Научная статья на тему 'Влияние инвестиций на уровень инфраструктурного обеспечения города Севастополь'

Влияние инвестиций на уровень инфраструктурного обеспечения города Севастополь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / БЮДЖЕТ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INFRASTRUCTURE / INVESTMENTS / FIXED CAPITAL / BUDGET / DEVELOPMENT INDEX / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мясникова А.М.,

В данной статье рассмотрено понятие «инфраструктура», описаны ее основные виды и представлена ее характеристика. Проведен аналитический обзор текущего состояния инфраструктурного обеспечения РФ и города Севастополь, изучена динамика и структура основных источников финансирования инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INVESTMENTS ON THE LEVEL OF INFRASTRUCTURE SUPPORT THE CITY OF SEVASTOPOL

This article discusses the concept of "infrastructure ", describes its main types and presents its characteristics. An analytical review of the current state of infrastructure support of the Russian Federation and the city of Sevastopol, studied the dynamics and structure of the main sources of financing infrastructure.

Текст научной работы на тему «Влияние инвестиций на уровень инфраструктурного обеспечения города Севастополь»

УДК: 332.146.32

ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА УРОВЕНЬ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЬ

Мясникова А.М., магистрант, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: a.miasnikova_mag@mail.ru Научный руководитель: Пискун Е.И., д.э.н., проф. кафедры финансов и кредита, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: lenapiskun@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие «инфраструктура», описаны ее основные виды и представлена ее характеристика. Проведен аналитический обзор текущего состояния инфраструктурного обеспечения РФ и города Севастополь, изучена динамика и структура основных источников финансирования инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктура, инвестиции, основной капитал, бюджет, индекс развития, социально-экономическое развитие.

THE INFLUENCE OF INVESTMENTS ON THE LEVEL OF INFRASTRUCTURE SUPPORT THE CITY OF SEVASTOPOL

Myasnikova, A. M., graduate student, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: a.miasnikova_mag@mail.ru

Research supervisor: Piskun E. I., doctor of Economics Sciences, Frofessor, Department of Finance and

Credit

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: lenapiskun@mail.ru

Abstract: This article discusses the concept of "infrastructure", describes its main types and presents its characteristics. An analytical review of the current state of infrastructure support of the Russian Federation and the city of Sevastopol, studied the dynamics and structure of the main sources of financing infrastructure.

Key words: infrastructure, investments, fixed capital, budget, development index, social and economic development.

Инфраструктура является неотъемлемой Теоретические аспекты инфраструктуры

частью экономики, представляя собой систему рассматривали Филимоненко Л.А., Бузмакова объектов, предприятий и учреждений, которые М.В., Косарева А.В. и другие. Райзберг Б.А., обеспечивают условия для ее Лозовский Л.Ш. и Стародубцева Е.Б. в

функционирования и развития, как в регионе, экономическом словаре дают следующее так и в стране в целом. В Севастополе понятие инфраструктуры - это совокупность инфраструктура оказывает непосредственное связанных между собой структур, отраслей или влияние на социально-экономическое развитие. объектов, служащих для нормального Поэтому актуально изучение уровня текущего функционирования любой системы в целом [8]. обеспечения города инфраструктурой и К инфраструктуре относят: дороги, связь, способность ее развития. транспорт, складское хозяйство, внешнее

Цель работы заключается в определении энергоснабжение, водоснабжение, спортивные текущего состояния инфраструктурной сооружения, озеленение, предприятия по обеспеченности города и изучении обслуживанию населения, иногда к особенностей инвестирования в инфраструктуру инфраструктуре относят науку, образование и города Севастополь. здравоохранение.

Существует несколько специализированных типов инфраструктуры, обслуживающих различные сферы жизнедеятельности, в т.ч.:

- социальная инфраструктура, которая обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов;

- научная инфраструктура, включающая сеть научно-исследовательских и проектных учреждений;

- производственная инфраструктура, создающая условия функционирования всех отраслей экономики, обеспечивая их взаимодействие;

- транспортная инфраструктура, отличительной особенностью которой является то, что она является как самостоятельной, так и частью производственной инфраструктуры.

Развитие деятельности по охране окружающей среды в РФ привело к созданию

еще одного вида инфраструктуры -экологической, которая создает условия поддержания и воспроизводства природы [10].

