Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 2 • 2013
Категория смысла
УДК 2-23(2-79)
Оганесян С.С.
Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам
Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Продолжение. Начало см.: Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам. Часть 1. Тора, Библия и Коран — три Послания от Единого Бога // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2012. Т. 1. Вып. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom1Vip2/rubr4-kategoriya-smysla-st1-oganesyan-2012.pdf; Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам. Часть 2. Коран о Книге и «людях Книги» // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2013. Т. 2. Вып. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom%202%20Vip%201/rubr3-kategoriya-smysla-st1-oganesyan-2013.pdf
Оганесян Сергей Саядович, доктор педагогических наук, профессор, государственный советник Российской Федерации 1-го класса, член экспертного совета Комитета по общественным движениям и религиозным организациям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член редакционного совета журнала «Русский язык в школе»
E-mail: [email protected]
В третьей статье публикуемой серии рассматриваются вопросы, связанные с отношением Корана к отступничеству и секстантству, а также к возможности убийства по конфессиональному признаку. Приводится призыв Единого Бога к Мухаммеду «не озадачиваться тем, кто разделяет веру на секты», поскольку вопрос о том, кто прав, а кто «беззаконен» и далек от истины будет решать Сам Бог. Ни Пророку, ни человеку не позволено решать, кто из других людей прав, а кто находится в заблуждении в своих религиозных взглядах. Согласно Корану, эти вопросы находятся исключительно в компетенции Единого Бога. Человеку позволительно судить другого человека сугубо по тем нормам права, которые даны в Писаниях, но не дано судить за духовные воззрения людей.
Ключевые слова: Тора, Новый Завет, Коран, единобожие, веротерпимость, ментальность, религиозные взгляды, религиозное сектантство.
1. Коран о «людях Книги», пошедших против желания Творца
1.1. «Мы возбудили в них вражду и ненависть друг к другу до дня их Воскресения (на Суд)»
Тем, кто осуждает и христиан, и иудеев за то, что они свернули с заповеданного им пути, важно помнить, что, согласно Корану, именно Всевышний возбудил «вражду и ненависть» внутри христианских и иудейских общин из-за их отклонений от того вероучения, которое было проповедано Моисеем и Иисусом Христом. И, повторимся, только в День их Воскресения на Суде им будет указано на всё то, «чем на земле они грешили»:
«14.Завет Мы взяли также с тех,
Кто говорит: «Мы — христиане».
Но и они забыли часть того,
Чему до этого учили их.
За то Мы возбудили в них Вражду и ненависть друг к другу До Дня их Воскресения (на Суд).
Category of Sense / Sinnkategorie
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Тогда укажет им Господь,
Чем на земле они грешили»
(Сура 5).
«64. И вот сказали иудеи:
«Привязана рука Господня (к шее).
Да будут (к шеям их) привязаны их руки.
И будут прокляты они За (богохульство) их речей!
О нет! Простёрты обе руки Божьи,
Он по Своей угоде раздаёт (дары).
И то, что твой Господь дарует тебе свыше,
У большинства из них лишь множит Упрямое неверие и богохульство.
(За то) Мы возбудили в них Вражду и ненависть друг к другу До дня их Воскресения (на Суд).
И всякий раз, когда они огонь войны зажгут,
Господь его потушит.
Они стремятся на земле нечестие посеять,-Господь не любит тех, кто нечисть сеет!»
(Сура 5).
Согласно Корану, не по желанию Творца, народы, к которым были посланы пророки, стали воевать между собой, а по своему недомыслию. Но сам факт того, что Бог допускает войны между людьми, весьма знаменателен. Он показывает, что и в этом проявляется воля Творца, о чем будет сказано сразу же после соответствующего стиха Корана:
«253. И будь на то желание Аллаха,
Пришедшие за ними вслед Не воевали б меж собой. —
Они же разошлись между собой,
И были среди них
Те, кто уверовал, и те, которые не обратились.
И будь на то желание Господне,
Они б не воевали меж собой
Но Свою Волю (на земле) вершит Всевышний»
(Сура 2).
В этих строках Корана, на первый взгляд, имеется явное противоречие. С одной стороны, говорится, что не по желанию Аллаха люди, пришедшие вслед за пророками, «разошлись между собой» и ведут войны. С другой стороны, утверждается, что «Свою Волю (на земле) вершит Всевышний».
Как же Всевышний, владеющий и управляющий всем и вся на земле и на небесах, может позволить, чтобы люди шли против Его «желания», против Его воли? И дело здесь не только в «свободе воли» самого человека и выборе им пути своего поведения, как утверждают многие теологи. Согласно всем трём Писаниям, у человека нет иного продуктивного пути существования и развития, кроме как, осознав своё предназначение и тот путь, который ему предначертан, идти по нему. Поэтому свободу воли человека в известной степени можно назвать иллюзией, внедряемой в сознание людей теологами в воспитательных целях.
Разумеется, не все способны идти по пути, предначертанному Творцом, поэтому производится селекция и отбор тех из людей, кто способен идти по этому пути. «Отбор и селекция» людей производятся путём испытания ментальных качеств человека. Естественно, поскольку Бог знает, согласно всем трём Писаниям, всё, что «сокрыто в душе каждого человека», эти испытания нужны скорее людям, верным Богу, чем неверным.
Ибо для тех, кто не следует Божьим наставлениям, кто свернул с праведного пути, любое испытание заканчивается наказанием. А для тех, кто верен Богу, испытание служит накоплением опыта и базой для дальнейшего развития. Об испытаниях, которые предназначены человеку на земле, ясно повествуется и в Торе, и в Новом Завете, и в Коране. Последний об этом говорит следующими словами:
«2. Неужто полагают люди,
Что если они скажут:
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
«Веруем мы (в Бога),
Их не подвергнут испытаниям (на верность этих слов)?
3. Мы испытали тех, кто был до них.
И, несомненно, ведомы Аллаху Те, что правдивы (среди них),
И те, (уста которых) лживы»
(Сура 29).
«36. Ужель считает человек,
Что он оставлен без призора?»
(Сура 75).
«Испытание одних другими», согласно Корану, является одним из важнейших способов проверки ментальных качеств не только отдельных личностей, но и целых народов. И подтверждение этому высказыванию Корана можно с избытком найти в истории развития каждого народа. Далеко за примерами ходить не надо. Народ современной Чечни, пройдя череду тяжелейших испытаний в конце двадцатого и начала двадцать первого века, потеряв десятки тысяч своих сыновей и дочерей, показал свою жизнеспособность и вышел на «прямой путь» своего развития и процветания.
Об испытаниях одних народов другими, Коран говорит очень чётко, ясно и не один раз. Напомним строки Корана, в которых говорится об испытаниях одних народов другими и которые уже приводились, но по другому поводу:
«48. И если бы желал Аллах,
Он сделал бы вас всех одним народом.
Но (волею Своей Он хочет) испытать вас
(На верность в соблюдении того), что Он вам даровал.
Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого.
К Аллаху — возвращение вас всех, —
Тогда Он ясно вам покажет Всё то, в чём расходились вы!»
(Сура 5).
