношений особую правовую процедуру - специальную оценку условий труда, которая проводится в целях установления классов и подклассов условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда оказала существенное влияние на формирование (образование) качественных показателей специального (профессионального) страхового стажа как основного правооб-разующего факта в сложных юридических составах, определяющих право на досрочные страховые пенсии по старости. Так, в соответствии с п. 6 ч.1 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные ст. 30 Закона о страховых пенсиях (за исключением педагогической, лечебной и творческой деятельности), имевшие место после 1 января 2013 года, засчитыва-ются в специальный страховой стаж и приобретают юридическое значение для возникновения досрочных пенсионных правоотношений лишь во взаимосвязи с окончательными результатами проведенной работодателем специальной оценки условий труда. В частности, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пп.1-18 ч.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях по результатам специальной оценки условий труда соответствует вредному или опасному классу условий труда.
Другое важное условие формирования стажа на соответствующих видах работ вытекает из необходимости начисления и уплаты страхователем за работника как застрахованное лицо страховых взносов по дополнительным дифференцированным страховым тарифам в зависимости от установленного класса и подкласса условий труда в соответствии со ст. 428 НК РФ. Поэтому крайне важно, чтобы работодатель - страхователь своевременно начислял и уплачивал страховые взносы по дополнительным тарифам, иначе стаж на соответствующих видах работ не будет учтен на индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования. В свою очередь, это будет препятствовать реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, которая вряд ли обойдется без судебных споров со страховщиком. В тоже время отметим, практика изобилует примерами судебных решений, указывающих на то, что ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей по уплате дополнительных тарифов страховых взносов не может ограничивать право лица на досрочную страховую пенсию по старости при реальном выполнении работ в особых произ-
водственных вредных условиях труда11.
Приведенный выше анализ законодательства показывает, что вопросы определения оснований и условий назначения досрочных страховых пенсий по старости в связи с особыми (производственными) условиями труда достаточно сложны. И только их совокупность, подлежащая оценке страховщиком в процессе проведения последним экспертизы страхового случая как вида правоприменительной экспертизы12, предопределяет вынесение положительного решения на назначение досрочных пенсий застрахованному лицу. Отметим специфичность такой экспертизы:
1. Объектом ее исследования выступают документы как носители информации (предоставляются страховщику застрахованными лицами или страхователями -работодателями);
2. Осуществляется с целью последующего принятия законного решения о назначении социально - страхового обеспечения.
Между тем, в научных правовых исследования последних лет13 отмечается, что в обеспечении страховыми пенсиями по старости наибольшее количество исков предъявляется в суд из - за отказа в назначении досрочных пенсий. Действительно, реализация права на назначение такого вида пенсий на практике сопровождается многочисленными проблемами, которые имеют место быть по причине сложности, противоречивости пенсионного законодательства, наличия в нем существенных пробелов. Практика правоприменения показывает, что наиболее частой проблемой реализации права на назначение досрочных страховых пенсий по старости в связи с особыми (производственными) условиями труда, выступает неподтверждение либо ненадлежащее подтверждение застрахованным лицом факта осуществления истцами работы во вредных или тяжелых условиях труда, работы на надлежащем техническом оборудовании, занятости на таких работах в течение полного рабочего дня и пр. Иными словами, речь идет об отсутствии качественных, и, соответственно, количественных показателей специального страхового стажа, независимо от того, в качестве чего выступает последний - основания или условия назначения досрочного пенсионного обеспечения. Включение какого - либо периода трудовой деятельности в жизни застрахованного лица в содержание специального страхового стажа, определяющее его качественные параметры, сопровождается установлением в процессе проведения упомянутой выше правоприменительной экспертизы множества обстоятельств, обуславливающих в последующем принятие законного решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости страховщиком, если наличие других оснований и условий назначения пенсии не вызывают сомнений. Устанавливать подобного рода обстоятельства, в
11 См., например, Решение Каширского городского суда Московской области № 2-121/2016 2-121/2016(2-2249/2015;)~М-2122/2015 2-2249/2015 М-2122/2015 от 26 января 2016 г. по делу № 2-121/2016 // http: // sudact.ru/regular/doc/mGTr2pzDj6H/ Дата обращения: 13.10.2018г.
