Научная статья на тему 'Особенности социально-экономического развития города Севастополя в ретроспективном и перспективном периоде'

Особенности социально-экономического развития города Севастополя в ретроспективном и перспективном периоде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СЕВАСТОПОЛЬ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД / SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT / STRATEGY / FEDERAL TARGET PROGRAM / SEVASTOPOL / RETROSPECTIVE PERIOD / PERSPECTIVE PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крючкина О. А.,

В статье представлены особенности социально-экономического развития города Севастополя в ретроспективном периоде с помощью обзора реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическогоразвития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и перспективном периоде, анализируя «Стратегию социально-экономического развития Севастополя до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF SEVASTOPOL IN THE RETROSPECTIVE AND PROSPECTIVE PERIOD

The article presents the features of the socio-economic development of the city of Sevastopol in the retrospective period with the help of the review of the implementation of the federal target program "Socio-economic development of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol until 2020” and the perspective period, analyzing the "Strategy of the socio-economic development of Sevastopol until 2030 ".

Текст научной работы на тему «Особенности социально-экономического развития города Севастополя в ретроспективном и перспективном периоде»

УДК: 332.146.2

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ И ПЕРСПЕКТИВНОМ ПЕРИОДЕ

Крючкина О.А., магистрант Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected] Научный руководитель: Пискун Е.И., д.э.н., проф. кафедры финансов и кредита Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены особенности социально-экономического развития города Севастополя в ретроспективном периоде с помощью обзора реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическогоразвития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и перспективном периоде, анализируя «Стратегию социально-экономического развития Севастополя до 2030 года».

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, федеральная целевая программа, Севастополь, ретроспективный период, перспективный период.

FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF SEVASTOPOL IN THE RETROSPECTIVE AND PROSPECTIVE

PERIOD

Kryuchkina O.А., master student, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected] Research supervisor: Piskun E.I., Doctor of Economic Sciences, Рrofessor Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents the features of the socio-economic development of the city of Sevastopol in the retrospective period with the help of the review of the implementation of the federal target program "Socio-economic development of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol until 2020" and the perspective period, analyzing the "Strategy of the socio-economic development of Sevastopol until 2030 ".

Key words: social and economical development, strategy, federal target program, Sevastopol, retrospective period, perspective period.

Севастополь - город федерального значения Российской Федерации, производственный, гуманитарный и туристический центр Юга России, поэтому изучение принятых нормативно-правовых актов, касающихся социально-экономического развития, является актуальным. Обзор социально-экономического развития города Севастополя в ретроспективном и перспективном периоде позволит оценить реализуемость намеченных мер и мероприятий, направленных на рост благосостояния населения города, формирование благоприятной для жизни и трудовой деятельности среды.

В настоящее время Россия отличается высокой степенью неравномерности социально-экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными богатствами, инфраструктурой, сложившейся исторически, климатом, менталитетом населения и другими факторами объективного характера.

В связи с вышеназванными факторами имеет место и сложившаяся специализация регионов -одни являются финансовыми центрами, и это задает их вектор развития, другие являются

добывающими, третьи - аграрно-промышленными, четвертые -

промышленными. Радикально изменить такое распределение в обозримой перспективе вряд ли возможно и целесообразно. Для снижения диспропорции в социально-экономическом развитии Департамент стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов разрабатывает и внедряет стратегии и программы.

Уровень социально-экономического развития муниципальных образований осуществляет рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», посредством генерирования социально-экономического положения субъектов РФ на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития.

При составлении рейтинга проводится анализ значительного массива показателей, характеризующих различные аспекты социально-экономической ситуации в субъектах РФ.

Рейтинг составляют методом ранжирования субъектов РФ по значению интегрального рейтингового балла от большего к меньшему. В свою очередь, сам интегральный балл рассчитывается в три этапа. На первом этапе определяется рейтинговый балл субъекта РФ по каждому показателю, на втором этапе определяется рейтинговый балл субъекта РФ по группе показателей, и на третьем этапе определяется интегральный рейтинговый балл субъекта РФ [10].