Коран объясняет, что не только народ испытывается другим народом. Каждая человеческая личность подвергается Богом испытанию тем, как он относится к другим людям: близким и дальним по крови и этносу, к богатым и бедным, к стоящим выше и ниже его в социальной иерархии. При этом, «сопоставление» и испытание одних людей другими нужно не столько Господу, сколько самим людям, поскольку Бог «знает лучше благодарных». Он знает всё, о чём думают люди, и кто из них Ему «угоден». Для людей же испытание «одних другими», как было сказано, служит основой для их ментального развития:
«53. Так Мы (людей сопоставляем)
Чтоб испытать одних другими И чтоб они сказали, (что у них в душе):
«Неужто этим среди нас Аллах явил Своё благоволенье, —
Ужель Аллах не знает лучше благодарных?»
(Сура 6).
На примере взаимоотношения Мухаммеда с самыми разными людьми его народа, Коран эту мысль передаёт следующими словами:
«20. И до тебя, (о Мухаммад»)
Мы не послали ни единого пророка,
Кто пищи бы не ел и не ходил по рынкам.
И сделали одних из вас Мы испытаньем для других, —
Найдёте ль вы в себе терпенье?
Ведь зрит Господь твой всё и вся!»
(Сура 25).
Здесь кроется величайшая философская мысль: без споров, конкуренции, конфликтов, и на определённых исторических этапах развития даже войн, нет развития человечества. Все эти явления закономерны и предусмотрены Творцом
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
как способ селекции людей и их отбора. Коран очень чётко говорит о том, какие личности являются угодными Богу. Это личности с развитым интеллектом, способные, набравшись терпения, осмыслить сложившуюся ситуацию и, верно оценив её, принять правильное решение. Аллах «отбирает» те личности, которые способны увидеть закономерности и использовать их не только на благо себе, но и «ближним» по духу.
Кстати сказать, задолго до ниспослания Корана, Бог уже вещал через Новый Завет, что «разномыслию» надлежит быть между людьми, как в отношении обрядов поклонения Богу, так в отношении к символам веры. Об этом ясно говорит апостол Павел:
«Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:18,19).
Далее апостол Павел продолжает вещать, что могут быть различными дары, приносимые Богу, как могут быть различны и формы служения Ему, и действия, совершаемые при служении Богу, но главное, чтобы люди были объединены одним Духом Святым и поклонением одному и тому же Единому Богу. Ибо, как тело состоит из различных «членов», так и люди различны между собой и по дарам, которые имеют от Бога, и по работе, которую выполняют, и по этническим, и по многим другим признакам:
«Дары различны, но Дух один и тот же; служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же духом; иному дары исцелений,
тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но их многих» (1 Кор. 12:4—14).
Поэтому и были разделены, по замыслу Бога, люди между собой и потому «их дело в введенье» Творца.
Общеизвестно, что подобно Торе и Новому Завету, Коран оказался, что вполне естественно и закономерно, орудием реализации политических, государственных, корпоративных и прочих интересов и интриг. И то разделение на «партии» (религиозные течения), против которого выступал Коран, обращаясь к христианам и иудеям, а выступать Коран не мог в силу известных причин, давно уже стало уделом и тех, кто следует «вероуставу» Корана.
Сегодня приверженцы вероучения Корана насчитывают в своих рядах не меньше религиозных течений, чем в иудаизме, и в них не менее «вражды и ненависти друг к другу», чем между разными течениями в христианстве.
Не будем, однако, забывать, что, если Господь разделил людей «на разные народы», с тем, чтобы «проверять одних другими», то разномыслие и соперничество между ними также естественно, как и само существование множества народов. Ибо, чтобы можно было проверить «одних другими», каждый из народов должен обладать своеобразием (самобытностью) и уметь отстаивать свои «жизненные» интересы, в том числе и в ментальной сфере. Ярчайшими примерами соперничества между людьми можно назвать не только, например, широко распространённые спортивные состязания и конкурсы среди учёных, архитекторов, музыкантов, парикмахеров и др., но и конкуренцию среди производителей самых разнообразных товаров и услуг, предоставляемых населению и т.д. В самом стремлении «к совершенству», которое характерно для людей творческих профессий, уже заложен дух преодоления достигнутых результатов, дух конкуренции не только с другими людьми, но и с самим собой.
Поэтому «разделение», которое произошло после смерти пророка Мухаммеда в среде последователей Корана, должно быть принято как явление, предусмотренное Богом. И сунниты, и шииты, и ваххабиты, и представители других течений, исповедующих «вероуложение» Корана, должны не только отстаивать свою самобытность, но и обязаны с терпимостью и уважением относиться друг к другу, помня, что «возвращение их всех» к Аллаху. И именно Он им «ясно покажет, всё то, в чём расходились» они на земле.
Обратим внимание на то, что Единый Бог, обращаясь к арабам, уверовавшим в пророческую миссию Мухаммеда, спрашивает их: как же они не дадут отпора врагам, как же они не будут сражаться с теми, кто, нарушив клятву, задумал изгнать пророка, и первым их атаковал?
«13. Ужель не будете сражаться с теми,
Кто своим клятвам изменил,
Они вас первыми атаковали, —
Неужто вы боитесь их?
Ведь вам Аллаха надлежит бояться,
Если в Него уверовали вы.
14. Сражайтесь с ними, — ведь вашими руками Накажет их Аллах,
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Позором и бесчестием покроет,
Поможет вам их победить
И исцелить сердца благочестивых»
(Сура 9).
Итак, согласно Корану, во-первых, лишь Сам Бог в День Суда на небесах укажет иудеям и христианам, «чем на земле они грешили», во-вторых, лишь в строго оговорённых случаях, которые чётко прописаны в Коране, Бог руками, уверовавших в Него людей, наказывает, тех, кто, нарушив договор (свою клятву), «первым атаковал», т.е. нарушил существующий договор, в-третьих, человеку надлежит бояться только Бога, если он действительно уверовал в Него.
Обращает на себя внимание то, что вышеприведённый призыв к иудеям и христианам: «к слову, равному для нас и вас придём, чтоб нам не поклоняться никому кроме Аллаха, других божеств Ему не измышлять», ни в коем случае не говорит о необходимости всем «людям Книги» соблюдать «вероустав», изложенный в Коране. Он призывает лишь не поклоняться никому, кроме Единого Бога и не измышлять для поклонения других божеств, т.е. строго соблюдать мировоззренческие основы Единобожия.
Система же норм и правил организации своей жизнедеятельности и обряды поклонения Единому Богу могут быть различны, как различны народы по своей ментальности, языку, цвету кожи, разрезу глаз, по сложившимся культурным (фольклорно-литературным, музыкальным, изобразительным, танцевальным и т.д.) традициям. Как они различны по кухне, одежде, и, наконец, по природно-климатическим и географическим условиям проживания. В Коране всё это учтено. Но неизменными остаются фундаментальные основы Единобожия: незримость Единого Бога, Его Единоначалие, Его вечность, как неизменными являются необходимость поклонения только Единому Богу и соблюдение тех законов, которые Он ниспослал через Своих пророков:
«1. Скажи: «Он — Аллах — Един;
2.Извечен Аллах один,
Ему чужды любые нужды,
Мы же нуждаемся лишь в Нём.
3. Он не рождает и Сам не рождён,
4.Неподражаем Он и не сравним (ни с чем.
Что наше виденье объять способно
Или земное знанье может охватить)»
(Сура 112).
