Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В КРЫМУ'

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В КРЫМУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОПРОС / INVESTMENTS IN FIXED CAPITAL / INVESTMENT CLIMATE / ENTREPRENEURSHIP / INTERVIEW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Е. В.

В статье проведен анализ инвестиционной сферы в Республике Крым, выявлены основные тенденции изменения объемов инвестиций в основной капитал, а также основные векторы инвестиционных потоков. Изучены методы поддержки и уровень предпринимательской активности в Крыму. Проведен опрос среди предпринимателей, позволивший корректно оценить состояние инвестиционного климата в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the investment climate in Crimea

The article analyzes the investment sphere in the Republic of Crimea, reveals the main trends in the volume of investments in fixed assets, as well as the main vectors of investment flows. The methods of support and the level of entrepreneurial activity in the Crimea have been studied. A survey among entrepreneurs was conducted, which allowed to correctly assess the investment climate in the Crimea.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В КРЫМУ»

науки Российской Федерации, Кубанский социально-экономический институт, Научный центр пропаганды и внедрения инноваций . Краснодар, 2015.

6. Веселова Н.Ю., Ищенко О.В. Методика разработки и формирования корпоративного кодекса и миссии для органов местного самоуправления. -Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58). С. 327331.

7. Абызова Е.В., Ищенко О.В. Особенности финансового обеспечения унитарных предприятий. -Вестник Академии знаний. 2017. № 3 (22). С. 6-13.

Source:

1. Civil Code of the Russian Federation. Part 2 of 11/30/2011 No. 363-ф3 // Reference and legal system "Consultant Plus: VersionProf' Access mode: www.konsultant.ru (the date of circulation is 08.28.2018);

2. Budget Code of the Russian Federation No. 145-ФЗ dated July 31, 1998 (as amended on August 3, 2018) // Consultant Legal Reference System "Version: Profit" Access mode: www.konsultant.ru (appeal date 28.08.2018 g .)

3. Federal Law of 05.04.2014 No. 44-ФЗ "On the contractual system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" (as amended on 03.08.2018 No. 311-ФЗ) // Reference and legal system " Consultant Plus: VersionProf "Access Mode: www.konsultant.ru (appeal date 28.08.2018);

4. Sharipova E.R. Evaluation of PPP projects: the application of the criterion "price - quality" and the assessment of the Public Sector Comparator: a teaching aid / EP. Sharipov. - M .: 2014. - 21 p .;

5. Veselova N.Yu., Ishchenko OV, Shishkina N.A., Lukin V.K. Public-private partnership is a mechanism of socio-economic improvement of the quality of life of the population and the provision of state (municipal) services in Russia. collective monograph / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Kuban Social and Economic Institute, Scientific Center for the Promotion and Implementation of Innovations. Krasnodar, 2015.

6. Veselova N.Yu., Ishchenko OV Methods of developing and forming a corporate code and mission for local governments. -Economy and entrepreneurship. 2015. No. 5-1 (58). Pp. 327-331.

7. Abyzova E.V., Ishchenko O.V. Features of the financial support of unitary enterprises. - Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. № 3 (22). Pp. 6-13.

Е.В. Бондаренко аспирант 2 курса

08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством Институт экономики и управления ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

E. V. Bondarenko graduate student 2 course 08.00.05. Economy and management of national economy Institute of Economics and Management (ev bondarenko [email protected], 89788297298)

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В КРЫМУ

Аннотация. В статье проведен анализ инвестиционной сферы в Республике Крым, выявлены основные тенденции изменения объемов инвестиций в основной капитал, а также основные векторы инвестиционных потоков. Изучены методы поддержки и уровень предпринимательской активности в Крыму. Проведен опрос среди предпринимателей, позволивший корректно оценить состояние инвестиционного климата в Крыму.

Annotation. The article analyzes the investment sphere in the Republic of Crimea, reveals the main trends in the volume of investments in fixed assets, as well as the main vectors of investment flows. The methods of support and the level of entrepreneurial activity in the Crimea have been studied. A survey among entrepreneurs was conducted, which allowed to correctly assess the investment climate in the Crimea.

