Научная статья на тему 'Инновационная деятельность города Севастополь: тенденции развития и влияние на уровень жизни населения'

Инновационная деятельность города Севастополь: тенденции развития и влияние на уровень жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ИННОВАТИКА / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / TRENDS OF INNOVATION DEVELOPMENT / RESOURCE POTENTIAL / RESOURCE AVAILABILITY / INNOVATION / PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / CITY OF SEVASTOPOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапилкина С.П., Барболин В.В.

На сегодняшний день инновационное развитие регионов является одним из ключевых моментов его экономического роста в конкурентной среде. Одним из приоритетных направлений развития экономики российских регионов является переход от экспортно-сырьевой модели развития к инновационному. Целью данной работы является изучение существующих проблемы и перспективы инновационного развития города Севастополь. С помощью аналитического анализа в данной работе были выявлены приоритетные направления развития города Севастополь, а также его слабые места. В целом, Севастополь имеет все предпосылки, чтобы стать одним из центральных звеньев развития инноватики в Крымском регионе. Ключевой государственной концепцией на сегодняшний день, безусловно, является «человек цель экономического роста, а не ресурс». Данная концепция четко обусловливает необходимость города Севастополя замены экстенсивного роста интенсивным, усовершенствование процессов производства и постоянную модернизацию экономики для повышения качества жизни населения в нем. Важно отметить, что такая схема отлажено работает только в развитых и некоторых развивающихся регионах, где базовые потребности людей удовлетворены, есть средства для совершенствования производства и большой внутренний спрос. Несмотря на существующие недостатки на данный момент, со временем Севастополь имеет все шансы попасть в категорию городов, которые могут успешно перейти к инновационной экономике. Информационную базу для проведения исследования составили источники научной литературы (монографии, электронные версии научных публикаций), в которой рассматриваются проблемы развития инновационной деятельности в Севастополе; опубликованные результаты правительственных заседаний в городе Севастополе по поводу инновационной деятельности, а также сведения правительственного портала города Севастополь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF SEVASTOPOL CITY: DEVELOPMENT TRENDS AND IMPACT ON THE LIVING STANDARDS OF THE POPULATION

Today, innovative development of regions is one of the key moments of its economic growth in a competitive environment. One of the priority directions of economic development of the Russian regions is the transition from the export-raw material development model to the innovative one. The purpose of this work is to study the existing problems and prospects of innovative development of the city of Sevastopol. By means of the analytical analysis in this work priority directions of development for the city of Sevastopol, and its weaknesses were revealed. In General, Sevastopol has all the prerequisites to become one of the Central links in the development of innovation in the Crimean region. Every year the concept of "innovative economy” is refined and improved, which leads to the emergence of new concepts. The key today, of course, is "man is the goal of economic growth, not a resource". This concept clearly determines the need for the city of Sevastopol to replace extensive growth with intensive growth, improvement ofproduction processes and constant modernization of the economy to improve the quality of life of the population in it. It is important to note that such a scheme works well only in developed and some developing regions, where the basic needs of people are met; there are means for mechanization ofproduction and large domestic demand. Despite the existing shortcomings now, over time Sevastopol has every chance to get into the category of cities that can successfully move to an innovative economy. The information base for the research consists of sources of scientific literature (collections, electronic versions of scientific publications), which deals with the problem of the development of innovation in Sevastopol; published results of government meetings in the city of Sevastopol on innovation, as well as the government portal of the city of Sevastopol.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность города Севастополь: тенденции развития и влияние на уровень жизни населения»

УДК 332.146.2

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЬ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ

Сапилкина С.П., студент, Барболин В.В., студент

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия E-mail: Sapilkina1997@mail.ru, E-mail: vlad.barbolin.98@mail.ru Научный руководитель: Пискун Е.И., д.э.н., проф. кафедры Финансы и кредит» Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: lenapiskun@mail.ru

Аннотация. На сегодняшний день инновационное развитие регионов является одним из ключевых моментов его экономического роста в конкурентной среде. Одним из приоритетных направлений развития экономики российских регионов является переход от экспортно-сырьевой модели развития к инновационному. Целью данной работы является изучение существующих проблемы и перспективы инновационного развития города Севастополь. С помощью аналитического анализа в данной работе были выявлены приоритетные направления развития города Севастополь, а также его слабые места. В целом, Севастополь имеет все предпосылки, чтобы стать одним из центральных звеньев развития инноватики в Крымском регионе. Ключевой государственной концепцией на сегодняшний день, безусловно, является «человек - цель экономического роста, а не ресурс». Данная концепция четко обусловливает необходимость города Севастополя замены экстенсивного роста интенсивным, усовершенствование процессов производства и постоянную модернизацию экономики для повышения качества жизни населения в нем. Важно отметить, что такая схема отлажено работает только в развитых и некоторых развивающихся регионах, где базовые потребности людей удовлетворены, есть средства для совершенствования производства и большой внутренний спрос.