Таким образом, согласно Корану, вражду и ненависть между иудеями и христианами, а также внутри иудейских и христианских общин преднамеренно возбудил Сам Бог. В День Воскресения на Суд Аллах Сам им укажет, чем они «грешили» на земле и в чём отошли от заповеданных Им норм и правил поведения. С другой стороны, Бог преднамеренно создал людей разными как по своим физическим, так и по ментальным характеристикам с тем, чтобы «проверять одних другими».
Коран очень чётко говорит о том, что только личности с развитым интеллектом, способные, набравшись терпения, осмыслить сложившуюся ситуацию и, верно оценив её, принять правильное решение, являются угодными Богу. Ибо Аллах «отбирает» те личности, которые способны увидеть закономерности и использовать их не только на благо себе, но и «ближним» по духу.
Инакомыслие и соперничество между людьми так же естественны, как и само существование множества народов, обладающих своей самобытностью. Ибо, чтобы можно было проверить «одних другими», каждый из народов должен обладать своеобразием (самобытностью) и уметь отстаивать свои «жизненные» интересы, в том числе и в ментальной сфере. И никому кроме Бога, не дано права решать, кто из людей прав, а кто нет в своих религиозных воззрениях. Эта мысль настойчиво повторяется на протяжении всего Корана, и именно она служит заглавием и темой нижеследующего параграфа.
1.2. «В День Воскресения, поистине,
Аллах меж ними разрешит все споры»
Коран достаточно подробно рассказывает о позициях, мнениях и разногласиях, которые существовали во временами его ниспослания между иудеями и христианами. Иудеи и христиане считали друг друга неправедными и не имеющими духовных основ для своих вероучений. Христиане упрекали иудеев в отступлении от заповедей Единого Бога, в их неверие в великую миссию Иисуса, принёсшего миру Евангелие, и осуждали за распятие ими Христа, посланного для спасения не только «погибших овец Дома Израилева», но и всего человечества.
Иудеи же утверждали, что христиане извратили само понятие вечного и незримого Единого Бога и стали приписывать человеку (Иисусу) свойства и качества всесильного вечного и незримого Бога, которыми Иисус, с их точки зрения, ни-
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
когда не обладал и не мог обладать в силу Своего земного человеческого происхождения:
«113. И иудеи говорят: «У христиан основы нет».
И христиане говорят: «Основы иудеи не имеют»,
Хотя читают ту же Книгу.
Подобно этим же словам звучат и речи тех,
Которые (пока) не разумеют.
В День Воскресения, поистине, Аллах
Меж ними разрешит все споры»
(Сура 2).
Кстати сказать, и сегодня эти слова Корана звучат не менее актуально, чем почти полторы тысячи лет тому назад, когда Мухаммед диктовал их писарям. Ибо всё ещё не прекращаются споры не только между иудейскими и христианскими богословами, но и между представителями самых разнообразных течений и направлений, которые широко распространились и в иудействе, и в христианстве. Однако в вопросе, кто праведен, а кто грешен, Коран строго следует двум предыдущим Писаниям и чётко формулирует одно из своих принципиальнейших, наиважнейших и мудрейших, в том числе и с точки зрения «человека разумного», изречений:
«49. Один Господь лишь может знать, кто и какой хвалы достоин!»
(Сура 4).
Так, например, хотя Коран крайне отрицательно относится к словосочетанию «Сын Божий», которое из иносказательного (переносного) значения в Торе, а также в Книгах пророков с течением времени в сознании христиан приобрело прямое значение. Но, тем не менее, Коран требует от всех верующих в Единого Бога не отходить во взаимоотношениях с христианами от принципа: «Один Господь лишь может знать, кто и какой хвалы достоин».
Напомним, что задолго до того, как Иисус назвал Себя «Сыном Божьим», в Торе «сынами Божьими» названы все потомки Якова-Израиля. Так, в обращении к сынам Израиля сказано: «Сыны вы Богу, всесильному вашему» (Дварим 14 Ръэ 1). Кроме того, до Иисуса «сыном Божьим» был назван и великий Соломон, которого Сам Бог, согласно словам отца его Давида, избрал «в сыны Себе» (1 Пар. 28:2—9). А евангелист Иоанн вслед за Иисусом разъяснял, что всем верным последователям Христа, Бог «дал власть быть чадами Божьими» (Ин. 1:12). Также и апостол Павел указывал: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8;14).
Обожествление Иисуса Христа, как известно, произошло при активном участии ранних христиан-римлян, которые, в отличие от иудеохристиан, так и не смогли в полной мере избавиться от своего языческого мировосприятия, обожествлявшего всё и вся из ряда вон выходящее. Ярчайшим примером этому служит обожествление римлянами своих императоров. Статуям императоров, вплоть до принятия христианства, поклонялись не только сами римляне, но и многие подвластные им народы-язычники, которые вслед за своими властителями, приняв христианство, стали поклоняться Иисусу, как Богу, и почитать Его в качестве Бога.
И, как известно, ментальное давление непросвещённых народных масс играло далеко не последнюю роль в политических амбициях и интригах властителей, которые, манипулируя сознанием масс принимали волевое решение в пользу того или иного течения в христианстве на территории своего правления, в первую очередь, ориентируясь на свои личные интересы. Так было в прошлом, это продолжается и в настоящем.
К примеру, сразу же после Халкидонского Собора в 451 г., созванного по инициативе императора Маркиана, им же были изданы строгие предписания по заточению и изгнанию всех противников признания в «совершенном человеке» Иисусе Христе «единосущности Отцу по Божеству», а также утверждения «одного и того же Христа, Сына, Господа единородного в двух ипостасях неслитно, неизменно, нераздельно, соединяемую в одну ипостась». Все же многочисленные труды богословов, которые придерживались иного мнения о сущности Иисуса Христа, по распоряжению того же Маркиана были незамедлительно сожжены.
И даже сегодня можно встретить немало не только простых неискушённых в духовно-мировоззренческих основах Единобожия верующих, но и маститых христианских богословов, которые «уверены», что Иисус действительно Сын Божий в прямом значении этого слова и, одновременно, Он же и Сам Бог. При этом они категорически не желают воспринимать иную точку зрения, называя её очередной ересью, которую необходимо предать анафеме. Именно к таким людям обращены слова Корана:
«30.И иудеи говорят:
«Узайир — сын Аллаха».
И христиане говорят:
«Мессия — сын Аллаха».
Эти слова звучат в устах их, —
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Так говоря, они уподобляются неверным,
Которые до них (грешили тем же),
Да поразит (за это) их Аллах!
Как же они отвращены от (Истины) Его!
31. Они себе, опричь Аллаха,
За Господов берут раввинов и монахов.
А также сына Марйам — Мессию.
Хотя повелено им было поклоняться
Богу Единому (для всех),
Опричь Которого другого Божества не существует.
Субханагу! (Хвала Ему!)
Превыше Он всех тех,
Которых в соучастники Ему
Они (своим невежеством упрямо) призывают!»
(Сура 9).
Нельзя не обратить внимания на то, что Коран за то, что иудеи и христиане говорят, что у Бога есть сын, называет их невежами, «которые уподобляются неверным», ибо они искажают одно из фундаментальных положений единобожия, изложенных Торой — «Бог Един и нет равных Ему». Этого же фундаментального положения, как известно, строго придерживался и Иисус, назвавший Себя Христом. Но, что принципиально важно, Коран не предаёт иудеев и христиан проклятию за их заблуждения и не призывает к войне с ними. Напротив, Коран говорит, что наказание за этот грех должно исходить не от людей, не от пророков, включая Мухаммеда, а только от Бога. Коран чётко говорит: «Да поразит (за это) их Аллах!».