Все без исключения виды инфраструктуры нуждаются в ремонте, обновлении и строительстве, что в свою очередь требует инвестиций. Понятие инвестиций можно трактовать как социально-экономический процесс вложения капитала во всех его формах в различные инструменты с целью получения дохода или достижения социального эффекта [5, С.153].

Согласно официальной статистике РФ, доля государственных инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал с 2015 года снижается (рис.1), что говорит о необходимости активизации инвестирования, как

внебюджетных, так и частных организаций.

-Доля государства от всех инвестиций в основной капитал, %

' С учетом переоценки Росстата от 03.12 2018

Рисунок 1 - Доля государства в структуре инвестиций в основной капитал, млрд. руб. [2, с.8]

Что касается инвестиций в инфраструктуру Крыма и Севастополя, то согласно официальному отчету агентства 1п£гаОКЕ, средний индекс развития инфраструктуры, который оценивается от 0 до 10, составляет 5,14 и 5,03 соответственно, что говорит о среднем уровне развития инфраструктуры [3, с.5]. Средние значения индекса развития инфраструктуры в РФ по отраслям составляют: транспортная - 3,24; энергетика - 5,23; социальная - 5,75; коммунальная - 6,89 и телеком - 6,48. В Севастополе данные значения

составляют: транспортная - 3,58; энергетическая - 5,51; социальная - 4,39; коммунальная - 6,79; телеком - 4,22 [3, С. 10-19].

Согласно табл.1 можно сказать, что наименее развитыми видами инфраструктуры является транспортная, социальная и связь, что говорит о необходимости их развития, при этом энергетическая и коммунальная инфраструктура достигают средней отметки.

Демографическая ситуация в городе Севастополь показывает ежегодный рост численности населения (рис.2) [1].

500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

моложе трудоспособного возраста

в трудоспособном возрасте

старше трудоспособного возраста

Общая численность населения, человек

2015 2016 2017

Рисунок 2 - Динамика численности и структуры населения города Севастополь за 2015 - 2017 г.

Согласно структуре населения, наблюдается высокий темп прироста граждан моложе трудоспособного возраста, что говорит о необходимости наличия инфраструктуры, которая обеспечит их полноценное развитие.

Состояние инфраструктуры в городе Севастополь и их посещаемость за последние годы представлено в табл.1. [8, С.90,113,117-

118]. Что касается культурно-досуговых, образовательных и здравоохранительных объектов, то официальные данные статистики свидетельствуют в целом о неизменности или сокращении числа объектов, за исключением нескольких видов, которые превысили численность по отношению к прошлому году.

Таблица 1 - Показатели численности объектов культуры, образования, здравоохранения и их посещаемость в г. Севастополь, 2014-2017гг.

Объекты 2014 2015 2016

Число профессиональных театров 3 3 3

число музеев 3 3 3

общедоступных библиотек 57 57 57

киноустановок 12 5 5

учреждения культурно-досугового типа 0 8 9

гостиницы 45 159 100

спортивные площадки 318 314 144

футбольные поля 33 30 44

плавательные бассейны 8 6 4

спортивные залы 113 162 179

помещения для физкультурно-оздоровительных занятий 156 109 60

число больничных организаций 12 13 13

число образовательных учреждений (дошкольных) 91 91 91

школы 73 72 72

Посещаемость общественных объектов

численность зрителей в театре (тыс. чел.) 109,4 147,9 131,4

число посетителей музеев (тыс. чел.) 796,7 1320 1988

число посещений киносеансов (тыс. посещений) 95,2 104,6 229,4

обслужено туристов в гостиницах человек 5890 34342 128085

число отдохнувших детей в оздоровительных учреждениях 0 7492 8150

В табл. 1 наблюдается число сокращения объектов инфраструктуры, но согласно спросу на общественные блага и демографической ситуации в городе (рис.2), есть необходимость в их обновлении и строительстве.

Характеризуя жилищный фонд города Севастополь, можно отметить, что наблюдаются

5000 4000 3000 2000 1000 0

положительные тенденции (рис.3): с 2015 года растет число ввода в эксплуатацию жилых домов и число квартир, за исключением 2017, когда число введенных квартир было ниже на 1405 единиц [1, С.97].

I всего жилых домов (тыс.м2)

I число построенных квартир (ед.)

2014 2015 2016 2017

Рисунок 3 - Ввод в эксплуатацию жилья в г. Севастополь за 2014-2017гг.

