Научная статья на тему 'Направления совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью предприятий города Севастополя'

Направления совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью предприятий города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / INVESTMENTS / INVESTMENT ACTIVITY / REGION / MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблаева З. Э.,

В статье проведен анализ современного состояния системы управления инвестиционной деятельностью предприятий на примере г. Севастополя. Выявлены факторы, которые негативно влияют на развития инвестиционной деятельности в регионе, а также обозначена роль государственного управления этого направления развития. Предложены направления совершенствования системы государственного управления инвестиционной деятельностью в г. Севастополе, которые основаны на специфике региона и учитывают позитивный отечественный и зарубежный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF INVESTMENT ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF THE CITY OF SEVASTOPOL

The article analyzes the current state of the investment management system of enterprises on the example of Sevastopol. The factors that have a negative impact on the development of investment activity in the region, as well as the role of public administration in this area of development. The directions of improving the system of state management of investment activity in Sevastopol, which is based on the specifics of the region and takes into account the positive domestic and _ foreign experience.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью предприятий города Севастополя»

2. СТАТЬИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 332.146.2

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА

СЕВАСТОПОЛЯ

Аблаева З.Э, магистрант Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected] Научный руководитель: Пискун Е.И., д.э.н., проф. кафедры финансов и кредита, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация: в статье проведен анализ современного состояния системы управления инвестиционной деятельностью предприятий на примере г. Севастополя. Выявлены факторы, которые негативно влияют на развития инвестиционной деятельности в регионе, а также обозначена роль государственного управления этого направления развития. Предложены направления совершенствования системы государственного управления инвестиционной деятельностью в г. Севастополе, которые основаны на специфике региона и учитывают позитивный отечественный и зарубежный опыт.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, регион, система управления.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF INVESTMENT ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF THE CITY OF

SEVASTOPOL

Ablaeva, Z., a student Sevastopol state University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected] Research supervisor: Piskun E. I., doctor of Economics, Professor of Finance and credit Department,

Sevastopol state University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]

Abstract: the article analyzes the current state of the investment management system of enterprises on the example of Sevastopol. The factors that have a negative impact on the development of investment activity in the region, as well as the role of public administration in this area of development. The directions of improving the system of state management of investment activity in Sevastopol, which is based on the specifics of the region and takes into account the positive domestic and foreign experience.

Key words: investments, investment activity, region, management system.

В современной экономике инновации и инвестиции становятся важнейшим условием перспективного роста и развития предприятий. Использование новейшего оборудования и широкий перечень наименований продукции обеспечивают продолжительную эффективную деятельность и высокий уровень конкурентоспособности предприятий. В настоящее время экономика России находится в условиях сильной изношенности основных фондов, большая часть которой приходится на

производственные предприятия. В этих условиях приобретает значительный смысл в решении проблемы рациональной организации и совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью предприятий, что не возможно без государственного управления инвестиционным климатом в регионе.

В работе [10] понятие инвестиций определяется «как социально-экономический процесс вложения капитала во всех его формах в

различные инструменты с целью получения дохода или достижения социального эффекта. Инвестиции являются необходимым условием и основным источником инновационной деятельности, способствующей повышению уровня технико-экономического развития предприятий», как следствие, успешному развитию региона.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных вопросам государственного регулирования и управления инвестиционной деятельностью в регионах РФ [1, 2, 3, 4], остается мало изученным влияние специфических факторов современного состояния и тенденций развития инвестиционной деятельности в

Севастопольском регионе и систем управления ею.

Вышеуказанное обуславливает цель настоящей работы - разработка основных направлений совершенствования действующей системы управления инвестиционной деятельностью предприятий в г. Севастополе, учитывая специфические особенности региона.

Система управление инвестициями, в широком смысле, представляет собой комплекс методов по разработке и реализации управленческих решений, направленных на эффективное достижение поставленных целей в результате инвестиционной деятельности. Рассматривая эту категорию в региональном аспекте необходимо в первую очередь определиться с такой категорией, как «инвестиционная деятельность региона». В работе [4] под этой категорией понимается «осуществление комплекса финансовых, экономических и инновационных мер и действий, направленных на экономическое обоснование выбора варианта или объекта проектного инвестирования для последующего финансирования, завершения проекта и достижения планово-расчетных экономических, финансовых, социальных результатов и эффективности инвестиций в процессе эксплуатации обновленных,

модернизированных и реконструированных

элементов основных фондов». По нашему мнению это определение больше характеризует категорию «инвестиционная деятельность субъекта» без учета регионального аспекта. Под инвестиционной деятельностью региона необходимо понимать совокупность

инвестиционных вложений в регионе и практических действий по их реализации. При этом процесс управления инвестиционной деятельностью региона представляет собой комплекс мер и способов влияния на инвестиционную деятельность предприятий региона для достижения поставленного уровня социально-экономической эффективности на основе использования специфических особенностей ресурсов и потенциала региона.