Ключевые слова: инвестиции в основной капитал; инвестиционный климат; предпринимательство; опрос.

Key words: investments in fixed capital; investment climate; entrepreneurship; interview.

Актуальность.

Республика Крым является новым субъектом Российской Федерации. В условиях замедления темпов роста ВВП необходимо изыскивать новые резервы для развития экономики страны. Крым может стать новой точкой роста для российской экономики. Создание положительного инвестиционного климата является основой для возникновения новых рабочих мест, модернизации и расширения производства, что в свою очередь позволит улучшить социально-экономическое положения населения региона. В связи с этим, важно оценить и произвести анализ состояния инвестиционной сферы в Крыму.

Основные результаты исследования.

Республика Крым - достаточно крупный и новый элемент в общероссийской экономической системе. Крым рассматривается как регион с повышенными положительными инвестиционными ожиданиями.

В рамках данной статьи был произведен анализ инвестиционной сферы Республики Крым, структуры инвестиционных потоков в основной капитал, а также изучены инструменты стимулирования притока инвестиций в регион.

Для того, чтобы оценить инвестиционный климат в Республике Крым, необходимо определиться с индикатором, характеризующим инвестиционную привлекательность региона. В данном случае, за основу был взят показатель - инвестиции в основной капитал. Инвестиции в основной капитал - вложение денежных средств в новое оборудование, строительство, реконструкцию и модернизацию производства с целью получения прибыли. Инвестиции в финансовые активы, в рамках данной статьи, не были взяты в расчет, так как развитие экономики и обеспечение роста ВВП, достигается за счет привлечения и активизации притока реальных инвестиций.

С целью более глубокого анализа состояния инвестиционной привлекательности Республики Крым, проведем ретроспективный анализ изменения объемов инвестиций в основной капитал, в экономику региона с 2014-2017 гг. (см. рис.1.)

120 000 000,00 100 000 000,00 80 000 000,00 60 000 000,00 40 000 000,00 20 000 000,00 0,00

109 293 282,00

74 795 277,00

47 582 272,00

Инвестиции в основной капитал, тыс.

руб.

2014 2015

2016 2017

Рисунок - 1. Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. (2014-2017 гг.)

Исходя из данных на рис. 1., можно сделать вывод о том, что на протяжении длительного периода времени наблюдается положительная тенденция, выраженная в постоянном росте объемов инвестиций в основной капитал. Так, в 2015 г. темпы роста инвестиций в основной капитал в сравнении с 2014 г. составили 179,92%, в 2016 г. в сравнении с 2015 г. - 157,19%, в 2017 г. в сравнении с 2016 г. - 146,12%. Следует отметить, что объемы инвестиций в 2017 г., в сравнении с 2014 г., выросли более чем в 4 раза или в абсолютных значениях - на 82 846 466,00 тыс. руб. [4]. На основе проанализированных показателей, можно сделать промежуточный вывод об улучшении инвестиционной привлекательности региона в глазах инвесторов.

В процессе анализа объемов инвестиций в основной капитал, автором была поставлена задача - выявить входит ли в общую структуру инвестиций вложения в выкуп готовых промышленных и иных объектов капитального строительства. Это связано с тем, что, данные финансовые ресурсы нельзя воспринимать, в полном смысле слова, как реальные инвестиционные вложения, ориентированные на увеличение и модернизацию производства, ведь в их основе лежит исключительно смена собственника предприятия.

Для решения поставленной задачи обратимся к официальной методологии оценки объемов привлеченных инвестиций в основной капитал. Исходя из данной методологии, к инвестициям в основной капитал относятся [6]: • инвестиции в жилые здания и помещения;

• инвестиции в здания (кроме жилых);

• инвестиции в сооружения;

• расходы на улучшение земель;

• инвестиции в транспортные средства;

• инвестиции в информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование;

• инвестиции в прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты;

• инвестиции в объекты интеллектуальной собственности;

• прочие инвестиции.