городе, которая показывает увеличение показателя.

Транспортная инфраструктура Севастополя включает все виды транспорта кроме речного. В табл.2 представлена динамика грузооборота в

Таблица 2 - Основные показатели деятельности автомобильного транспорта [1, с.99]

ежегодное

2015 2016 2017

Перевезено пассажиров, тыс.человек 13857,2 13239,7 17420,4

Пассажирооборот, тыс. пасс-км 273697,2 283487,3 386481,2

Перевезено грузов, тыс.т. 73,1 178,8 186,2

в т.ч. на коммерческой основе, тыс.т. 0,8 10,7 11,5

Грузооборот, тыс.т-км 5539,4 10711 10635,7

В т.ч. на коммерческой основе, тыс.т-км 8,4 171,6 227,8

Основная доля перевозки грузов приходится на морской транспорт, а перевозкой пассажиров занимается автомобильный (автобусы), троллейбусный и морской [9, с.43].

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в Севастополе составляет 976,34 км, из них с твердым покрытием - 917,32 км (94 %).

Морской порт охватывает акваторию нескольких бухт. К нему относятся 11 грузовых причалов, нефтеперевалочный терминал, открытые складские площади - 74 тыс.м.кв.,

закрытые помещения - 16,25 тыс.м.кв., а так же в порту есть железнодорожная и автомобильная инфраструктура [9, с.43].

В настоящее время состояние информатизации в Севастополе не отвечает современным требованиям, так как еще не сформировалась современная региональная инфраструктура информации, способная удовлетворять потребности города [9, с.53].

На рис.4 наблюдается снижение использование почти по всем направлениям.

2014 2015 2016

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2014

2015

2016

ни

локальные вычислительны е сети

67,3

58

38,3

электронную почту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

81,8

83,7

60,2

глобальные информационн ые сети

85,5

83,7

61,8

в т.ч. Интернет

85,5

12,7

61,5

организации, имевшие вебсайт в сети Интернет

38,2

42

32,4

Рисунок 4 - Использование информационных и коммуникационных технологий в организациях, 20142017гг.

Таким образом, город Севастополь нуждается в расширении и обновлении инфраструктуры. Согласно данным [3, с.5] потребность в инвестициях на развитие инфраструктуры в городе Севастополь на 2019 год составляет около 4,6 млрд. руб., среди них

энергетическую и коммунальную

инфраструктуру.

Динамика инвестирования в городе положительная, структура направления инвестиций меняется каждый год, что наглядно представлено в табл.3.

наибольшая потребность наблюдается на

Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал по видам основных фондов (млн. руб.) [1,с.128].

2014 2015 2016 2017

Инвестиции в основной капитал всего (тыс.руб.) 3384,6 6557,8 18547,0 30381,9

в % к итогу

в т. ч.:

жилища 23,4 17 1,3 1,5

здания (кроме жилых) и сооружения 52,9 11,9 11,4 43,2

машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь 16,9 64,9 75,2 31,8

прочие 6,8 6,2 12,1 23,4

В 2014 году наибольший приоритет инвестирования - здания, в 2015 и 2016 -машины и оборудование, в 2017 структура инвестиций получила более равномерное распределение по всем направлениям.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлена в табл.4.

Согласно табл.4 структура инвестиций по источникам финансирования может быть описана следующим образом - доля привлеченных средств больше чем собственных. Привлеченные средства имеют наибольшую

долю, которая растет с каждым годом. При этом в структуре привлеченных средств наблюдается ежегодное снижение банковских кредитов, величина заемных средств значительно не меняется, а инвестиции из-за рубежа с 2015 года - отсутствуют.

Что касается бюджетных средств, то в их структуре наибольшую долю составляют федеральные средства, и их доля растет, в отличие от местного бюджета, который с 2015 года значительно снизился.

Таблица 4 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за 2014-2017 гг., в

% к итогу [1, с.129]

2014 2015 2016 2017

Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100 100

Собственные средства 25,6 36,1 18,6 10,7

Привлеченные средства 74,4 63,9 81,4 89,3

из них:

кредиты банков 2,4 - 1,6 0,2

заемные средства других организаций 0,5 0,7 0,5 0,9

инвестиций из-за рубежа 0,4 - - -

бюджетные средства 56,8 50,8 77,6 87,3

в том числе:

из федерального бюджета 23 35,3 61 73,5

из бюджетов субъектов Российской Федерации 0,9 15,4 16,6 13,6

из местных бюджетов 32,9 0,1 - 0,1

средства внебюджетных фондов 0,4 1 0,3 0,2

средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 13,3 9

прочие средства 0,6 2,4 1,4 0,8

Данная ситуация характеризуется тем, что бюджетные средства направляются на федеральные проекты, которые осуществляются на территории города.