Из Нового Завета известно, что Иисус был осуждён иудеями именно за то, что назвал себя Сыном Божьим. Не найдя в действиях и проповедях Иисуса ничего противозаконного для осуждения Его по законам Торы, первосвященники решили осудить Иисуса на смерть за то, что Он Сам «сделал Себя Сыном Божьим». Логика первосвященников была понятна и ясна каждому простому иудею: бессмертному Единому Богу незачем было иметь детей, тем более детей в «человеческом» облике. Единому Богу никто не мог наследовать. Незачем было Богу готовить Себе и замену, если Он вдруг уйдет на покой. Ибо Бог был вечен и един! И, подменив переносное значение словосочетания «Сын Божий», которое употреблял иногда Иисус для того, чтобы показать свою духовную близость и связь с Единым Богом, на прямое значение, «первосвященники и служители» нашли формальный повод для осуждения Иисуса на смерть.
Язычник Понтий Пилат, неискушённый в мировоззренческих основах Единобожия и в вопросах Закона Моисея, посчитал, что легче согласиться с доводами духовных вождей иудеев, чем вызвать волнение народа на вверенной ему Римом территории. И, несмотря на свою убеждённость в невиновности Иисуса, приказал распять Его, найдя при этом мудрое, с его точки зрение, решение — распять не за то, что Иисус «сделал Себя Сыном Божьим», а за то, что Он якобы хотел Себя сделать царём народа Израиля. Ибо «всякий, делающий себя царём, противник кесарю», и, следовательно,
Иисус, может и должен быть предан смерти за то, что «сделал себя царём»:
«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его и распните; ибо я не нахожу в нём вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон. И по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошёл в преторию и сказал Иисусу: откуда
Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять
Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше: посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие» (Ин. 19: 4—16).
Однако в отличие от иудеев, которые распяли Иисуса Христа за Его религиозные воззрения и проповеди, Коран предупреждает христиан, которые «разделились» в своём мнении о сущности Иисуса Христа и спорят о том, кто Он: Праведник, Пророк-Посланник, Бог или Богочеловек, Сын Божий или Сын Человеческий, что за искажение истины они будут ответ держать не перед людьми, а перед Самим Всевышним, и что все их споры будут решены в День Суда именно Богом.
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Диалог между Всевышним и Иисусом Христом в День Суда, который дан в Коране, весьма показателен и красноречив в этом отношении:
«116. И скажет (в День Суда) Аллах:
«О Иса, сын Марйам!
Ужель ты людям говорил:
«Меня и мать мою двумя богами. Опричь Аллаха, почитайте!?»
«Хвала Тебе! — ответит Иса —
Как говорить мне то, на что мне права нет?
Когда б я говорил такое,
Ты, несомненно, знал бы это, —
Ты знаешь, что в моей душе.
А что в Твоей — мне неизвестно.
Тебе Единому всё тайное открыто.
117. Я говорил им только то,
Что Ты мне повелел (им возвестить)
«Аллаху поклоняйтесь!
Он — мой Господь и ваш Господь!»
Пока средь них я пребывал.
Я был свидетелем о них.
Когда же Ты призвал меня к Себе Ты стал над ними Наблюдатель, —
Ведь Ты — свидетель обо всём, что суще!
118. И если Ты наказываешь их (так в этом — Твоя воля);
Они же — в услужении Тебе.
А коль прощаешь, (в этом Ты — Владыка), —
Ведь Ты могуч и мудр (безмерно)!»
119. Аллах ответил:
«Это — День, когда правдивым пользу принесёт их правда.
Для них — Сады, реками омовенны,
Где пребывать навечно им.
И там они — к довольствию Аллаха.
И к их довольствию — Аллах.
И это есть великое свершенье!»
(Сура 5).
Как видим, приведённый в Коране диалог между Всевышним и Иисусом не только полностью соответствует мессиан ской деятельности Иисуса Христа, но и мировоззренческой сути Нового Завета.
Нагорная проповедь. Персидская миниатюра. 16 в.
Вознесение пророка Исы (Иисуса). Турецкая миниатюра. 16 в.
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Таким образом, согласно Корану, наказание за грех, связанный с искажением смысла и духа Писаний, должно исходить не от людей, не от священнослужителей, не от пророков, ни, тем более, от общественных, культурных, политических и государственных деятелей, а только лишь от Бога.
1.3. «Ты им прости и не взыщи. —
Поистине, Аллах благоволит лишь к тем, кто (к людям) добр»
Как уже говорилось, «вражду и ненависть друг к другу», которые в своё время тотально питали и, к сожалению, и ныне питают друг к другу представители самых разных религиозных течений, Коран объясняет тем, что люди, кто в угоду своим личным интересам, а кто и по недомыслию, свернули с Божьего пути, искажают смысл ниспосланных Писаний. и потому наказываются Всевышним именно таким образом: «враждой и ненавистью друг к другу»
Однако, одновременно, Коран не только предупреждает, что наказание за свои грехи иудеи и христиане получат от Бога, но и специально указывает, что если человек действительно верует в Единого Бога, то он должен простить заблудших «людей Книги», ибо этого требует Сам Бог. Коран требует, чтобы верующий в Единого Бога человек не уподоблялся тем, кто питает «вражду и ненависть друг к другу».
Так, повествуя об иудеях, Коран сообщает, что Всевышний предал проклятию тех из них, кто нарушил Завет с Ним. Он предупреждает Мухаммеда и всех, кто следует Корану, что они «непрестанно будут встречаться с изменой иудеев и новою уловкой, за исключением немногих». Но при этом, что принципиально важно, Коран предписывает простить заблуждения сынов Израиля, проявив к ним «доброту», «ибо Господь «благоволит лишь к тем, кто (к людям) добр»:
«13. И вот за то, что свой завет нарушили они,
Мы предали проклятью их и их сердца ожесточили
Они слова (Писаний) искажают
Их с места одного переставляя на другое место.
И забывают часть того, чему учили их.
И непрестанно ты встречаться будешь С изменой их иль новою уловкой,
За исключением немногих.
Ты им прости и не взыщи. —
Поистине, Аллах благоволит лишь к тем, кто (к людям) добр»
(Сура 5).
Также и христиане, которые «забыли часть того, чему до этого учили их» до Дня Воскресения на Суд будут, согласно воле Бога, изложенной в Коране, пребывать «во вражде и ненависти друг к другу». Но истинный мусульманин обязан простить тех, кого Бог уже наказал Своим проклятьем за грехи. Ибо в Судный День Господь (именно Сам Господь Бог) укажет им, «чем на земле они грешили» и Сам взыщет с них:
«14. Завет Мы взяли также с тех,
Кто говорит: «Мы — христиане».
Но и они забыли часть того,
Чему до этого учили их.
За то Мы возбудили в них Вражду и ненависть друг другу До Дня их Воскресения (на Суд).
Тогда укажет им Господь,
Чем на земле они грешили»
(Сура 5).
То, что между христианскими общинами и до настоящего дня существует «вражда и ненависть друг к другу» не является секретом. Об этом знают все. Как знают и то, что из 21 одного так называемого Вселенского собора христианских Церквей, проведённых с 325 г., когда был созван I Никейский Собор, до последнего Собора, проведённого в 2005 г., часть Церквей (нехалкидонских) признаёт первые три. Православная Церковь Вселенскими признаёт первые семь соборов, проведённых до IV Константинопольского собора (868—870 гг.), когда произошло окончательное разделение Церквей. Все последующие соборы Православная Церковь не считает Вселенскими.
