ОБ УЛУЧШЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОРОДАХ
Кандидат медицинских наук П. М. Секретта, кандидат медицинских
наук Э. М. Гольдзильбер
Из Института организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашка
Наряду с задачами организации и проведения мероприятий по снижению заболеваемости среди детей и подростков, повышения общего уровня здоровья и улучшения санитарно-гигиенических условий их воспитания и обучения перед школьно-санитарными врачами поставлены новые задачи, связанные с гигиеной труда учащихся. Поэтому вопросы планирования в организации труда школьно-санитарных работников, вытекающие из задач более полноценного санитарного обслуживания этой возрастной группы населения, вполне назреШи.
Число штатных должностей школьно-санитарных врачей и их помощников в городах и районах установлено в соответствии с катего-рийностью санитарно-эпидемиологических станций, предусмотренной приказом Министерства здравоохранения СССР № 819, которая определяется в зависимости от численности населения. При этом допускаются большие колебания, в связи с чем внутри одного и того же города, в разных городах и их районах одному врачу приходится обслуживать различное количество детей и подростков, охваченных учебно-воспитательными учреждениями.
Так, в Железнодорожном районе Ростова школьно-санитарный врач обслуживает 9123 детей и подростков, а в Кировском районе этого же города — 17000 в Ленинском районе Горького—17840 человек, а в Сормовском — 42 325, т. е. в 2,3 раза больше. При сравнении числа детей и подростков, приходящихся на одного врача в Железнодорожном районе Ростова и в Сормовском районе Горького, видно, что последний обслуживает в 4,6 раза больше детей, чем первый. Естественно, при такой неравномерной нагрузке на врача нельзя ожидать одинакового качества обслуживания детей и подростков не только в разных городах, но даже и в различных районах одного и того же города. Изучение содержания работы школьно-санитарных работников в Ростове, Горьком, Орехово-Зуеве и Бауманском районе Москвы за 1956—1957 гг. показало, что в результате их перегрузки, особенно в районах с большой численностью населения, практически не существует распределения функций между врачами и их помощниками, которые на 50°/о загружены работой, которую должны выполнять врачи. Это отрицательно сказывается на качестве санитарно-эпидемиологического обслуживания детей и подростков. По этой же причине врачи не справляются с плановой работой на объектах и выполняют только неотложные работы. Мало используются объективные инструменталь-но-лабораторные методы исследования внешней среды. Поэтому правомерным является вопрос, какова же должна быть рациональная нагрузка и организация труда школьно-санитарного врача и его помощника.
Изучение этого вопроса проводилось Институтом организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко на базе вышеупомянутых городов совместно с доцентом М. Я. Кондратовой (кафедра общей гигиены Ростовского медицинского Института) и ассистентом А. А. Короцинской (Горьковский медицинский институт;, при участии опытных практических школьно-<санитарных врачей К. Н Муратовой и А. И. Басовой (Горьковская санитарно-эпидемио-логическая станция) и Л. В. Ахлюстиной и А. П. Тепловой (Ростовская-санитарно-эпидемиологическая станция) и др.
Анализ содержания работы зрачей и их помощников и затрачиваемого ежедневно рабочего времени (путем хронометража) на выполнение отдельных видов работы был проведен при помощи специальных экспертных комиссий, организованных из высококвалифицированных специалистов. Была установлена необходимая кратность проведения различных работ в течение года и путем соответствующих расчетов определен необходимый годовой расход рабочего времени школьно-санитарных врачей и их помощников.