По данным компании РИАРейтинг город Севастополь по социально-экономическому развитию в 2017 году находился на 66-м месте (учитывались: масштаб и эффективность экономики, бюджетная и социальная сферы); по качеству жизни - на 23-м; по инновационному развитию - на 77-м [8, с.106].

Оценку социально-экономического развития города Севастополя в ретроспективном периоде можно провести, анализируя реализацию федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.

Севастополя до 2020 года». Данная программа реализуется с опозданием и отстает от намеченного плана проекта относительно реальной ситуации [5, с.1].

Программа реализуется в два этапа.

Временные рамки первого этапа - 2015-2017 годы. Второго этапа - 2018-2020 годы [9].

На период 2015-2020 годов к утверждению и разработке предусмотрено 46 государственных программ. На 1 октября 2016 года 42 государственные программы были утверждены, а срок их реализации установлен до конца 2016 года.

На исполнение 42 государственных программ было предусмотрено 31 493,7 млн. руб., за счет (табл.1):

- средств федерального бюджета 14 044,3 млн. руб.;

- средств бюджета города Севастополя 14 238,6 млн. руб.;

- внебюджетных средств 3210,8 млн. руб. [6].

Однако, объемы бюджетных ассигнований на

обеспечение реализации государственных программ, утвержденных в Законе о бюджете, заметно отличается от объемов финансирования за счет бюджетных средств, указанных в государственных программах.

Таким образом, данные, представленные в таблице 1 показывают, что объемы финансирования за счет бюджетных средств, утвержденные в государственных программах на 2016 год в 1,05 раз или на 11932,6 млн. руб. больше, чем объемы бюджетных ассигнований на обеспечение реализации гос. программ, утвержденные в Законе о бюджете за тот же период.

Рассмотрим результаты реализации государственных программ по таким ключевым направлениям, как «Развитие промышленности Севастополя на 2015-2020 годы», «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2015-2020 годы», «Развитие туризма в городе Севастополе на 2015-2020 годы».

Таблица 1. Сравнение объемов финансирования за счет бюджетных средств с бюджетными _ассигнованиями на обеспечение их реализации, млн. рублей [6]_

Источник финансирования государственных программ города Севастополя Объемы финансирования за счет бюджетных средств, утв. в государственных программах на 2016 год Объемы бюджетных ассигнований на обеспечение реализации гос. программ, утв. в Законе о бюджете на 2016 год Отклонение (+/-)

Бюджетные средства, в т.ч.: 28283 16350 -11933

средства федерального бюджета 14044 1546 -12499

средства бюджета города Севастополя 14283,6 14804,5 +565,9

На протяжении января-сентября 2016 года объемы финансирования для реализации программных мероприятий в сфере промышленности составили 150,0 млн. руб. Средства были освоены в полном размере. При этом, на 99,6% мероприятия, запланированные в рамках государственных программ, были выполнены на счет внебюджетных источников. Объемы финансирования, утвержденные в государственной программе, освоены на 4,9 % или на 3034,9 млн. руб.

Объемы финансирования для реализации программных мероприятий в сфере сельского хозяйства и перерабатывающей

промышленности за тот же анализируемый период освоены на 75,2% или на 41,8 млн. руб. от предельных объемов, которые предусматривает реализация программы (55,7 млн. руб.). Объемы финансирования, утвержденные в государственной программе, освоены на 13,4 % или на 311,4 млн. руб.

Объемы финансирования для реализации программных мероприятий в сфере развития туризма за анализируемый период освоены на 21,7% или на 1,1 млн. руб. от предельных объемов, которые предусматривает реализация программы (5,2 млн. руб.). Объемы финансирования, утвержденные в

государственной программе, освоены на 0,1% или на 792,1 млн. руб. [4].

Мониторинг и анализ использования средств бюджета города Севастополя, на реализацию государственных программ за 9 месяцев 2016 года показал, что из сорок двух государственных программ по семи программам (что составляет более 16%) мероприятия не

реализовались. А на четыре программы из семи предельные объемы финансирования главного распорядителя бюджетных средств не заявлялись.