В соответствии с приказом Росстата от 25.11.2016 № 746, к инвестициям в здания (жилые и нежилые) и сооружения относятся расходы на строительство зданий, сооружений, которые складываются из выполненных строительных работ и приходящихся на них прочих капитальных затрат (проектно-изыскательских работ, затрат по отводу земельных участков под строительство, расходов на содержание застройщика, выплаты земельного налога (аренды) в период строительства и др.), включаемых при вводе объекта в эксплуатацию в инвентарную стоимость здания (сооружения) [6].

Следовательно, в проанализированных нами статистических данных приведены чистые объемы инвестиций в основной капитал, которые ориентированы на вложение в реальное строительство или производство, а не подразумевающие смену собственника имущества.

Произведем видовой анализ инвестиций в основной капитал и сложившихся тенденций инвестирования (см. табл. 1).

Таблица 1. Видовая структура инвестиций в основной капитал, тыс. руб. [4]

Наименование показателя Год

2014 2015 2016 2017

Всего 26 446 816,00 47 582 272,00 74 795 277,00 109 293 282,00

жилые здания и помещения 7 559 729,00 5 124 062,00 6 618 721,00 1 539 997,00

здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель 10 193 067,00 11 823 324,00 33 452 927,00 86 957 358,00

в машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь 7 378 489,00 21 199 169,00 32 239 689,00 18 941 321,00

прочие 1 315 531,00 9 435 717,00 2 483 940,00 1 854 606,00

Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о нестабильности значений, исследуемых показателей, с учетом фактора времени. Так, темпы роста инвестиций в жилые здания и помещения в 2015 г. уменьшились и составили 67,78% относительно уровня данного вида инвестиций в 2014 г., в 2016 г. относительно 2015 г. зафиксировано ускорение темпов роста до 129,17%, в 2017 г. относительно 2016 г. фиксируется замедление и падение темпов роста инвестиций до 23,27%. Темпы роста инвестиций в здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель в 2015 г. составили 115,99% относительно уровня данного вида инвестиций в 2014 г., в 2016 г. от-

носительно 2015 г. зафиксировано ускорение темпов роста до 282,94%, в 2017 г. относительно 2016 г. фиксируются темпы роста инвестиций в размере 259,94%. Темпы роста инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь в 2015 г. составили 287,31% относительно уровня данного вида инвестиций в 2014 г., в 2016 г. относительно 2015 г. зафиксированы темпы роста в размере 152,08%, в 2017 г. относительно 2016 г. фиксируются значительное снижение темпов роста инвестиций - 58,75%. Темпы роста прочих инвестиций в 2015 г. составили 717,26% относительно уровня данного вида инвестиций в 2014 г., в 2016 г. относительно 2015 г. зафиксировано снижение темпов роста до 26,32%, в 2017 г. относительно 2016 г. фиксируются сохранение тенденции снижения темпов роста инвестиций до 74,66%. Таким образом, в процессе экономического анализа было выявлено, что постоянные темпы роста инвестиций, выраженные в ежегодном приросте объемов инвестиционных потоков относительно предыдущего периода времени, выявлены в следующем виде инвестиций в основной капитал - здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель. В целом, данная динамика является закономерной, ввиду инфраструктурного отставания в развитии крымского региона относительно общероссийского уровня.

Для более детального анализа инвестиционной сферы в Республике Крым, определим удельные веса каждого вида инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал и выявим основные векторы инвестирования (см. рис.2.)

79,56%

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

44,55% 44,73%

43,10%

17,33%

1,70%

жилые здания и помещения

здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель

в машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь

прочие

2014

2015

2016

2017

Рисунок 2 - Удельные веса основных видов инвестиций в основной капитал,

% (2014-2017 гг.) [4] Исходя из данных на рис. 2., можно сделать вывод о том, что удельные веса по различным направлениям инвестирования имеют нестабильные значения. Так, удельные веса инвестиций в жилые здания и помещения изменяются в диапазоне от 2 до 18%, за исследуемый период, а инвестиции в здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель - от 14 до 35%, инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь - от 1,5% до 26%, прочие инвестиции - от 2 до 17%. Более того, инвестиции в здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель имеют постоянную тенденцию к росту своего удельного веса в общей структуре инвестиций.