Таблица 1
Расчет необходимого времени (в часах) для обслуживания отдельных объектов
в течение года
Объект Необхо (в первичное обследование димое время часах) повторное обследование Количество повторных обследований Необходи ч время (в а-сах), в
Общеобразовательная школа 400—1000 5—6 4—4,5 29—33
учащихся............ 6
Школа-интернат на 400—800 учащихся 5—6 4—5 11 49—61
Техникум на 400—800 учащихся . . 4—5 3—4 4 16—21
РУ, ФЗО, строительная школа на 29—36
250—600 учащихся........ 5—6 4—5 6
Лесная школа на 150—210 учащихся 5—6 4—5 11 49—61
Специальная школа (слепых и др.) на
76—180 учащихся........ 5-6 4—5 6 29—36
Детский санаторий на 60—100 детей 5—6 4—5 11 49—61
Детская туберкулезная больница на
70—90 коек........... 4—5 3—4 4 16—21
Детская соматическая больница на
100 250 коек .......... 4—5 3—4 4 16—21
3—4 2—3 4 11—16
Детская консультация ........ 3—4 2—3 4 11—16
Дом ребенка на 60—70 детей . . . . 4—5 3—4 6 22—29
Детский дом на 60—90 детей .... 4—5 3—4 6 22—29
Детские ясли на 60—120 детей . . . 4—5 2—3 4 12—17
Детский сад............ 4—5 2—3 4 12—17
2—3 2—3 4 10—15
Детский кукольный театр...... 2—3 1—2 1 3—5
2—3 1—2 1 3—5
Загородный пионерский лагерь .... 5—6 5—6 4 25—30
Городской пионерский лагерь на 160—
4—5 3—4 3 13—17
Дача детского дома и детского сада
на 60—90 детей......... 5—6 5—6 2 15—18
Плавательный бассейн........ 2—3 1—2 3 5—9
Для обеспечения санитарного обслуживания школы на 1000 учащихся включая первичные и повторные посещения в связи с контролем за ремонтом, состоянием оборудования помещения, питанием, учебно-воспитательным режимом и т. д., врачу в течение года необходимо затратить 32 часа, а помощнику — 38 часов, для детского сада на 135 детей врачу — 17 часов, а помощнику врача — 29 часов (табл. 1).
Из табл. 1 видно, что для каждого объекта определено время с колебаниями от минимума до максимума. Это объясняется различной мощностью объектов и санитарно-техническим благоустройством.
В Ростове насчитывается 254 учебно-воспитательных учреждения, ие одинаковых по содержанию и величине, в Горьком — 448, Орехово-
Зуеве — 83 и Бауманском районе Москвы — 81. Например, в Орехово-Зуеве имеется 17 общеобразовательных школ, 5 техникумов, 2 школы фабрично-заводского обучения, 39 детских садов, 4 детских дома, 1С яслей, для обслуживания которых в течение года требуется 1790 часов. Организуется 3 интерната и, таким образом, для работы на объектах потребуется в течение года до 2000 часов.
Таблица 2
Примерное распределение времени для выполнения врачами разных видов работы
на объектах
Ростов-на-Дону
Горький
Орехово-Зуево
Бауманский район Москвы
время
Характер работы в процентах к годовому итогу в часах в процентах к годовому итогу X 03 а <0 ЕГ СО в процентах к годовому итогу в часах ' в процентах к годовому итогу в часах
Плановое обследование:
первичное ......... 15 1 391 16 2 143 14 285 16,5 359
повторное ......... 60 5 564 59,5 7 970 60,5 1 231 60 1 308
Обследование по отдельным
вопросам:
первичное ......... 1,5 139 1.5 201 2 41 1,5 33
повторное ......... 1 93 1,5 201 1 20 1,5 33
Внеплановое обследование . . . 8 742 7 938 9 « 183 6,5 142
Организационная работа .... 10,5 974 10,5 1 406 11 223 12 261
Работа по предупредительному
надзору .......... 3 278 2,5 335 2 41 1.5 33
Проверка документации по ме-
дицинскому осмотру и бацил-
лоносительству ........ 1 93 1,5 201 0,5 10 0,5 11
Всего за год. . . 100 9 274 100 13 395 100 2 034 100 2 180
Расчет времени для работ на объектах в Горьком, Ростове и Бауманском районе Москвы проведен аналогично, что в результате и составило число часов, указанное в табл. 2, с добавлением времени на выполнение различных функций в самой санитарно-эпидемиологической станции и посещение разных учреждений города (табл. 3, 4).
Объем времени (в часах), необходимого школьно-санитарным врачам для работы на объектах, в санитарно-эпидемиологической станции., в других учреждениях, на разъезды, по сравнению с фактически затрачиваемым в настоящее время представлен в табл. 5.