Федорова М.Ю. Экспертиза страховых случаев в системе обязательного социального страхования // Международные юридические чтения: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. - Омск: Омский юридический институт, 2005. Ч. III. - С. 246.
13 Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию: вопросы теории и практики. Дис.....канд. юрид. наук. М., 2016. С.86-91;
Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечении: Автореф. дис . ... канд. юрид. наук, М., 2013.
частности особый характер работы, страховщик вправе только посредством их документального подтверждения. Иными словами, принимая решение страховщик исходит из разрешения двух важных вопросов:
1. Что должно быть подтверждено;
2. Какими документами должно быть подтверждено.
Число нормативных правовых актов, к которым прибегает страховщик, отвечая на поставленные вопросы, невелико. В настоящее время к ним относится Постановление Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»14, а также Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (далее - Приказ от 31.03. 2011 г. №258 н)15. Анализ данных нормативных правовых актов говорит о наличии в них достаточно общих формулировок относительно документального подтверждения характера работы в отношении всех категорий так называемых особых (производственных) условий труда. Так, п.4 Приказа от 31.03. 2011 г. №258 н указывает на необходимость предъявления в целях подтверждения различных справок и иных документов, которые должны быть выданы работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в целях подтверждения как периодов работы застрахованного лица в особых (производственных) условиях труда. В этой связи говорить о достаточности правового регулирования документооборота, имеющего отношение к фиксации характера работ застрахованного лица, говорить не приходится.
В подтверждение сказанного, обратимся к работникам, которые в процессе своего труда подвергаются радиологическому или рентгеновскому излучению. Действующим законодательством, работникам, работающим с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, предусмотрено право на назначении досрочной страховой пенсии по старости. Характер работы таких работников относится согласно подп. 1 ч.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях ко вредным условиям труда, поэтому они имеют право на назначение досрочной страховой пенсии по старости при наличии соответствующих основания и условий. Одним из них выступает необходимое количество лет специального страхового стажа: не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев, соответственно, для мужчин и для женщин. В данном случае количественные параметры стажа на соответствующих видах работ предопределяются его качественными характеристиками на основании соответствующих списков, утвержденных Поста-
14 См.: Постановление Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. № 2872.
15 См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 31.03.2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» // Российская газета. 27 мая.2011 г.
новление Правительства РФ от 16.07.2014г. № 66516.
Списком №1 в разделе XXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами» подразделом 12200000 позицией 12205000-1754а предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение работников постоянно и непосредственно занятых на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве. Обратим внимание на то, что указанные работники приобретают право на пенсию независимо от наименования профессии (должности) и независимо от того, какие материалы и изделия они просвечивают в промышленности и строительстве. Так, согласно Единому тарифно - квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕКТС) эти работы входят в тарифно- квалификационные характеристики профессии «Дефектоскопист рентгеногаммаграфирования», но такие работы могут выполняться работниками, которые имеют и другие наименования профессии.
Посредством каких же справок, документов устанавливаются и доказываются вредные условия труда в отношении такой группы работников, и соответственно, количественные и качественные показатели стажа на соответствующих видах работ в целях назначения им досрочного пенсионного обеспечения?
Необходимо отметить, что в Приказе от 31.03.2011 г. №258 н, применительно к данной категории работников перечень документов, хотя бы даже приблизительный отсутствует, в отличии, например, от водолазов, работников, осуществляющих управление воздушным движением, работников инженерно-технического состава авиации и пр. Системное толкование данного нормативного правового акта позволяет говорить лишь о каких-либо документах, справках, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Полагаем, что на практике всегда возникнут вопросы о перечне справок и иных документах, на основании которых страховщик признает законность права на досрочное страховое обеспечение обратившихся к нему работников постоянно и непосредственно занятых на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве.
