Вестник ФЭК России
06СУЖа*ЕМ ДОКУМЕНТ И ПРОБЛЕМУ
М.М. Пчелин,
инженер
Об учете возможных последствии I слияния ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» и ОАО «Объединенная компания < «Сибиоски! I алюминии»
При рассмотрении возможных последствий слияния ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» (далее - СШГЭС) и ОАО «Объединенная компания «Сибирский алюминий» (далее - ОКСА), следовало бы рассмотреть два варианта:
первый ■ сохранение самостоятельности ОАО «СШГЭС» в качестве юридического лица на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), (далее - ФОРЭМ) и недопущение их слияния;
второй - при принятии вынужденного решения о слиянии ОАО «СШГЭС» и ОАО «ОКСА» необходимо обеспечить условия государственного регулирования производства и поставки электроэнергии с внесением их в устав и контракты на замещение высших управленческих должностей с закреплением их соответствующими указами Президента и Правительства Российской Федерации.
При рассмотрении первого варианта необходимо учитывать следующее:
ОАО «СШГЭС» является одним из крупнейших гидроэнергетических узлов мира и самым крупным гидроэнергетическим объектом многоцелевого использования в Российской Федерации, созданным трудом народов бывшего СССР. Поэтому решение о слиянии ОАО «СШГЭС» и ОАО «ОКСА» с образованием холдинговой компании ОАО «Энерго-металлур-гическая компания (далее ЭМКО) следовало бы принимать с учетом технической, экономической и надежностной оценки последствий такого слияния за интересованными федеральными органами управления - Минтопэнерго России, Минэкономики России, Госкомимущества
России, МАП России, Минприроды России, МЧС России, а также мнения специализированных организаций, ответственных за проектирование и эксплуатацию комплекса гидроэнергетических сооружений, а также обеспечивающих условия безопасности эксплуатации объекта.
При организации холдинга следует учитывать ограничения на создание холдинговых компаний, предусмотренные пунктом 2.3 Положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденного Указом Президента Российской Фе дерации от 16 ноября 1992 года N 1392.
В этом случае необходима юридическая экспертиза правомерности такого объединения.
Увод ОАО «СШГЭС» с ФОРЭМ с лишением ее статуса юридического лица неизбежно приведет к
росту тарифов на потребительском рынке, так как вновь образованная холдинговая компания будет постоянно преследовать свои корпоратиьные интересы, идущие вразрез с интересами доугих потребителей электроэнергии, несмотря на возможность сохранения государственного регулирования. Одновременно будет ослаблено влияние РАО «ЕЭС России» на решения, принимаемые органом управления холдинга в отношении ОАО «СШГЭС». В то же время при наметившемся оживлении производства и последующем возрождении экономики Сибири роль ОАО «СШ1 ЭС» в обеспечении энергоснабжения потребителей Сибири, а с переводом магистральных линий электропередачи Сибири на напряжение 1150 киловольт и для потребителей Урала и прилегающих регионов Европейской части России должна постоянно возрастать.
Организация холдинга приведет к получению естественным монополистом - РАО «ЕЭС России» дополнительной прибыли от нерегулируемых ФЭК России зидов деятельности за счет металлургической составляющей, непосредственно связанной с работой ГЭС на ФОРЭМ. При этом так же, как и раньше, РАО «ЕЭС России» будет постоянно добиваться включения в тариф всех необходимых затрат с учетом инвестиционных ресурсов, с целью увеличения дополнительной, не подлежащей регулированию ФЭК России, прибыли для «ЭМКО».
При рассмотрении второго варианта - вынужденное слияние ОАО «СШГЭС» и ОАО «ОКСА» под давлением внешних сил, мало считающихся с государственными интересами России и преследующих лишь свои корпоративные интересы, необходимо обеспечить следующие условия.
Поставка всего вырабатываемого объема электрической энергии ОАО «СШГЭС» потребителям электрической энергии региона и на ФОРЭМ должна осуществляться на основе балансов производства и поставки электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам оптового рынка, утверждаемых ФЭК России.
Регулирование тарифов на поставку электрической энергии на ФОРЭМ должно осуществляться ФЭК России.
Тарифы на электроэнергию, потребляемую непосредственно холдингом, подлежат обязательному согласованию с ФЭК России и не должны быть ниже себестоимости электроэнергии, вырабатываемой ОАО «СШГЭС».
Вестник ФЭК России
ОБСУЖДАЕМ ДОКУМЕНТ И ПРОБЛЕМУ
Стоимость электроэнергии, поставляемой на ФОРЭМ после организации холдинга, не должна быть выше, чем в настоящее время (при сопоставимых условиях).
Работа ОАО «СШГЭС» в составе холдинга должна подчиняться режимам и правилам эксплуатации, устанавливаемым РАО «ЕЭС России», ЦДУ ЕЭС Рос сии и ОДУ Сибири.