И, тем не менее, как было сказано, согласно Корану, лишь Богу позволительно решать, кто праведен, а кто заблуждается в своих духовных воззрениях. Ни человеку, ни пророку, согласно Корану, этого права Бог не предоставил!
Повторимся, согласно Корану, Единый Бог никому не даёт права осуждать людей за то, кому и как они поклоняются и кого почитают. В обязанности пророков входит лишь передача Откровений, исходящих от Бога, а в обязанности человека — строго соблюдать то, что снизошло в Откровениях для «его народа».
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Возвращаясь к стиху Корана, в котором повествуется о том, что именно Бог «возбудил вражду и ненависть между христианами» наш современник может обоснованно сказать, что в нём явно нарушена причинно-следственная связь.
Так, в этом стихе сказано, что Единый Бог ожесточил сердца и посеял вражду между и иудеями и христианами потому, что они искажают истины, изложенные в Писаниях. По логике же исторического процесса всё происходит прямо противоположным образом. Государственные и прочие интересы стимулируют возбуждение «вражды и ненависти» со стороны правящего класса к представителям другой общины или народа. Следом, чтобы показать своё принципиальное отличие во многих (если не во всех) сферах жизнедеятельности, в том числе в духовной, как правило, даётся собственное толкование смысла тех или иных положений Писания.
Примеров этому в истории развития человечества, действительно, великое множество. И каждый может привести их из опыта борьбы религиозных течений, как в собственной стране, так и в истории других стран. Вышеприведённый пример проведения и признания легитимности Вселенских соборов христианских Церквей лишь один из множества других, когда и само проведение Соборов созывалось по инициативе императоров, и решения Соборов писались под диктовку императоров, и исполнение решений происходило под бдительным оком властителей страны. Ибо, эти решения, как правило, незамедлительно приобретали статус государственных законов.
Но не будем забывать, во-первых, историческую эпоху ниспослания Корана, когда необходимо было максимально сплотить арабов вокруг нового для них мировосприятия; и, во-вторых, ментальный (языческий) уровень адресата Послания и, наконец, не будем сбрасывать со счетов особенности социально-экономического уклада арабов, или, говоря языком Корана, «жизненного уклада» народа.
Здесь вполне уместно вспомнить, что и Иисус дал Своим последователям новый завет: «да любите друг друга». Этот завет Иисуса был призван укрепить ряды приверженцев, прежде всего, нового вероучения.
Более того, Иисус учил Своих последователей, что люди будут узнавать о принадлежности людей к Новому Завету именно по тому, что они «имеют любовь между собою», и что эту новую заповедь Он даёт всем тем, кто желает получить «жизнь вечную» в Царствии Отца Его Небесного:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34,35).
Отсюда следует вполне закономерный вывод: если те, кто относит себя к последователям вероучения Иисуса, не любят друг друга, то они не являются Его «учениками» и не вправе называть себя христианами.
Допустимы ли, с точки зрения приведённой заповеди Иисуса взаимоотношения, например, католиков и протестантов, или взаимоотношения католических и православных Церквей?!
И то, что Бог через Коран внушает всем людям, что необходимо проявлять доброту и милосердие к народам безотносительно к их религиозным взглядам, должно стать уроком и для иудеев, и для христиан, и для последователей «веро-устава» Корана. И, что особенно важно, хотя Единый Бог через Коран призывает последователей Моисея и Иисуса не делиться на враждебные «общины», Он в то же время запрещает Своим пророкам вмешиваться в религиозные споры людей! Ибо, повторимся, Бог Сам рассудит их, когда те вернуться к Нему.
Он наставляет пророков не обращать внимания на то, что «каждая община» довольна тем, как она понимает те или иные законы и заповеди Бога, что она устанавливает собственные обряды поклонения Ему. Он призывает пророков не удручаться также тем, что люди «разделение внесли на толки меж собой». Единый Бог через Коран предлагает оставить заблудших «в пучине их страстей» до «Времени», когда все они возвратятся к Нему и Он Сам будет судить их на небесах. Задача посланников, как уже говорилось, заключается в том, чтобы «внушать доброе и делать благое»:
«49. Мы дали Мусе Книгу (Дел)
Чтобы они могли идти прямой стезёю.
50. Мы сделали знаменьем (ясным)
Сына Марйам и мать его
И их укрыли на холмистом месте,
(Богато орошённым пресною) водой.
Где был покой им и надежная защита.
51. О вы, посланники (Господни)!
Внушайте доброе и делайте благое, -Ведь знаю Я, что делаете вы.
52. Поистине, сей ваш вероустав Одно-единое установление (Господне),
И Я — один-единый ваш Господь, —
Так поклоняйтесь только Мне!
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
53. (Не вняли этому завету их потомки)
И в это дело разделение внесли на толки меж собой,
И обретает радость каждая община Лишь от того, что у неё.
54. Оставь в пучине (их страстей)
До времени, (назначенного Нами).
(Сура 23).
Таким образом, согласно Корану, верные Единому Богу люди (мусульмане) должны простить все заблуждения «людей Книги» (иудеев и христиан) и факты разномыслия в их среде.
Итак, согласно Корану, не должны вмешиваться в религиозные споры людей не только простые верующие люди, но даже и пророки. Задача пророков лишь передать людям сведения, исходящие от Бога. А задача людей следовать тому, что им передали пророки. Самому Богу решать, кто прав в своих обрядах почитания и поклонения Ему. Так же, как только Богу решать, кто из народов действительно отклонился от заповеданного Им пути, а кто идёт по верному пути.
2. Отношение Корана к религиозному сектантству
2.1. «Кто разделяет свою веру и делится на секты,
Их дело в введенье Аллаха»!
Бог специально обращается к Мухаммеду по поводу тех, кто «разделяет свою веру и делится на секты», с призывом не озадачиваться ими, ибо и «их дело в введенье Аллаха». Мухаммеду указывается, Сам Бог «потом им возвестит» все их заблуждения и ошибки. Причём Мухаммеду разъясняется, что тот человек, который придёт к Богу с добрыми делами, ему будет десятикратно воздано добром, а кто придёт с грузом зла, тому «воздастся злом, ему подобным, и ни один из них обид не понесёт»:
«159. И пусть тебя, (о Мухаммад!),
Не озадачивают те,
Кто разделяет свою веру и делится на секты.
Их дело — в введенье Аллаха,
И Он потом им возвестит
Всё (зло того), что делали они.
160. Тому, кто с добрыми делами явится (пред Ним)
Добром (воздастся) большим в десять раз.
Тому же, кто придёт со злою (ношей),
Воздастся злом, ему подобным, —
И ни один из них обид не понесёт»
(Сура 6).
Для современных мусульман, равно как и для тех, кто считает себя правоверным иудеем или христианином, должны стать духовной основой всей их жизни слова Корана, что каждый человек обязан строить всю свою жизнь с опорой на закон, а не облекать свою веру «в беззаконье»:
«82. Лишь те, кто верует,
Не облекая своей веры в беззаконье, —
Им — истинная безопасность,
И лишь они на праведной стезе»
(Сура 6).
