Научная статья на тему 'Оценка самодостаточности города Севастополя'

Оценка самодостаточности города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ РЕГИОНА / ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ / ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SELF-SUFFICIENCY OF THE REGION / CITY BUDGET / CITY OF SEVASTOPOL / SOCIO-ECONOMIC SITUATION / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудрик А.Ю., Пискун Е.И.

В данной статье рассматриваются основные положения определения самодостаточности региона, на примере города Севастополя, представлены основные показатели, характеризующие самодостаточность региона. При анализе использовался метод выравнивания финансового положения по среднему значению, один из наиболее часто употребляемых методов, при оценке самодостаточности региона. На основе расчета и анализа показателей самодостаточности был сделан вывод о слабой финансовой самодостаточности города, в результате чего возникла необходимость в оценке структуры бюджета города. Анализируя структуру бюджета, было выявлено, что Севастополь является преимущественно дотационным регионом, однако имеет потенциал в следующих сферах: промышленное производство, связанное с ремонтом и обслуживанием кораблей и вспомогательных судов Черноморского флота ВМФ; производство специальной морской техники; транспортно-логистическая деятельность, включая морской порт, железную дорогу, автострады; туристическая сфера и связанные направления (гостиницы, рестораны); торговля; виноделие; пищевая промышленность; рыболовство; приборостроение и электроэнергетика. Были сделаны выводы относительно повышения самодостаточности региона, посредством реализации новых подходов осуществления налоговой и бюджетной политики, успешной реализации Стратегии развития города и развития предпринимательской деятельности с учетом отраслей, формирующих потенциал региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SELF-SUFFICIENCY OF THE CITY OF SEVASTOPOL

This article discusses the main provisions for determining the region’s self-sufficiency, using the example of the city of Sevastopol as an example, presents the main indicators characterizing the region’s self-sufficiency. The analysis used the method of leveling the financial situation by the average value; one of the most frequently used methods, in assessing the self-sufficiency of the region. Based on the calculation and analysis of indicators of selfsufficiency, a conclusion was made about the weak financial self-sufficiency of the city, as a result of which it became necessary to evaluate the structure of the city budget. Analyzing the budget structure, it was revealed that Sevastopol is primarily a subsidized region, but it has potential in the following areas: industrial production related to the repair and maintenance of ships and auxiliary vessels of the Black Sea Fleet of the Navy; production of special marine equipment; transport and logistics activities, including the seaport, railway, motorways; travel industry and related destinations (hotels, restaurants); trade; winemaking; food industry; fishing; instrument making and electric power industry. Conclusions were made regarding increasing the region’s self-sufficiency through the implementation of new tax and budget policy approaches, the successful implementation of the city development strategy and business development, taking into account the industries that form the region’s potential.

Текст научной работы на тему «Оценка самодостаточности города Севастополя»

УДК: 332.13

ОЦЕНКА САМОДОСТАТОЧНОСТИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Мудрик А.Ю., магистрант

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: mudrik.96@mail.ru Пискун Е.И., д.э.н., профессор Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: lenapiskun@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные положения определения самодостаточности региона, на примере города Севастополя, представлены основные показатели, характеризующие самодостаточность региона. При анализе использовался метод выравнивания финансового положения по среднему значению, один из наиболее часто употребляемых методов, при оценке самодостаточности региона. На основе расчета и анализа показателей самодостаточности был сделан вывод о слабой финансовой самодостаточности города, в результате чего возникла необходимость в оценке структуры бюджета города. Анализируя структуру бюджета, было выявлено, что Севастополь является преимущественно дотационным регионом, однако имеет потенциал в следующих сферах: промышленное производство, связанное с ремонтом и обслуживанием кораблей и вспомогательных судов Черноморского флота ВМФ; производство специальной морской техники; транспортно-логистическая деятельность, включая морской порт, железную дорогу, автострады; туристическая сфера и связанные направления (гостиницы, рестораны); торговля; виноделие; пищевая промышленность; рыболовство; приборостроение и электроэнергетика. Были сделаны выводы относительно повышения самодостаточности региона, посредством реализации новых подходов осуществления налоговой и бюджетной политики, успешной реализации Стратегии развития города и развития предпринимательской деятельности с учетом отраслей, формирующих потенциал региона.

Ключевые слова: самодостаточность региона, городской бюджет, город Севастополь, социально-экономическое положение, региональная политика.