Из нее следует, что удельный вес времени для работы в учебно-воспитательных учреждениях (на объектах) должен быть увеличен до 55,1—57% годозого бюджета (вместо 31,9—45,5°/о), школьно-санитарные врачи в соответствии с содержанием своей работы должны основную часть рабочего времени планировать и расходовать на изучение условий внешней среды и организацию учебно-воспитательного и трудового процесса в детских и подростковых коллективах с тем, чтобы обучение детей и приобретение ими трудовых навыков проходили в условиях, соответствующих гигиеническим требованиям.
Для работы в санитарно-эпидемиологической станции надо планировать значительно меньше времени и удельный вес годового бюджета времени должен быть сокращен почти вдвое — с 31,5—52,7% до 21—22,5%.
Таблица 3
Примерное распределение времени для выполнения врачами разных видов работы в санитарно-эпидемиологической станции
Ростов -на-До-ву Горький Орехово-Зуево Бауманский район Москвы
время
Характер работы к ^ * >, ь X | та С х ;». Ё1
«и и к 5 а X 5 а X о а X
О. О ь- С о ч и а ВТ 0.0 1- га о я £Г о ч :>. о. О и си2 та с» га э* !§>. о. о и сио <0 о (0 в*
а ^ к п а * я а и к а а ш х я а
Прием посетителей..... 10 364 11 579 9 72 12 103
Составление сведений, отчетов 15 546 14 736 16 128 15,5 133
Анализ текущего материала 40 1 457 41,5 2 184 42 335 41,5 355
Совещания.......... 6 219 5,5 289 6 48 6,5 56
Составление плана работы, за-
даний, проектов, решений и т. д........... 10 364 9 474 9,5 76 8 68
Повышение квалификации . . . 2 73 3 158 2,5 20 2 17
Работа по предварительному
надзору и рассмотрению проектов ........... 13 474 11,5 605 11,5 92 11,5 98
Научно-практическая работа . . 4 146 4,5 237 3,5 28 3 26
Всего за год . . . 100 3 643 100 5 262 100 799 100 856
Таблица 4
Примерное распределение времени для выполнения врачами работы в разных
учреждениях города
| • 1 Бауманский
Ростов Горький Орехово-Зуево ра йон
1 Москвы
время
Характер работы в процентах к годовому итогу в часах в процентах к годовому итогу X га и та V ю в процентах к годовому итогу в часах в процентах к годовому итогу в часах
Согласование материалов в го-
родской санитарно-эпидемио- 161 23 6,5 23
логической станции ..... 6 89 7,5 7
Совещания, инструктаж в гор-
райздравотделе и санитарно- 194 12,5 269 13,5 44 12 42
эпидемиологической станции 13
Доклады, согласование вопросов,
проектов и т. д. в районных 671 47 1 012 44 46 161
городских организациях . . . 45 144
Организация профилактических
мероприятий и контроль за их 108 6,5 21 4,5 16
выполнением ........ 6 89 5
Санитарное просвещение . . . 30 447 28 603 29 95 31 108
Всего за год. . . 100 1 490 100 2 153 | 100 | 327 100 | 350
Для работы в других учреждениях (партийных, советских и хозяйственных), в которых школьно-санитарные врачи заняты решением организационных вопросов, необходимо расходовать до 8,5—9,5% годового бюджета времени.
в8 3 Е
о о о п сг а
я к х
а; л и п.
АхэжЕсмд Лиоао» -ол н \вх -нэйойи в
2 §
О X
АХЭЖНСМд ЛиоеоН -ол н хвх -нэТтойи я
к О £ 2
а о га гг и Я я
Ь =Г а Я я & ■&Й
ЛхэжН' >!д Лкояо5
-ОЛ Н-ХВХ
-ноПойи я
Лхэж^снд Аиояо^ -ол н хвх -нэккхШ я
ъъ
V я в* ю Я я н в>
ь; я я о, •в-Й со
ЛхэжНетд Лиояо» -ол м хвх -нэЛоДи я
ч
о Щ X О
л.ыжТ.'о:9 ЛноаоЙ -ол м хвх -нэtюdu я
ЛхэжВо|д ЛнояоЕ -ол н хвх -нз1юйи я
Ххэж1?о1д ЛиояоН' -ол н хвх -нэЪойи я
- и и
1С 1П
со со
ю ю
сч о) N см —
О О N Ю 1С О
оо со ю
05 СО
N
оо ю
О О)
г^ о
О — —
1С 1С оэ —• оо -ч-
СО
о
8
г-- см
. М N СО
со о"
со см о
г- ст> о
— со —
1С О -Я-
со — —
ю
ю С1 со
см со о
щ ю -
см — —
ю см со
ю
СО
ю
05
1С оо см ■ч* со см
СО ■—
1С —
с-см СП
СО О СО
оэ ю
ю ^ -
со — см
8
5
. о
ч •
. О .