По общему правилу на практике вредные условия труда у данной категории работников, впрочем как и у иных работников, подтверждаются в первую очередь так называемой льготно-уточняющей справкой, выдаваемой работодателем - страхователем. Здесь же отметим отсутствие унифицированной формы справки,
16 См.: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 .01. 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 1 - производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08. 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. // СПС «Консультант Плюс»
уточняющей льготный характер работы, на официальном законодательном уровне. В связи с этим каждый конкретный страхователь - работодатель вправе разрабатывать собственную форму (бланк) такой справки и использовать ее для подтверждения данных о характере работы с изложением как можно большего количества информации, подтверждающей право работника на досрочное пенсионное обеспечение. В тоже время, анализ судебной практики показывает, что отсутствие унифицированной формы справки, уточняющей льготный характер работы, лишь усложняет реализацию права на назначение страхового обеспечения: поскольку не установлено единых требований к такой справке, работодатели самостоятельно решают, какие сведения и реквизиты она должна содержать. В связи с этим суды отказывают во включении отдельных периодов работы, подтверждаемых справками работодателя, в специальный стаж по причине отсутствия в них той или иной информации, имеющей отношение к квалификации характера работ застрахованного лица17
Однако предоставление лишь одной такой льготной справки, как правило, не достаточно. В подтверждение сказанного сошлемся на примеры судебных решений, в которых идет речь о реализации права на назначение досрочных пенсий работников, задействованных на работах по просвечиванию материалов и изделий на переносных установках радиоизотопной дефекто-скопии18. Их анализ наглядно показывает, что процесс доказывания правомерности включения тех или иных периодов трудовой деятельности в структуру качественных и, соответственно, количественных показателей специального страхового стажа, сопровождается оценкой немалого количества документов и справок. Среди них: трудовая книжка; архивная справка, подтверждающая записи в трудовой книжке; штатное расписание; личная карточка формы Т-2; карты аттестации рабочих мест; должностная инструкция дефектоскописта; инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей; тарификационные списки; лицевые счета; справка, подтверждающая проведение работ соответствующим прибором (гамма-дефектоскопом) с источником ионизирующего излучения; копия карточки учета индивидуальных доз; личная карточка учета годовой и суммарной доз облучения; копии из журналов дозиметрического контроля дефектоскописта, в которых указывается фамилия и профессия работника, его ежедневная доза облучения; карта результатов просвечивания деталей и изделий, из которых видно, кто и когда проводил дефектоскопию; журнал передачи и сдачи радиоактивных источников; справка, подтверждающая занятость в течение полного рабочего дня и т.д. Три последних документа подтверждают постоян-
17 См.: Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2017 по делу № 33-51764/2017 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ». Дата обращения: 20 сентября 2018 г.
Решение Ленинского районного суда г. Кирова № 2-2070/2016 2-2070/2016~М-1201/2016 М-1201/2016 от 20 мая 2016 г. по делу № 2-2070/2016// http://docs.pravo.ru/document/view/80078848/ 91716462/ Дата обращения: 13.10.2018г. ; Решение Каширского городского суда Московской области № 2-121/2016 2-121/2016(2-2249/2015;)~М-2122/2015 2-2249/2015 М-2122/2015 от 26 января 2016 г. по делу № 2-121/2016 // http: // sudact.ru/regular /doc/mGTr2pzDj6H / Дата обращения: 13.10.2018г. ; Решение Ру-заевского районного суда Республики Мордовия от 11 ноября 2015 г. по делу № 2 - 1914 /2015 //http://ruzaevsky.mor.sudrf.ru// Дата обращения: 13.10.2018г. и пр.
ную и непосредственную занятость на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии.
