Научная статья на тему 'Условия реализации стратегии социальноэкономического развития города Севастополя до 2030 года'

Условия реализации стратегии социальноэкономического развития города Севастополя до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ГОРОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГНОЗ / Г. СЕВАСТОПОЛЬ / CITY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGY / FORECAST / SEVASTOPOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Г.В.

Стратегия социально-экономического развития города Севастополя нацелена на лучшее использование имеющихся возможностей, предотвращение возможного негативного внешнего воздействия на экономику муниципального образования и на его постоянное развитие. В данной статье рассмотрены основные проекты Стратегии социально-экономического развития г. Севастополя до 2030 года: «Умный город», «Терруар Севастополь» и комплексное развитие территории 7 км Балаклавского шоссе города Севастополя. Данные проекты помогут не только улучшить условия жизни, но и дадут возможность наслаждаться истинной красотой города-героя Севастополя его жителям и туристам. Также в данной работе представлены: прогноз ключевых индикаторов реализации Стратегии социальноэкономического развития города Севастополя с 2018 г. до 2030 г., основные направления реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 г. и основные условия реализации вышеизложенных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF REALIZATION OF STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF SEVASTOPOL BY 2030

The Strategy of socio-economic development of the city of Sevastopol is aimed at the best use of the available opportunities, preventing possible negative external impact on the economy of the municipality and on its continuous development. This article discusses the main projects of the Strategy for Socio-Economic Development of the City of Sevastopol up to 2030: “Smart City", “Terroir Sevastopol" and the complex development of the territory of 7 km of the Balaklavsky highway of the city of Sevastopol. These projects will help to not only improve living conditions, but also provide an opportunity to enjoy the true beauty of the hero-city of Sevastopol to its residents and tourists. Also in this paper are presented: a forecast of key indicators for the implementation of the Strategy for SocioEconomic Development of the City of Sevastopol from 2018 to 2030, the main directions for implementing the Strategy for the Socio-Economic Development of the City of Sevastopol until 2030 and the main conditions for the implementation of the above projects

Текст научной работы на тему «Условия реализации стратегии социальноэкономического развития города Севастополя до 2030 года»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ДО 2030

ГОДА

Петренко Г.В., студент

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: Sallylove79@mail.ru Научный руководитель: Пискун Е.И., д.э.н., профессор Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия E-mail: lenapiskun@mail.ru

Аннотация. Стратегия социально-экономического развития города Севастополя нацелена на лучшее использование имеющихся возможностей, предотвращение возможного негативного внешнего воздействия на экономику муниципального образования и на его постоянное развитие. В данной статье рассмотрены основные проекты Стратегии социально-экономического развития г. Севастополя до 2030 года: «Умный город», «Терруар Севастополь» и комплексное развитие территории 7 км Балаклавского шоссе города Севастополя.

Данные проекты помогут не только улучшить условия жизни, но и дадут возможность наслаждаться истинной красотой города-героя Севастополя его жителям и туристам.

Также в данной работе представлены: прогноз ключевых индикаторов реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя с 2018 г. до 2030 г., основные направления реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 г. и основные условия реализации вышеизложенных проектов.

Ключевые слова: город, социально-экономическое развитие, стратегия, прогноз, г. Севастополь.

CONDITIONS OF REALIZATION OF STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF SEVASTOPOL BY 2030

Petrenko G. V., student

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: Sallylove79@mail.ru Research supervisor: Piskun E.I.

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Abstract. The Strategy of socio-economic development of the city of Sevastopol is aimed at the best use of the available opportunities, preventing possible negative external impact on the economy of the municipality and on its continuous development. This article discusses the main projects of the Strategy for Socio-Economic Development of the City of Sevastopol up to 2030: "Smart City", "Terroir Sevastopol" and the complex development of the territory of 7 km of the Balaklavsky highway of the city of Sevastopol.

These projects will help to not only improve living conditions, but also provide an opportunity to enjoy the true beauty of the hero-city of Sevastopol to its residents and tourists.

Also in this paper are presented: a forecast of key indicators for the implementation of the Strategy for SocioEconomic Development of the City of Sevastopol from 2018 to 2030, the main directions for implementing the Strategy for the Socio-Economic Development of the City of Sevastopol until 2030 and the main conditions for the implementation of the above projects

Key words: city, socio-economic development, strategy, forecast, Sevastopol.

