УДК 332:146
ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РЕГИОНЕ
1 2 Гайсарова А.А. , Корнута В.Г.
ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, Институт экономики и управления, 295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail: [email protected],
2е-таП: [email protected]
Аннотация: В работе рассматривается механизм управления инвестициями в регионе, а также описываются необходимые элементы для проведения эффективной региональной инвестиционной политики. Проводится анализ основных регуляторов управления инвестициями на примере Республики Крым.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, управление инвестициями, региональная инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность.
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиционный процесс является сложным, многоаспектным и противоречивым явлением, которое требует грамотного и взвешенного управления. Это означает, что при разработке инвестиционной политики необходимо учитывать многочисленные микро- и макроэкономические факторы и проводить системный анализ достаточно большого числа показателей, которые зависят от внутренних и внешних условий.
За прошедшие годы в Российской Федерации была организована система управления инвестиционной деятельностью регионов как на федеральном уровне, так и на региональном уровне: созданы специальные региональные ведомства в области инвестиционной деятельности, федеральным органам власти вменены функции, связанные с координацией региональной инвестиционной политики, приняты многочисленные программы социально-экономического развития, Федеральные законы, Законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления федерального и региональных правительств. Но несмотря на это, система управления инвестиционной деятельностью далека от совершенства, что определяется влиянием внешних и внутренних факторов, в результате воздействия которых данная система нуждается в постоянном ее корректировке.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Основной целью работы является исследование механизма основных элементов управления региональными инвестициями, что требует решения следующих задач:
- рассмотреть основные механизмы, этапы и факторы управления инвестициями в регионе;
- описать реальные рычаги управления инвестиционной деятельностью в Республике Крым на основе проведенного анализа некоторых показателей развития региона.
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ
Проблема управления инвестициями всегда находилась в центре внимания экономической науки, так как инвестиции определяют процесс экономического роста страны в целом.
Особенности управления инвестициями в регионе исследовались в работах многих отечественных авторов. Попов Р.А. рассматривал базовые принципы управления регионом, включая управление инвестициями, с точки зрения их ситуационного характера [12]. Блюденов А.Ф., Ройзман И.И. исследовали влияние различных факторов на уровень инвестиционной активности территории [7, 14]. Работы Левина В.С. [10], Рабцевич О.В., Каржавина А.Д. [18], Штофера Г.А. [10] посвящены проблемам отраслевой и пространственной концентрации инвестиций.
Значение инвестиций как одного из факторов развития финансового рынка регионов обосновывается в работах Маковецкого М.Ю. [11], Лаврова Е. Н., Поляковой Т.Н. [9].
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Управление инвестициями в регионе - это составная часть управления развитием региона в целом. Попов Р.А. отмечает, что процесс регионального администрирования включает все классические функции управления - планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию [12]. Однако, автор подчёркивает, что процесс управления территориями носит ситуационный характер, а, следовательно, предполагает «отсутствие единственно верного или однозначного ответа для всех случаев по одному и тому же поводу».
Управление инвестициями на уровне региона представляет собой специфическую систему региональных регуляторов, которые мобилизуют инвестиционные ресурсы и указывают направления их наиболее эффективного использования для территории своего региона.
В масштабах региона управление инвестициями включает в себя:
1) формирование благоприятного инвестиционного климата;
2) поиск источников финансирования;
3) повышение роли собственных (региональных) источников финансирования;
4) усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;
5) снижение инвестиционных рисков и т.д. [13].
Эффективное управление инвестициями с точки зрения привлекательности реального сектора экономики региона состоит в целенаправленном воздействии региональных властей на те условия, которые повышают надежность и результативность инвестиций, обеспечивают прозрачность инвестиционной деятельности на всех уровнях, поддерживают эффективных инвесторов.
Управление инвестициями в регионе реализуется путём оптимального сочетания различных методов иинструментов, которые применяются федеральными и региональными органами государственной власти, для воздействия на инвестиционную политику в регионе. Непосредственно механизм управления состоит из следующих структурных элементов:
1) цель воздействия;
2) объекты, на которые производится воздействие;
3) методы воздействия (инструменты и технологии);
4) ресурсы воздействия (материально-технические, финансовые, социальныеи др.).
В соответствии с этим процесс управления инвестициями в регионе можно разбить на нескольких этапов.