Следует сохранить существующую систему бухгалтерского учета, систему технико-экономических и финансовых показателей работы ОАО «СШГЭС» с целью обеспечения возможности государственного регулирования тарифов на мощность и электроэнергию, поставляемую на ФОРЭМ и потребителям на региональном уровне, включая потребителей холдинга.
При невыполнении любого из указанных условий ОАО «СШГЭС» должна быть выделена из состава холдинга «ЭМКО» и вновь обрести статус ФОРЭМ.
Необходимо особо отметить, что при вынужденном слиянии ОАО «СШГЭС» и ОАО «ОКСА» следует максимально использовать рычаги влияния государства, среди которых необходимо выделить следующие'
а) государственные представители Совета директоров РАО «ЕЭС России», которые владеют примерно 80 процентами акций ОАО «СШГЭС», могут обусловить такое слияние рядом дополнителы о условий, в число которых можно включить:
- согласование кандидатуры генерального директора (председателя правления) «ЭМКО» с ФЭК России, Минтопэнерго России, Минэкономики России и др.; »
- выделение ОАО «СШГЭС» в обособленное подразделение филиал), что позволит контролировать производство электроэнергии, не вмешиваясь в другие производственные процессы;
- согласование кандидатуры директора обособленного подразделения (филиала), созданного на базе ОАО «СШГЭС», с ФЭК России и Минтопэнерго России;
- назначение директора обособленного подразделения (филиала), созданного на базе ОАО «СШГЭС», решением Совета директоров квалифицированным большинством голосов;
б) принятие постановления Правительства Российской Федерации об особенностях государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую электростанциями, находящимися в составе иных предприятий, в том числе энер-гометаллур! ических.
Дополнительно к указанным выше условиям следовало бы отнести:
- утверждение нормы обязательной продажи электроэнергии на ФОРЭМ от общего количества вырабатываемой электроэнергии;
- перечень докумен гов, представляемых в ФЭК России, для установления нормы обязательной продажи, а также установления тарифа;
- варианты компенсаций для различных бюджетов (федерального, регионального) в связи с уменьшением налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды;
утверждение норм инвестиционных отчислений, которые расходуются на ремонт и развитие ОАО «СШГЭС», а также перечисляются на иные нужды (инвестиционные) «ЕЭС России»;
- иные особенности государственного регулирования в подобных случаях, например, особенности налогообложения организаций, объединяющих в своей структуре производства различной направленности.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации ФЭК России еле довало бы разработать «Методику расчета тарифов и нормы обязательной продажи электрической энергии для электростанций, входящих в состав энергометаллургических компаний, создаваемых путем слияния электростанций с промышленными предприятиями», которую возможно было бы утвердить непосредственно постановлением Правительства Российской Федерации.
При подготовке изложенных выше материалов были учтены результаты рассмотрения пояснительных записок и таоличных материалов, разработанных НИИЭЭ специально к заседанию Совета директороь РАО «ЕЭС России».
Следует отметить, что указанные материалы в значительной мере носят «заказной» характер, отражая в первую очеоедь интересы планирующих ооъе-динений ОАО «СШГЭС» (РАО «ЕЭС России») и ОАО «ОКСА», не подверг ая анализу многие важные факто ры, которые могут отрицательно отразиться на дру гих многочисленных потребителях электроэнергии ОАО «СШГЭС», а также привести со временем к снижению эффективности использования ее преимуществ для экономики регионов Сибири и прилега-ющих к ней регионов Урала и Европейской части страны.
При рассмотрении и решении таких сложных вопросов, которые затрагивают многие народно-хо-зяйственные проблемы на региональном и федеральном уровнях, было бы целесообразно иметь прора ботки нескольких независимых научно-исследователь ских организаций и экспертных групп. В частности, одной из таких организаций мог бы стать Институт электроэнергетических исследований Академии наук России под руководством A.A. Макарова.
Одновременно следует отметить, что вопросы повышения эффективности работы ОАО «ОКСА» и обеспечения ОАО «СШГЭС» инвестиционными средствами, необходимыми для проведения комплекса работ, связанных с надежностью и эффективностью работы станции, возможно было бы решить и без создания холдинга, на догоаорной основе. При этом компенсация инвестиционных соедств, предостатгтя-емых ОАО «ОКСА» для ремонта, реконструкции и технического перевоооужения станции, могла бы быть осуществлена ОАО «СШГЭС» за счет установления соответствующей величины тарифов на электроэнергию, отпускаемую ОАО «ОКСА», продукция которого в настоящее время находится вне конкуренции на оын-ке алюминия из-за пониженных тарифов на электроэнергию.
Выполнение ремонтных работ на ОАО «СШГЭС» могло бы производиться в рамках специальной программы, утвержденной Правитепьством Российской Федерации. Эта программа должна осуществляться за счет прибыли ОАО «ЭМКО», а непосредственный контроль за ее использованием по поручению Правительства Российской Федерации должны осуществлять Минтопэнерго России, ФЭК России и Минэкономики России.
ГЦ]