Несмотря на существующие недостатки на данный момент, со временем Севастополь имеет все шансы попасть в категорию городов, которые могут успешно перейти к инновационной экономике. Информационную базу для проведения исследования составили источники научной литературы (монографии, электронные версии научных публикаций), в которой рассматриваются проблемы развития инновационной деятельности в Севастополе; опубликованные результаты правительственных заседаний в городе Севастополе по поводу инновационной деятельности, а также сведения правительственного портала города Севастополь.

Ключевые слова: инновационная деятельность, тенденции инновационного развития, ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, инноватика, приоритетные направления развития, город Севастополь.

INNOVATIVE ACTIVITY OF SEVASTOPOL CITY: DEVELOPMENT TRENDS AND IMPACT ON THE LIVING STANDARDS OF THE

POPULATION

Sapilkina S.P., student, Barbolin V.V., student

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Sevastopol state University",

Sevastopol, Russia E-mail: Sapilkina1997@mail.ru, E-mail: vlad.barbolin.98@mail.ru Research supervisor: Piskun E.I., doctor of Economics, Professor of Finance and credit Department,

Sevastopol state University, Sevastopol, Russia E-mail: lenapiskun@mail.ru

Abstract. Today, innovative development of regions is one of the key moments of its economic growth in a competitive environment. One of the priority directions of economic development of the Russian regions is the

transition from the export-raw material development model to the innovative one. The purpose of this work is to study the existing problems and prospects of innovative development of the city of Sevastopol. By means of the analytical analysis in this work priority directions of development for the city of Sevastopol, and its weaknesses were revealed. In General, Sevastopol has all the prerequisites to become one of the Central links in the development of innovation in the Crimean region. Every year the concept of "innovative economy" is refined and improved, which leads to the emergence of new concepts. The key today, of course, is "man is the goal of economic growth, not a resource". This concept clearly determines the need for the city of Sevastopol to replace extensive growth with intensive growth, improvement of production processes and constant modernization of the economy to improve the quality of life of the population in it. It is important to note that such a scheme works well only in developed and some developing regions, where the basic needs of people are met; there are means for mechanization ofproduction and large domestic demand.

Despite the existing shortcomings now, over time Sevastopol has every chance to get into the category of cities that can successfully move to an innovative economy. The information base for the research consists of sources of scientific literature (collections, electronic versions of scientific publications), which deals with the problem of the development of innovation in Sevastopol; published results of government meetings in the city of Sevastopol on innovation, as well as the government portal of the city of Sevastopol.

Key words: Innovative activity, trends of innovation development, resource potential, resource availability, innovation, priority directions of development, city of Sevastopol.

1. ВВЕДЕНИЕ

Инновационная деятельность имеет прямое влияние на уровень развития города в целом. Конечно, во многом развитие зависит от уровня финансовых возможностей города, но именно инновационная деятельность как раз и является ключевым фактором для устойчивого экономического развития города.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В качестве основных факторов экономического роста региональных систем исследователи рассматривают: внутри- и межрегиональное взаимодействие [1], инвестиции [2] и инновации [3, 4, 5], предпринимательскую активность [6], различного вида ресурсы (природные, сырьевые, трудовые, информационные, финансовые, инфраструктурные), накопленные знания и компетенции в регионе [7, 8, 9].

В общем понимании инновационный потенциал города можно разделить на три основные группы - это инновационный потенциал материальных ресурсов,

рекреационный потенциал и интеллектуальный потенциал. Рассмотрим эти группы и выясним их составляющие.

1) Инновационный потенциал материальных ресурсов:

- обеспеченность финансирования города;

- бюджетная сбалансированность доходной и расходной части (по состоянию на 2019 год в

Севастополе присутствует дефицит бюджета в сумме 1 600 000 руб.).