Частному инвестированию препятствует ряд причин: отсутствие в частном секторе необходимых средств, недостаточные гарантии возврата инвестиций, неконкурентные условия доступа к инфраструктурным проектам отсутствие четкой стратегии развития инфраструктуры, и как результат отсутствие понимания инвестиций [6].

Привлечение частных инвестиций позволит не только быстрее реализовывать государственные контракты, но и обновлять имеющиеся объекты инфраструктуры.

Есть мнения, что улучшение качества подготовки проектов, обеспечение прозрачности тендерных процедур, отлаженные механизмы получения бюджетного финансирования, упрощенные процедуры согласования проектов в государственных инстанциях, а так же привлечение иностранных организаций имеющих опыт в аналогичных проектах [6] привлекут частные инвестиции в инфраструктуру. Кроме этого данные

мероприятия позволят привлечь частные инвестиции и на инновационные проекты, с помощью которых многие страны смогли достичь значительного экономического роста

[4].

Таким образом, привлечение

дополнительных инвестиций позволит повысить уровень состояния инфраструктуры, а так же расширить число ее объектов, которые в дальнейшем будут способствовать росту социально-экономического состояния города.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Город Севастополь в цифрах 2017 г.: Краткий статистический сборник /Крымстат -С.- 2018. - 149 с.

[2] Инвестиции в инфраструктуру [Электронный доступ] URL: https://infraone.ru/analitika/investitsii_v_infrastr ukturu_2019_infraone_research.pdf?12 (дата обращения 20.04.2019г.)

[3] Инфраструктура России: Индекс развития [Электронный доступ] URL: //https://infraone.ru/analitika/Index_razvitiia_inf rastruktury_Rossii_InfraONE_Research.pdf (дата обращения 20.04.2019г.)

[4] Пискун Е.И. Влияние технологических инноваций на жизнь человека / Д.А. Маматказин, Е.И. Пискун // Инновационные технологии в развитии социально-экономических систем [Электронный ресурс]: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 23-25 мая 2018г., Севастополь / под ред. Е.И. Пискун, Л.С. Шаховской, Р.М. Нижегородцева. - Севастополь: СевГУ, 2018. - С.170-173.

[5] Пискун, Е.И. Роль инвестиций в инновационном развитии системообразующих предприятий / Е.И. Пискун, К.И. Каруна // Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции / научн. Ред. С.П. Кирильчук; редкол.: Г.А. Штофер, Е.И. Пискун, А.В. Коваленко. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - С.153-155.

[6] Развитие инфраструктуры в России и международный опыт [Электронный ресурс]:иЯЬ:

https://www.ey.com/ru/ru/issues/business-environment/ey-road-to-2030-infrastracture-development-in-russia-and-global-insights_ (дата обращения 18.04.2019 г.)

[7] Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М. -479 с.

[8] Статистический ежегодник города Севастополя 2016: Стат.сб./Севастопольстат. - Севастополь, 2017. - 247 с.

[9] Стратегия развития города Севастополь до 2030 года [Электронный ресурс]:иКЬ: https://sev.gov.ru/docs/250/32152/

[10] Филимоненко Л.А. Инфраструктура как средство модернизации территориального развития [Электронный ресурс]:иКЪ: https: /^расе .susu.ru/xmlui/bitstream/handle/00 01.74/5453/22^^едиепсе=^едиепсе= 1 (дат а обращения 12.04.2019г.)

[11] Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.

[12] Богомолов А.И., Невежин В.П., Пискун Е.И. Модели в информационном обществе/Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем//Сборник научных трудов XI Международной школы -симпозиума АМУР-2017. 2017. С. 294-299

[13] Невежин В.П., Богомолов А.И. Планирование управления ресурсами предприятия в реальном масштабе времени (ЕЯР-ЯТЕ)/ Хроноэкономика. 2016. № 2 (2). С. 33-37.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.