Предприятиям города Севастополя, для реализации наиболее эффективного вложения капитала необходимо управление

инвестиционной деятельностью, которое можно осуществить в несколько этапов.

На первом этапе следует проанализировать инвестиционный климат страны в целом и муниципальных образований. В частности: динамика ВВП, национального дохода, развитие отдельных инвестиционных рынков,

законодательное регулирования

инвестиционной деятельности и т. д.

На втором этапе необходимо определить направления инвестиционной деятельности предприятия с учетом стратегии его экономического и финансового развития.

На следующем этапе совершается выбор объектов инвестирования. Данный этап начинается с рассмотрения предложений на инвестиционном рынке.

Четвертым этапом является определение ликвидности инвестиций.

Необходимый объем инвестиций и его источники определяются на пятом этапе.

Заключительным этапом является анализ рисков инвестиционной программы, а также разрабатываются мероприятия по их минимизации.

По объему инвестирования в основной капитал город Севастополь уступал всем

субъектам Российской Федерации: в 2015 году 16,1 тыс. рублей в Севастополе (на душу населения), 25 тыс. рублей в Республике Крым, 79,5 тыс. рублей в ЮФО. Но в 2018 году объем инвестиций увеличился до 92,2 тыс. рублей в Севастополе и 119 тыс. рублей в среднем по России.

Малая доля заемных средств в финансировании капиталовложений в городе Севастополе объясняется тем, что в регионе действуют в основном небольшие банки. В 2015 году из 50 крупных промышленных предприятий города получили кредиты только три [9].

Процесс совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью предприятий города основывается на формировании научно обоснованной

долгосрочной инвестиционной стратегии развития региона. Данная стратегия должна быть адаптирована под современные тенденции развития, условия хозяйствования и политику государства в данном направлении. Поэтому необходимо рассмотреть текущие направления развития Севастополя, влияние внешних условий на финансовое и инвестиционное состояние предприятий.

Совет по улучшению инвестиционного климата в городе Севастополе проанализировал отрасли судоремонта, туризма,

телекоммуникаций и сельского хозяйства, требующие поддержки со стороны Правительства Севастополя, заключающейся в управленческих решениях по организации инвестиционной деятельности предприятий города. Также в Севастополе сформирована управленческая система, при которой проектным офисом осуществляется

координация региональных органов власти по улучшению конкурентной среды. В каждом органе власти назначен ответственный за конкретное направление, сформированы детальные ведомственные планы по достижению показателей, утвержденных региональной Дорожной картой по содействию развитию конкуренции. Кроме того,

сформирована система мониторинга достижения целевых показателей Дорожной карты.

Необходимость развития инвестиционных процессов малого и среднего

предпринимательства (МСП) обусловлена их значимой ролью в вопросах социально-экономического развития. С целью развития МСП в городе Севастополе создана инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В процессе инвестиционной деятельности различными фондами оказывается поддержка субъектам МСП. Гарантийным фондом оформлено 31 поручительство на общую сумму 106,1 млн. руб. Фондом микрофинансирования выдано 43 микрозайма субъектам МСП на общую сумму 80,97 млн. руб. Фондом поддержки предпринимательства оказана поддержка 3 233 субъектам МСП. Кроме финансовой поддержки оказываются

консалтинговые, обучающие и повышающие квалификацию услуги [8].

В рамках реализации мероприятий государственной программы развития промышленности были оказаны меры финансовой поддержки промышленным предприятий на общую сумму 14,8 млн. руб. На основании проведенных конкурсных процедур, были профинансированы из городского бюджета мероприятия по закупке и установке нового современного оборудования на предприятиях промышленности. Использование нового оборудования позволяет предприятиям расширить ассортимент и нарастить объемы выпуска продукции. Поддержку по этому направлению получили предприятия: ООО «Уранис», ООО «Центр упаковки и дизайна», ООО «Завод Молот-Механика» [7].

Общий объем финансирования мероприятий программы развития малого и среднего предпринимательства в 2018 году составил 32,96 млн. рублей.