По первой группе факторов развития можно сделать вывод, что к сожалению, на данный момент Севастополь не находится в состоянии полного самофинансирования и конечно в значимой степени бюджетирование

подкрепляется денежными средствами федерального бюджета Российской Федерации. Но в целом создание и внедрение инноваций происходит вне зависимости от источников финансирования того или иного города. В данный момент большая часть ответственности приходится на компетенции и уровень заинтересованности правительственного

аппарата города.

2) Рекреационный потенциал: - природно-рекреационный; -культурно-исторический;

-потенциал туристической инфраструктуры. Касаемо второй группы факторов развития, Севастополь по этим составляющим имеет максимальные возможности инновационного развития по сравнению с другими регионами в Крыму.

3) Интеллектуальный потенциал: -потребительский потенциал -управленческо-инфраструктурный -человеческий капитал

Касаемо третьей группы можно отметить, что Севастополь относительно молодой город.

Жителей Севастополя отличает высокая социальная активность и в этом заключается главный ресурс, который необходимо использовать для формирования новой инновационной интеллектуальной среды.

Таблица 1 - Сильные и слаб

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для того, чтобы иметь полное понимание о состоянии города Севастополя, представим общий стратегический SWOT анализ города.

стороны города Севастополя

Сильные стороны Слабые стороны

1. Благоприятные природно-климатические условия, большая территория, наличие в городской черте земель с различным функциональным назначением, протяженная береговая линия с большим числом удобных бухт. 1. Модернизация и обновление Черноморского флота 2. Наличие сформированной транспортной системы (дорожная сеть, порт, аэропорт, железная дорога). 3. Высокая привлекательность города для проживания, работы и отдыха. 4. Высокое качество человеческого капитала, высокий уровень образования населения. 6. Наличие опыта и материально-технической основы для базирования флота и воинских соединений, ремонта и обслуживания кораблей. 7.Действие режима свободной экономической зоны. 8.Наличие сформированной системы начального, среднего, высшего образования и здравоохранения. Особый статус Севастопольского государственного университета. 9. Наличие истории, традиций и комплексов культурно-исторического назначения мирового уровня. 10. Наличие природных условий, традиций, инфраструктуры и потенциала для развития туризма, курортного отдыха. 1. Недостаточная обеспеченность собственными источниками воды, тепло-и электроэнергии, устойчивой телекоммуникационной связью. 2. Низкая эффективность работы основных обеспечивающих систем, высокая изношенность. инженерных сетей и сооружений, отсутствие резервов, в том числе мощностей по утилизации и переработке отходов. 3.Недостаточное техническое оснащение объектов социальной сферы. 4. Низкий вклад гражданских видов деятельности в формирование доходов населения и бюджет города. 5.Слабая обеспеченность социальной и коммунальной городской инфраструктурой внутригородских муниципальных образований города Севастополя, фактически являющихся сельскими поселениями. 6. Отсутствие полного учета деятельности физических и юридических лиц, объектов недвижимости. 6.Неразвитость инфраструктуры обеспечения деятельности бизнеса: отсутствие крупных банков, юридических, страховых, консалтинговых компаний, офисных помещений, структур обслуживания. Низкий уровень электронных услуг. 7.Неразвитая инфраструктура курортного туризма, слабая обустроенность пляжей в черте города, отсутствие контроля за использованием и уровнем сервиса для отдыхающих в дачных домиках. 8.Сложная экологическая обстановка.

Таблица 2 - Возможности и угрозы города Севастополь

Возможности Угрозы

1. Модернизация и обновление Черноморского флота ВМФ России. 2. Реализация проектов по повышению транспортной доступности Республики Крым 3. Реализация проектов по энергетическому обеспечению. 4. Наличие финансовой поддержки из федерального бюджета. 5. Рост спроса на разработку и поставку высокотехнологичной продукции и услуг. 6. Ускорение перехода в российское нормативно -правовое поле и повышение качества и эффективности системы управления. 7. Опережающий рост внутреннего туризма. 8. Возможность полного (частичного) снятия санкций. 1. Снижение уровня финансовой поддержки из федерального бюджета. 2. Недофинансирование и отставание в реализации утвержденных федеральных и региональных программ и проектов. 3. Ужесточение экономических санкций. 4. Недостаточные темпы модернизации городских предприятий со стороны АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». 5. Усиление разногласий между русской православной церковью и Министерством культуры 6. Накопление нерешенных вопросов собственности объектов на территории города и задержка перехода хозяйственных субъектов в правовое поле Российской Федерации.

