УДК: 332.145
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Верютина Я. Э., магистрант
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected] Пискун Е. И., д.э.н., профессор
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье исследовано состояние инновационной деятельности г. Севастополя на современном этапе развития и ее влияние на развитие отдельных отраслей. В связи с тем, что не существует единого подхода среди ученых к определению инновационной деятельности, автором была сделана попытка сформулировать понятие «инновационная деятельность». Выделены сформировавшиеся проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности в г. Севастополе.
Ключевые слова: инновации, развитие инновационной деятельности, инновационные технологии, инвестиции, Севастополь.
INFLUENCE OF INNOVATION ACTIVITIES ON THE DEVELOPMENT OF SEVASTOPOL SEPARATE DEPARTMENTS Veryutina Y., graduate student
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected] Piskun E.I., Doctor of Economic Sciences, Professor
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The article investigates the state of innovative activity of Sevastopol at the present stage of development and its impact on the development of individual industries. Because there is no single approach among scientists to the definition of innovation, the author attempted to formulate the concept of «innovative activity». Highlighted the existing problems impeding the development of innovative activities in Sevastopol.
Key words: innovations, development of innovative activity, innovative technologies, investments, Sevastopol.
Целью данной работы является изучение совокупность работ по созданию, развитию состояния инноваций и его влияния на развитие производства и продвижению инновационной отдельных отраслей г. Севастополя. продукции на рынок с целью повышения
Прежде чем исследовать состояние инноваций конкурентоспособности производимых товаров и в городе Севастополе, подумаем, что услуг и повышения эффективности производства представляет собой «инновационная [5, с. 155-156].
деятельность». Ученые не могут сойтись во Таким образом, возможно сформулировать мнении насчет определения понятия понятие: инновационная деятельность - это «инновационная деятельность». Многие ученые деятельность, направленная на поиск и рассматривают «инновации» по-разному и с реализацию инноваций в целях расширения разных точек зрения. ассортимента и повышения качества продукции,
По определению Поповой О.П., совершенствования технологии и организации инновационная деятельность относится к производства.
вовлечению науки, техники и технологий в По определению ученого, инновационные
гражданское право. Ученый говорит, что продукты являются результатом инноваций. инновационная деятельность представляет собой Таким образом, возможно прийти к выводу, что
результатом инноваций также могут быть работа, услуги, товары [6].
Инновационные товары, работы, услуги -товары, работы, услуги, подвергшиеся различным изменениям за последние три года технологических изменений.
Существует два типа технологических инноваций: инновации продукта и процессные инновации.
В промышленном производстве инновации продукта включают разработку и внедрение технологически новых и значительно технологически продвинутых продуктов. Инновации могут основываться на новых технологиях, или на использовании или комбинации существующих технологий, или на использовании результатов исследований и разработок.
В сфере услуг инновации продукта включают деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением: - технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических услуг; К инновационным продуктам относятся разработка и внедрение инновационных услуг, улучшение существующих услуг путем добавления новых функций или функций, а также существенные улучшения в предоставлении услуг.
Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно улучшенных методов производства, включая методы передачи продукции.
Так, например, в 2018 году в промышленное производство, в том числе на перевооружение и модернизацию (по отдельным предприятиям), направлено инвестиций 203,1 млн руб. В том числе в рамках проведенных конкурсных процедур из бюджета города Севастополя оказана финансовая поддержка на модернизацию промышленного производства ООО
«Теплообмен» в размере 3,5 млн руб. (внедрение технологий орбитальной сварки
теплопередающих трубок и трубных решеток), ООО «ДНПП Муссон-Морсвязь-Сервис» - 1,6 млн руб. (приобретение контрольно-
измерительной аппаратуры и создание новых образцов продукции), ООО «Аззурро Трейд» -5,2 млн руб. (приобретение фрезерного станка с ЧПУ).
Маркетинговые инновации означают внедрение новых или значительно улучшенных методов маркетинга, которые охватывает изменения в дизайне и упаковке товаров, использование новых методов продаж и презентацию товаров (услуг), их презентацию и маркетинг, формирование новых стратегий ценообразования. Призваны для удовлетворения потребностей в продукции, открытия новых рынков, расширения состава потребителей товаров и услуг с целью увеличения продаж.
