УДК 332.146.2
РОЛЬ МОЛОДЁЖИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ГОРОДА
СЕВАСТОПОЛЯ
Kириченко А.О., магистрант
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected] Научный руководитель: Пискун Е.И., д.э.н., проф. кафедры финансов и кредита, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация: Соотношение и взаимозависимость понятий «молодежь» и «будущее России» общепризнаны. Но, как правило, понятие «молодежь» в современных условиях развития российского общества рассматривается как будущее и совершенно не рассматривается как «живое настоящее». В статье рассматривается значимость молодежи в России и её влияние на инновационное развитие страны. Была проведена оценка влияния молодежного потенциала в городе Севастополе на базе Севастопольского государственного университета и предложены мероприятия по её увеличению.
Ключевые слова: Молодежь, инновационный потенциал, экономический рост, оценка, регион, факторы, мероприятия.
THE ROLE OF YOUTH IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE CITY
OF SEVASTOPOL
Kirichenko A, student
E-mail: [email protected] Sevastopol state University, Sevastopol, Russia
Research supervisor: Piskun E. I., doctor of Economics, Professor of Finance and credit Department,
Sevastopol state University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]
Abstract: The correlation and interdependence of the concepts "youth" and "the future of Russia" are generally recognized.. But as a rule, the concept of "youth" in the modern conditions of development of Russian society is considered as the future and is not at all regarded as a "living present". The article discusses the importance of young people in Russia and its impact on the innovative development of the country. An assessment was made of the impact of youth potential in the city of Sevastopol based on Sevastopol State University and proposed measures to increase it.
Key words: Youth, innovation potential, economic growth, assessment, region, factors, activities.
В настоящее время основным направлением развития в России является переход на инновационный путь развития. Добиться поставленной задачи возможно при экономическом росте в стране за счет увеличения выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, стимулирования и внедрения на внутренний и мировой рынки новой продукции. За управление реализацией поставленных задач отвечают региональные экономические системы.
Считается, что региональный уровень наиболее восприимчив к инновациям, поэтому инновационное развитие регионов должно иметь общие интересы с региональными субъектами и
бизнесом. Необходимо создание определенной системы инновационных отношений для эффективного управления инновационной деятельностью региона, акцентируя внимание на интересах развития предпринимательства конкретного региона. Основной задачей формирования такой структуры является создание благоприятной инновационной среды с учетом интересов социальных, научных и образовательных организаций [3].
Целью данной статьи является оценка научного потенциала молодежи и необходимость её реализации в городе Севастополе.
В данный момент в России молодёжь считается важнейшей движущей силой развития и значимым стратегическим ресурсом. Благодаря своим субъектно-объектным характеристикам молодым россиянам отводится важнейшая роль в процессе управления кризисом российского государства, подрывающем стабильность российского общества и его территориальную и структурную целостность. В современной России молодые люди составляют около пятой части населения (по данным переписи 2010 года, в возрастной группе 14-30 лет было 33 миллиона человек), они должны играть важную роль в социальных изменениях в России. Современная молодежь станет гарантом возрождения страны в XXI веке в соответствии с руководящими принципами российской экономической, оборонной и геополитической доктрин.
Наиболее чувствительной к изменению общественного настроения и главным двигателем устойчивого развития является молодёжь. Данная социально-демографическая группа как никто другой подходит для формирования долгосрочных перспектив развития.
Повышение уровня потребления ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды, а также изменения климата - вот что в последнее время беспокоит больше всего учёных. При этом на пути к положительным изменениям и улучшениям в данных сферах стоит ознакомление, привлечение и участие молодёжи в долгосрочных стратегиях развития.
