УДК: 332.146.2
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Макаренко О.В., магистрант
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: oksanakolobanova@yandex. ru Пискун Е.И., д.э.н. профессор
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия Email: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются главные проблемы города Севастополь, которые условно можно разделить на: экономические, политические, социальные, религиозные, экологические и прочие. Каждая из них в той или иной степени влияет на снижение или рост благосостояния населения. Проводилось описание каждой проблемы, присущей для города Севастополь, их причины, последствия и рекомендации по их устранению. Помимо этого, выявлялись преимущества города Севастополь и возможности, благодаря которым существует вероятность улучшения экономической ситуации и благополучия граждан. Преимущества в основном представлены в Стратегии развития города Севастополь до 2030 года. К таковым относят: богатое историческое наследие, мягкий климат, благоприятно воздействующий на здоровье проживающих здесь людей, а также наличие значительных территорий, которые могут стать плацдармом для расширения производственной деятельности города.
Ключевые слова: проблемы, санкции, город Севастополь, Республика Крым, бюджет, предприятие, Северо-Крымский канал, правительство, инфраструктура.
PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF ECONOMIC GROWTH OF THE
SEVASTOPOL CITY
Makarenko O., graduate student
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected] Piskun E.I., Doctor of Economic Sciences, Рrofessor
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. This article discusses the main problems of the city of Sevastopol, which can be divided into economic, political, social, religious, environmental and others. Each of them in varying degrees, affecting the welfare of the population. A description was made of each problem inherent in the city of Sevastopol, their causes, consequences, and recommendations for their elimination. In addition, the advantages of the city of Sevastopol and the opportunities that make it possible to improve the economic situation and well-being of citizens were revealed. The advantages are mainly presented in the development strategy of the city of Sevastopol until 2030. These include a rich historical heritage, a mild climate that favorably affects the health of the people living here, as well as the presence of significant territories, which can become a springboard for expanding the production activity of the city.
Keywords: problems, sanctions, Sevastopol city, Republic of Crimea, budget, enterprise, North-Crimean Canal, government, infrastructure.
Город Севастополь и территория, на которой он расположен, не раз подвергалась различным политическим и экономическим изменениям. В результате чего, в регионе накопилось множество проблем социально-экономического характера.
В последние пять лет принимаются меры по созданию необходимой базы, способной вывести экономическую ситуацию Севастополя на новый уровень.
Актуальность данной темы состоит в том, что Севастополь, являясь весьма важным городом,
вокруг которого разворачиваются политические споры, имеет ряд нерешенных проблем экономического, политического, социального, религиозного и даже экологического характера. Каждый аспект накладывает свой отпечаток на жизнь всего города, в связи с чем возникает необходимость их срочного решения.
Вопросам экономического роста города уделяется внимание в научной литературе, что обусловлено значением города в экономике России. Пискун Е. И., Симченко Н. А., Тарасенко С. В. [9]изучают вопросы, связанные с социально-экономическим развитием города Севастополя, определяют проблемы и возможности экономического роста города Севастополя на основе анализа показателей социально-экономического развития с использованием общей пространственно-факторной модели формирования стратегии социально-экономического развития региона. Отмечается, что регион имеет незначительный инвестиционный потенциал при умеренном риске, что в основном связано с санкциями. Потенциал региона при всем этом, обеспечивают следующие отрасли: промышленное
производство, связанное с ремонтом и обслуживанием кораблей; производство специальной морской техники; транспортно-логистическая деятельность; туристическая сфера; торговля; виноделие; пищевая промышленность; рыболовство;
приборостроение и электроэнергетика. Профессор Пискун Е.И. обосновано выделяет индустриальный парк «Гераклид» [5-7], а также приоритетные проекты, реализуемые в регионе, как точки экономического роста города Севастополя [8].
В работе Подъячева К.В. [10] на основе данных, полученных в ходе исследований в июне 2015 г., рассматривается ряд социально-политических проблем, возникших в г. Севастополе после его присоединения к РФ. Рассматриваются проблемы раскола
управленческой элиты, нестабильности партийной системы, дезорганизации местного самоуправления, неприятия педагогическим
сообществом ряда новаций в образовании, недовольство предпринимателей. Показано, что ключевая особенность Севастополя - сильный корпоративный дух и ценностное ядро, основанное на гордости за героическую историю города, которая не пострадала в ходе адаптации.