Как видно, перечень справок и иных документов, на основании которых суд разрешает спор о назначении пенсии такой категории работников, достаточно обширен. Проблема состоит в том, что применительно к выбранной нами в качестве примера категории работников он нигде не конкретизирован и не закреплен, а потому носит открытый характер. В результате не удается избежать судебного порядка реализации права на досрочное страховое обеспечение, поскольку как лицо, заявляющее о назначении пенсии, так и страховщик, выносящий решение о назначении пенсии, не обладают информацией о полном пакете документов и справок, выступающих объектом правоприменительной экспертизы в части установления стажевых показателей на соответствующих видах работ. Документальное не подтверждение характера работы по причине отсутствия того или иного документа, который, по мнению страховщика как раз и подтверждает в совокупности с другими документами вредные условия труда, толкуется страховщиком так: отсутствует требуемая продолжительность специального страхового стажа. Как следствие - отказ в назначении страхового обеспечения.
Совершенно очевидно, что основным субъектом, от которого зависит существование такого внушительного перечня документов, выступает никто иной, как работодатель - страхователь будущего пенсионера. В связи с этим представляется необходимым обозначить еще один чрезвычайно важный аспект в обозначенной нами выше проблеме правового регулирования отношений, связанных с документооборотом по фиксации характера работ застрахованного лица. В частности, в Приказе от 31.03.2011 г. №258 н, отсутствуют какие -либо нормы, регламентирующие обязательства работодателя - страхователя по надлежащему ведению и оформлению справок и иных документов, на основании которых в будущем будет проводиться правоприменительная экспертиза с целью назначения досрочного пенсионного обеспечения, равно как и отсутствуют нормы, указывающие на ответственность за невыполнение подобных обязательств. Лишь только поэтому в многочисленных случаях лицам, претендующим на назначение пенсии досрочно в связи с осуществлением работ на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве не удается реализовать такое право, поскольку тот или иной документ не был в свое время надлежащим образом оформлен работодателем -страхователем, либо налицо его полное отсутствие. Такая ситуация вполне объяснима еще и тем обстоятельством, что многие документы, посредством которых устанавливаются вредные условия труда дефекто-скописта, не относятся к перечню документов индивидуального (персонифицированного) учета, например, карточки учета индивидуальных доз для дефектоско-писта в нашем случае. Следовательно, привлечение к ответственности работодателя- страхователя за ненадлежащее ведение и оформление таких документов в рамках ответственности за нарушение правил ведения индивидуального (персонифицированного) учета не представляется возможным, и вообще вопросы ответственности остаются открытыми. А ведь именно от совершения работодателем - страхователем таких юридически значимых действий, направленных на оформ-
ление и надлежащее ведение различного рода документов, зависит в последующем реализация конституционных прав застрахованных лиц на досрочное пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве.
Представляется, что с большей долей вероятности о подобного рода проблемах следует вести речь и в отношении иных многочисленных категорий работников, занятых в особых (производственных) условиях труда. Отметим, что Приказ от 31.03. 2011 г. №258н в сложившихся социально- экономических реалиях, в связи с внедрением в систему социально - трудовых отношений специальной оценки условий труда, не позволяет иметь ясного и четкого представления о механизме правоприменения Закона о страховых пенсиях в части подтверждения и установления стажевых показателей на соответствующих видах работ. Многочисленная судебная практика по досрочным страховым пенсиям доказывает назревшую потребность в усовершенствовании порядка подтверждения и установления периодов работы, дающей право на назначение досрочных страховых пенсий по старости. Представляется, что назрела необходимость разрешения данного вопроса путем принятия законодательных основ, регламентирующих порядок назначения и выплаты досрочных пенсий в Российской Федерации, включая досрочные страховые пенсии по старости в связи в связи с работой в особых (производственных) условиях труда. Именно такой законодательный акт позволит, на наш взгляд, на должном уровне урегулировать вопросы документального подтверждения различных особых (производственных) условий труда. Полагаем, что в законодательных основах данный вопрос может быть разрешен максимально, если исходить из производственного принципа сформирован-ности уже имеющихся льготных списков. Иными словами, перечень документов, которые впоследствии выступят объектом правоприменительной экспертизы в целям вынесения страховщиком законного решения о назначении пенсий досрочно, должен иметь дифференцированный характер и определен (установлен) применительно к различного рода производствам и профессиям в отдельности.