В представленном SWOT анализе перечислены или иначе препятствуют полноценному развитию все основные проблемные вопросы, которые так города. Конечно, Севастополь имеет много

«Хроноэкономика» № 4(17). Июль2019 www.hronoeconomics.ru

60

сильных сторон, но если проанализировать все перечисленные преимущества, то все они неким образом относятся к так называемому «наследию» города - это и его расположение, и история, и само по себе федеральное значение города. К сожалению, мы практически не наблюдаем сильных сторон, которые бы отмечались как достижение города при современном правительстве. На сегодняшний момент наблюдается только использование

правительством города удачного расположения города Севастополь и его дотационным положением. Прямое отражение этого мы можем наблюдать в формулировках угроз города Севастополя.

Что касается возможностей города, то они достаточно перспективны, но стоит отметить, что все перечисленные возможности (кроме, тех что касаются правового поля и санкций) напрямую зависят от того, начнет ли правительство города в ближайшее время предпринимать какие-либо действия практического характера, в том числе и инновационного.

Таким образом, анализируя все недостатки и преимущество города, можно сделать вывод, что к целям и задачам инновационной политики как раз и можно отнести возможности, указанные в анализе, которые могут быть реализованы только лишь в случае приведения в жизнь всех тех проектов и решений, которые сейчас обсуждаются. Одной из приоритетных задач так же является предотвращение всех пунктов, которые перечислены в столбце угроз.

После воссоединения с Россией в 2014 году система управления Севастополя, как и Республики Крым, испытывала естественный стресс, который объясняется переходом в российское правовое поле, новыми современными требованиями и задачами эффективного развития. Значительные федеральные ресурсы выделены на восстановление разрушенной в предыдущие годы промышленной, транспортной, коммунальной инфраструктуры для того, чтобы Севастополь и Крым в кратчайшие сроки были

Таблица - 3 - План распределения расход]

интегрированы в единое государственное пространство. Конечно мы замечаем знаковые результаты: введены в эксплуатацию Крымский мост и аэропорт, новые источники генерации; завершено строительство энерго- моста, ведется активное строительство дорог и транспортных развязок, но все эти стратегические объекты, хоть они и безусловно являются также продуктами инновационной деятельности, все это относится больше к региональному развитию Крыма в целом.

Что же касается конкретно города Севастополь, то жилищно-коммунальное хозяйство города, сетевая коммунальная инфраструктура остаются одной из главных проблемных зон Севастополя. Особенности застройки города, требующие высокой протяженности коммуникаций при организации централизованного коммунального

обслуживания, высокая степень изношенности инженерной инфраструктуры ограничивают возможности повышения качества услуг. Все это так или иначе требует если не инновационного вмешательства, то кардинально нового подхода к вопросу развития города.

Предстоит масштабное обновление всех систем жизнеобеспечения города. Речь идет не только о применении современных, высокоэффективных технологий и оборудования, необходимы рациональные схемные решения. Безусловно, это требует существенных финансовых вложений, чтобы Севастополь становился городом устойчивого развития, городом промышленно эффективным и экологически чистым городом. В этом и будет заключаться залог устойчивого развития. Для того, чтобы понимать, какие на данный момент в Севастополе направлениями развития являются приоритетными, рассмотрим распределение расходной части бюджета города. Ведь обычно то, что считается важным - стоит в первых позициях финансирования. Следующая таблица была взята на официальном сайте Севастопольского правительственного портала.

й части бюджета города Севастополь на 2019 г.

Наименование показателя Млн. руб.

Аппарат Законодательного Собрания города Севастополя 135,44

Департамент здравоохранения города Севастополя 4 094,67

Управление по делам молодежи и спорта города 622,03

Главное управление культуры города Севастополя 962,56

Департамент образования города 5 875,89

Департамент экономического развития города 220,8

Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя 73,33

Департамент финансов города Севастополя 329,02

Департамент капитального строительства города 10 562,88

Главное управление государственного жилищного надзора города 20,75

Управление государственного строительного надзора и экспертизы города 37,2

Управление ветеринарии города Севастополя 47,78

Управление записи актов гражданского состояния города Севастополя 44,02

Главное управление природных ресурсов и экологии города 206,26

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя 115,61

Представительство Правительства Севастополя в городе Москве 11,92

Государственная инспекция труда города Севастополя 17,88

Департамент сельского хозяйства города Севастополя 570,15

Управление по промышленной безопасности 7,23

Главное управление информатизации и связи города Севастополя 250,54

Контрольно-счетная палата города Севастополя 42,13

Департамент городского хозяйства города Севастополя 8 213,82

Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя 170,56

Управление обеспечения деятельности мировых судей города Севастополя 59,84

Департамент общественной безопасности города Севастополя 256,12

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 860,26

Департамент общественных коммуникаций города Севастополя 220,53

Департамент аппарата Губернатора и Правительства Севастополя 706,77

Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя 2 933,97

Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя 75,08

Аппарат Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе 11,5

Аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в городе Севастополе 9,11

Главное контрольное управление города Севастополя 27,25

Департамент по территориальному развитию и взаимодействию с органами самоуправления города Севастополя местн°95>