Оценку социально-экономического развития города Севастополя в перспективном периоде можно провести, анализируя «Стратегию социально-экономического развития

Севастополя до 2030 года». Разработка концепции Стратегии началась 21 октября 2014 года по поручению главы Республики Крым. В сентябре 2016 года Холдинг КР1 разместил проект Стратегии на сайте Министерства экономического развития Крыма [7, с.96].

Цель стратегии - содействовать повышению качества жизни населения региона и повышать уровень конкурентоспособности Севастополя

[3].

Стратегия социально-экономического

развития Севастополя состоит из трех этапов.

Первый этап - 2016-2018 гг. -предусматривает снятие текущих ограничений развития, разрешение актуальных проблем города [11, с.434].

В результате реализации первого этапа Стратегии дефицит бюджета уменьшился с 182% до 15%; увеличился внутренний региональных продукт по сравнению с 2014 году более чем в 1,5 раза; запущен агротехнический кластер (морепродукты, авторское вино).

Второй этап - 2019-2024 гг. -предусматривает встраивание экономики города в процесс обновления ЧФ ВМФ России, получение синергетического эффекта от приложения созданных компетенций (от

модернизации флота) в гражданских секторах [11, с.434].

На данном этапе планируется, что профицит бюджета увеличится не менее чем на 5 млрд. руб., а ВРП возрастет более, чем в 5 раз относительно 2014 года. В сфере высшего образования трудоустройство выпускников составит более 75%. Запущенный агротехнический кластер будет

функционировать согласно проектной мощности.

Третий этап - 2025-2030 гг. - включает диверсификацию структуры экономики, формирование высокотехнологичных секторов экономики города [11, с.434].

На данном этапе предполагается увеличение профицита бюджета до 25 млрд. руб., а ВРП возрастет более, чем в 7 раз относительно 2014 года.

Рассмотрим результаты реализации Стратегии Севастополя по таким ключевым направлениям, как: высшее образование, центр туризма и городская сфера.

В сфере высшего образования предусмотрен проект научно-образовательного центра «Ломоносов-парк». Ожидается, что

располагаться он будет на базе филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в Севастополе.

«Ломоносов-парк» будет представлять собой комплекс молодежного и делового центра, состоящий из образования, культуры, науки, спорта, а так же, что особенно важно, производства. Создание такого кластера поможет организовать связь между вузом и «Севастопольским морским заводом», тем самым развивая исследовательскую и производственную деятельности.

В направлении научно-инновационной сферы Стратегия будет считаться реализованной, если Севастопольский государственный университет к 2024 году войдет в перечень ста лучших образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. А так же число студентов, обучающихся на высшем

образовании, к 2030 году возрастет до 25 тыс. человек.

Предполагается сотрудничество с Севастопольским государственным

университетом при формировании кадрового потенциала резидентов и проведении научных исследований Индустриального парка «Гераклид». ИП будет состоять из опытных и технико-внедренческих производств с высокой добавленной стоимостью в таких отраслях, как химическое производство, производство электронного и оптического оборудования, пищевая и легкая промышленность, производство стройматериалов, товаров для туристической отрасли [1, с.191].

Центр туризма.

В 2017 году наблюдается снижение туристического потока, которая объясняется рядом причин: во-первых, для российских отдыхающих была открыта Турция, во-вторых, заграничный отдых обходится дешевле, в-третьих, достаточно холодные май и июнь, в-четвертых, высокая стоимость авиабилетов. Привлечению туристов способствуют мероприятия, представленные в Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года [2, с.191].

В рамках реализации первого этапа, касающегося развития туризма в городе Севастополе, создан Федеральный центр военно-исторического туризма. По прогнозам второго этапа данный центр посетят не менее 600 тыс. школьников. А туристов, которые посетят все объекты военно-исторического наследия Севастополя, ожидается больше 2 млн./год. Третий этап реализации Стратегии центр посетят не менее 2100 тыс. школьников, а количество туристов увеличится на 1 млн./год и составит более 3 млн./год.

Главными задачами данного центра является восстановление и ремонт музеев, памятников города. В настоящее время восстановлен Малахов Курган, Парк им. Ахматовой. Идут восстановительные работы на Историческом бульваре, Диораме, Парке Победы, Братском кладбище.