Стратегия социально-экономического

развития представляет собой систему мероприятий, ориентированных на достижение долгосрочных целей. Это учитывает вклад всех участников в решение поставленных задач. В основу стратегии социально-экономического развития заложены высокие, достойные, но в то же время достижимые цели. Эта программа

ориентирована на превращение города в динамично развивающийся субъект Российской Федерации с соответствующей трудоемкостью и деловой инициативой, последовательной и разумной государственной деятельностью [5, с. 10].

Актуальность данной темы заключается в том, что местные органы власти начинают

понимать необходимость разработки стратегий, направленных на решение проблем занятости, экономического развития и обновления муниципалитета. Стратегия направлена на более эффективное использование имеющихся возможностей, предотвращение возможных негативных внешних воздействий на экономику муниципалитета и на непрерывное развитие.

Цель данного исследования заключается в изучении «стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 г.» (далее -Стратегия) и условий её реализации.

В данной статье воспользуемся методом экономического анализа и спрогнозируем примерные значения ключевых показателей социально-экономического развития г. Севастополя.

Над темой разработки и реализации стратегии социально-экономического развития работают большое количество как отечественных, так и зарубежных ученых. Проблемам социально-экономического развития регионов посвящены работы таких ведущих ученых-экономистов как Пискун Е.И., Воронин А.Г., Кулешов В.В. и другие.

Севастополь - город на юго-западе Крымского полуострова, на берегу Черного моря. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Основная военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации находится в Севастополе. Город Севастополь входит в перечень исторических поселений федерального значения России и в список исторических населённых мест Украины

[7].

Динамика развития экономики города, ускоренный темп роста качества жизни населения создают привлекательную

инвестиционную среду, которая формирует новые рынки товаров и услуг, внедрение высокотехнологичных отраслей производства и реализацию стартапов [8, с. 217].

Основными направлениями реализации Стратегии являются:

- организация производства в промышленности, которое связано с ремонтом и обслуживанием кораблей и вспомогательных судов Черноморского флота ВМФ Российской Федерации, а потом (с повышением мощности) кораблей и судов остальных флотов РФ;

- организация технического сервиса и ремонт техники под заказ Министерства обороны России и общественных организаций;

- организация транспортно-логистической деятельности;

- организация туристической деятельности, в том числе (после снятия санкций) международной, превращение города в цивилизованный курортный город, в том числе круглогодичное курортное обслуживание, развитие всех видов туризма, в том числе однодневного;

- создание возможностей для развития новых направлений деятельности и создания инновационных продуктов совместно с вузами и институтами РАН, организация технопарков, создание индустриальных парков;

- создание условий для развития предпринимательства и обустройства инфраструктуры для обслуживания бизнеса и населения (финансовые, юридические, страховые, консалтинговые, проектные, офисные и другие организации);

- организация развитой сферы торговли и услуг, передача государственных, муниципальных и коммунальных услуг в электронном формате;

- создание внутренних условий для развития посредством городских проектов организации и перестройки городского пространства (строительство дорог, развязок, автостоянок, жилых, офисных, торговых и других центров; строительство спортивных сооружений, центров культуры и искусства; обустройство улиц, парков, площадей, набережных, дворы, фасады и подъезды домов);

- организация эффективной отрасли по переработке и утилизации промышленных и коммунальных отходов, организация экологического технологического парка [2].

С 2014 года Правительство Севастополя инициировало ряд приоритетных проектов, общей целью которых является развитие социально-экономического потенциала региона, повышение качества жизни населения, формирование инвестиционной

привлекательности региона, а также привлечение частных инвестиций [1].

Жемчужиной в сфере туристско-рекреационного потенциала Севастополя станет создание первой и единственной в России яхтенной марины международного класса в Балаклаве. Проект комплексного развития территории бухты предполагает новую концепцию архитектурной и инфраструктурной модернизации [10, с.80].

Что касается инновационных проектов, то масштабная цифровизация основных

направлений развития города, в кратчайшие сроки реализуемая в рамках проекта «Умный город», ставит Севастополь в авангарде регионального развития Российской Федерации и формирует устойчивое сознание образа города будущего [9, с.5].

Проект реализуется в рамках Стратегии и нацелен на проведение комплексной «интеллектуальной» модернизации всех отраслей жизнедеятельности региона. «Умный город» заложит основу для полной трансформации городской среды Севастополя в среду с широким применением

информационных технологий и объединит информационные системы и «умное» оборудование, используемое в: ЖКХ, здравоохранении, образовании,

информатизации, системах безопасности, транспорте и туризме.

