Научная статья на тему 'Об учителе'

Об учителе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛУБ / ЛАГЕРЬ / ПОХОД / ПУТЕШЕСТВИЕ / TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITY / CLUB / CAMP / HIKE / TRIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рамонова Людмила Борисовна

Воспоминания ученицы об учителе Александре Александровиче Остапце-Свешникове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об учителе»

директором интерната № 14 в то время был Валерий Русов, тоже походник и талантливый учитель. Там же работал и И. А. Верба, член МАДЮТК.

Жизнь отца была построена вокруг его профессиональных интересов, по его собственным словам, он был «ушиблен туризмом», но именно благодаря огромному творческому коллективу единомышленников ему удалось много сделать.

Хочу закончить свой рассказ об отце с выражения глубокой признательности в адрес его друзей и коллег, всех тех, кто занимается воспитанием молодежи через приобщение к туристско-краеведческой деятельности. Спасибо всем сотрудникам Дома «Родина»» во главе с его руководителем О. В. Озерской, а также членам МАДЮТК, сегодня возглавляемой Д. В. Смирновым, за память и продолжение дела Александра Александровича Остапца-Свешникова.

УДК 371.485

Л. Б. Рамонова

ОБ УЧИТЕЛЕ

Воспоминания ученицы об учителе - Александре Александровиче Ос-тапце-Свешникове.

Memories of student about a teacher - Aleksandr Aleksandrovich Osta-pets-Sveshnikov.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, клуб, лагерь, поход, путешествие.

Keywords: tourist and local lore activity, club, camp, hike, trip.

Александра Александровича Остапца я первый раз увидела на лекции в МОПИ им. Н. К. Крупской в 1988 году. Мы учились на четвёртом курсе, увлеченно занимались химией, биологией, много слышали о педагогах-новаторах.

Не имея большего педагогического опыта, не зная о детском туризме ничего, на лекцию по туризму пришли, ничего особенного

не ожидая. Высокий, седой профессор рассказывал о видах туризма, правилах организации похода, важности самоуправления детей в нём, огромных возможностях для краеведческих открытий и о том, как все это важно для формирования личности ребёнка. Рассказывал увлеченно, но было не очень понятно, как это может выглядеть на практике. Однако система А. А. Остапца (как я узнала позже) в этом и заключалась, что к любому мероприятию - походу - нужно готовиться.

После нескольких лекций нам предстоял небольшой поход. Скорее, даже экскурсия по Измайловскому парку. Её проводил Алексей Супруненко, один из учеников А. А. Остапца. Он встретил нас у метро «Измайловская» и провёл по парку до турклуба «Родина», рассказывая об истории парка и усадьбы, видимом разнообразии флоры и фауны, их экологическом состоянии, о влиянии человека на все это. Это было интересно, грамотно, но особенно мы поразились тому, что все это нам рассказывает учитель математики.

Добрались мы до клуба часа через 2,5-3, полные впечатлений. Встретил Александр Александрович и стал очень заинтересовано расспрашивать про то, что мы думаем про экскурсию, как она нам понравилась, что бы мы изменили. Потом попросил написать свои впечатления, очень просто в нескольких предложениях, добавив, что после похода ребята всегда записывают свои впечатления, составляют отчёты о походе, делают фотовыставки. Предложил посмотреть несколько отчётов в слайдфильме. Храм Покрова на Нер-ли в лунную ночь, памятник 28 героям панфиловцам, подмосковная природа, крымские пейзажи, целая серия из путешествия по БАМу. Эти слайды, наверное, видели все, кто хоть раз был в клубе «Родина». Александр Александрович очень ими дорожил, бережно хранил, сам подбирал последовательность, составлял текст. Слайд-фильм произвёл сильнейшее впечатление: географический размах, разнообразие видов туризма, возможности для познания, которые давали путешествия.

В завершение рассказа Алексей предложил желающим на осенних каникулах присоединиться к его группе девятиклассников школы № 377. Вместо зачёта. Маршрут Адлер - Красная Поляна. Как упустить такую возможность? И дело, конечно, не в зачёте. Договорились, стали ждать. В какой-то момент связь с Алексеем прервалась, лекции прекратились, телефон не отвечал. Но охота

пуще неволи. Решаем повторить маршрут, по памяти проходим от метро «Измайловская», клуб находим, но двери заперты. Тогда мы оставили в дверях клуба записку примерно следующего содержания: «Вы помните, а "вы все, конечно, помните", обещали взять нас в поход на осенних каникулах, а коль так, черкните пару строк по адресу...» И нам черкнули пару строк. Так все и началось.

Поход состоялся, правда, маршрут был несколько изменен.

Группа прошла от Можайска до Гагарина, по местам, где проходили тяжелейшие бои за Москву. Работа группы по должностям, организация питания, движения на маршруте, вся вечерняя линейка с обсуждением событий дня - все было, как в лекциях и очень естественно вписано в туристский быт, ни разу не показалось надуманным.