Значительных успехов Севастополь достиг в управлении свободной экономической зоной (СЭЗ). На территории города Севастополя реализуется 412 проектов. На рисунке 1

представлена

зависимость

реализуемых

проектов по отраслям экономики.

50

100

150

200

250

300

Строительство Промышленность Услуги Торговля Сельское хозяйство Курорты и туризм Транспорт Социальная сфера ТЭК

Другие - 27

■ Севастополь ■ Республика Крым Рисунок 1 - Распределение инвестиционных проектов по отраслям экономики Объем инвестиций участников СЭЗ за 2017 год вырос на 92% и составил 36 484,8 млн. руб. (в г.

- создание индустриального парка в городе

Севастополе - 7 284,8 млн. руб. и в Республике Крым - 29 200,0 млн. руб.). Из них 75 % (27 447,1 млн. руб.) приходится на капитальные вложения, осуществленные участниками свободной экономической зоны в 2017 году.

По состоянию на 01.07.2018 фактический объем капитальных вложений участников СЭЗ нарастающим итогом с момента функционирования СЭЗ составил 4,7 млрд. руб. и превысил плановый (3,38 млрд. руб.) на 1,32 млрд. руб. В 2017 году участники СЭЗ фактически осуществили капитальных вложений на сумму 1,87 млрд. руб., что превысило плановый объем капитальных вложений (1,23 млрд. руб.) на 640 млн. руб.

На данный момент на Совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам города Севастополя было рассмотрено 15 проектных предложений, из которых принято 11 Объем запланированных инвестиций составляет более 64 млрд. рублей, из которых 59 млрд. частных и 5 млрд. бюджетных инвестиций

[5].

Согласно государственной программе города "Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы" основными задачами являются:

Севастополе;

- создание туристско-рекреационного кластера в городе Севастополе;

- реализация проекта "Терруар Севастополь" (создание агроиндустриального парка);

- создание военно-исторического парка "Федюхины высоты";

- создание технопарка в сфере приборостроения и сфере высоких технологий или инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) в городе Севастополе:

- активное развитие территории "7 км Балаклавского шоссе" города Севастополя;

- активное развитие района Балаклавской бухты как международного центра туризма;

- увеличение доли внебюджетных инвестиций в городе Севастополе;

- создание новых рабочих мест в городе Севастополе;

- формирование имиджа города Севастополя как субъекта Федерации, наилучшего для реализации новых инвестиционных проектов собственниками российского бизнеса.

Правительством Севастополя ведется работа по внедрению Целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, внедряется Стандарт развития конкуренции, а также расширение этой

0

работы в рамках Национального плана развития конкуренции.

Наглядным примером является

инвестиционный проект комплексного

гражданского развития района Балаклавской бухты в качестве международного центра туризма.

В рамках разработанной Концепции проекта предусмотрены мероприятия, направленные на строительство яхтенной марины на 600 судов от 6 до 75 метров, благоустройство набережных и прилегающих территорий.

Также Концепцией предусмотрено формирование площадок для внебюджетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций до 12 млрд. рублей, в том числе по строительству гостиничного комплекса, многофункционального общественного центра с парковой зоной, канатной дороги, уникального для Крыма судоремонтного яхтенного комплекса со сроком реализации до 2030 года. Реализация такого проекта станет катализатором привлечения инвестиций в регион.

Еще один реализуемый крупный проект -система «Умный город». В целях реализации данного проекта создана рабочая группа, в которую вошли представители профильных департаментов и управлений Правительства Севастополя, федеральных органов

исполнительной власти, заинтересованных предприятий и организаций. Также участие в проекте принимает Севастопольский государственный университет, создавший 26 декабря 2017 года проектный офис, к работе которого привлечены студенты вуза. Основная цель проекта - улучшение качества жизни горожан и гостей города за счет обеспечения повышения эффективности работы городских систем и их объединения на базе общегородской цифровой платформы с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Приоритетными направлениями

СевГУ, в т.ч. в рамках Национальной технологической инициативы являются:

1 Рынок безэкипажного судоходства, цифровой навигации и освоения ресурсов океана.

2 Рынок точного виноделия и виноградарства (FoodNet).

3 Рынок персонализованной медицины (ШеИШ^).

4 Рынок «умных систем» (Епег§у№^ SmartSystems).

5 Приборостроение.

Потенциальные инвесторы после принятия решения о создании проекта в Севастопольском регионе, сталкиваются с проблемами отсутствия подготовленных площадок, а также тратой большого количества времени на поиски земельных участков и взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями. Для минимизации данной проблемы необходимо создать для инвесторов наиболее благоприятные условия.