Мы полагаем, что приведённые строки не менее, и даже более актуально звучат в наши дни, когда подавляющее большинство людей нашей планеты вынуждены жить не по своим личным желаниям и хотениям, как жило подавляющее большинство язычников, а с учётом законов государства, в котором они проживают.
И, как уже говорилось, все три Писания целенаправленно готовили основную массу человечества к «жизни по законам». В этом и заключается непреходящее значение Единобожия для формирования действительно «человека разумного», способного с помощью своего разума формулировать законы, регламентирующие его жизнедеятельность. С момента своего рождения человек уже вступает в правовые отношения с окружающим его миром. Сегодня практически всё человечество вступило в эпоху, когда не только внутригосударственное, но и международное право выступают основой организации жизни как каждого конкретного человека, так и всего человеческого сообщества.
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
2.2. Почему «дело тех, кто разделился на секты», — «в введенье Творца»?
Следует обратить особое внимание на то, что даже тех грешников, «кто разделяет свою веру и делится на секты» Коран призывает не только не осуждать, но и даже не «озадачиваться» ими, ибо «их дело — в введенье Аллаха», и в День Суда Бог им «возвестит» всё зло того, чем они грешили на земле:
«159. И пусть тебя (о Мухаммад !)
Не озадачивают те,
Кто разделяет свою веру и делится на секты. Их дело - в введенье Аллаха.
И Он потом им возвестит
Всё (зло того), что делали они»
(Сура 6).
Отсюда закономерно вытекает, что, как уже говорилось, за неверие человека или же за его религиозные воззрения осуждение и наказание исходит исключительно от Бога! Внутренний мир человека — это не компетенция другого человека, а только Бога! И это вполне вписывается в мировоззренческую суть Единобожия, ибо, согласно всем трём Писаниям, именно Бог дал человеку разумение и ниспослал нормы и правила его поведения. И спрашивать с человека за его взгляды, согласно Писаниям, — может только Бог. Человеку это право не предоставлено.
Человеку позволительно судить другого человека только в тех случаях, которые предусмотрены законами, ниспосланными Творцом через пророков, т.е. по тем законам, которые чётко сформулированы в Писаниях.
К примеру, за прелюбодейство, воровство, за нанесение человеку увечья или материального ущерба, за намеренное или случайное причинение смерти другому человеку в Писаниях предусмотрена целая система мер наказания, вплоть до смертной казни.
Во всех же случаях, не предусмотренных законами Писаний, как уже было сказано, Бог оставил за Собой право решать, кто прав, а кто виноват. Более того, Он предупредил, что каждому воздаст по его заслугам и в земной жизни, и на небесах. Поэтому и говорится всем верующим, что те «кто разделяет свою веру и делится на секты, их дело — в введенье Аллаха»!
Напомним вышеприведённый стих Корана, который ясно отвечает на вопрос, почему Мухаммеду рекомендуется не принимать близко к сердцу («не озадачиваться») тем, что люди разделяются на секты по религиозным убеждениям:
«48...Мы каждому из вас предначертали Устав (для жизни) и дорогу (к свету)
И если бы желал Аллах,
Он сделал бы вас всех одни народом,
Но (волею Своей Он хочет) испытать вас
(На верность в соблюдении того), что Он вам даровал.
Стремитесь же определить друг друга в сотворении благого.
К Аллаху — возвращение вас всех, —
Тогда Он ясно вам покажет Всё то, в чём расходились вы!»
Приведённые строки Корана чётко разъясняют причину того, почему Создатель допускает разделение верующих на секты. Выясняется, что Бог создал людей разными как по физиологическим, так и ментальным признакам для того, чтобы была возможность «проверить одних людей другими», испытывая их на верность ниспосланным законам. Как уже говорилось выше, именно с помощью «испытаний» одних другими развиваются интеллектуальные способности людей. Поскольку людям предоставляются широкие возможности для размышления и толкования «знамений» Бога, осмысления, ниспосланных Творцом «знамений» в новых реалиях жизни, которые неминуемо возникают с течением времени.
Не будем забывать тех чрезвычайно важных для понимания сущности человека сведений, которые даны в Торе и подтверждены в Новом Завете, а затем в Коране: Бог создал человека «подобным» Себе и дал ему Собственное «дыхание» жизни, т.е. наделил человека интеллектом и творческим воображением, наделил способностью к самостоятельному
V/ V/ и I V/ V/
познанию и осмыслению, как окружающей действительности, так и собственной физиологической и психической сущности. И именно Бог, согласно всем трём Писаниям, определяет стратегический путь развития людей и отбирает через селекцию тот ментальный тип людей, который угоден Ему. Коран ясно передаёт эту мысль следующими словами:
(Сура 5).
«165. И это — Он, Кто сделал вас преемниками на земле, И Он одних по степеням возвысил над другими,
Чтоб испытать вас тем, чем Он вас наделил.
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Ведь твой Господь, поистине, не медлит с наказаньем,
И все ж прощающ Он и милосерд (к Своим твореньям)!»
(Сура 6).
И выдающиеся достижения в научной, технической и технологических сферах, которые сегодня мы наблюдаем, являются ярким подтверждением идей, изложенных в приведённых строках Корана.
И надо сказать, что своей терпимостью к существованию религиозных сект Коран чётко следует идеям, которые проповедовал Иисус. Согласно Новому Завету, Иисус запрещал Своим ученикам причинять вред тем людям, которые придерживались других религиозных воззрений.
В связи с этим достаточно напомнить эпизод из Евангелия от Луки, который повествует, как Иисус запретил Своим ученикам низвести огонь с неба для уничтожения ненавистных иудеям самарян, которые не пожелали принять Иисуса с учениками в своё селение, поскольку Иисус «имел вид путешествующего в Иерусалим»:
«Когда же приближались дни взятия Его от мира. Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9: 51—56).
Для пояснения скажем, что самарян можно рассматривать как типичных представителей «религиозного сектантства» внутри иудаизма, поскольку, почитая Единого Бога Авраама, Исаака, Якова и Моисея, они, однако, имели собственный текст Пятикнижия Моисеева, который расходился с текстом иудейской (масоретской) Торы. Они имели собственные религиозные праздники и места почитания Бога.
В беседе с самарянкой, Иисус прямо заявляет ей: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). И, тем не менее, относясь к самарянам, как к отступникам от истинной веры, ниспосланной Единым Богом посредством Торы, которой располагали иудеи, Иисус удерживает Своих учеников от сурового наказания самарян, упрекая учеников в том, что они не знают сути того «духа», которого должны придерживаться. Ибо Иисус «пришёл не губить души человеческие, а спасать».
Коран же, продолжая идеологию Иисуса, не только призывает к веротерпимости, но и разъясняет всем верующим людям, почему им надлежит с терпимостью относиться к иным религиозным взглядам и толкованиям Священных Писаний.
Таким образом, согласно Корану, «разделение на секты» по религиозным взглядам, такое же естественное явление, как и существование человечества не одним народом, а разнообразным множеством народов, которые отличаются друг от друга по многим признакам. Каждый без труда может назвать как физиолого-анатомические, так и ментальные отличия народов и людей: по цвету кожи и волос, разрезу глаз, весу, росту, по языку, диалектам, культурным и бытовым обычаям и традициям, образной системе мышления и т.д. И в этом отношении норма права, предусмотренная Кораном для людей, обладающих собственными религиозными взглядами, совпадает с нормами права подавляющего большинства современных нам государств, в Конституциях которых заявлено о свободе совести и вероисповедания!
