конкурентоспособности. Согласно глобальному индексу конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index 2014-2015) [4], Российская Федерация находится на 53 месте. Несмотря на то, что в сравнении с предшествующим годом она поднялась на 11 пунктов вверх, невысокое значение показателя свидетельствует о том, что в стране низкая инновационная активность.
Низкая инновационная активность страны обусловлена рядом факторов:
- недостаток квалифицированных молодых кадров;
- слабое сотрудничество ВУЗов, государства и коммерческих структур по поводу технологической модернизации;
- информационное отставание населения;
- отсутствие качественного научно-технического прогноза;
- неравномерное и нерациональное распределение финансовых ресурсов;
- низкая инновационная активность организаций;
- несбалансированный уровень инновационного развития регионов;
- низкое финансовое обеспечение инновационных программ [4].
Перечисленные факторы - лишь малая часть всего многообразия факторов. Существует такая проблема как низкий уровень инвестирования. При создании и развитии технологических кластеров или реализации инновационных проектов, необходимо повышать долю бизнеса в их финансировании, чтобы ослабить финансовую нагрузку для государства.
С целью формирования эффективной инновационной экономики в Российской Федерации необходимо обеспечение:
- роста научно-технический потенциал за счет интенсификации научных исследований, создания технологий, финансирования и т.д.;
- создания социально-экономических условий для активизации инновационной деятельности за счет повышения уровня образования, сотрудничества государства с ВУЗами при подготовке квалифицированных кадров, информационной грамотности населения;
- повышения уровня инновационной деятельности за счет инновационной активности организаций, увеличения затрат организаций на технологические инновации и повышения результативности инновационной деятельности;
- качественной инновационной политики за счет более совершенного законодательства в области инноваций (качество нормативно-правовой базы инновационной политики, защищенность инвесторов и т. д.).
Инновационная экономика, в первую очередь, это экономика, основанная на знаниях.
Развитиевышеописанных направлений позволит значительно улучшить уровень инновационного потенциала и уровень инновационного развитиястраны в целом.
Список используемых источников
1. Пискун, Е.И. Управление инновационной деятельностью производственно-экономических систем в интеграционной среде / Е.И. Пискун. -Севастополь: ФГБОУ ВО «СевГУ», 2014. - 298 с.
2. Жиц, Г.И. Инновационный потенциал / Г.И. Жиц. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. - 132 с.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru.
4. Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www3.weforum.org.
- V -
УДК 338.242.2
ПРОБЛЕМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ САНКЦИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дубовик В.Г., магистрант Научный руководитель: Пискун Е.И. д.э.н., профессор Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
Аннотация. Рассматриваются вопросы экономических санкций и их влияние на экономику страны, на основании опыта зарубежных стран раскрываются возможные инструменты противодействия экономическим санкциям.
Ключевые слова: санкции, инструменты противодействия, экономика, политический курс, внешнеэкономическая деятельность.
PROBLEMS AND TOOLS OF COMBATING ECONOMIC SANCTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
«Хроноэкономика» № 1 (1) май 2016 www.hronoeconomics.ru
32
Dubovik V., graduate student Research supervisor: Piskun E.I., Doctor of Economic Sciences, Professor Sevastopol State University, Sevastopol Abstract. Discusses the issues of economic sanctions and their impact on the economy, on the basis of experience of foreign countries reveals the possible tools to counter economic sanctions. Keywords: sanctions, counter tools, economics, policies, foreign economic activity.
В современном мире, в век информационных технологий и интеграции мирового сообщества, ведение открытых военных действий стало недопустимо, вследствие этого государствам приходится прибегать к различным манипуляциям, искать способы воздействия без вступления в открытый военный конфликт. Ведение политики санкций в отношении государства, которое ведет политику отличную от «общих интересов», становится популярным инструментом. Экономические санкции должны ухудшить положение в стране, до той степени, что правительство страны будет вынуждено принять «правильные» решения. Однако на практике наблюдается, что положение в странах выбравших вести политику санкций - ухудшается.
Экономические санкции используются уже на протяжении столетий, хотя остаются не выгодными для двух сторон. Санкции, которые принимаются на ограниченный срок, могут нанести вред на длительный срок, так как последствия санкций действуют в отставании с реальным временем (потеря рабочих мест, снижение темпов прироста ВВП и т.д.) [1]. Санкции применяются с целью политического и экономического давления, которое используют западные страны, чтобы изменить политику других стран, так как она противоречит их единому политическому курсу.
В феврале 2014 года США и Европа запустили санкционную программу против Российской Федерации. Причинами, как считают эксперты западных стран, послужил ряд событий на геополитическом уровне: свержение президента Украины, вооруженные столкновения на Юго-востоке Украины, крушение малазийского Боинга над территорией Украины, присоединение Крыма и города Севастополя к РФ [1]. Возникает логичный вопрос, которым сегодня задаются как политики, так и экономисты - каковы последствия для страны действий западных стран? Поскольку экономика Российской Федерации зависит не только от экспорта газа и нефти, но и от импорта высокотехнологичных товаров, которые используются в перерабатывающей промышленности.
Газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ, так в Европу поступает 64,70 % российского газа, в страны постсоветского пространства - 27,85 %, оставшаяся доля - в Азию. США заинтересованно в том, чтобы страны Европы постепенно перешли на сланцевый газ, который добывается на территории США. Однако такой переход требует значительных средств и времени для оборудования портового хозяйства, создания танкерного флота и др. Так же стоит отметить, что стоимость этого газа гораздо дороже российского [3].