На базе общегородской цифровой платформы реализация проекта обеспечит оперативный анализ больших объемов данных и своевременную адаптацию под меняющиеся потребности населения и бизнеса.

В рабочую группу проекта вошли представители профильных департаментов и управлений Правительства Севастополя, федеральных органов исполнительной власти,

заинтересованных предприятий и организаций -всего более 35 человек, среди которых 5 кандидатов и 6 докторов наук. Активное участие в проекте принимает Севастопольский государственный университет, на базе которого 26 декабря 2017 года был создан проектный офис. Кроме того, открытый сбор предложений в проект был проведен на портале Правительства Севастополя.

Утвержденная концепция формирования цифровой среды Севастополя «Умный город» тесно переплетается с федеральным проектом «Безопасный город» и предполагает создание Единого центра оперативного реагирования, интеллектуальной системы городского видеонаблюдения, развитие городской системы оповещения.

Проект также развивает идеи, воплощенные в федеральной программе «Цифровая экономика», в которой цифровые данные считаются главным моментом изготовления во всех сферах социально-экономической работы, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, повышения качества жизни граждан, обеспечение экономического роста [10, с. 98].

Не стоит забывать про то, что Севастополь является старейшим винодельческим регионом Российской Федерации. История виноградарства и виноделия здесь насчитывает порядка 2500 лет. Приоритетный проект «Терруар Севастополь» - развитие и комплексный маркетинг винной провинции на землях города Севастополя путем создания винодельческого бренда.

Проект ориентирован на формирование в Севастопольской зоне сети небольших винодельческих предприятий полного цикла.

Проект предполагает развитие таких крупных хозяйств как: ООО «Инкерманский завод марочных вин», Uppa Winery, АО «Артвин», ООО «Агрофирма «Золотая балка», ООО «Севастопольский винный завод -АГРО», АО «Софьи Перовской».

Объем планируемых инвестиций в данный проект составляет от 100 млн. руб. [10, с. 103].

Планируется комплексное развитие территории 7 км Балаклавского шоссе города Севастополя. Реализация проекта решит ряд проблем, с которыми сталкивается Севастополь на данном этапе своего развития:

- отсутствие современного автовокзала, соответствующего международному уровню;

- проблему ограниченного доступа средних и малых сельскохозяйственных товаропроизводителей Крыма к рынкам сбыта продукции в городе Севастополе;

- отсутствие современных оптовых баз и свободных мощностей по переработке сельхозпродукции и глубокой заморозки, и, как результат, завышенная цена конечной продукции, недостаточный уровень потребления свежей продукции.

Общая площадь застройки объектами капитальными строительства составит 192 300

Таблица 1 - Прогноз ключевых

м2. Планируемый бюджет проекта составит около 7 млрд. рублей частных инвестиций [10, с. 110].

Стоит отметить, что с 1 января 2015 года в Севастополе функционирует свободная экономическая зона, предусматривающая специальные налоговые преференции и льготы для своих резидентов [3].

Осуществление Стратегии может позволить не только лишь изменить экономику и добиться удобных условий для жизни, работы и самореализации жителей города, но и в корне поменять состояние Севастополя в рейтинге с другими регионами [4, с. 81].

Исходя из Стратегии, можно сделать приблизительный прогноз ее основных показателей реализации.

Представляем прогноз основных показателей реализации Стратегии в табл. 1. икаторов реализации Стратегии

№ Показатели 2018 (факт) 2024 (прогноз) 2030 (прогноз)

1 2 3 4 5

Макроэкономика

1 Валовый региональный продукт, млрд. руб. 57,3 80,2 97,9

2 ВРП на душу населения, тыс. руб. 125,6 155 177,3

3 ВРП на занятого в экономике, тыс. руб. 319,5 406 454,2

4 Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб. 16,2 21,5 28,8

5 Доля внебюджетных инвестиций, % 27,4 80,6 80,6

6 Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП,% 28,3 26,8 29,4

7 Объем инвестиций в основной капитал на одного занятого в экономике, тыс. руб. 90,5 108,8 133,6

Занятость

8 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 179,4 197,4 215,4

9 Среднегодовая численность занятых в обрабатывающей промышленности, тыс. чел. 16,8 18,8 22,5

10 Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), в % 6 4,9 4,5

Транспорт

11 Грузооборот порта, млн. т. 1,75 3,5 5

12 Перевезено пассажиров воздушным транспортом, млн. чел. 0 0,98 1,17

Бюджетная эффективность

13 Налоговые и неналоговые доходы бюджета города Севастополя, млрд. руб. 12,5 18,7 24,4