ASSESSMENT OF SELF-SUFFICIENCY OF THE CITY OF

SEVASTOPOL

Mudrik A.Yu., student

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: mudrik.96@mail.ru Piskun E.I., Doctor of Economic Sciences, Professor, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: lenapiskun@mail.ru

Abstract. This article discusses the main provisions for determining the region's self-sufficiency, using the example of the city of Sevastopol as an example, presents the main indicators characterizing the region's self-sufficiency. The analysis used the method of leveling the financial situation by the average value; one of the most frequently used methods, in assessing the self-sufficiency of the region. Based on the calculation and analysis of indicators of self-sufficiency, a conclusion was made about the weak financial self-sufficiency of the city, as a result of which it became necessary to evaluate the structure of the city budget. Analyzing the budget structure, it was revealed that Sevastopol is primarily a subsidized region, but it has potential in the following areas: industrial production related to the repair and maintenance of ships and auxiliary vessels of the Black Sea Fleet of the Navy; production of special marine equipment; transport and logistics activities, including the seaport, railway, motorways; travel industry and related destinations (hotels, restaurants); trade; winemaking; food industry; fishing; instrument making and electric power industry. Conclusions were made regarding increasing the region's self-sufficiency through the implementation of new tax and budget policy approaches, the successful implementation of the city development strategy and business development, taking into account the industries that form the region's potential.

Key words: self-sufficiency of the region, city budget, city of Sevastopol, socio-economic situation, regional policy.

Одним из важнейших факторов повышения является качественное развитие каждого социально-экономического положения страны конкретного региона. Сбалансированность и

динамичное развитие отдельных

территориальных единиц обеспечивается за счет финансового потенциала субъектов

предпринимательской деятельности. Исходя из этого, предпринимательские структуры в значительной степени формируют бюджеты региона, чем обеспечивается его самодостаточность. Самодостаточность региона формируется не только посредством экономической деятельности, но и на основе социального капитала [6].

Целью данной работы является оценка самодостаточности города Севастополя в современных социально-экономических

условиях.

Существует множество авторских трактовок термина самодостаточности региона и оценки его уровня, однако единого мнения по этому поводу не сформировано.

В целом можно отметить, что самодостаточность региона - это его способность существовать вне зависимости от федерального финансирования, покрывать Таблица 1. Оценка показателей са

бюджетные расходы и развиваться за счет эффективного использования собственных ресурсов.

На практике, при проведении экономического анализа часто используют следующие показатели при определении самодостаточности региона:

- средний душевой доход;

- средний бюджетный доход на душу населения;

- средний бюджетный расход на душу населения;

- средняя заработная плата;

- стоимость потребительского набора;

- удельный вес потребительского набора в среднедушевых доходах;

- прожиточный минимум [7].

Для проведения анализа самодостаточности города Севастополя, данные показатели необходимо проанализировать не только в динамике, но и сравнить со среднероссийскими и среднерегиональными.

эстаточности города Севастополя, руб.

Показатель Период Среднее значение по стране (2018) Среднее значение по региону (2018)

2015 2016 2017 2018

Средний душевой доход 17882,00 24096,00 24713,00 26193,10 32609,00 25055,28

Средний бюджетный доход на душу населения 53749,65 50861,47 70821,10 89099,34 254052,42 3473,18

Средний бюджетный расход на душу населения 83788,05 59067,14 76753,47 80442,86 233388,02 3448,99

Средняя заработная плата 21848,00 24259,00 27687,00 30968,10 43439,35 31532,00

Стоимость потребительского набора 10198,31 12494,71 13830,69 14201,92 15147,28 14344,20

Удельный вес потребительского набора в среднедушевых доходах 0,57 0,52 0,56 0,54 0,46 0,57

Прожиточный минимум 9237,00 9757,00 10106,00 10152,00 10287,00 9553,38

Анализируя динамику показателей можно заметить, что наиболее стабильный рост наблюдался по средней заработной плате и величине прожиточного минимума. В свою очередь стоимость потребительского набора крайне близка к среднероссийскому уровню, что говорит о постоянном росте затрат населения на товары и услуги первой необходимости.

Рассчитав комплекс показателей,

характеризующих самодостаточность города Севастополя, можно сделать вывод о

слабовыраженной финансовой

самостоятельности региона, особенно ситуация усугубляется в сравнении с общероссийскими значениями показателей. Севастополь превосходит среднерегиональные значения по следующим показателям: средний душевой доход выше на 1137,83 руб., средний бюджетный доход и расход на душу населения выше в 26 и 23 раза соответственно, величина прожиточного минимума выше на 598,63 руб.