На первом этапе происходит выбор объектов управления, которые планируется трансформировать, а также проводится согласование общих целей с интересами субъектов региональной инвестиционной системы. Объектами воздействия являются предприятия (уже действующие или только создаваемые), элементы инфраструктуры регионального рынка инвестиций, отдельные отрасли, целые территории и др. Объекты управления и соответствующие цели их трансформации прописываются в региональной инвестиционной программе. Из общих целей вытекают конкретные задачи управления, критериями успешного решения которых являются:
- темп роста объёма инвестиций за счёт собственных финансовых ресурсов предприятий, внутренних и внешних инвестиционных кредитов, прямых государственных инвестиций;
- уровень капитализации производства в инвестируемых объектах;
- рост значения валового регионального продукта;
- повышение эффективности экономических связей на рынке товаров, услуг, капитала.
- снижение финансового риска;
- рост доходной части бюджета;
- рост заработной платы;
- рост занятости и др.
На втором этапе происходит определение тех факторов управления, на которые нужно воздействовать, чтобы достичь поставленных целей.
На третьем этапе происходит выбор методов, с помощью которых планируется производить воздействие на факторы управления. Методы должны быть комплексными, соответствовать характеру воздействия и природе фактора.
По характеру воздействий выделяют методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия непосредственно оказывают влияние на субъекты инвестиционной деятельности и осуществляются административными средствами. Косвенные методы реализуются через создание условий, при которых субъекты инвестиционной системы региона заинтересованы действовать в соответствии с целями региональной инвестиционной политики.
На четвёртом этапе оценивается собственный инвестиционный потенциал: ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, инфраструктурный, финансовый и потребительский, который может быть задействован в инвестиционном процессе.
При организации эффективного управления инвестициями необходимо учитывать, что инвесторами могут быть субъекты с разными организационными формами и формами собственности, и что у них могут быть различные мотивы для участия в инвестиционной деятельности региона. Для инвесторов-резидентов, в основном мелких и средних, важным является общий инвестиционный климат в регионе, который выражается долей региона в суммарных инвестициях. Инвесторы-нерезиденты ориентируются в основном на возможную рентабельность своих инвестиций, а также на транспортно-географическое положение региона и лояльность позиции региональных властей. Для государства мотивы инвестиционной деятельности в основном направлены на укрепление экономики и развитие инфраструктуры в «слабых» регионах, а, следовательно, на создание условий, позволяющих снизить территориальные различия регионов.
Для каждой категории инвесторов кроме общих факторов инвестиционной привлекательности регионов важными будут и некоторые конкретные условия. Кредиторам и владельцам облигаций интересен уровень платежеспособности региона; прямым финансовым инвесторам - величина потенциального роста стоимости объектов инвестиций; стратегическим инвесторам - факторы и ресурсы, которые усиливают их позицию, в частности, возможные рынки для сбыта продукции.
И только при совпадении интересов всех субъектов инвестиционной деятельности возможно достичь поставленной цели.
Для эффективного управления инвестициями необходимы следующие элементы:
1. Нормативно-правовая база, регулирующая региональную инвестиционную деятельность и включающая в себя: общее гражданское и предпринимательское законодательство, специальное инвестиционное законодательство, правовые акты регионов. Необходимым условием для формирования выгодных инвестиционных условий является нормативно-законодательная база, которая четко определяет права инвесторов, льготы и гарантии по инвестиционным проектам.
Основополагающими правовыми актами регулирования в системе привлечения и осуществления инвестиций являются: Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» [2]; Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой капитальных вложений» [1].
Нормативно-правовая база субъектов РФ в области инвестиционной деятельности содержит региональные законы, которые направлены на создание благоприятных условий для развития региона, в частности, предоставление налоговых льгот и бюджетных гарантий инвесторам.
Активность инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации во многом зависит от эффективности взаимодействия федерального и регионального инвестиционного законодательства.
2. Методическое обеспечение региональной инвестиционной деятельности, которое содержит методические разработки и материалы по проведению инвестиционной деятельности в конкретных отраслях экономики.
3. Организационное обеспечение региональной инвестиционной деятельности, реализуется через создание специализированных организационных структур, которые контролируют достижение поставленных целей инвестиционной политики в регионе. Основу организационного обеспечения составляют: государственные структуры федерального, регионального и местного уровней; банковская система.
4. Информационное обеспечение региональной инвестиционной деятельности, которое включает в себя: специализированный информационно-аналитический центр, обеспечивающий открытую информацию о регионе и его инвестиционном рынке, пропаганду инвестиционной информации в федеральных, региональных и международных средствах массовой информации.
Рассмотрим некоторые реальные рычаги управления инвестициями в регионе на примере Республики Крым.