Таким образом, наиболее приоритетными направлениями инвестирования в Крыму являются: здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель и машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь.

Выявленная тенденция объясняется наличием особых инструментов поддержки предпринимателей в Крыму: Постановление Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 № 368 "О Порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым"[1] и Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города

федерального значения Севастополя" от 29.11.2014 № 377-ФЗ [2]. Первый инструмент представляет собой упрощенный - в режиме «одного окна», способ получения земельного участка и объектов недвижимости под реализацию инвестиционного проекта, в аренду. Это распространяется на участки, находящиеся в собственности государства или муниципалитета. С целью сопровождения инвестора в рамках данной процедуры создано Государственное автономное учреждение "Центр инвестиций и регионального развития Республики Крым". Взамен, инвестор обязуется соблюдать график капитальных вложений и выполняет социальную нагрузку, в виде возведения объектов социальной инфраструктуры и прочее. Второй инструмент позволяет инвестору получить налоговые преференции по налогу на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также применение ускоренной амортизации основных средств с коэффициентом 2. Таким образом, инвестор может не уплачивать налог на прибыль в федеральный бюджет в течение десяти лет, три года платит налог в региональный бюджет Крыма по ставке 2%, с четвертого по восьмой год реализации проекта - 6%, с девятого года 13,5%. Еще одной немаловажной льготой является возможность получения в аренду земельного участка, необходимого под реализацию инвестиционного проекта, без торгов. При этом инвестор должен осуществить капитальные вложения в размере 3 млн., если он относится к субъектам МСП или не менее 30 млн. руб. - если это крупный бизнес. Следует выделить, что под капитальными вложениями здесь подразумеваются «чистые инвестиции» в основные средства (здания, сооружения и оборудование) - за вычетом НДС.

Для активизации инвестиционной сферы в Крыму, создан информационный портал invest-in-crimea.ru [3]. В нем консолидирована информация по экономическому обозрению экономики Крыма, программам господдержки предпринимателей и инвесторов, государственным консалтинговым компаниям, индустриальным паркам Крыма, инвестиционным предложениям, а также по площадкам, на которых потенциальный инвестор может реализовать свой проект.

Проанализируем инвестиционную привлекательность Крыма для предпринимателей, опираясь на общедоступную официальную информацию.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым, количество действовавших предприятий, отнесенных к категории малого предпринимательства (без микропредприятий), действовавших в 2016 г. составило 1016 шт., при объемах инвестиций в основной капитал — 1 855 772 тыс. руб. За девять месяцев 2017 г. количество предприятий выросло до 1382 шт. [4] Рост в натуральном выражении составил 366 шт. или 36,02%. Объёмы инвестиций составили за этот же период времени — 3 305 062,00 тыс. руб., что составляет 178,10% от уровня совокупных инвестиций за 2016 г.

В качестве индикатора характеризующего динамику изменения товарооборота малых организаций взят показатель - отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акциза).

В 2016 г. данный показатель составил 29 626 523,00 тыс. руб., а за период января-сентября 2017 г. - 33 580 360,00 тыс. руб. [4] Таким образом, темпы роста составили 113,35%, а в стоимостном выражении рост составил - 3 953 837,00 тыс. руб. Исходя из положительных оценок рыночной конъюнктуры, можно предположить, что максимального значения товарооборот достигнет к концу текущего года.

Анализ данного показателя позволяет продемонстрировать, что рост товарооборота, за счет эксплуатация собственных производственных мощностей, обеспечен, в том числе, ростом капитальных вложений в развитие производства за аналогичный период времени.