Статья Шаровариной Е.С. [14] посвящена экологической проблеме Крыма.
Рассматриваются события, предшествовавшие постройке Северо-Крымского канала и особенности развития сельского хозяйства после его введения в эксплуатацию. Приводятся данные после 2014 года, когда канал был перекрыт со стороны Украины и последствия данного мероприятия. Основная проблема заключается в снижении выращивания сельскохозяйственной продукции. Помимо этого, описывается влияние перекрытия на опреснение воды Черного моря, засоление почвы и отравление рыбы в близлежащих водоемах.
В статье Федоровых А.П. [13] рассматривается современное состояние проблем Черноморского флота, Севастополя и их принадлежности, обозначены основные подходы к изучению проблемы, а также дальнейшие перспективы исследования в этой области.
Авторами Росенко М.И., Алтуховой Н. В., Балахничевой М.М. [11] осуществляется анализ межбюджетных трансфертов, направляемых из государственного бюджета в бюджет Севастополя и сравнение их структуры с трансфертами регионам, географически и климатически близким городу Севастополю. Показано, что распределение трансфертов именно таким образом не отражает диспропорций регионов. Описана проблема формирования доходной части бюджета.
В работе Асяевой М.В. [1] анализируются некоторые положения Федерального
конституционного закона от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», которые при детальном рассмотрении являются размытыми и требуют усовершенствования. В процедуре принятия в состав России нового субъекта
описывается такой этап, как составление международного договора о принятии в состав России иностранного государства или его части и подписание его Президентом.
Савенков А.С. [12] приводит краткий обзор электроэнергетической зависимости Республики Крым и города федерального значения Севастополя от поставок электроэнергии с материковой части. Приведен анализ и расчет плановых получений электроэнергии от реализуемых проектов государственно-частного партнерства в сфере решения
электроэнергетической зависимости Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Комбарова Е.В. [4] поднимает вопросы деятельности органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь, анализирует проблемы правовой интеграции и адаптации Крыма в составе России, рассматривает развитие России как демократического правового федеративного государства, ее организации власти, не только федеральной, но и региональной.
В статье Заметина Т.В. [3] исследуются конституционно-правовые вопросы интеграции Крыма и Севастополя в социально-экономическую сферу России. Проблемы реализации социально-экономических прав граждан, адаптации экономики новых субъектов в общероссийскую экономическую и правовую системы. Исследуется государственная политика в области занятости.
Целью данной статьи является выявление основных проблем, присущих городу Севастополю, определение возможностей для дальнейшего экономического роста города, а также разработка рекомендаций и мероприятий, способных оказать воздействие на динамику улучшения благосостояния населения.
Начать описание проблем следует с экономического аспекта. Он выражается в отсутствии у города средств для самообеспечения, что отражается на жизни горожан. Бюджет не покрывает больше половины
расходов, в связи с чем, Севастополь является весьма дотационным регионом.
Основноеколичество предприятий на территории города составляют малые предприятия, как правило занимающиеся торговлей. В первую очередь это обусловлено наличием на территории города специального налогового режима, начиная от упрощенной системы налогообложения по доходам (6% налог от доходов предприятия), заканчивая патентной системой, при которой на период патента производится единоразовый платеж и не зависит от выручки предприятия.
Всё это приводит к тому, что в бюджет поступает слишком мало средств, из-за чего появляется дефицит бюджета, не обеспечивающий в полной мере жизнь города, которой компенсируется из средств федерального бюджета, за счет которого осуществляются и в дальнейшем планируются осуществляться крупные инфраструктурные проекты.
Еще одной крупной экономической проблемой не только Севастополя, но и всей Республики Крым, является то, что после включения в состав Российской Федерации, крупные российские компании боятся заходить на полуостров, в связи с опасением наложения на них санкций. Такая же ситуация сложилась и с банками. Сейчас основным банком Севастополя является «РНКБ», который по своей сути является монополистом. Тем самым, взвешивая возможные выгоды от деятельности на полуострове и в зарубежье, выбор делается в сторону иностранных торговых отношений.