Организационные инновации - это внедрение нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Эти нововведения направлены на повышение эффективности работы организации за счет снижения административных и
эксплуатационных расходов, повышения удовлетворенности сотрудников организацией рабочих мест (рабочего времени) и, таким образом, за счет повышения производительности труда за счет получения доступа к активам, которых нет на рынке, или путем снижения стоимости поставок.
В настоящее время в регионе инновационная деятельность регулируется и поддерживается государственными органами через
государственную программу.
Доля предприятий, которые осуществляют организационные, маркетинговые или технологические инновации, в Севастополе крайне незначительна— 3,3% [7].
Это отправляет этот субъект РФ в нижнюю десятку регионов в рейтинге инновационной активности предприятий. По данным компании РИАРейтинг[1] город Севастополь по социально-экономическому развитию в 2017 г. находился на 66-м месте (учитывались: масштаб и эффективность экономики, бюджетная и социальная сферы); по качеству жизни - на 23-м (в 2016 г. - 29-е место); по инновационности - на 39-м; по инновационному развитию - на 77-м [2].
Численность исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, в расчете на 10000 занятых в экономике в Севастополе равнялась 33,3 чел. в 2016 г., что существенно ниже среднероссийского уровня (51,4 чел.) [8].
Причем тревожной тенденцией является уменьшение абсолютной численности исследователей—с 690 чел. в 2015 г. до 570 чел. В 2016 г. Эти цифры подкрепляются мнением экспертов, согласно которому «утечку мозгов» из севастопольских научно-образовательных
организаций на данный момент следует считать одной из самых острых проблем.
В 2016 г. объем внутренних затрат на исследования и разработки (ВЗИР) в Севастополе составил 1,02% от ВРП, что существенно ниже среднероссийского уровня (около 1,4%) [9].
В абсолютном выражении объем ВЗИР с 2015 г. почти не изменился. Для проведения международного сравнения целесообразно использовать близкий индикатор—доля ВЗИР в ВВП. Доля расходов на НИКОР в Севастополе соответствует уровню Польши и Греции [10].
Характеристикой вовлеченности в локальный научно-технологический комплекс
предпринимательского сектора выступает доля внебюджетных средств в общем объеме ВЗИР. По данному показателю Севастополь находится на последних местах в рейтинге субъектов РФ (всего 5%) [9].
Причиной такого низкого значения, видимо, 32 отчасти служит внешнеполитическое давление, т.к. в 2014 г. аналогичный показатель был почти в два раза выше.
Плотность взаимодействия между вузами Севастополя и предпринимательским сектором была определена экспертами как «ниже среднего» (3 балла). В среднем по России по данным ВЭФ эта оценка находится на очень близком уровне— 3,1 балл [11].
Эксперты подчеркивают факты тесного сотрудничества севастопольских университетов с государственными учреждениями, включая таковые из ОПК, в том числе в сфере цифровых технологий.
Эксперты отметили острый дефицит финансовых ресурсов для внедрения инноваций, небольшую емкость локального рынка и трудности доступа на внешние рынки в качестве ключевых причин низкой инновационности севастопольских компаний.
Технологические инновации (процессные или продуктовые— выход на рынок с новым или усовершенствованным продуктами, ибо технологиями их производства) осуществляли всего 2,2% компаний в Севастополе в 2016 г. По России в целом этот показатели выше более чем в три раза (7,3%).
Уровень насыщенности и достаточности инновационной инфраструктуры в Севастополе можно оценить как невысокий, особенно в части исследовательской и производственной
инфраструктуры. Интегратором большинства инициатив в области формирования
инновационной инфраструктуры в городе Севастополь является АО «Корпорация развития Севастополя».
В Севастополе функционирует «Крымский ИТ-кластер», объединяющий в себе несколько бизнес-инкубаторов и других объектов инновационной инфраструктуры. Также отбор инновационных стартапов проводится в бизнес-инкубаторе «Фрегат» при Севастопольском филиале МГУ. Поддержку этому инкубатору оказали федеральные институты развития (Российская венчурная компания, Фонд развития интернет-инициатив) и НКО «Севастопольский фонд поддержки субъектов
предпринимательства».
