Научная статья на тему 'ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Файрушина Римма Дамировна, Соколова Татьяна Сергеевна

В данной статье рассмотрены отдельные вопросы коррупции в органах внутренних дел, а также факторы, оказывающие негативное влияние на своевременность и эффективность профилактики коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CERTAIN ISSUES OF CORRUPTION CRIMES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

This article discusses certain issues of corruption in the internal affairs bodies, as well as factors that have a negative impact on the timeliness and effectiveness of the prevention of corruption crimes.

Текст научной работы на тему «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Научная статья

УДК 343.352.4:351.741.07(470)

Римма Дамировна Файрушина1, Татьяна Сергеевна Соколова2

1,2 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия

1 Rimma919@mail.ru

2 tatyana.fadeeva.19@bk.ru

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В данной статье рассмотрены отдельные вопросы коррупции в органах внутренних дел, а также факторы, оказывающие негативное влияние на своевременность и эффективность профилактики коррупционных преступлений.

Ключевые слова: коррупция, преступление, должностное лицо, следователь, профилактика, антикоррупционное поведение.

Для цитирования: Файрушина Р. Д., Соколова Т. С. Об отдельных вопросах коррупционных преступлений в органах внутренних дел // Право: ретроспектива и перспектива. 2022. № 2 (10). С. 83-88.

Original Article

Rimma D. Fayrushina1, Tatyana S. Sokolova2

1,2 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia

1 Rimma919@mail.ru

2 tatyana.fadeeva.19@bk.ru

ON CERTAIN ISSUES OF CORRUPTION CRIMES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Abstract. This article discusses certain issues of corruption in the internal affairs bodies, as well as factors that have a negative impact on the timeliness and effectiveness of the prevention of corruption crimes. Keywords: corruption, crime, official, investigator, prevention, anti-corruption behavior. For citation: Fayrushina R. D., Sokolova T. S. On certain issues of corruption crimes in the internal affairs bodies // Law: retrospective and perspective. 2022. No. 2 (10). P. 83-88.

Российский историк Анатолий Иванович Кирпичников в одном из своих сочинений охарактеризовал коррупцию как явление, тождественное разрушительной неизлечимой болезни, поражающей государственный механизм, вне зависимости от рассматриваемого исторического периода, уровня политического, экономического, военного, социального развития, а также общего благополучия населения [1, с. 7].

Несмотря на насущность проблемы коррупции для всего мирового сообщества, способы решения указанной проблемы пра-

вительства государств избирают обособленно, однако глобализация общественных отношений все же заметно повысила уровень международного обмена опытом в сфере противодействия коррупции.

В начале мы обратимся к официальной статистике по преступлениям анализируемой категории. Так, в 2021 году в производстве находилось 48751 уголовное дело коррупционной направленности, что на 4405 уголовных дел больше чем в 2020 году (44346). Из них 24631 направлено в суд для рассмотрения по существу, 11819 прекраще-

© Файрушина Р. Д., Соколова Т. С., 2022

ны по различным основаниям, 925 приостановлены по основаниям, предусмотренным ст. 208 УПК РФ. Общий ущерб по оконченным уголовным делам данной категории составил порядка 63921292 рублей, из которого 15641372 руб. добровольно погашено, 6223878 руб. изъято. Из общего количества указанных выше уголовных дел по 1748 делам уголовное преследование осуществлялось в отношении сотрудников органов внутренних дел [2].

Правоохранительные органы, в том числе и органы внутренних дел (далее - ОВД РФ) в частности, являются центральным звеном в механизме противодействия коррупции в России. Необходимо отметить, что именно на долю органов внутренних дел приходится основная нагрузка не только по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, но еще и по их профилактике.

К сожалению, существует множество факторов, оказывающих негативное влияние на своевременность и эффективность профилактики коррупционных преступлений и противодействия им. Наиболее деструктивным из этих факторов является внутренняя коррупционная преступность исполнителя, то есть сотрудников органов внутренних дел.

По статистике чаще всего коррупционные преступления совершаются теми сотрудниками органов внутренних дел, которые непосредственно взаимодействуют с преступными элементами в связи со служебной необходимостью, а также их близкими и родственниками.

Необходимость совершенствования комплекса мер, обеспечивающих качественную служебную подготовку сотрудников органов внутренних дел, стимулирующих антикоррупционное поведение, создания системы своевременного выявления, предотвращения и пресечения коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, исследование причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, и множество других направлений деятельности по искоренению коррупционных преступлений сотрудников органов внутренних дел обуслав-

ливают актуальность выбранной нами темы исследования.

Коррупция, как и любое другое глобальное социальное явление, существует и проявляется в разнообразных формах, видах и интерпретациях. Особый интерес для нас представляет бытовая коррупция.