«Хроноэкономика» № 1 (1) май 2016
Наблюдается стремительное падение курса русского рубля, пока попытки Центрального Банка России по нивелированию данного процесса не приводят к существенным результатам. Подобное положение дел также связано с введением санкций против России, в частности, часть средств банков, чьи активы находятся в зарубежных странах, была заморожена; уменьшились возможности привлечения средств на международном финансовом рынке, как следствие инвестиционный спад и отток денежных средств. Данная ситуация негативно сказывается на всех сферах жизни России, начиная от подорожания товаров, до проблем с обслуживанием внешнего долга отечественных компаний.
Многие из стран, поддержавших Запад, так же приостановили военное сотрудничество с Российской Федерацией, что естественно негативно сказывается на безопасности страны.
Санкции Запада имеют мишени в виде отраслей, доходы от которых являются основой наполнения бюджета Российской Федерации, а так большинство этих отраслей имеют сырьевую специализацию, идет негативное влияние на все хозяйство страны. И, это только часть негативного влияния санкций, на самом деле они затронули каждую сферу деятельности и жизни страны.
Однако есть и другая сторона всего происходящего, так как в период глобализации и интеграции мировых хозяйств, все крупные и экономически развитые страны также пострадали от введения санкций. Особенно пострадали те страны, которые вели тесное сотрудничество с Россией. Некоторые политики и отдельные страны высказываются в поддержку отмены санкций против РФ. Так, 28 апреля в парламенте Франции приняли резолюцию об отмене санкций против России, что не сможет не повлиять на действия Европарламента. Вероятно, что процесс отказа от санкций против РФ начинается и будет интенсивным. Страны, не поддержавшие санкции против России: Китай, Бразилия, Индия, ЮАР, соответственно, они становятся стратегическими партнерами.
В качестве противодействия санкциям, Российской Федерацией выдвинуты встречные санкции, однако назвать их равными по весу с санкциями Запада - нельзя. Наибольший вред Запад ощущает от введения собственных санкций против России, так как таким образом они значительно сократили свои рынки сбыта.
Основной проблемой в противодействии экономическим санкциям, является то, что все известное о санкциях, почерпнуто из предшествующих случаев их введения. Дело в том, что общество не стоит на месте, а находится в постоянном процессе
www.hronoeconomics.ru
интеграции и к текущему состоянию сложно применить эффективные решения, которые действовали в прошлом. Так же невозможно применять эти решения потому, что уровень развития стран различен и их взаимоотношения с другими государствами иные, следовательно, все решения будут иметь другие последствия.
Вместе с тем, основываясь на опыте предшествующих лет, проведя дополнительные научные исследования, можно адаптировать эффективные методы противодействия
экономическим санкциям прошлых лет.
Можно выделить следующие инструменты противодействия санкциям, применяемые в различных странах:
- адаптация внешнеэкономической деятельности;
- замещение импорта внутренним производством;
- переориентация с европейского рынка на рынки других государств (Китай, Индия и другие);
- уход от расчетов в основных резервных валютах, особенно в долларе США (в Иране - большая часть торговых сделок обслуживается с помощью валют стран - торговых партнеров).
Возвращаясь к ситуации в России на современном этапе, видим, что множество инструментов противодействия в той или иной степени напоминают опыт других стран находившихся в похожей ситуации. Одним из инструментов противодействия является нейтрализация «оффшорной аристократии» в России, как приоритетное направление противостояния политике Запада.
Так же следует помнить, что главным долларовым активом, являются долговые бумаги казначейства США, величину портфеля казначейских бумаг США ЦБР стали постепенно снижать и увеличивать долю золота, так как монетарное золото находится вне сферы действия санкций, если оно размещено в хранилищах страны, против которой применяются санкции. Китай так же планирует отказ от долларовых резервов, несомненно, это негативно скажется на экономике США.
Ведение политики стратегии опережающего развития, которая основана на сочетании имеющихся конкурентных преимуществ и механизмов концентрации ресурсов на приоритетных
направлениях роста, препятствием на пути к реализации этой стратегии является олигархическое доминирование, оффшоризация, коррумпированность госаппарата и другие факторы. Соответственно, говоря о санкциях необходимо помнить внутренние проблемы и решать их незамедлительно.
Подводя итог вышесказанному, в качестве основных инструментов противодействия России экономическим санкциям можно выделить:
- поддержка инвестирования в российскую экономику;
- введение импортозамещения;
- развитие отечественного производства высокотехнологичных товаров;
- поддержка развития сельского хозяйства;
- запуск новых инвестиционных проектов и развитие уже имеющихся (БАМ и Транссиб -16,5 млрд. руб.);
- введение ответных санкций;
- сотрудничество со странами Азии.
Список используемых источников:
1. Братерский, М.В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования // Высшая школа экономики: Национальный исследовательский университет. — 2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: hse.ru/data/2010/03/12/1229672206/санкции.doc (Дата обращения: 030.03.2015).
2. Газизов, И.Ф. Анализ влияния санкций на экономику России / И.Ф. Газизов, Р.М. Галлиев // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 6 (50). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-vliyaniya-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii (Дата обращения: 03.05.2016).
3. Кравченко, Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы / Л. Кравченко // Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusrand.ru/events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy (Дата обращения: 07.04.2015).
- V -
УДК 330.43
ПОГРЕШНОСТИ КОЭФФИЦИЕНТОВ СЛОЖНОЙ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
«Хроноэкономика» № 1 (1) май 2016 www.hronoeconomics.ru
34