14 Налоговые и неналоговые доходы бюджета города Севастополя на душу населения, тыс. руб. 27,4 36,2 44,1

Туризм

15 Количество номеров в коллективных средствах размещения, тыс. ед. 8,1 12,3 12,7

16 Количество туристов в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 365 474 490

1 2 3 4 5

Демография

17 Численность постоянного населения, тыс. чел. 456, 6 517 551,8

18 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет. 72,7 73,9 74,9

19 Миграционный прирост, убыль (-) населения, на 1000 29,1 19,1 13,9

человек населения

Уровень жизни

20 Среднемесячная начисленная заработная плата работников 28,6 42,5 63,4

организаций, тыс. руб./мес.

21 Коэффициент доступности жилья, лет 6,1 3,9 3

22 Отношение оборота сектора розничной торговли к обороту 2,1 1,9 2

сектора услуг, раз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование

23 Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в

первую смену, в общей численности обучающихся 98 100 100

общеобразовательных учреждений

Здравоохранение

24 Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 840 622 536

тыс. населения)

25 Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) 208,4 190 179

26 Смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) 11 9 6,7

Жилье и ЖКХ

27 Площадь жилья, приходящаяся на 1 жителя, кв. м 18,7 23,3 24,2

28 Ввод жилья в результате нового строительства, кв. м на 1 жителя 0,46 0,81 0,82

29 Уровень охвата населения услугами централизованного водоснабжения, % 89,6 97 97

30 Уровень газификация жилья в сельской местности, % 50 70 100

Экология

31 Площадь зеленых насаждений, приходящаяся в среднем на одного городского жителя, кв. м. 866,6 765,3 715,9

32 Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, % 94,9 97 97

Безопасность

33 Количество преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде по ст.105 УК РФ (убийство), ед. на 100 тыс. населения 7,2 5,4 2,5

34 Смертность от дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения, человек 11,2 5,7 4,4

На основании днных таблицы 1 можно сделать вывод, что ключевые индикаторы реализации Стратегии будут только улучшаться и никаких негативных прогнозов не наблюдается.

Главными условиями реализации стратегии социально-экономического развития города Севастополя являются:

- финансовая поддержка государства;

- правительство г. Севастополя должно иметь стратегию социально-экономического развития в виде системы четких стратегических указаний и

осуществлять указания строго в соответствии с оперативным планом реализации стратегических изменений;

- все основные моменты стратегии социально-экономического развития г. Севастополя и текущие стратегические указания должны быть доведены до сведения всех жителей региона [6, с.14].

Список используемых источников

1. Федеральный закон от 21 июля 2017 г. № 357-ЗС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года».

2. Федеральный закон от 25 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О

государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

3. ГОСТ Р 52614.4-2007 «Руководящие указания по

применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления»

4. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и

управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин - М.: Финансы и статистика, 2014. - 176 с.

5. Гранберг А.Г. Стратегии макрорегионов России:

методологические подходы, приоритеты и пути реализации / А.Г. Гранберг. - М.: Наука, 2014. - 146 с.

6. Кулешов В.В. Стратегия социально-экономического

развития города: институциональные условия и механизмы реализации / В.В. Кулешов - Владивосток, 2015. - 20 с.

7. Официальный портал органов государственной власти г.

Севастополя [Электронный ресурс]. URL: https://sevastopol.gov.ru (дата обращения: 01.05.2019).

8. Пискун Е.И. Прогнозирование инновационной

деятельности мезоэкономической системы и ее структурных элементов / Е.И. Пискун // Анализ,

моделирование и прогнозирование экономических процессов: материалы VII Международной научно-практической Интернет - конференции, 20 декабря 2015 г. - 20 февраля 2016 г./ под ред. Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса; Волгоград. гос. ун-т, Воронеж. гос. ун-т. -Волгоград: ООО «Консалт». - С. 216-225

9. Пискун Е.И., Хохлов В.В., Каруна К.И.

Методологические аспекты управления развитием регионов в условиях цифровизации // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - Т. 17, № 1. - С. 4 - 15.

10. Проект Стратегии социально-экономического развития г. Севастополя до 2030 года - Севастополь, 2017. - 133 с.

11. Невежин В.П., Богомолов А.И. Планирование управления ресурсами предприятия в реальном масштабе времени (ERP-RTE)/ Хроноэкономика. 2016. № 2 (2). С. 33-37.

12. Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.