Главной особенностью такого вида коррупционной преступности является особая сфера формирования общественных отношений, иногда, даже особое правовое пространство. Бытовая коррупция возникает в рамках взаимодействия чиновников и лиц, не наделенных властными полномочиями. Ряд исследователей коррупционной преступности относит к бытовой коррупции непотизм [3, с. 109].

Сотрудники правоохранительных органов как представители властных государственных структур регулярно взаимодействуют с рядовыми гражданами, лицами, не имеющими властных полномочий. Ни для кого не секрет, что данное обстоятельство (в ряду множества других) определяет довольно высокий уровень бытовой коррупционной преступности среди сотрудников органов внутренних дел.

Анализируя факторы, влияющие на рост показателя совершенных коррупционных преступлений конкретно сотрудниками органов внутренних дел, мы пришли к следующим выводам.

Органы внутренних дел - одно из важнейших звеньев исполнительной системы государства. Происходящие в стране политические, экономические, социальные изменения, кризис, порождаемый данными изменениями, бросают тень в первую очередь на стабильность функционирования именно государственных органов. Нагрузка сотрудников органов внутренних дел, в связи с необходимостью поддержания общественного порядка, законности, в нынешних реалиях существенно увеличилась, однако уровень заработной платы, количество социальных и иных льгот, общая государственная поддержка остались на прежнем уровне. Данный фактор влияет на оценку сотрудниками органов внутренних дел персональных пер-

спектив, зачастую склоняя в пользу принятия негативного решения относительно вопроса получения взятки. Становится очевидной деградация морального облика и нравственного самосознания сотрудников органов внутренних дел. Понятие «честь мундира» уже достаточно давно утратило былую значимость. Буквально ежедневно средства массовой информации освещают «подвиги» высокопоставленных лиц, даже возглавляющих ряды сотрудников органов внутренних дел, существенно подрывая общую репутацию структуры. На наш взгляд, разбираться в причинах такого положения дел бессмысленно, важно принимать эффективные меры, способствующие исправлению ситуации. Однако необходимо отметить, что исторический контекст развития нашего государства и множество других факторов делают невозможным сиюминутное решение проблемы нравственной деградации сотрудников органов внутренних дел, скорее всего, решение указанной проблемы станет достаточно долгим, трудоёмким процессом.

Наиболее общественно опасным и деструктивным коррупционным правонарушением со стороны сотрудника органов внутренних дел является коррупционное преступление [4, с. 54].

Для формирования дифференцированного подхода к устранению коррупционной преступности в органах внутренних дел, необходимо выделить и проанализировать ее виды.

В научной литературе встречаются следующие критерии классификации коррупционной преступности сотрудников органов внутренних дел:

1) в зависимости от объема должностных полномочий (или занимаемой должности) выделяется низовая и «верхушечная» коррупция. Важно отметить, что, несмотря на существенно различающийся объем властных полномочий, степень общественной опасности в зависимости от выделенного критерия не меняется.

Предложенная классификация, на наш взгляд, имеет теоретическое значение в первую очередь при формировании кримина-

листической характеристики совершенного преступления;

2) в зависимости от степени регулярности совершаемых преступлений выделяют регулярную и эпизодическую коррупцию. Относительно данной классификации коррупционной преступности сотрудников органов внутренних дел в научной литературе достаточно давно ведутся дискуссии.

Одним из вопросов, поднимаемых в рамках подобных дискуссий, является вопрос общественной опасности эпизодического получения взятки и регулярной коррупционной преступности. Чтобы понять, общественная опасность какого вида преступления выше, необходимо проанализировать всю совокупность имеющихся данных по конкретному факту.

Однако, на наш взгляд, оценивая степень общественной опасности, нельзя забывать про причиненный вред. В данном случае вред от систематического получения взяток выше, чем от единичного, ведь лицо, единожды совершив преступление, проанализировав и осмыслив собственные действия, продолжает совершать преступления, будучи сотрудником государственного органа, одной из основных задач которого является борьба с преступностью;

3) в зависимости от формы участия лица в совершении коррупционного преступления выделяют активную и пассивную коррупцию.

Активная коррупция предполагает непосредственное осуществление действий, составляющих объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ) [5].