Стоит отметить, что данный факт сказывается и на сфере трудоустройства населения. В Севастополе на данный момент безработица ниже, чем средняя по России и составляет 4,3%, что является достаточно низким показателем. Однако, ситуация не такая позитивная как может показаться. Как отмечалось раннее, Севастополь представляет из себя скопление различных малых и индивидуальных предприятий. Для них как правило требуются работники, не имеющие
сложных профессиональных навыков, например, продавцы, консультанты, кассиры и так далее.
Это порождает такую ситуацию, когда работа в городе есть, но для нее не требуется особых специальных навыков, из-за чего снижается средняя заработная плата, которая колеблется в пределах 15-25 тысяч рублей. Это также порождает расслоение населения по их профессиональным качествам. Люди, имеющие высшее образование, в случае отсутствия возможности устроиться на работу по их специальности уезжают в более развитые города, такие как Краснодар, Ростов, Москва. В свою очередь, низкоквалифицированное население остается в Севастополе. Из этого следует, что среди работников низкая конкуренция, что позволяет работодателям устанавливать свои правила.
О политической принадлежности города споры ведутся уже 5 лет, начиная с 2014 года, когда после общенародного референдума Республика Крым и город Севастополь, находящиеся под юрисдикцией Украины, перешли в состав Российской Федерации. Это повлекло за собой ряд последствий. На Россию, и, в частности, на вновь принятые в состав России субъекты наложили множество санкций, значительно осложняющих жизнь населения полуострова. В целом, политические проблемы Севастополя можно разделить на две ветви: внутренние и внешние. Наличие политической проблемы очень тесно переплетается с экономической составляющей города.
Раннее отмечалось отсутствие возможности присутствия российских компаний на полуострове. В случае с иностранными компаниями, ситуация куда более печальная. Больше всего это отражается на блокировке деятельности интернет ресурсов. Так, например, «GooglePlay» и «PayPal» заблокировали свои ресурсы на территории Республики Крым и города Севастополя.
Внутренняя политика Севастополя оставляет желать лучшего. Существует постоянный конфликт Законодательного Собрания и Правительства города Севастополя. Из-за этого
постоянно переносится реализация различных инфраструктурных проектов и строительство различных сооружений. В следствии чего, бюджетные средства попросту не осваиваются в полном объеме. Реконструкция Парка Победы, договора на его строительство перезаключались множество раз, при этом, два раза договор заключался и расторгался с одной и той же фирмой. Изначально контракт на реконструкцию заключался с ООО «Рабочий 1», с предположительной стоимостью работ в 1 миллиард рублей. Затем, контракт был расторгнут, а компания была признана банкротом. Данный факт вызывает ряд вопросов, в частности, почему правительство заключало крупный контракт, финансируемый из федерального бюджета, с компанией которая находилась на грани банкротства. После всего этого, предполагаемая стоимость реконструкции выросла на 92 миллиона рублей. В последствии был заключен контракт между «Дирекцией капитального строительства» и симферопольской фирмой «Глассок Крым». Реконструкция предположительно должна была завершиться до первого декабря 2018 года. Однако после разрушения уже существующего парка, никаких работ не проводилось, что опять же повлекло за собой расторжение контракта с обоими компаниями. Последний контракт был заключен с АО «Ривьера». Иза счет «ударных» темпов работ с привлечением отрядов энтузиастов, удалось открыть основную часть парка к 9 мая 2019 года. Однако следует учитывать качество выполненных работ с течением времени, и оценивать окончательную работу, которая еще предстоит для доведения парка до надлежащего и презентабельного вида. Вся эта ситуация вызывает достаточно большое количество вопросов относительно работы правительства города. Возникает необходимость проведения детального анализа деятельности предприятий, с которыми заключаются миллиардные контракты, оценки их платежеспособности, надежности, штата сотрудников и выполненные ранее проекты. В противном случае, такие ситуации не
будут редкостью, что повлечет за собой утечку большого количества бюджетных средств.