Основой регулирования инвестиционной деятельности в Республике Крым является Закон Республики Крым «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым», который устанавливает цели ипринципы инвестиционной политики в Республике Крым, а также меры государственной поддержки инвестиционных проектов [3]. Кроме того, для реализации указанного закона было принято постановление Совета министров Республики Крым «О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» [6] и целый ряд других актов, которое уточняет порядок рассмотрения инвестиционных проектов. На сегодняшний день разрабатываются проекты постановлений Совета министров, которые направлены на регулирование вопросов формирования и реестров инвестиционных площадок и инвестиционных предложений Республики Крым.
Для создания благоприятного инвестиционного климата на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют:
1) с 1 января 2015 года свободная экономическая зона (Крымская СЭЗ), которая предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, в частности, налоговые льготы (налог на прибыль организации в федеральный бюджет - 0 % на 10 лет, в бюджет Республики Крым - 6 % и 13,5 % [4]; освобождение на 10 лет от уплаты налога на имущество организаций; ускоренная амортизация собственных основных средств; освобождение на 3 года от уплаты налога на землю; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны [12];
2) Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [5];
3) Республиканская адресная инвестиционная программа;
4) «Центр инвестиций и регионального развития», на базе которого создан Центр кластерного развития и АО «Корпорация развития Республики Крым», решающий задачи по консультационной поддержке инвесторов, по сопровождению проектов, по предоставлению субъектам инвестиционной деятельности услуг, которые связанны с подготовкой и реализацией проектов по принципу «одного окна».
5) «Инвестиционный портал Республики Крым» [15], на котором Министерство экономического развития Республики Крым размещает актуальную нормативно-правовую информацию, сведения о условиях функционирования свободной экономической зоны Республики Крым, о потенциальных инвестиционных проектах (предложениях) и инвестиционных площадках Республики Крым.
По данным Министерства экономического развития Республики Крым с 2015 года по март 2019 года на реализацию инвестиционных проектов в рамках СЭЗ направлено 85 млрд. руб., создано порядка 40 тыс. рабочих мест [16]. С января по май 2019 года заключено 194 действующих соглашений на 160,9 млрд. руб., планируется создание 14,6 тыс. рабочих мест. На 01.04.2019 года зарегистрировано 1286 участников СЭЗ. Заключено договоров 1333 на сумму 70,4 млрд. руб. капитальных вложений, (планируется создание 45 рабочих мест).
На рисунке 1 представлена отраслевая структура запланированных капитальных вложений по заключенным договорам на 2019 год.
По данным диаграммы (рис. 1) на развитие транспортной отрасли планируется затратить наибольший объём капитальных вложений — 28 %, на сельское хозяйство — 23 %, на санаторно-курортную отрасль — 20 %. Наименьшие капитальные вложения планируются в промышленность (6 %), услуги (5 %), торговлю (3 %) и социальную сферу (3 %).
Динамика структуры привлеченных средств крупных и средних организаций с 2015 года по 2018 год наглядно представлена на рисунке 2 [16].
По данным диаграммы «Динамика структуры привлеченных средств» (рис. 2) в 20142015 годы наибольший удельный вес имели небюджетные инвестиции (55,2 % и 54,1 % соответственно) и некредитные банковские инвестиции (43,9 % и 43,3 % соответственно). В 2017 году бюджетные инвестиции в экономику Республики Крым составили 82,5 %. В 2018 году произошло снижение доли бюджетных инвестиций (68,7 %). Указанная динамика полностью объясняется объёмами строительства на территории Крыма (автомобильная часть Крымского моста, «Таврида», Балаклавская и Таврическая тепловые электростанции,«Крымская
республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» и др.) и санкционным положение Крыма.
Рис. 1. Отраслевая структура запланированных капитальных вложений
2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г.
- 68,70% 11,00%
щ 82,50% 17,20%
57,40% 40,70%
43,30% 54,10%
43,90% 55,20%
20,30% 0,30%
1,80%
2,60%
1%
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00% 120,00% ■ бюджетные ■ другие ■ кредиты банков
Рис. 2. Динамика структуры привлеченных средств
По данным, опубликованным на сайте Торгово-промышленной палаты РФ за первое полугодие 2019 года, Республика Крым занимает 60 место (из 81) в Рейтинге инвестиционной активности регионов [17], что говорит о том, что управление инвестициями на полуострове нельзя назвать особо эффективным, однако, следует отметить, что инвестиционный климат в Республике Крым во многом определяется санкциями по отношению Российской Федерации в целом и в отношении Республики Крым в частности.