Кроме того, законодательные основы также должны содержать нормы, направленные на обеспечение права работников на досрочные страховые пенсии по старости, в частности, нормы, позволяющие привлекать работодателей к юридической ответственности за нарушение требований документооборота по формированию пенсионных прав работников как застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования . Только такие законодательные изменения позволят преодолеть многочисленные судебные споры, связанные с реализацией прав работников на досрочные страховые пенсии по старости в связи с особыми (производственными) условиями труда.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 73,17%.
Список литературы:
1. Аракчеев В.С. Основания и условия пенсионного обеспечения в России // Вестник Томского государственного университета. 2004.Выпуск № 283.С.25-29
2. Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию:
вопросы теории и практики. Дис.....канд. юрид. наук. М.,
2016. С.86-91;
3. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. М.: ПРОСПЕКТ, 2015. С. 143 -144.
4. Галаева Л.А. Труд и социальные отношения. 2009. №7. С. 92-94.
5. Галаева Л.А. Социальное и пенсионное право. 2012. №3. С. 4-8.
6. Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечении: Автореф. дис . ... канд. юрид. наук, М., 2013.
7. Федорова М.Ю. Экспертиза страховых случаев в системе обязательного социального страхования // Международные юридические чтения: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. -Омск: Омский юридический институт, 2005. Ч. III. - С. 246.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Галаевой Л.А., Коротковой Т.А. на тему: «Реализация права на досрочные страховые пенсии по старости в связи с работой в особых (производственных) условиях труда: к постановке проблемы»
Представленная к рецензированию статья написана на весьма актуальную тему, поскольку вопросы реализации права на страховые пенсии, получателями которых выступает подавляющая часть граждан Российской Федерации, имеют важное теоретическое и практическое значение. Они не в полной мере изучены в науке права социального обеспечения и остаются дискуссионными.
Непосредственному рассмотрению и разрешению проблемных аспектов реализации права на досрочное страховое пенсионное обеспечение предшествует подробный анализ оснований и условий его назначения как элементов сложных юридических (фактических) составов, порождающих фактические пенсионные правоотношения. Положительно, что основания и условия назначения досрочных страховых пенсии по старости в связи с работой в особых (производственных) условиях труда освещены авторами статьи в свете последних и грядущих изменений трудового и пенсионного законодательства с 1 января 2019г.
Авторы справедливо замечают, что наиболее частой проблемой реализации права на назначение досрочных страховых пенсий по старости в связи с особыми (производственными) условиями труда, выступает отсутствие у лица, претендующего на назначение досрочного страхового обеспечения определенных в законодательстве необходимых показателей специального страхового стажа (стажа на соответствующих видах работ). Причина такой проблемы связывается с неподтверждением либо ненадлежащим подтверждением застрахованным лицом факта осуществления работы в особых (производственных) условиях труда. Подробный анализ нормативных правовых актов позволил авторам констатировать наличие достаточно общих формулировок относительно порядка документального подтверждения характера работы в особых (производственных) условий труда и, соответственно, сделать вывод о пробелах в правовом регулировании документооборота, связанного с формированием прав на досрочное страховое обеспечение граждан Российской Федерации.
Полагаем, что существенным достоинством настоящей публикации следует признать конкретные предложения авторов по усовершенствованию механизма правового регулирования отношений, связанных с таким документооборотом у конкретного работодателя - страхователя, в число которых включены и меры юридической ответственности последнего. Необходимость предлагаемых изменений пенсионного законодательства уместно обосновывается повышением гарантий защиты права физических лиц на досрочные страховые пенсии по старости в связи с работой в особых (производственных) условиях труда.
Статья «Реализация права на досрочные страховые пенсии по старости в связи с работой в особых (производственных) условиях труда: к постановке проблемы» изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.
Статья Галаевой Л.А., Коротковой Т.А. «Реализация права на досрочные страховые пенсии по старости в связи с работой в особых (производственных) условиях труда: к постановке проблемы» может быть рекомендована в публикации в научном журнале.
Рецензент:
канд. юрид. наук, доцент, доцент
кафедры правовых дисциплин
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева»
Курмаева Н.А.