Однако перспективы улучшения
производственной инфраструктуры вполне реальны: к 2020 г. должен быть возведен Индустриальный парк «Севастополь» площадью 77,6 га и планируемой емкостью в 1400 высокотехнологичных рабочих мест. Кроме того, с 2017 г. идет активное благоустройство технопарка «Маяк», основанного
на производственной площадке бывшего завода.
Создание стартапов и инновационных предприятий на базе образовательных или исследовательских организаций Согласно
Реестру малых инновационных предприятий Минобрнауки России в Севастополе функционирует 6 таких организаций.
Четыре из них созданы при Севастопольском государственном университете:
«Инжиниринговый центр СевГУ» в 2015 г. и «ТЕХАТОМ», «ТЕРРИТОРИУМ»,
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» в 2018 г. Три из этих предприятия специализируются в сфере цифровых технологий. Кроме того, два малых инновационных предприятия
зарегистрированы при Морском
гидрофизическом институте РАН: «Лаборатория специального морского приборостроения» (2016 г.) и «СОРБЕНТЭКС» (2017 г.).
Вместе с тем, жилищно-коммунальное хозяйство города, сетевая коммунальная инфраструктура остаются одной из главных проблемных зон Севастополя. Особенности застройки города, требующие высокой протяженности коммуникаций при организации централизованного коммунального
обслуживания, высокая степень изношенности инженерной инфраструктуры ограничивают возможности повышения качества услуг. Предстоит масштабное обновление всех систем жизнеобеспечения города.
Проект «Умный город» у нас реализуют быстрее, чем в других регионах. Причём по всем шести направлениям, которые определил федеральный центр. На общественном совете обсудили реализацию проекта «Умный город».
Наша жизнь станет гораздо «умнее» в шести основных направлениях: транспорт, ЖКХ, безопасность, образование, туризм и здравоохранение. Коснётся модернизация и медицинских учреждений. В этом году пять больниц Севастополя подключат к общей информационной базе. Оптимизируется работа стационаров и спецслужб, таких как скорая помощь. Внедряется телемедицина — это когда больной по интернету может
проконсультироваться с врачом, а врач в особо сложных случаях может посоветоваться с коллегами из других регионов.
В реализации «Умного города» активно участвует Севастопольский государственный университет. И, конечно, его студенты. На общественном совете решили обязательно привлекать учащихся 4 и 5 курсов на практику. Направление — «Информатизация и оцифрование производств».
Разработчики проекта заложили в его основу лучшие достижения разных стран мира. И обещают, что внедрение «Умного города» позволит эффективнее управлять имеющимися энергоресурсами. А населению станет проще пользоваться госуслугами и инфрастуктурой. Это сделает жизнь людей комфортнее и даже позволит экономить деньги.
В целом в Севастополе последние годы демонстрируют достаточно высокую активность в плане создания инновационных компаний на базе образовательных и научных организаций с учетом того, что в 2017 г. по всей стране таких предприятий было создано всего 75.
Далее рассмотрим возникающие проблемы
[4].
Помимо квалифицированного персонала, инновационный проект требует финансирования и инвестиций. Инновационный проект сам по себе является рискованным, и поэтому требует тщательного выбора партнера-инвестора и надежного делового сотрудничества. Несмотря на то, что программа г. Севастополя содержит средства для финансирования инноваций, их объема недостаточно для создания и реализации крупных инновационных проектов. Следует отметить, что инновационный проект также может финансироваться коммерческими банками в виде среднесрочных и долгосрочных кредитов, но сегодня, из-за проблем формирования банковского сектора в регионе, наблюдается нестабильность в работе. В финансово-банковских учреждениях невозможно обеспечить инновационный проект для бизнеса. Банки могут давать деньги субъектам предпринимательской деятельности за инновационные проекты, но в то же время взимается очень высокий процент, и заемщики несут большие расходы, что для них невыгодно.
В городе Севастополе до въезда в Российскую Федерацию были установлены деловые отношения и связи с международными финансовыми организациями. Однако из-за введения экономических санкций многие инновационные международные проекты были приостановлены.