Активизация предпринимательской активности, выраженная в росте: количества экономических агентов, товарооборота, объёмов капитальных инвестиций, основана, в том числе, на благоприятном налоговом климате в рамках свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) Крыма и г. Севастополя, а также существующих местных программ поддержки предпринимательства.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2015 г. статус участника свободной экономической зоны получили 366 хозяйствующих субъектов. Из них 94 - в г. Севастополе, 272 - в Республике Крым. При этом к субъектам

малого и среднего предпринимательства относилось 322 участника, что составляет 88% от их общего числа [5].

Общий объем инвестиций участников свободной экономической зоны составил за 2015 г. 4 406,0 млн. руб. Их них 75% (3 209,0 млн. руб.) относится к капитальным вложениям [5].

Совокупный объем выручки всех участников СЭЗ от продажи товаров и услуг за 2015 г. составил 11 884,7 млн. руб.[5]

В 2016 г. зарегистрировано 604 новых участников СЭЗ (141 - в г. Севастополе и 463 - Республика Крым). При этом доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве организаций-резидентов СЭЗ выросла до 92,8 % [5].

Общий объем инвестиций участников свободной экономической зоны за 2016 г. составил 19 027,0 млн. руб. Из них 74 % (14 025,0 млн. руб.) приходится на капитальные вложения[5].

Суммарный объем выручки участников свободной экономической зоны от продажи товаров, работ и услуг за 2016 г. составил 146 013,1 млн. руб. [5]

Визуализируем полученные данные на рис. 3.

Соовкупный объем выручки участников СЭЗ, млн.руб.

Общий объем капитальных инвестиций, млн. руб.

Кол-во участников СЭЗ, шт.

0,00

50 000,00

100 000,00

46 013,10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 г. 2015 г.

150 000,00

Рисунок 3 - Сопоставление ключевых показателей деятельности СЭЗ

Как можно увидеть из рисунка 3, наблюдается положительная тенденция, выраженная в росте всех анализируемых показателей.

Количество участников СЭЗ выросло в 2016 г., в сравнении с 2015 г., на 238,00 шт., а темпы роста составили - 165,03%. При этом объем капитальных инвестиций вырос на 10 816,00 млн. руб., а темпы роста составили - 437,05%. Совокупный объем

выручки участников СЭЗ вырос на 134 128,40 млн. руб., темпы роста составили -1 228,58%.

В 2017 г. зарегистрировано 727 новых участников СЭЗ (185 - в г. Севастополе и 542 - Республика Крым). Это на 123 участника больше чем годом ранее или на 20,36% больше. К сожалению, на данный момент времени, верифицированной статистики по объемам инвестиций в основной капитал участников СЭЗ за 2017 г. отсутствует. Закономерно предположить, что в 2017 г. объемы капитальных вложений вырастут еще больше чем за 2016 г., вследствие роста количества резидентов СЭЗ и их обязательств по соблюдению графика капитальных вложений.

Таким образом, исходя из проведенного анализа статических данных, можно сделать вывод о том, что с 2014-2017 гг. наблюдается положительная тенденция, выраженная в росте объемов инвестиций в основной капитал не только со стороны государства, но и со стороны предпринимателей.

Для подтверждения или опровержения полученных результатов исследования автором был произведен опрос среди предпринимателей, который позволил корректно оценить состояние инвестиционного климата и привлекательность Крыма, как площадки для осуществления капитальных вложений.

С целью проведения опроса, была произведена выборка в виде 100 предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм, действующих в различных отраслях экономики Крыма. С целью соблюдения конфиденциальности полученной информации, названия фирм и организаций в данной статье не указаны. Полученные ответы от респондентов консолидированы на рис. 4. Был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили инвестиционный климат для ведения предпринимательской деятельности в Крыму?»

Рисунок 4 - Опрос среди предпринимателей касательно оценки инвестиционного климата в Крыму*

*составлено авторами

Дана положительная оценка, сложившемуся инвестиционному климату в Крыму, 78 респондентами-представителями предприятий и организаций, принявших участие в опросе. В целом, такая высокая оценка была получена, ввиду наличия в Республике Крым особых инструментов поддержки предпринимательства, которые позволяют уменьшить себестоимость производимой продукции или услуг. Прежде всего, это субсидирование расходов на создание бизнеса или закупку оборудования, а также наличие налоговых льгот и упрощенного процесса получения земельного участка в аренду для реализации проекта.