Пассивная коррупция предполагает совершение действий, составляющих объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. Примером может служить приговор Ленинского суда г. Н. Новгорода, в соответствии с которым за получение взятки был осужден сотрудник ППСП А., который, осуществляя свои служебные полномочия, выявил факт совершения гр. П административного правонарушения, пред-

усмотренного ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Угрожая направлением материала в суд для назначения наказания в виде административного ареста, сотрудник ППСП потребовал у гр. П. взятку в сумме 1 тыс. рублей за не составление протокола о привлечении к административной ответственности [6];

4) по направлению воздействия выделяют горизонтальную и вертикальную коррупцию. Горизонтальная коррупция предполагает коррупционные взаимоотношения между сотрудниками одного уровня, не связанными должностной подчиненностью и иными служебными отношениями (в частности, сотрудниками разных ведомств). Примером горизонтальной коррупции в органах внутренних дел может служить дача взятки следователем эксперту в целях составления ложного экспертного заключения.

Термин «вертикальная коррупция» при рассмотрении коррупционной преступности в органах внутренних дел употребляется в двух значениях. Во-первых, вертикальной коррупцией обозначаются такие коррупционные отношения сотрудника и вышестоящего начальника, когда сотрудник, получая взятку от физического или юридического лица, передает часть полученной выгоды вышестоящему сотруднику, в целях обеспечения собственной безопасности и возможности продолжения преступной деятельности (например, при способствовании). Во-вторых, вертикальной коррупцией признается передача нижестоящим сотрудником взятки вышестоящему начальнику в целях укрывательства совершенного преступления последним или получения дополнительных выгод от вышестоящего руководителя при использовании им служебных возможностей. Вертикальную коррупцию считает наиболее опасным видом коррупционных преступлений, так как именно она порождает формирование коррупционной организованной преступной деятельности и коррупционных сетей;

5) специальными видами коррупции в среде сотрудников органов внутренних дел являются патронажная и бартерная коррупция. Данные виды коррупционных преступлений

тесно связаны с видами, указанными выше, однако каждый обладает своей спецификой.

Патронажная коррупция представляет собой такой вид коррупционных отношений, при котором сотрудник ОВД получает взятку в любой форме, обещая или непосредственно осуществляя патронаж, то есть покровительство, защиту заинтересованного лица с использованием служебных обязанностей. Примером может служить получение взятки сотрудником органа внутренних дел за сопровождение лица, желающего получить лицензию на хранение оружия, но не имеющего на это законных оснований (покровительство ему). Так, сотрудниками ГУСБ МВД России в городе Майкопе при получении взятки в размере 150 тыс. рублей был задержан начальник ОРЧ СБ МВД по Республике Адыгея [7], который потребовал крупную сумму у сотрудника полиции, переходящего на службу в другой регион. Денежное вознаграждение предназначалось за предоставление сведений об отсутствии компрометирующей информации в отношении этого сотрудника. Сотрудник полиции обратился за помощью в Главное управление собственной безопасности МВД России. В ходе оперативных мероприятий сотрудниками были задержаны и посредник, и непосредственно получатель взятки.

Бартерная коррупция предполагает дачу взятки в форме услуги с использованием служебного положения сотрудником органов внутренних дел другому сотруднику либо лицу, не осуществляющему службу в органах внутренних дел, за получение взаимной услуги, которая может быть получена только при использовании взяткополучателем своего должностного или служебного положения [4]. Примером бартерной коррупции может служить незаконное прекращение уголовного дела в отношении ректора вуза в обмен на поступление члена семьи взяткодателя в вуз, руководителем которого является взяткополучатель.

Предметами коррупционных правонарушений выступают:

- деньги (в частности, валюта), недвижимость, транспортные средства, бытовая

УгОлОВНО-прАВОВОй БлОк

техника, ювелирные украшения, продукты питания и другие материальные объекты;

- услуги и иные выгоды нематериального характера: туристические путевки, сертификаты на лечение, обучение и т. п.;

- взятка «впрок»: систематическое получение определённой доли от дохода физического или юридического лица за систематическое совершение деяний взяткополучателем в пользу взяткодателя;

- «теневая» взятка: замаскированная форма получения взятки, когда в рамках законных действий (получения денег в долг, банковского кредита, сделки по купле-продаже по заниженной стоимости и т. п.) осуществляются передача и получение взятки.

В ходе написания статьи нами был изучен и проанализирован зарубежный опыт борьбы с коррупционной преступностью сотрудников органов внутренних дел. Условно можно выделить четыре основных направления деятельности по созданию мер предотвращения совершения сотрудниками органов внутренних дел коррупционных преступлений и противодействия им.

Первое направление представляет собой идеологический подход к решению описанной проблемы. В его основе лежит воспитание общей нравственной культуры потенциальных и действующих сотрудников органов внутренних дел, а также повышение авторитета служащих в рамках общественного мнения. Это же направление включает публичное одобрение доносительства о случаях противоправного поведения действующих сотрудников полиции и, соответственно, публичного порицания коррумпированных сотрудников государственных органов в целом и сотрудников полиции в частности.