ВЫВОДЫ
Обобщая, необходимо отметить, что вопросы управления инвестициями в регионе на сегодняшний момент имеют важное значение, причём особую роль играет именно качество регионального инвестиционного управления, которое определяется ориентацией реальной инвестиционной деятельности на достижение реальных целей.
Особо отметим, что власти региона должны четко определять цели, методы, ресурсы и результаты инвестиционной деятельности, а также учитывать взаимосвязи участников инвестиционной деятельности, и в соответствии с этим проводить реализацию инвестиционной стратегии в рамках своей территории. Актуальным остается проблема координации федеральной и региональной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, законов, которые непосредственно регулируют инвестиционную политику регионов, а также нормативных актов, которые регулируют общие направления развития социально-экономической сферы.
Учитывая проведенный для Республики Крыманализ динамики структуры инвестиционных средств и отраслевой структуры их расходования, можно сказать, что основные инвестиции в регион идут из бюджета РФ и расходуются они преимущественно не на социальную
сферу, а на материально-техническую. С точки зрения управления инвестициями в Республике Крым, отметим, что в регионе присутствуют все необходимые структурные элементы инвестиционной системы: нормативно-правовая база, методическое, организационное и информационное обеспечение, однако санкции в отношении Российской Федерации со стороны многих государств оказывают негативное влияние на инвестиционную региональную стратегию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018). -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 04.12.2019 г.).
2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283/ (дата обращения 04.12.2019 г.).
3. Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым. Закон Республики Крым от 2 июля 2019 года № 624-ЗРК/2019 г. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/document/show/17269 (дата обращения 04.12.2019 г.).
4. Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым. Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года № 61-ЗРК/2014. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/document/show/10871 (дата обращения 04.12.2019 г.).
5. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года». Постановление Правительство Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 (с изменениями на 9 июля 2019 года). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420213682 (дата обращения 04.12.2019 г.).
6. О порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым. Постановление Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 N 368. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/23702953/.
7. Об утверждении Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 20 ноября 2018 г. № 1420-р (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/49006402/.
8. Блюденов, А.Ф. Влияние факторов и рисков на эффективность инвестиций [Текст]. / А.Ф. Блюденов, Е.В. Крестовских. - Челябинск: ЮУрГУ, 2003. - 167 с.
9. Лавров, Е.И. Инвестиции, финансовый рынок и экономический рост: монография [Текст]. / Е.И. Лавров, М.Ю. Маковецкий, Т.Н. Полякова. - Омск: ОмГУ, 2007. - 452 с.
10. Левин, В.С. Региональные особенности пространственно-временной концентрации инвестиций [Текст]. / В.С. Левин // Вопросы статистики. - 2007.- №10.- С. 47-49.
11. Маковецкий, М.Ю. Место и роль финансового рынка в инвестиционном обеспечении экономического роста [Текст]. / М.Ю. Маковецкий // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2013. - № 3. - С. 85-93.
12.Попов, Р.А. Экономика региона: теория, методология, методика: монография [Текст]. / Р.А. Попов. - М.: Вузовская книга, 2012. - 430 с.
13.Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития [Текст]. / О С. Пчелинцев - М.: Наука, 2004. - 477 с.
14.Ройзман, И.И. Динамика инвестиционной привлекательности и инвестиционной конкурентоспособности российских регионов в среднесрочной перспективе [Текст]. / И.И. Ройзман, Т. Бондорева // Инвестиции в России. - 2008. - №9. - С. 3-14.
15.Инвестиционный портал Республики Крым. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://invest-in-crimea.ru/support-fez.
16.Министерство экономического развития Республики Крым. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minek.rk.gov.ru/ru/document/show/488.
17.Торгово-промышленная палата Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/investment_innovation/news/315805/.
18.Рабцевич О.В., Каржавин А.Д. Проблемы привлечения инвестиций в реновацию промышленных объектов // Экономика строительства и природопользования. - 2018. - № 1(66) -С. 42-50
19.Штофер, Г.А. Оценка влияния инвестиций в строительный комплекс на функционирование экономики региона на примере Республики Крым [Текст] / Г.А. Штофер // Экономика строительства и природопользования. - 2017. - № 3(64). - С. 115-121.
ABOUT MANAGEMENT OF INVESTMENTS IN THE REGION Gaysarova A.A., Kornuta V.G.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea
Annotation. The paper considers the mechanism of investment management in the region, and also describes the necessary elements for an effective regional investment policy. The analysis of the main investment management regulators is carried out on the example of the Republic of Crimea.
Keywords: investment, investment activity, investment management, regional investment policy, investment attractiveness.