а
. 2 я
Я Я
• £ со
СП (и
X о °
£ В §
хо X 3=
° « я
со
§ з
Я СП СО ш
та ^ о. Й
СО
о оо
СО
о 00
со со со
см о ОЭ СТ)
о см
о о
о
СО 1С СО
1=1 о
со
со со а
Объем времени, нужного врачам для разъездов по служебным обязанностям, целесообразно планировать в пределах 12,5—14,9%.
Следовательно, школьно-санитарным врачам районных санитарно-эпидемиологи-ческих станций городов с районным делением и городских санитарно-эпидемиологических станций городов без районного деления необходимо в течение года планировать примерно следующее количество рабочих часов: в Ростове-на-Дону — 16 560, в Горьком — 23 920, в Орехово-Зуево—3632, в Бауманском районе Москвы — 3893 часа.
На основании изучения содержания работы помощников школьно-санитарных врачей и заключений экспертных комиссий о степени и форме их участия в санитарно-эпиде-миологическом обслуживании детских и подростковых коллективов, для их работы необходимо в течение года: в Ростове-на-Дону — 16 560, в Горьком — 23 920, в Ореховр-Зуеве — 3680, в Бауманском районе Москвы — 3680 часов.
В связи с этим целесообразно перестроить планирование их рабочего времени с тем, чтобы для работы на объектах отводилось не менее 70% годового бюджета времени, в санитарно-эпидемиологической станции — не более 10%, в других учреждениях — 5% и примерно до 15% времени для разъездов внутри района-города.
Учитывая, что годовой бюджет рабочего времени врача и помощника составляет 1840 часов, необходимо для районных санитарно-эпидемио-логических станций Ростова, Горького, Бауманского района Москвы и для городской санитарно-эпидемиологической станции Орехово-Зуева планировать следующее количество штатных единиц.
По Ростову:
а) врачей —
б) помощников санитарных врачей
По Горькому:
а) врачей
б) помощников санитарных врачей
По Орехово-Зуеву:
а) врачей
б) помощников санитарных врачей
По Бауманскому району Москвы:
а) врачей
б) помощников санитарных врачей
16 560 1840 16 560 1840
23 920 1840 23 920 1840
3632 1840 1680 1840
3893 1840 3680 1840
= 9 единиц, = 9 единиц;
= 13 единиц; = 13 единиц;
= 1,9 единицы; = 2 единицы.
= 2,1 единицы, • = 2 единицы.
Для исчисления показателей штатных нормативов врачей и помощников санитарных врачей необходимо произвести расчеты на городскую численность детей и подростков, охваченных учебно-воспитательными учреждениями.
По Ростову:
а) врач должен обслуживать
б) помощник санитарного врача -По Горькому:
а) врач должен обслуживать
б) помощник санитарного врача -По Орехово-Зуеву:
а) врач должен обслуживать
б) помощник санитарного врача По Бауманскому району Москвы:
а) врач должен обслуживать
б) помощник санитарного врача
85 215 9
85 215 9
151 371 13
151 371 13
22 510 1,9
22 510 2
24 655 2,1
24 655 2,0
= 9468 человек1; = 9468 человек.
= 11 643 человека; = 11 643 человека.
= 11 847 человек; =11 255 человек.
= 11 740 человек; = 12 327 человек.
Изучение медико-санитарного обслуживания и объектоз, подлежащих ведению школьно-санитарного надзора, позволило исчислить сред ний норматив детей и подростков, равный 12 000 человек на одну долж ность школьно-санитарного врача и одну должность помощника сани тарного врача, что повысит санитарно-эпидемиологическое обслужива ние детей И подростков. Поступила 28/У.1 1958 г
1 Включены некоторые объекты, подлежащие обслуживанию помощниками сани тарных врачей.
-й- -¿г "¡V