Социальные и религиозные проблемы можно объединить в одно целое. Как отмечалось раннее, в процессе своего исторического становления, полуостров заселяли различные народности и племена. В связи с этим, сложилась ситуация, когда население города является многонациональным. Русское население города составляет 77%, украинское - 13%, и 10% -белорусы, крымские татары, и прочие народы. Это вызывает некоторые сложности во взаимодействии людей, с учетом их принадлежности к определенным религиозным конфессиям. Однако стоит отметить, что национальное расслоение по сравнению с Республикой Крым менее выражено. Это связано с высоким процентом русского населения и низким процентом крымских татар. Также следует отметить, что в Севастополе более сильно выражена ассимиляция приезжих и представителей других национальностей, из-за чего в городе сформировалось единство языка, относительное единство религии. По поводу религии идет много дискуссий. В украинский период было большое сосредоточение различных протестантских конфессионных движений, что влекло за собой сильно расслоение общества в отношении религии. После 2014 года на них появился запрет, что снизило их активность. Благодаря этому, значительно снизилось число миссионеров, пропагандирующих свое движение, что сделало жизнь в городе немного приятнее.
Стоит отметить, что в Севастополе, несмотря на национальный и конфессионный состав, идет достаточно хорошее сосуществование всех проживающих здесь людей, в сравнении с Республикой Крым, что не может не радовать. Показательным моментом являются события в феврале-марте 2014 года. Объединенные митинги в Севастополе проходили спокойно, тогда как в Симферополе, в это же время, происходили столкновения, которые повлекли за собой жертвы.
Национальным составом социальный аспект города не ограничивается. Дело в том, что в
Севастополе по сравнению с остальной Российской Федерацией иной менталитет и восприятие мира. Можно сказать, что Севастополь самый «советский» город России. Всё дело в том, что люди не до конца привыкли к капиталистическому укладу общества, что опять же подтверждает деятельность предприятий, базирующихся в Севастополе и раннее упомянутую квалификационную структуру города.
Экологические проблемы можно опять же связать с политической ситуацией. Прежде всего, после выхода из состава Украины, последние приняли решение перекрыть Северо-Крымский канал, что повлекло за собой водный коллапс не только для Севастополя, но и для всего полуострова. В связи с этим, из-за необходимости экономии воды, произошла перестройка аграрного сектора. В результате, перекрытие Украиной Северо-Крымского канала несет вред экосистеме Черного моря. Днепровская вода сбрасывается в больших объемах в море, идет его опреснение, страдает морское биологическое разнообразие, исчезают морскиеживотные. В связи с увеличением стока Днепра увеличился также и объём загрязнений, выносимых в море вместе с днепровской водой. В этой связи ухудшилось состояние местнагула
краснокнижных осетров, а также других черноморских рыб, в частности, калканав Каркинитском заливе на северо-западе полуострова.
«Количество случаев отравления водоемов и гибелив них рыбы просто поражает. Из всех регионов поступаюттревожные новости. Ущерб, нанесенный природе, может оказаться фатальным для экосистем некоторых водоемов. Особенно это касается озер каскадного типа, когдаотравленную воду различными
промышленными комплексами и заводами некуда слить. И эта "мертвая вода" вынуждена стоять годами» [14, с 42].
Также стоит отметить, что в период с 2014 года население Севастополя увеличилось в полтора раза, что также повлекло за собой экологические последствия. Это связано с тем,
что за этот период большое число россиян сменило место жительства, перебравшись на полуостров, и в целях передвижения используют личные автомобили. В результате этого значительно увеличилось количество выхлопных газов, что отразилось на качестве воздуха за последние годы.
Географическое положение Севастополя можно расценивать с двух позиций. С одной стороны, его отдаленность от всего других городов Крыма и континентальной России, делает его весьма спокойным городом. С другой стороны, это отражается на ценах на продукты. Как правило, цены в Севастополе выше других регионов.