Отставания показателей от уровня других регионов наблюдается по средней заработной плате, в среднем по региону она составляет 31532,00 руб., а в Севастополе на 2018 год составила 30968,10 руб., что почти на 2% меньше. Стоимость потребительского набора в Севастополе также отстает от регионального уровня на 142,28 руб., что является незначительным отклонением. Рассматривая удельный вес потребительского набора в среднедушевых доходах можно сказать, что в Севастополе стоимость потребительского набора составляет 54% от общей суммы среднедушевых доходов населения, что меньше, нежели в других регионах округа, и является положительным явлением.

Город имеет научный, рекреационный, промышленный потенциал и при грамотном подходе к их использованию регион может выйти на новый уровень экономического и социального развития, однако есть и ряд проблем [4]. Однако в сравнении со среднероссийскими показателями, значения города Севастополя значительно ниже, что говорит о низком уровне финансовой

Данная ситуация показывает, что город Севастополь в большей степени зависит от государственного финансирования, из чего следует

Исходя из всего вышеизложенного, возникает острая необходимость повысить уровень финансовой самодостаточности города Севастополя, являющегося на данный момент преимущественно дотационным регионом. Для разработки мер по повышению финансовой самодостаточности необходимо оценить статьи бюджета и выделить те, уровень которых является недостаточным.

По официальным данным с портала «Открытый бюджет города Севастополя» было выявлено, что за 2018 год доля безвозмездных поступлений (дотации, субсидии, субвенции и т.д.) составила 64,85% в общей сумме доходов, в свою очередь доля налоговых и неналоговых доходов составила лишь 35,15% [2].

Анализируя структуру налоговых и неналоговых доходов отметим, что большую долю имеет налог на доходы физических лиц -55% и относительно небольшую долю - налог на прибыль организаций - 11% (рис. 1). Это свидетельствует о слабо развитой предпринимательской деятельности на территории города Севастополя, ведь налог на прибыль организаций напрямую зависит от

что необходимо увеличивать доходную часть бюджета города посредством достижения необходимого налогового уровня и прочих статей

обеспеченности города.

уровня финансовых результатов организаций.

Рис. 1. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополь

бюджета, что достигается посредством увеличения предпринимательской активности региона.

В полной мере коммерческую деятельность отражает показатель оборота организаций, который в Севастополе составляет 149451,0 млн. руб. Исходя из его состава, наиболее весомыми видами экономической деятельности являются: 47,2% - оптовая и розничная торговля, 14,4% -строительство, 8,34% - обрабатывающие производства, 8,02% - обеспечение электрической энергией, газом, паром, однако потенциально развивающиеся отрасли еще не достигли значительного уровня.

Отраслями, обеспечивающими потенциал развития региона, являются: промышленное производство, связанное с ремонтом и обслуживанием кораблей и вспомогательных судов Черноморского флота ВМФ; производство специальной морской техники; транспортно-логистическая деятельность, включая морской порт, железную дорогу, автострады; туристическая сфера и связанные направления (гостиницы, рестораны); торговля; виноделие [3]; пищевая промышленность; рыболовство; приборостроение и электроэнергетика [5].

Обеспечение самодостаточности города Севастополя и самодостаточности регионов в целом, может достигаться посредством реализации новых подходов осуществления налоговой и бюджетной политики, успешной реализации Стратегии развития города [1] и развития

предпринимательской деятельности, с учетом

отраслей, формирующих потенциал региона.

Список используемых источников

[1] Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года. [Электронный ресурс]. -URL: https://sevastopol.gov.ru/docs/250/32152/ (дата обращения 15.06.2019)

[2] Открытый бюджет города Севастополя - официальный информационный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://ob.sev.gov.ru/ (дата обращения 15.06.2019)

[3] Пискун Е.И. Конкурентоспособность предприятий винодельческой промышленности Крыма в современных условиях // Е.И. Пискун, А.Ю. Колесник // РИСК. 2018. - № 1. - С.74-78.

[4] Пискун Е.И. Экономическое развитие города Севастополя до и после присоединения к Российской Федерации/Е.И. Пискун//Взаимодействие предприятий и вузов - наука, кадры, новые технологии. Сборник материалов конференции. - 2018. - С. 209-212.

[5] Пискун Е.И., Симченко Н.А., Тарасенко С.В. Экономический рост города Севастополя: проблемы и возможности/Е.И. Пискун, Н.А. Симченко, С.В. Тарасенко// Научно-технические ведомости санкт-петербургского государственного политехнического университета. Серия: Экономические науки. - 2018. -№6. - С. 101-109.

[6] Симченко Н.А., Пискун Е.И. Факторы роста социального капитала города Севастополя // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2018. - Т. 4 (70). - № 2. - С. 135-141.

[7] Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебник. - М.: - Инфра-М, 2006. - 414 c.

[8] Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.