Изначально молодежь несет в себе положительную перспективу в развитии. При вступлении в самостоятельную жизнь, каждый молодой человек накапливает в себе опыт и те ценности, которые в этот момент присущи обществу и успешно осваивает их. Именно этот жизненный опыт формирует и воплощает свою жизненную программу. Чем стабильнее развивается само общество, тем стабильнее развивается и молодое поколение. При беспорядочном общественном развитии, нарушении равновесия происходит
необходимость выбора как минимум из двух направлений развития. Когда пред обществом
стоит выбор, как правило, молодежь склоняется к выбору оптимального пути развития. Это можно объяснить тем, что молодое поколение ориентированно исключительно на будущее, а не на прошлое. Молодое поколение готово впитывать и воспринимать любую новую информацию, которая за собой несет перемены. «Общество, живущее преимущественно воспоминанием и испугом перед совершенными ошибками, не имеет шансов на продуктивное и быстрое развитие» - считает доктор исторических наук Б.А. Ручкин [4].
Рассмотрим инновационный потенциал молодежи на конкретном примере - городе-герое Севастополе. В городе Севастополе проживает 443 211 человек. При этом население в возрасте от 14 до 30 лет составляет 71 678 человек или 16,17% от общего количества населения. Доля занятых в экономике до 20 лет составляет 0,8% от 20-29 лет - 32% жителей [5].
К приоритетам социально-экономического развития города Севастополя относятся: создание условий для частного инвестирования и роста инвестиционной привлекательности города, формирование научного-образовательного
центра, повышение роли общественности
в развитии города. Средством достижения этих целей является переход экономики Севастополя на современный путь развития, в основе которого лежит процесс внедрения результатов научно-технической деятельности во все сферы жизнедеятельности общества. «Человеческий капитал оценивается, прежде всего, с точки зрения готовности городского населения работать в информационном секторе с точки зрения образования и навыков. В городе Севастополе Севастопольский государственный университет играет ведущую роль в подготовке кадров в области информационных и коммуникационных технологий. Использование современных технологий в обучении, интерактивные методы проведения курсов в рамках инновационного проекта
«Инновационная система подготовки
инженерных, управленческих и педагогических кадров по ключевым компетенциям
интегрированных технологий технологической инициативы национальной и цифровой экономики», осуществляется формирование компетенций будущих сотрудников аппарата государственного управления, предприятий реального сектора экономики, социальных структур» [1].
В соответствии с целями трансформации российской и региональной экономики в направлении цифровизации СевГУ готовит специалистов в области информационных технологий и управления в технических системах, информационной безопасности, а также экономики; приборостроительной, машиностроительной, ядерной автомобильной отраслях; атомной энергетике и
промышленности, системах энергоснабжения, по охране окружающей среды и энергосберегающим технологиям, другим направлениям экономики. На базе университета зачастую проводятся различные конкурсы по формированию и реализации стартапов как среди молодых ученых, так и среди студентов. Благодаря высокой квалификации профессорско-
преподавательского состава под руководством ведущих ученых, предоставляется возможность реализации научно-исследовательских работ в различных областях знаний не только в стенах университета, а также в виде грантов на федеральных и мировых площадках.
«СевГУ тесно сотрудничает с Крымским ИТ-технологическим парком, инновационным ИТ-кластером, который поможет новым предприятиям в цифровой экономике. Это ускорит оцифровку государственного управления и социального сектора, создаст цифровую бизнес-инфраструктуру и повысит привлекательность инвестиций в регионе [1]».
Также, студенты принимают активное участие в программе «Участник Молодежного Научного Инновационного Конкурса» («УМНИК»). Девять инновационных проектов студентов и молодых ученых Севастопольского государственного университета прошли первый отборочный этап конкурса по программе «УМНИК». Работы отправлены на научно-техническую
обезличенную экспертизу в Москву, по итогам которой будет сформирован список участников, рекомендованных к финалу. В финале эксперты оценят коммерческий потенциал и деловые способности соискателей.
Конкурс «УМНИК» проходит в Севастопольском госуниверситете в четвертый раз. Впервые на площадке вуза прошли защиту сразу 15 проектов — 11 из СевГУ и 4 — из других вузов Крыма.