Для решения всех вышеперечисленных проблем города была разработана стратегия его развития до 2030 года. Стратегия разработана в период изменений мирового масштабаи переосмысления многих тенденций развития Российской Федерации. Согласно данной стратегии наиболее характерными
особенностями города Севастополя являются:
1. Богатое историческое наследие города, являющегося символом России в Черноморском регионе;
2. Уникальные характеристики береговой линии, делающие город лучшим в регионе местом для развития военной и гражданской морской инфраструктуры;
3. Наличие значительных территорий для пространственного развития города Севастополя;
4. Наличие на территории города Севастополя аэропорта, способного стать международным;
5. Исключительно благоприятные климатические условия для развития производственных, туристических и агропромышленных кластеров [2].
По своей сути, это и является главными возможностями Севастополя для его экономического роста. При этом каждый из них влияет на определенный проблемный аспект.
История Севастополя хоть и представляет из себя небольшой период в 236 лет, но за это время
произошло большое количество знаменательных событий, которые можно и нужно использовать для развития города.
Сейчас осуществляется реконструкция исторических мест: Малахова кургана, Исторического бульвара, 35 береговой батареи, Херсонеса и прочих исторических объектов. Помимо этого, раннее населявшие территорию нынешнего города народы оставляли свой опечаток на его жизни и архитектуре, в связи с чем сложилась ситуация, когда в различных частях города можно увидеть строения различных архитектурных стилей.Всё это повышает туристическую привлекательность города и может оказать влияние на экономический рост города. Сейчас осуществляется строительство различных инфраструктурных проектов, за счет чего у туристов появится возможность с удобством путешествовать из одного места в другое.
Тут нужно отметить, что существует колоссальная разница между проектами, финансируемыми из федерального бюджета и из местного бюджета. Как правило федеральные проекты подвергаются более строгому контролю за выполнение, за счет чего введение в эксплуатацию таких объектов не вызывает вопросов в отличие от местных проектов.
Выходом из подобной ситуации является активизация политической жизни населения, которая создаст нынешней власти конкуренцию, что поможет более четко и целесообразно использовать средства находящиеся во владении города. Однако это и является камнем преткновения в связи с уже упоминавшийся менталитетом и флегматизмом населения. В данном случае остается надеяться, что люди начнут более активно принимать участие в политической жизни города.
Развитая военная инфраструктура делает Севастополь достаточно безопасным городом. По состоянию на 2017 год, Севастополь находился на 40 месте в рейтинге безопасности городов, что является весьма хорошим показателем, и делает город более привлекательным для жизни, туристического посещения или переезда.
В случае с территорией можно сделать двоякий вывод. С одной стороны, можно сказать, что большая территория является плацдармом для создания промышленных предприятий и глобального увеличения валового регионального продукта. С другой стороны, это требует значительных финансовых вливаний, которые на данный момент отсутствуют у города. Также ситуация с бухтами создает транспортную проблему, из-за которой появляются трудности по перемещению из района в район. Эти проблему уже решаются. Сейчас разрабатывается проект постройки моста через Севастопольскую бухту, что должно дать толчок для развития Северной стороны города и размещении на ней производственных мощностей. Это улучшит логистическую ситуацию с доставкой продукции в магазины из-за отсутствия надобности ехать по Инкерманскому «серпантину» экономя при этом топливо и минимизируя риски аварийных ситуаций.
Наличие аэропорта в Севастополе несомненно является сильной стороной города, однако следует учитывает его расположение и используемость. Хотя в программе по развитию он и указывается как сильная сторона города, на данный момент его наличие вызывает ряд вопросов и его использование на полную мощность не представляется возможным ввиду внешнеполитической ситуации и конкуренции со стороны Симферопольского аэропорта.
Главным преимуществом города является его климат. Севастополь находится на границе умеренного и субтропического климатических поясов, благодаря чему климат является достаточно мягким, на что также влияет и наличие моря. В целом климат можно охарактеризовать достаточно теплой зимой и умеренно жарким летом.
Подводя итог всего сказанного, можно сделать ряд выводов. Большинство проблем города Севастополя связываются с его сложной историей, географическим положением и политической ситуацией, сложившейся на данный момент.
Конечно, в течении последних пяти лет прилагаются все усилия для выведения Севастополя на новый экономический уровень. Несмотря на большие риски на полуостров время от времени заходят крупные компании, осуществляются крупные инфраструктурные проекты, строятся новые больницы, дороги, детские сады и промышленные предприятия.