Дети были практически на полном самообслуживании; все делали самостоятельно, немало удивлялись тому, как много они могут сами. Конечно, поход был насыщен событиями: посещение музеев, встречи с местными жителями очевидцами боёв, холодная ночёвка, встреча с дружественными клубу «Родина» группами (руководитель А. Радченко, тоже ученик А. А. Остапца). Особенно запомнился ритуал посвящения в туристы (всю ночь мы готовили «фуляры» - аналог пионерского галстука и редактировали клятву туриста, полусерьезную, полушутливую, в которой клялись изучать Родину, помогать товарищам, делиться последней банкой тушенки). Знаю, что врученные тогда «фуляры» хранились очень долго, став талисманами. Мой первый поход стал для меня началом новой жизни.

Весной нас пригласили в поход по Крыму (Орджоникидзе -Планерское), там нас - студентов - было уже больше, на майских праздниках - пеше-вело-байдарочный (ПВБ). И как говорится, «у похода есть начало, а конца походу нет...». Путешествия по Восточному и Западному Крыму, Кавказу, велопоходы по Подмосковью и Золотому кольцу, замечательные интересные люди, непосредственное живое общение с детьми и коллегами - все это клуб «Родина», 1988-1991 годы. Надо отметить, что клуб в то время возглавлял А. Супруненко, а Александр Александрович больше внимания уделял работе в институте.

Но система работала и весьма успешно. Может, это были лучшие годы клуба, ставшего к тому времени межшкольным.

Продолжала работать школа № 377, очень активно включилась школа № 689 («ШВД»). Осенние, весенние, летние дальние походы, зимние лагеря, тренировочные походы по Подмосковью. Жизнь кипела, подключались новые педагоги, группы, школы. Думаю, это и подготовило базу для преобразования клуба «Родина» в ЭЦДЮТЭ. Александр Александрович был полон решимости вовлечь в турист-ско-краеведческую деятельность все близлежащие учебные заведения. Выступал на педсоветах, убеждал учителей и директоров, тормошил, интриговал, рисовал перспективы, вселял уверенность. В это время были созданы Новогиреевский (школы № 1666, 405, 633, 1082) и Гольяновский «кусты», в работу включился первый детсад (№ 794), началось сотрудничество с Казахстаном и Украиной. Энергия и увлечённость Александра Александровича вовлекала в круговорот туристско-краеведческой деятельности людей, весьма далёких от этой области, педагогов и не только их.

В то же время Александр Александрович удивительно умел понимать детей, к каждому найти подход. Мог поддержать разговор на разные темы, был «вписан в пространство детства». Временами проявлял просто чудеса дипломатии. Запомнился эпизод из поездки в Вологду. Как всегда, расположились в спортзале школы, и всегдашний «аттракцион» - приход местных. Обычно нам удавалось сглаживать ситуации, до конфликтов не доходило. Но в этот раз местные подростки были очень агрессивны, требовали впустить их немедленно, а то «они нам покажут». Нервы у педагогов сдали, кинулись звонить в милицию. Но Александр Александрович был очень спокоен, действительно спокоен, а не пытался им казаться. Он вышел к ним один, поговорил минут 15-20, и они просто разошлись. Это было похоже на фокус. На наше удивление ответил: «Им же просто скучно, нечем заняться, а я обрисовал перспективу, сказал, что они тоже могут путешествовать, узнавать мир».

Другой случай, уже из «мирной» жизни. Год 2001-й примерно. Сан Саныч задумал восстановить практику выступления агитбригад, которые были очень популярны в 70-80-х годах. На дворе XXI век. Не мне одной казалось, что не получится увлечь ребят этим, да и тема Московской битвы тяжёлая, не близка детям. К тому же планировалось привлечь к этому ребят из экологического колледжа - не самый податливый контингент. Александр Александрович сам взялся за это дело. На первой репетиции - шум, гам,

дети слабо понимают, что от них хотят, да просто не знают ничего об обороне столицы, о значении Московской битвы. На следующую репетицию я попала через две недели. С трудом верилось, что это те же самые дети. Взгляды осмысленные, лица одухотворенные. Говорят с пониманием, с эмоциями, вопросы появились.

И ещё один момент. Задумывая какое-то мероприятие: школу знатоков, игру «Гвардия России», первое Общее дело «разгром Тайфуна», «Москва-река», часто нам хотелось привлечь «крутых» специалистов, настоящих академиков, учёных. Александр Александрович сильно не возражал, но всегда говорил: но у нас же есть такие асы, как Попов, Титовы, Абросимова, Алексеева - учителя. А я верю Учителю. Думаю, эта вера в учителя, доверие и уважение к нему, вера в то, что мы делаем очень важное, первостепенной важности дело, помогли А. А. Остапцу создать и сохранить уникальный коллектив «Родины» (Дома детского и юношеского туризма), которым он очень дорожил и гордился. Коллектив, который и в настоящее время продолжает очень достойно работать на благо детско-юношеского туризма.

УДК 371.844

Е. В. Маркотенко

А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ - ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

В статье - воспоминания о создании А. А. Остапцом-Свешниковым Региональной детской общественной организации «Юный путешественник», об этапах ее становления, об основных заповедях организации.

The article contains memories about creation of Regional children public organization «Young traveler» by А. Ostapets-Sveshnikov, about stages of its development, about main precepts of organization.

Ключевые слова: юные путешественники, детский туризм, организация, краеведение, поиск, Региональная детская общественная организация «Юный путешественник».

Keywords: young travelers, children's tourism, organization, local lore, search, Regional Children's public organization «Young traveler».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.