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры город 1а 8 170,85

Севастопольская городская избирательная комиссия 55,83

Как видно из представленной таблицы среди всех направлений финансирования, даже нет раздела инновационной деятельности. Это говорит о том, что правительство города не рассматривает это как одно из приоритетных направлений. Возможно в скором времени ситуации изменится, но фактом является то, что в основном инновационная деятельность, которая существует в городе, финансируется либо за счет федеральных проектов Российской федерации, либо за счет частной инициативы (частного инвестирования).

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общий итог конечно нельзя не согласиться, что новые технологии будут иметь

большое влияние на уровень жизни населения в городе Севастополь, так как они способствуют удовлетворению желаний и потребностей людей. Данную связь можно объяснить возможностями выбора, которые инновации предоставляют людям при увеличение разных ассортиментов продукции, в частности, это касается города Севастополь.

Помимо этого, инновации подразумевают в своем содержании усовершенствование процессов и методологий, что ведет к таким не глобальным, однако первостепенной важным факторам, таким как упрощение передвижения, улучшение здравоохранения, средств коммуникации и так далее. Инновации являются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

результатом развития фундаментальной науки, а наука является ключевым двигателем прогресса, который однозначно улучшает качество жизни. Несмотря на существующие недостатки на данный момент в городе, со временем Севастополь имеет все шансы попасть в категорию городов, которые могут успешно перейти к инновационной экономике.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бухвальд Е. Малый бизнес как фактор экономического

подъема моногородов России // Мир перемен. - 2018. -№ 1. - С. 35-48.

2. Иншаков О. Механизмы Реализации Стратегии Формирования наноиндустрии в Регионах России. Волгоград: ВолГУ, 2009, 240 с.

3. Michael H. Best Silicon Valley and the resurgence of Route

128: Systems integration and regional innovation Regions, Globalization, and the Knowledge-Based Economy // (Oxford: Oxford University Press). - 2002. P. 459-484.

4. Лукин Е., Ускова Т. Межрегиональное Экономическое

Сотрудничество: Состояние, Проблемы, Перспективы / Е. Лукин, Т. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 147 с.

5. Горидько Н., Нижегородцев Р. Точки роста региональной

экономики и регрессионная оценка отраслевых

инвестиционных мультипликаторов / Н. Горидько, Р. Нижегородцев // Экономика региона. - 2018. - № 14(1). С - 29-42. doi: 10.17059/2018-1-3

6. Васильева З., Лихачёва Т. Инновационные Факторы Экономического Роста Территорий. / З. Васильева, Т. Лихачева; Красноярск: Сиб. федер. ун-т. - 2012. - 108 с.

7. Пискун Е.И., Хохлов В.В., Каруна К.И. Методологические

аспекты управления развитием регионов в условиях цифровизации // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - Т. 17, № 1. - С. 4 - 15.

8. Пискун Е.И., Смола М.А. Экономическое развитие города

Севастополя до и после присоединения к Российской Федерации / Е.И. Пискун, М.А. Смола // XIV межрегиональная научно-практическая конференция «Взаимодействие предприятий и вузов - наука, кадры, новые технологии» (г. Волжский, 2018 г.) [Электронный ресурс]: Сборник материалов конференции / Под редакцией С.И. Благинина; ВПИ (филиал) ВолгГТУ, Волжский, 2018. - С. 209-211

9. Пискун Е.И., Каруна К.И. Цифровизация региональной

экономики на примере города Севастополя // Интеграция науки и практики как механизм развития цифровой экономики: Междунар. науч.-практ. конф, 18 декабря 2018 г., Ярославль / под общ. ред. к.э.н. С.В. Шкиотова, д.э.н. В.А. Гордеева. [Электронный ресурс] - Ярославль: Изд. дом ЯГТУ, 2018. - С. 312-314

10. Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.