Проблемой города является его же население. В статье отмечалось, что Севастополь самый «советский» город, жители которого не в полной мере готовы к сложившейся ситуации, что весьма тормозит его развитие. Также отмечался дисбаланс в профессиональных компетенциях. Люди, имеющие высокий квалификационный уровень ввиду отсутствия крупных предприятий, стараются переехать на территорию континентальной России в целях карьерного роста, тогда как занимающиеся в сфере торговли и обслуживания оседают на месте.
В данной ситуации следует создавать сильную образовательную и промышленную базу, что и старается делать правительство Российской Федерации. Реализация стратегии развития города Севастополя до 2030 года может решить многие проблемы города, за исключением разве что международного признания. Остается надеяться на дипломатическое решение данного вопроса, которое позволит открыть перед городом Севастополь двери в новые перспективы и дать толчок для международного сотрудничества.
Список использованных источников
[1] Асяева М.В. Процедура принятия в состав Российской Федерации нового субъекта: правовые проблемы / М.В. Асяева // Символ науки. №5. 2015. С. 162-165.
[2] Закон города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 18.07.2017)
[3] Заметил Т.В. Конституционно-правовые основы интеграции Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию: реалии, тенденции развития [Электронный ресурс]. Вестник Саратовской государственной юридической академии №1 (114) - 2017. С. 5-7
[4] Комбарова Е.В. Особенности организации и функционирования органов государственной власти на территории Республики Крым / Е.В. Комбарова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. №6. 2015. С. 81 - 85.
[5] Пискун Е.И., Брусникин К.Н. Индустриальные парки в развитии регионов/ К.Н. Брусникин, Е.И. Пискун// Повышение конкурентоспособности социально-
экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов: сборник трудов VI Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (г. Ялта, 4-5 апреля 2019 г.) - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2019. - С. 90-92.
[6] Пискун Е.И., Брусникин К.Н. Индустриальные парки: возможности для предпринимательских структур / Е.И. Пискун, К.Н. Брусникин // Экономический базис развития науки и технологий в России: Материалы междун. научной конф. г. Симферополь, 19-20 октября 2018 г. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - С. 302304.
[7] Пискун Е.И., Брусникин К.Н. Индустриальный парк как драйвер развития предпринимательских структур города Севастополя / Е.И. Пискун, К.Н. Брусникин // Экономика и управление: теория и практика. - 2018. - Т. 4. - № 4 (Ч. 1). - С. 28-32.
[8] Пискун Е.И., Козаченко А.В. Роль технологических инноваций в модернизации промышленности Российской Федерации / Е.И. Пискун А.В., Козаченко // Сетевое научно-исследовательское периодическое издание «Хроноэкономика». - 2019. - № 2 (15). - С. 18-21
[9] Пискун Е.И., Симченко Н.А., Тарасенко С.В. Экономический рост города Севастополя: проблемы и возможности // Научно-технические ведомости
СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 6. С. 101-109.
[10] Подъячев К. В. Город Севастополь в составе России: проблемы адаптации и возможности социально-политического развития / К.В. Подъячев // «Власть» №12. 2015. С. 134-139.
[11] Росенко М.И. К вопросу об источниках доходов бюджета города Севастополя / М.И. Росенко, Н.В. Алтухова, М.М. Балахничева // Инновационная наука. №5. 2015. С. 223-226.
[12] Савенков А.С. Анализ проектов государственно-частного партнерства в электроэнергетической проблеме Республики Крым и города федерального значения Севастополя / А.С. Савенков // Государственно-частное партнёрство. №3. 2015. С. 163-174.
[13] Федоровых А. П. Проблема Черноморского флота и Севастополя: история и перспективы исследования / Федоровых А. П. // Вестник Самарского государственного университета. №4. 2008. С. 362 - 370.
[14] Шароварина Е.С. Влияние Северо-Крымского канала на экологию Крыма / Е.С. Шароварина // «Образовательный вестник». №2. 2018. С. 40-44
[15] Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.
V V