В полуфинале комиссия из пятнадцати экспертов оценивала научную составляющую работ попятибалльной шкале.
В настоящее время остро встает вопрос о трудоустройстве и занятости студентов. Поднимается вопрос о создании и развитии системы социального партнерства «вуз -работодатель - студент - органы власти» на региональном уровне, где высшее учебное заведение (СевГУ) формирует необходимые знания и умения будущих квалифицированных кадров с ориентацией на потребности работодателей. Севастопольский
государственный университет сегодня - это многопрофильный вуз. Востребованность на рынке труда определяется количеством трудоустроенных выпускников. Показатель «трудоустройство выпускников» по итогам мониторинга 2018 г. составил 55%.
«Уровень безработицы в Севастополе падает. Стоит отметить, что регион испытывает нехватку профессионально ориентированных работников в таких отраслях, как строительство и промышленность» [2].
Рынок труда служит индикатором эффективности процесса обучения молодежи и работодателя и изменяет систему обучения персонала. Создание такой системы будет неполным без участия самих компаний реального сектора экономики в образовательном процессе, предлагающих регулярные производственные курсы и представителей компаний, участвующих в разработке учебных программ.
В контексте повышения интеллектуального потенциала молодежи региональный рынок труда должен взять на себя функции, связанные с
планированием, организацией, контролем и регулированием деятельности, связанной с его образованием и развитием. В то же время создание региональной системы управления интеллектуальным потенциалом молодежи создаст возможности для более эффективного использования и расширения. Особенность молодежного рынка труда заключается в том, что отношения в этой системе не ограничиваются достижением баланса спроса и предложения на работу, но предлагают возможность приобретения новых знаний, компетенций и опыта работы. Стремление к прогрессивному развитию общества, включая повышение конкурентоспособности экономики, постоянное повышение уровня и качества жизни населения, зависит от успеха этой роли в общественном воспроизводстве.
Подводя итоги необходимо ответить на вопрос - можно ли рассматривать молодежь как базовую группу для дальнейшей стабилизации жизни регионального сообщества и экономически благополучного развития территории? Ответ -да. Современная молодежь служит базовой группой, на которой будет акцентировано внимание при развитии регионального общества. Молодое поколение в целом приспосабливается к общему направлению и характеру перемен в России.
Необходимо только применять меры и не забывать, что молодежь, не только стратегическое будущее. Для того чтоб молодые люди уже понимали свою значимость в развитии
общества и страны в целом и активно принимали участие в улучшении экономического и социального положения, необходимо создать условия для устойчивого и разностороннего развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[1] Пискун Е.И., Каруна К.И. Цифровизация региональной экономики на примере города Севастополя // Интеграция науки и практики как механизм развития цифровой экономики: Междунар. науч.-практ. конф. 18 декабря 2018 г., Ярославль / под общ. ред. к.э.н. С.В. Шкиотова, д.э.н. В.А. Гордеева. [Электронный ресурс] - Ярославль: Изд. дом ЯГТУ, 2018. - С. 312-314.
[2] Пискун Е.И. Социально-экономическое развитие Республики Крым в новых экономических условиях / А.А. Гулько, Е.И. Пискун// Инновационные технологии в развитии социально-экономических систем [Электронный ресурс]: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2325 мая 2018г., Севастополь / под ред. Е.И. Пискун, Л.С. Шаховской, Р.М. Нижегородцева. - Севастополь: СевГУ, 2018. - С. 188-192.
[3] Нестеренко Т.В., Гущина Ю.И., Рекеда В.В. Научный потенциал как фактор развития инновационной среды региона // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-5. - С. 997-1000;
[4] Ручкин Б.А., Родионов В.А., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества//Социальные гуманитарные знания. - 2000. - № 1. с 146-165.
[5] Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. [Электронный ресурс] - http://crimea.gks.ru/
V V