Развитие индустриального парка (площадь 77,60 га) города Севастополя является шагом к улучшению инвестиционного климата региона.

Для того, чтобы усовершенствовать инвестиционную деятельность предприятий Севастополя, необходимо оценивать

экономическую эффективность инвестиционных проектов в хозяйственной системе. Это позволит оценить интегральный эффект от реализации проекта как для предприятия, так и бюджетный эффект. На рисунке 2 представлены этапы и показатели народнохозяйственного

экономического эффекта.

Если в реализации проекта участвует администрация Севастополя или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

муниципальный округ, то выбор инвестируемого проекта должен проводиться по максимальному значению показателя народнохозяйственного экономического

эффекта.

Выручка от реализации (произведенная продукция, лицензии на право пользования изобретениями, ноу-хау и т.п.)

Социальные и экологические результаты деятельности (экстерналии)

Финансовые результаты (прибыль от реализации, аммортизация, налоги)

оц

Рисунок 2 - Показатели народнохозя Совершенствование организации

инвестиционной деятельности - достаточно сложный многоступенчатый процесс, осуществление которого возможно благодаря взаимодействию всех участников данного процесса. Эффективность их взаимодействия во многом зависит от информационной обеспеченности об инвестиционной

привлекательности субъектов экономики. Поэтому, Правительству Севастополя следует и в дальнейшем поддерживать инвестиционную активность предприятий и создавать благоприятные условия для осуществления инвестиционных проектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Борзаков И. В. Основные направления совершенствования государственного управления развитием инвестиционной деятельности в регионе / И. В. Борзаков // ФЭС: Финансы. Экономика. - 2011. - №2. -С. 44-48. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15609825 (дата обращения: 19.04.2019).

[2] Шевченко К. И. Управление инвестиционным развитием стабильно-динамичного региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / К. И. Шевченко. -Краснодар, 2013. - 22 с.

[3] Терехин Д. В. Принципы управления инвестиционным развитием промышленного комплекса регионов / Д. В. Терехин / Вестник ТГТУ. - 2005. - Том 11, №1. - С. 266-274. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11902193 (дата обращения: 19.04.2019).

[4] Будагов А. С. Формирование системы перспективного и стратегического

венного экономического эффекта

управления инновационным и

инвестиционным развитием регионов: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.05 / А С. Будагов. - С-Пб., 2011. - 41 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005005326#?page=1.

[5] Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sev.gov.ru/files/strategy/357-zs.pdf.

[6] Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 N 1016 (ред. от 27.12.1995) "О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_8096/.

[7] Закон города Севастополя от 21 июля 2017 № 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //sevzakon.ru/view/laws/bank/2017/zakon_ n_357_zs_ot_21_07_2017/opublikovanie.

[8] Постановление правительства Севастополя от 24 октября 2016 г. N 1005-ПП об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sev.gov.ru/docs/253/28204/.

[9] Пискун Е.И. Инвестиционный вклад как новое направление депозитной политики банка / А.С. Никифорова, Е.И. Пискун // Инновационные технологии в развитии

«Хроноэкономика» № 3(16). Май 2019 www.hronoeconomics.ru

51

социально-экономических систем

[Электронный ресурс]: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 23-25 мая 2018г., Севастополь / под ред. Е.И. Пискун, Л.С. Шаховской, Р.М. Нижегородцева. - Севастополь: СевГУ, 2018. - С. 76-80.

[10] Пискун Е.И., Каруна К.И. Роль инвестиций в инновационном развитии системообразующих предприятий / Е.И. Пискун, К.И. Каруна // Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции / научн. ред. С.П. Кирильчук; редкол.: Г.А. Штофер, Е.И. Пискун, А.В. Коваленко. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - С. 153-155.

[11] Богомолов А.И., Невежин В.П., Пискун Е.И. Модели в информационном

обществе/Анализ, моделирование,

управление, развитие социально-

экономических систем//Сборник научных трудов XI Международной школы -симпозиума АМУР-2017. 2017. С. 294-299

[12] Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.

[13] Богомолов, А.И. Новая технология привлечения частных инвесторов на фондовые рынки/А.И. Богомолов, В.П. Невежин//Бизнес информ. 2012. № 4. С. 6365.

[14] Невежин В.П., Богомолов А.И.

Планирование управления ресурсами

предприятия в реальном масштабе времени

(ERP-RTE)/ Хроноэкономика. 2016. № 2 (2). С.

33-37.

= V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.