Негативная оценка была получена от 12 респондентов. В основном, такая оценка была получена, ввиду наличия бюрократических барьеров в процессе получения помощи от государства для ведения бизнеса. Более того, было отмечено, что в Крыму отсутствует достаточный контроль за конкуренцией со стороны антимонопольной службы.

Дать однозначный ответ затруднились 10 респондентов.

Исходя из полученных результатов исследования, был сформирован ряд рекомендаций, направленных на улучшение инвестиционного климата в Крыму:

1. Усиление контроля со стороны антимонопольной службы за предпринимательской деятельностью в Крыму - необходимо предотвращать картельные сговоры по росту цен и бороться с искусственно возникшими монополиями.

2. Предотвращение лоббирования интересов крупных монополистических предприятий со стороны органов исполнительной власти.

3. Внедрение персональной ответственности за реализацию Федеральной целевой программы в звене топ-менеджеров, находящихся на государственной службе, так как эффективное исполнение данной программы, позволит преодолеть основные инфраструктурные ограничения, препятствующие ведению полноценной предпринимательской деятельности.

4. Разработка и последующее внедрение нормативно-парового акта, с четким описанием алгоритма выполнения социальных обязательств инвестора перед балансодержа-

телем земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в рамках Постановления Совета министров Республики Крым от 07 октября 2014 года № 368 «О Порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым».

5. Рассмотреть возможность ликвидации Постановления Совета министров Республики Крым от 07 октября 2014 года № 368 «О Порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» и внедрения основных его положений в Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 N 377-Ф3, ввиду дублирования инструментов поддержки инвесторов.

Вывод.

Предприниматели инвестируют и готовы инвестировать в экономику Крыма, несмотря на санкции и риски, так как в нашем регионе реализуются различные инструменты поддержки бизнеса, функционирует свободная экономическая зона, слабо развита конкуренция на рынке товаров и услуг, а также Республика Крым является регионом, находящимся под особым контролем со стороны государства, с целью стимулирования его развития.

Желание инвестировать в Республику Крым вызвано, прежде всего, из-за особого географического положения полуострова - как буфера между востоком и западом, а также наличием значительного рекреационного ресурса, который был успешно использован и реализован во времена Советского Союза. Более того, в Крыму активизируется инфраструктурное развитие, которое на данный момент поддерживается за счет государственных вложений - строительство крупных ТЭС, которые покроют дефицит генерируемой электроэнергии для нужд Крыма, это уже введенный в эксплуатацию новый терминал аэропорта г. Симферополя, призванный более оперативно принимать и обрабатывать новый поток приезжих и туристов, это строительство республиканской трассы «Таврида» и завершение работ на Крымском мосту, что в совокупности позволит решить транспорт-но-логистические проблемы нашего региона. Следует отметить, что исходя из экономической теории и фундаментальной научной работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», на основе которой США в свое время сумели выйти из «великой депрессии», увеличение государственных расходов и инвестиций, оказывает мультипликативный положительный эффект на развитии экономики и привлечении частных инвестиций в экономическую систему. Не стоит забывать об увеличении миграционного потока населения на территорию Республики Крым, что значительно увеличивает ёмкость крымского рынка, а в условиях слабой конкурентной среды, на данный момент, все эти факторы делают Крым привлекательным регионом для вложения собственных средств, несмотря на сохранение санкционного давления на новый субъект Российской Федерации.

Источники:

1. Постановление Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 № 368 "О Порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/23702953/ - Дата доступа: 21.04.2018 г.

2. Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 29.11.2014 № 377-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/. - Дата доступа: 21.04.2018 г.

3. Инвестиционный портал Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://invest-in-crimea.ru. - Дата доступа: 21.04.2018 г.

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым — режим доступа: http://crimea.gks.ru/. — Дата доступа: 05.05.2018 г.