На данном этапе российские компании больше инвестируют в регион, так как они меньше связаны с введением экономических санкций. Российские инвесторы больше интересуются строительством птицефабрик, овцеводческих хозяйств, производством строительных материалов, реконструкцией и строительством баз отдыха. Виноградарство, садоводство, овощеводство и переработка
сельскохозяйственной продукции также остаются приоритетными. Кроме того, интерес представляет строительство, например, жилых и туристических объектов. Однако город Севастополь нуждается в развитой инновации. Как отмечалось выше, экономические санкции являются препятствием для развития инновационной и инвестиционной деятельности. Проблема инвестиций и инноваций также вызвана сложными транспортными связями.
Для разработки и реализации инновационных проектов необходимо развивать инфраструктуру, которая включает в себя информацию, продажи, персонал, производство и технологии, финансы и консалтинг.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что инновационная деятельность имеет большое значение для всех секторов города Севастополя.
Подводя итог, можно выделить ряд проблем, препятствующих инновациям в городе Севастополе:
- отсутствие синхронности и согласованности между наукой и потребностями современного производства и процесса в области инноваций;
- недостаточно развита инфраструктурная поддержка, которая необходима субъектам предпринимательской деятельности, которые внедряют инновации в свою деятельность и включают в себя следующие подсистемы:
информационная, сбытовая, кадровая, производственно-технологическая, финансовая, консалтинговая;
- отсутствует эффективный механизм приватизации государственных предприятий для увеличения числа коммерческих организаций с целью передачи новых улучшенных технологий региональным организациям для внедрения в производственный процесс;
- спрос хозяйствующих субъектов на полученные результаты инновационной деятельности, особенно в промышленности, развит слабо;
- недостаточно квалифицированные кадры в инновационной сфере [4];
- нормативная база должна быть улучшена;
- в разработке и реализации инновационных проектов нет крупных иностранных инвесторов.
Одной из основных задач, стоящих перед органами государственной власти, является инновационное развитие региона. Для успешного функционирования экономики и разработки новых инновационных проектов, особенно в промышленной сфере, необходимо привлечение новых инвесторов.
Список использованных источников
[1] Официальный портал медиагруппы «Россия сегодня». [Электронный ресурс]. - URL: http://riarating.ru/infografika/20180523/63 0091878.html (дата обращения: 03.11.2018).
[2] Пискун Е.И., Симченко Н.А., Тарасенко С.В. Экономический рост города Севастополя: проблемы и возможности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 6. С. 101 -109.
[3] Пискун Е.И. Инновационные технологии в развитии социально-экономических систем [Электронный ресурс] Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 23-25 мая 2018 г. Севастополь // под редакцией Е.И. Пискун, Л.С. Шаховской, Р.М. Нижегородцева - Севастополь: СевГУ, 2018. - С.183-187.
[4] Полищук Е.А. Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. - 2016. - № 2.
- с. 2721-2734. - doi: 10.18334/rp.17.20.36644.
[5] Попова О.П. Инновационная деятельность в сфере наукоемких технологий как составная часть экономики России // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2015. - № 12. - с. 155-158.
[6] Романюк Е.В., Волошин А.И. Инновационная деятельность Республики Крым в новых экономических условиях: состояние и развитие // Вопросы
инновационной экономики. - 2017. - Том 7. - № 1. - С. 97108. Со1: 10.18334Мпес.7.1.37490
[7] Росстат. Итоги федеральных статистических наблюдений по ф. № 4-инновации «Сведения об инновационной деятельности организации» за 2016 год. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/busmess/nauka/4-innov.htm (дата обращения: 03.06.2019).
[8] Росстат. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: http ://www. gks.ru/ free_doc/new_site/business/ it/monitor_rf. xls (дата обращения: 03.06.2019).
[9] Росстат. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/publications/ catalog/doc_ 1138623506156 (дата обращения: 03.06.2019).
[10] OECD. Main Science and Technology Indicators. [Электронный ресурс]. - URL:http://stats.oecd.org/ (дата обращения: 02.06.2019).
[11] The Global Innovation Index 2017. Cornell INSEAD WIPO. 2017. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.globalinnovationindex.org/ gii-2017-report# (дата обращения: 03.06.2019).
V V