Необходимо отметить, что коррупция является крайне негативным социальным явлением. Коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками органов вну-

тренних дел, характеризуются повышенной степенью общественной опасности.

Наиболее эффективным средством борьбы с преступностью является ее профилактика. В органах внутренних дел функционирует целый комплекс мер, направленных на профилактику коррупционных преступлений. Однако, как показывает статистика привлечения к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений сотрудников органов внутренних дел, указанные меры далеки от совершенства.

На наш взгляд, основной мерой, способствующей снижению уровня коррупционных преступлений в рядах сотрудников органов внутренних дел, является повышение уровня общего благосостояния служащих, пропорциональное современным рыночным условиям. Повышение заработной платы, разработка программы государственной поддержки, возврат социальных льготы и др. - все это однозначно будет стимулировать антикоррупционное поведение. Ведь престиж любой профессии заключается не только в ее назначении и пользе, приносимой обществу, но и в оценке деятельности трудящегося, материальным эквивалентом которой в первую очередь является заработная плата.

Описанные выше и многие другие меры, направленные на борьбу с совершением коррупционных преступлений, эффективны только в случае такого подхода к решению проблемы, когда основное внимание направлено на повышение уровня нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел. Происходящие в общественной жизни негативные изменения предопределяют необходимость и значимость проведения в области противодействия коррупционным проявлениям дальнейших исследований, а также повышения квалификации российских госслужащих по данной проблематике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кирпичников А. И. Российская коррупция. Санкт-Петербург: Издательство Юридический центр Пресс, 2004. 590 с.

2. Ежегодный доклад о состоянии преступности в Российской Федерации // Интернет-портал статистических данных Генеральной прокуратуры РФ. URL: // http://crimestat.ru (дата обращения: 13.04.2022).

3. Правовые основы противодействия коррупции: учебник и практикум для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, В. М. Корякин, В. В. Козлов; под общей редакцией А. И. Землина. М.: Издательство Юрайт, 2020. 197 с.

4. Гладких В. И. Противодействие коррупции на государственной службе: учебное пособие для вузов / В. И. Гладких, В. М. Алиев, В. Г. Степанов-Егиянц. 2-е изд., перераб. и доп. М. Издательство Юрайт, 2020. 207 с.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 1098.

6. Приговор Ленинского суда г. Н. Новгорода по уголовному делу № 1-37/2017 // Росправосудие: гос. информац. система Российской Федерации. URL: http:// bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html (дата обращения: 15.03.2022 г.).

7. Сотрудники ГУСБ МВД России задержали при получении взятки руководителя одного из подразделений МВД по Республике Адыгея: новости / МВД России: офицальный сайт. URL: https://мвд.рф/ news/item/1139271 (дата обращения: 15.03.2022 г.).

REFERENCES

1. Kirpichnikov A. I. Russian corruption. St. Petersburg: Publishing House Legal Center Press, 2004. 590 p. (In Russ.)

2. Annual report on the state of crime in the Russian Federation // Internet portal of statistical data of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. URL: // http://crimestat.ru (date of access: 13.04.2022). (In Russ.)

3. Zemlin A. I., Zemlina O. M., Koryakin V. M., Kozlov V. V. Legal basis for combating corruption: textbook and workshop for universities; under the general editorship of A. I. Zemlin. M.: Yurait Publishing House, 2020. 197 p. (In Russ.)

4. Gladkikh V. I. Anti-corruption in the public service: a textbook for universities / V. I. Gladkikh, V. M. Aliev, V. G. Stepanov-Egiyants. 2nd ed., revised. and additional M. Yurayt Publishing House, 2020. 207 p. (In Russ.)

5. The Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law of June 13, 1996. No. 63-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. No. 32. Art. 1098. (In Russ.)

6. Sentence of the Leninsky Court of Nizhny Novgorod in criminal case No. 1-37/2017 // Rospravosudie: state. information system of the Russian Federation. URL: http://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html (date of access: 15.03.2022). (In Russ.)

7. Employees of the GUSB of the Ministry of Internal Affairs of Russia detained the head of one of the departments of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Adygea while receiving a bribe: news // Ministry of Internal Affairs of Russia: official website. URL: https://mvd.rf/news/item/1139271 (date of access: 15.03.2022). (In Russ.)

Информация об авторе:

Файрушина Р. Д. - кандидат юридических наук.

Information about the author:

Fayrushina R. D. - Candidate of Law.

Статья поступила в редакцию: 15.04.2022; одобрена после рецензирования: 25.04.2022; принята к публикации: 24.06.2022.

The article was submitted: 15.04.2022; approved after reviewing: 25.04.2022; accepted for publication: 24.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.