5. Министерство экономического развития Российской Федерации — режим доступа: economy.gov.ru. — Дата доступа: 06.05.2018 г.

6. Приказ Росстата от 25.11.2016 N 746 (ред. от 19.04.2018) "Об утверждении официальной статистической методологии определения инвестиций в основной капитал на федеральном уровне" - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208104/. — Дата доступа: 29.04.2018 г.

Sources:

1. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea of 07.10.2014 No. 368 "On the Procedure for Considering Investor Appeals and Concluding Agreements Concerning the Implementation of Investment Projects in the Territory of the Republic of Crimea" [Electronic resource]. - Access mode: http://base.garant.ru/23702953/ - Date of access: 04.21.2018.

2. Federal Law "On the Development of the Republic of Crimea and the City of Federal Significance of Sevastopol and the Free Economic Zone in the Territories of the Republic of Crimea and the City of Federal Significance of Sevastopol" dated 29.11.2014 No. 377-FZ [Electronic Resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/. - Date of access: 04.21.2018.

3. Investment portal of the Republic of Crimea [Electronic resource]. - Access mode: https://invest-in-crimea.ru. - Date of access: 04.21.2018.

4. Territorial authority of the Federal State Statistics Service in the Republic of Crimea - access mode: http://crimea.gks.ru/. - Date of access: 05/05/2018.

5. Ministry of Economic Development of the Russian Federation - access mode: economy.gov.ru. - Access date: 05/05/2018.

6. Order of the Federal State Statistics Service No. 746 of November 25, 2016 (as amended on 19.04.2018) "On approval of the official statistical methodology for determining investment in fixed assets at the federal level" -access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208104 /. - Date of access: 04.29.2018.

Sources:

1. Resolution of the Parliament of the 7.10.2014 No. 368 "Electronic resource]. 368" On the Procedure for Considering Investors in the Territory of the Republic of Crimea ". - Access mode: http://base.garant.ru/23702953/ -Date of access: 04.21.2018.

2. Federal Law of Sevastopol on the Development of the Republic of Crimea and the City of Sevastopol "dated 29.11.2014 377-FZ [Electronic Resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/. - Date of access: 04.21.2018.

3. Investment portal of the Republic of Crimea [Electronic resource]. - Access mode: https://invest-in-crimea.ru. - Date of access: 04.21.2018.

4. Territorial authority of the Federal State Statistics Service of the Republic of Crimea - access mode: http://crimea.gks.ru/. - Date of access: 05/05/2018.

5. Ministry of Economic Development of the Russian Federation - access mode: economy.gov.ru. - Access date: 05/05/2018.

6. Order of the Federal State Statistics Service No. 746 of November 25, 2016 (as amended on 04/19/2018) "Access mode: http://www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_208104 /. - Date of access: 04.29.2018.

Н.А. Гончарова

доцент кафедры экономической теории, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

N.A. Goncharova

Associate Professor of the Department of Economic Theory, Candidate of Economics

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin ([email protected], 89183490144)

Е.В. Фешина

доцент кафедры компьютерных технологий и систем, к.п.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

E. V. Feshina

Associate Professor of the Department of Computer Technologies and Systems,

Candidate of Pedagogical Sciences Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ([email protected], 89183413499)

О.С. Горбатюк

Бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

O.S. Gorbatyuk

Bachelor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ([email protected] )

ИНВЕСТИЦИИ В ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье приведены основные понятия инвестиций и расчета инвестиционного проекта. Авторы приводят примеры определений портфельных и реальных инвестиций. В статье отмечено, что оценка целесообразности инвестиций в современно мире приобретает огромное значение, особенно в сельском хозяйстве. Устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях становления рыночных отношений нуждается в инвестиционной активности, в предоставлении предприятиями необходимых денежных и материальных ресурсов Обозначены основные риски, связанные с уборкой зерновых культур у сельхозпроизводителей. Предложен инвестиционный проект в технико-технологическую модернизацию предприятия сельскохозяйственной направленности с целью снижения рисков. Расчет чистой приведенной стоимости (NPV)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.