3. Допускает ли Коран убийство по конфессиональному признаку?
Вопрос, вынесенный в заголовок данной главы, в наше время, когда идут массовые интеграционные и миграционные процессы, когда существуют средства массовой информации, пронизывающие своим вещанием всю планету, отнюдь не праздный. И лежит он отнюдь, как понимает читатель, не в конфессиональной, а в политической плоскости. Поскольку все предыдущие и все последующие главы представленной вниманию читателя книги говорят об исключительной веротерпимости Корана, то как можно воспринимать нижеследующие слова, которые выдаются за слова Пророка, которые впоследствии были включены в его «хадисы». Можно было бы вообще не обращать на них никакого внимания, если бы с подачи «заинтересованных лиц» они бы широко не распространялись через Интернет весьма заинтересованными лицами.
Итак, читаем:
«Посланник Аллаха сказал: "Не наступит последний час, пока мусульмане не сразятся с евреями и не убьют их, а камни и деревья, за которыми укрылись евреи не скажут: мусульманин, раб Аллаха, здесь скрывается еврей, приди и убей его!" ("Сахих Муслим, книга 41, хадис 6985, рассказал Абу Хурайра").
Благочестивый пророк» ислама учил своих последователей, что убийство еврея или христианина является для мусульманина пропуском в мусульманский рай:
Посланник Аллаха сказал: «Когда настанет день воскрешения, Аллах предаст в руки каждого мусульманина иудея или христианина и скажет — Вот твоё избавление от адского огня». Смысл этих слов поясняет другой хадис, рассказанный Абу Хурайрой, пророк сказал: «У каждого есть своё место в Раю и своё место в Огне, и поэтому когда верующий войдёт в Рай, неверный заменит его собой в Огне».Сахих Муслим, книга 37, хадис 6665, рассказал Абу Муса: Посланник Аллаха сказал: "Ни один мусульманин не умрёт без того, что бы Аллах не отправил для него еврея или христианина в адский огонь. ("Сахих Муслим, книга 37, хадис 6666, рассказал Абу Барда")».
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
И в заключение своих многочисленных цитат автор делает следующий вывод:
«В мире есть много разных религий, но только ислам обещает своим последователям место в раю в обмен на убийство человеческого собрата».
Мы преднамеренно не приводим ни имени автора, ни ссылки на издание этого пасквиля с тем, чтобы с помощью нашей книги не способствовать распространению этого бреда, который ничего общего не имеет ни с Кораном, ни с разными течениями и направлениями в самом исламе. Естественно, можно было бы не обращать внимания на эти фальшивки, если бы не вопиющая религиозная безграмотность не только наших соотечественников, но и подавляющего большинства землян.
Сразу же скажем, что в «Хадисах Пророка», изданных на русском, арабском, английском и испанском языках, мы не нашли те «Книги хадисов» и, соответственно, сами хадисы, на которые лаются ссылки. Справедливости ради также скажем, что сегодня в хождении если не миллионы, то сотни тысяч Хадисов, которые исламские богословы делят на «правильные» и «неправильные», истинные и фальшивые. Именно «созданием и изданием» фальшивых Хадисов пользуются всяческие проходимцы и политические провокаторы, чтобы очернить магометан, приписывая пророку Мухаммеду нигде и никогда не сказанные им слова.
Можно было бы сказать, что это делается теми оплаченными провокаторами, которые поставили в силу известных геополитических и прочих причин вызвать у религиозно безграмотной части населения различных стран негативное отношение и к Корану, и к магометанам, как носителям экстремистского вероучения. Однако не все так просто. Дело в том, что те, кто исповедует иудаизм, крайне негативно относятся — в целях самосохранения «своего ценностного духовного мира» — к христианству, так же, как христианство на протяжении столетий для сохранения своих религиозных воззрений крайне негативно относилось к магометанству. Впрочем, и разные течения и направления, как в иудаизме, так в христианстве особенно не жаловали и друг друга. И ради личных, клановых, государственных и прочих интересов всегда вступали в союзы не только с теми, с которыми они не состояли в «духовной общности», но и с язычниками, отрицавшими существование живого, незримого, всемогущего, всесильного, вечного, всемудрого, милосердного и всемилостивого, неизменного и нелицеприятного, самосущного и вездесущного Единого Бога.
Конечно же, в наше весьма непростое время отсебятину, как якобы «свободу слова» и самовыражения, может нести каждый, кто способен говорить и писать, снимать кинофильмы и телепередачи, выходить в радио-эфир и входить в Интернет. Но существует истина, изложенная в Священных Писаниях, и именно на нее, в первую очередь, а не мнения разных «толкователей» и «знатоков ислама» может опереться каждый из наших современников, который обладает элементарными навыками чтения и понимания прочитанного. Благо переводы и Торы, и Ветхого, и Нового Заветов, и Корана существуют на подавляющем большинстве языков мира.
Итак, что же говорят Коран об убийстве человека человеком вне зависимости от его религиозных убеждений, если даже эти воззрения языческие? Скажем об этом кратко, поскольку ниже этому вопросу посвящена специальная глава.
Во-первых, Коран категорически запрещает убийство «не по праву», т.е. не по закону, а вслед за ним это запрещают и все Хадисы пророка.
Во-вторых, Коран с особым благоволением относится к иудеям и христианам, считая их «людьми Книги», которым задолго до Мухаммеда были ниспосланы через Моисея и Иисуса Христа нормы и правила поведения и организации своей жизнедеятельности.
Чтобы не быть голословными приведем конкретные примеры из самого Корана и книги «Хадисов пророка».
В полном согласии с Торой, которая предписывает не быть жалостливыми даже к «братьям и ближним своим», которые, нарушив ниспосланные законы, убили кого-либо из сынов Израиля или нанесли увечье, кому-либо из них «жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу», чтобы «искоренить зло из среды его» (Дварим 19 Шофтим, 19—21), и Коран говорит о том, что верующим предписано право:
178...За смерть (убитых близких) отплатить.
За жизнь свободного — свободный,
И раб — за жизнь раба,
И за жену — жена.
(Сура 2)
Но, в отличие от Торы, Коран через тысячелетия после ниспослания первого Послания, с учетом изменившихся исторических условий и нового ментального времени, предоставляет возможность «потерпевшему» все-таки простить «грех» своего собрата, который обязан «благодеянием разумным» возместить причиненный «ущерб»:
178. Но тот, кому собратом будет прощено,
Благодеянием разумным должен возместить.
Сие для вас — Господне облегчение и милость.
Того же, кто после этого дозволенный предел преступит,
Мучительная кара ждет.
(Сура 2)
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Именно потому, что до времени получения Мухаммедом Божьего Откровения в среде иудеев участились случаи нарушения Закона в отношении своих «ближних и братьев», через Коран передавалось о недопустимости убийства людей «не по праву», т.е. в случаях, непредусмотренных законодательством Торы:
32. И потому Мы предписали детям Исраиля Тот, кто убьет живую душу не за душу
Не за нечесть на земле, —
Тот как бы всех людей погубит.
А тот, кто эту душу сохранит, —
Он как бы всех людей убережет от смерти.
К ним с ясными знамениями от Нас Наши посланники являлись,
Но даже вслед за этим многие из них К земным (утехам) невоздержанны остались.