Планируется построить дворец Екатерины Великой. Сделать туристическую

инфраструктуру полного цикла, чтобы она вмещала в себя не только экскурсии, но и размещение, а также питание туристов.

Городская сфера.

Первый этап реализации Стратегии осуществил строительство делового центра города, было запущено строительство 1 -ой рокадной дороги и проекта «Интеллектуальные сети электроснабжения». При этом с 76% до 95% выросла обеспеченность коммунальной инфраструктурой.

Второй этап полностью завершит строительство 1 -й и 2-й рокадных дорог. Население будет обеспечено коммунальной инфраструктурой от 95% до 100%.

Третий этап реализации Стратегии утверждает, что более 90% жителей города Севастополя в черте города смогут на общественном транспорте добраться до пункта назначения в течение 30 минут. Население будет обеспечено коммунальной инфраструктурой на 100%.

Ключевыми направлениями развития градостроительства и коммунальной

инфраструктуры является расширение центральной набережной, развитие новых районов в формате малоэтажной квартальной застройки в Екатерининском стиле; построение интеллектуальной распределительной сети электроснабжения, строительство ТЭЦ 230МВт; реконструкция водопроводной сети.

Таким образом, Стратегия города Севастополя до 2030 года является продуктом согласия основных действующих сил города, структур федеральной и региональной власти, бизнес-сообщества, организаций гражданского общества и населения города. Все основные контрагенты должны скоординировано принимать участие в реализации Стратегии, только при этом условии все поставленные цели и задачи будут выполнены, а Стратегия принесет ожидаемые результаты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Брусникин К.Н., Пискун Е.И. Индустриальные парки в развитии регионов / К.Н. Брусникин, Е.И. Пискун// Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов: сборник трудов 4 Всерос. Научно-практ. конф. с международ. участием (г. Ялта, 4-5 апреля 2019 год.) - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2019. -С.90-92

[2] Гулько А.А., Пискун Е.И. Социально-экономическое развитие Республики Крым в новых экономических условиях // Сборник научных трудов Международной научно -практической конференции «Инновационные технологии в развитии социально-экономических систем». - 2018. - С.188-192

[3] Закон города Севастополя от 21 июля 2017 № 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //sevzakon.ru/view/laws/bank/2017/zakon_ n_357_zs_ot_21_07_2017/opublikovanie/

[4] Инвестиционный портал Севастополя [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://investsevastopol.ru/ru

[5] Кашарная М.А., Малека Ю.Н. Ситуационный анализ реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» // Электронный научный журнал «ГосРег». - 2018. - №1. -С.1-7

[6] Мониторинг и анализ использования средств бюджета города Севастополя на реализацию государственных программ за 9 месяцев 2016 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ksp-sev.ru/мониторинг-и-анализ-использования-ср-2/

[7] Пискун Е.И. Социально-экономическое развитие Крыма: проблемы и перспективы / Е.И. Пискун, В.В. Кудревич // Труды Гранберговской конференции, 10-13 октября

2016 г., Новосибирск: Междунар. конф. «Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность»: сб. докладов - Новосибирск: ИЭОПП РАН, 2016. - С.92-99

[8] Пискун Е.И., Симченко Н.А., Тарасенко С.В. Экономический рост города Севастополя: проблемы и возможности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2018. - № 6 (11). -С. 101-109

[9] Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70714732/

[10] Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ (итоги 2017 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2018 .pdf

[11] Цыбульская Л.А. Актуальность подготовки и утверждения концепции социально-

экономического развития города

федерального значения Севастополя до 2030 года / Л.А. Цыбульская, Т.В. Гайворонская // «Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право». - 2017. - С. 431-434

[12] Богомолов А.И., Невежин В.П., Пискун Е.И. Модели в информационном обществе/Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем//Сборник научных трудов XI Международной школы -симпозиума АМУР-2017. 2017. С. 294-299

[13] Богомолов А.И.,Невежин В.П. Резонансные технологии инициирования финансового кризиса предприятия/В книге: Стратегическое планирование и развитие предприятий/Материалы Шестнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера. 2015. С. 19-22

[14] Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.

= V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.