(Сура 5)
Думаю, что красноречивее этих строк, выражающих, во-первых, отношение к убийству всех людей земли; во-вторых, к якобы призывам к убийству сынов Израиля, которых Коран называет «детьми Исраиля», ничего быть не может.
Упрек народу Израиля за непослушание Закону, ниспосланному им через Моисея, в этих строках Корана очевиден, но не более того. Напротив, здесь можно говорить о чрезвычайно бережном отношении Корана к человеческой душе вообще, и к сынам Израиля, в частности. Что же касается язычников, или тех, кто ранее поклонялся Единому Богу, а затем отвернулся от Него, то даже с ними Коран предписывает сражаться за Господне дело лишь тогда, когда они сами инициировали вооруженную борьбу, т.е. предписывает самозащиту:
190. Сражайся за Господне дело Лишь с тем, кто борется с тобой.
Дозволенного грань не преступай, —
Аллах не любит тех, кто преступает.
(Пределы, установленные Им).
191. И с ними не воюй у стен Святой Мечети,
Пока они не трогают тебя.
А если все ж они начнут сраженье в этом месте,
Убей их —
Таким должно быть воздаяние неверным.
192. Но если прекратят они, —
Аллах ведь всепрощающ, милостив безмерно.
193. Борьбу ведите с ними до того мгновенья,
Пока не будет больше угнетения и смут
И воцарит религия Аллаха,
Когда же враг ваш прекратит борьбу,
Оружие сложите и гоните тех,
Кто продолжает сеять смуту.
(Сура 2)
Душа человека, согласно Корану, запретна для убийства, как, впрочем, в полном соответствии с двумя предшествующими Посланиями. Убийство человека человеком (по существу, казнь) разрешается лишь в строго оговоренных случаях, о которых было сказано в вышеприведенных стихах второй Суры. Иначе человека, преступившего этот запрет, ждут мучительные кары не только на земле, но и в неугасающем «огне ада». Перед нами 33 стих семнадцатой Суры Корана:
33. Не убивайте душу, что Аллах Запретной (для убийства) сделал,
Иначе, как по праву, (данному Всевышним).
А если кто-нибудь убит несправедливо,
Мы дали ближнему его Власть — (возместить убийце).
Но пусть в (ответном) убиении своем
Оганесян С.С. Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 3. Коран о сошедших с праведного пути
Не преступает он дозволенные грани, —
Ему ведь, истинно, (Закон) уже помог.
(Сура 17)
Таким образом, все, что касается темы убийства человека человеком, согласно Корану, должно производиться в строгом соответствии с Законом (шариатом). Поэтому отнюдь не случайно провокаторы типа вышеприведенных, никогда не ссылаются на Суры и стихи самого Корана, а приводят хадисы, которые являются плодом их хорошо проплаченных «измышлений».
И, наконец, завершим эту небольшую статью словами первого из двухсот хадисов книги «Хадисы пророка», изложенного в переводе великолепного знатока и переводчика Корана иман Валерии Пороховой:
«Когда Аллах назначил быть своему творению, Он (возложил) на Себя (ответственность), записав в своей Книге: «Милость Моя берет верх над гневом Моим»
Продолжение следует
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. 1.
М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995.
2. Коран. Перевод смыслов и комментарии иман Валерии 2.
Пороховой. 7-е издание. М.: РИПОЛ классик, 2004.
3. Тора (Пятикнижие Моисеево) с русским переводом / Под общ. 3.
ред. Г. Бранновера. «Шамир», *5753*1993*. М.: «Арт-Бизнес-Центр», 1993.
4. Хадисы Пророка / Пер. с араб. и комм. Иман Валерии Порохо- 4.
вой, гл. ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. 4-е изд. М.: РИПОЛ классик, 2010.
5. Карташёв А.В. Вселенские Соборы. М.: Изд-во «Республика», 5.
1994.
6. Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания 6.
/ Изд. подг. А.Г. Дунаев. М.: Индрик, 2002.
Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. Mezhdunarodnyi izdatel'skii tsentr pravoslavnoi literatury, Moskva. 1995.
Koran. Perevod smyslov i kommentarii iman Valerii Porokhovoi. 7-e izdanie. RIPOL klassik, Moskva. 2004.
Tora (Pyatiknizhie Moiseevo) s russkim perevodom. Pod ob-shch. red. G. Brannovera. «Shamir», *5753*1993*. «Art-Biznes-Tsentr», Moskva. 1993.
Khadisy Proroka. Per. s arab. i komm. Iman Valerii Porokhovoi, gl. red. Mukhammad Said Al'-Roshd. 4-e izd. RIPOL klassik, Moskva. 2010.
Kartashev A.V. (1994). Vselenskie Sobory. Izd-vo «Respublika», Moskva.
Prepodobnyi Makarii Egipetskii. (2002). Dukhovnye slova i poslaniya. Izd. podg. A.G. Dunaev. Indrik, Moskva.
ON THE RELATION OF THE QURAN TO THE TORAH AND THE NEW TESTAMENT,
AS WELL AS TO JUDAISTS AND CHRISTIANS
PART THREE. THE QURAN ON THOSE WHO CAME DOWN FROM THE PATH OF RIGHTEOUSNESS
Continuation of: Oganesyan S.S. On the Relation of the Quran to the Torah and the New Testament, as well as to Juda-ists and Christians. Part One. The Torah, the Bible and the Quran as Three Epistles from the One God. Scientific electronic edition Almanac Space and Time. 2012. Vol. 1. Iss. 2. URL: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom1Vip2/rubr4-kategoriya-smysla-st1-oganesyan-2012.pdf; and Oganesyan S.S. On the Relation of the Quran to the Torah and the New Testament, as well as to Judaists and Christians. Part Two. The Quran on The Book and the 'people of The Book'. Scientific electronic edition Almanac Space and Time. 2013. Vol. 2. Iss. 1. URL: http://e-almanac.space-
time.ru/assets/files/Tom%202%20Vip%201/rubr3-kategoriya-smysla-st1-oganesyan-2013.pdf
Sergey S. Oganesyan, Doctor of Pedagogic, Professor, the 1st class State Counselor of Russian Federation, Member of Expert Council of Committee for Public Associations and Religious Organizations at State Duma of Russian Federation, member of Editorial Council of "Russian Language at School" Journal
E-mail: [email protected]
The third article considers issues relating to the attitude of the Quran to "religious sectarianism". We give the the appeal of the One God to Muhammad "not to concern with those who divide their faith into sects" because God Himself will decide who are right and who are unjust. Neither prophet, nor man is allowed to decide what people are right and what people are in error in their religious views. According to the Quran, the One God has exclusive competence on these issues. In this article we show, that according to the Quran it is permissible for men to judge other people purely by the rules of law, which are given in the Scriptures, but it is not allowed to judge spiritual beliefs of people. According to the Quran, men are specially created with different physical and mental qualities in order to "try some of you by means of others" and "try you in what He has given". The statutes and the commandments of the Quran demonstrate that from Message to Message the One God is more tolerant of mental characteristics of people, affording them the opportunity for greater selfexpression of their mental essence and for display of independence in their intellectual activities.
We pay special attention to the negative attitude of the Quran to assassination along confessional lines.
Keywords: Torah, New Testament, Quran, monotheism, religious tolerance, mentality, religious beliefs, religious sectarianism.