6. Чернецкий О. К. Оценка результатов следственного эксперимента // Учёные записки Крымского Федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2015. № 1. С.216-220.
© Афзалетдинова Г. Р.
УДК 343.985.7:343.352(470)
О. В. ГАЗИЗОВА, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
О. V. GAZ^^'VA, Instructor о/ h Prоfеssiоnal training Dеpartmеnt о/ U/a Law 1тШШе о/ h Ministry о/ 1Мегпа1 Affairs о/Russia (U/a)
О. А. ЗАХАРОВА, преподаватель кафедры профессиональной подготовки, Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
O. A. ZAKHAROVA, Instructor о/ h Prоfеssiоnal training Dеpartmеnt о/ U/a Law 1тШШе о/ h Ministry о/ Intеrnal Affairs о/Russia (Ufa)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE CORRUPTION CRIMES INVESTIGATION
Аннотация. Одной из наиболее серьезных проблем Российской Федерации являются коррупционные преступления. В последнее время происходят качественные изменения в структуре данного вида преступлений, возрастает криминальный профессионализм лиц, совершающих преступления. Способы совершения таких преступлений постоянно совершенствуются, они становятся все более изощренными, интеллектуальными, а процесс их расследования, как правило, сопровождается активным противодействием со стороны преступников и иных связанных с ними лиц. Соблюдение прав и свобод физических, юридических лиц, интересов государства возможно только при условии действенных мер борьбы с преступностью. Данная статья рассматривает вопросы правового регулирования расследования преступлений коррупционной направленности. Анализируются проблемы Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, затрагивающие сферу выявления, предупреждения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, а также предлагаются пути совершенствования данного законодательства.
Ключевые слова и словосочетания: преступление, расследование, раскрытие, противодействие, коррупция, коррупционные преступления, правовое регулирование.
Annotation. One of the most acute problems of the Russian Federation is corruption crimes. Recently, there have been qualitative changes in the structure of this type of crime, and the criminal professionalism of persons committing crimes is increasing. The methods of committing such crimes are constantly improving, they are becoming more sophisticated, intellectual, and the process of their investigation, as a rule, is accompanied by active opposition from criminals and other persons associated with them. A legal, democratic state presupposes the functioning of an effective political, economic social system of the state. The observance of the rights and freedoms of individuals, legal entities, the interests of the state is possible only under the condition of effective measures to combat crime. This article examines the issues of legal regulation of the investigation of corruption crimes. The article analyzes the problems of the Federal Law «On Combating Corruption», criminal, criminal procedural legislation, affecting the sphere of detection, prevention, disclosure and investigation of corruption crimes, and also suggests ways to improve this legislation.
Keywords and phrases: crime, investigation, disclosure, counteraction, corruption, corruption crimes, legal regulation.
Россия, встав на путь построения правового демократического государства, важную роль отвела органам государственной власти, а также органам местного самоуправления, однако, несмотря на это, в данной сфере совершаются преступления коррупционной направленности. Коррупция является не только опасным социальным фактором, подрывающим авторитет государственной власти, но также выступает и причиной, влияющей на существование иных экономических, политических преступлений [1]. Ввиду этого, противодействие коррупционным проявлениям является важнейшей задачей государственного строительства.
В структуре коррупционной преступности основную долю составили взяточничество - 44,7 %, мошенничество, совершенное с использованием служебного положения - 23,7 %, присвоение или растрата с использованием служебного положения - 10,5 %, служебный подлог - 7,2 %, мелкое взяточничество - 17,5 %, получение взятки -12,9 %, дача взятки - 10,2 %, коммерческий подкуп - 3,2 %, посредничество во взяточничестве - 4,2 %, злоупотреблениедолжностнымиполномочия-ми - 2,7 %, превышение должностных полномочий - 2,2 %, мошенничество при
получении выплат - 1,2 %, мелкий коммерческий подкуп - 1,0 %, злоупотребление полномочиями (в коммерческих организациях) - 0,5 %, легализация (отмывание) денежных средств - 0,5 % [2]. В правовой литературе это объясняется тем, что уровень латентности таких посягательств остается достаточно высоким.
Термин «коррупция» раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ «О противодействии коррупции») [3]. Проведенный анализ дефиниции данного понятия позволяет прийти к выводу, что субъектами коррупционных преступлений могут выступать не только государственные, муниципальные служащие, но и должностные лица государственных, муниципальных юридических лиц, сотрудники коммерческих организаций (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, индивидуальных предпринимателей).
Несмотря на то, что в последние годы большое внимание уделяется совершенствованию способов и средств борьбы с коррупционными преступлениями, проблемы раскрытия и расследования таких преступлений остаются все также актуальными.
К сложностям расследования относится следующее:
- коррупционные преступления имеют «скудную следовую картину»;
- при расследовании указанных преступлений, как правило, сложно найти свидетелей его совершения.
Основными субъектами коррупционных преступлений являются взяткодатель, взяткополучатель, посредник, то есть лица, которые заинтересованы в положительном результате от совершенного преступления. Поэтому данные лица предпринимают все возможные меры по недопущению случайных очевидцев при совершении преступления, а также по сокрытию следов;
- расследованию преступлений препятствует использование должностного положения лицом, совершившим преступление в отношении лица, которое расследует уголовное дело [4, с. 125].
Одним из направлений повышения эффективности расследования преступлений коррупционной направленности является совершенствование действующего законодательства. Рассмотрим его подробнее.
1. Проблема регламентации понятия «коррупция» и «коррупционные преступления». ФЗ «О противодействии коррупции» использует в терминологии оба термина, однако дефиниция понятия «коррупционные преступления» в законе отсутствует. На наш взгляд, отсутствие определения «коррупционные преступления» на законодательном уровне является упущением законодателя, поскольку оно часто используется как в литературе, так и в судебной практике. Например, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее - постановление) данный термин использует как в названии, так и в содержании, при этом высшая судебная инстанция также не разъясняет в своем
постановлении, что такое «коррупционные преступления», возможно, справедливо полагая, что это является прерогативой законодателя. Например, проведя аналогию с ФЗ «О противодействии терроризму», следует отметить, что здесь дается определение не только исходному понятию «терроризм», но и раскрывается производный от него термин «террористическая деятельность» (ст. 3). Такой же подход был избран законодателем в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Дефиниция термина «коррупция», содержащегося в ФЗ «О противодействии коррупции», использует в своем содержании перечисление видов деяний коррупционной направленности, поэтому логичнее было бы понятие «коррупция» заменить на «коррупционные преступления». Термин «коррупция» должен иметь иное содержание с учетом того, что является родовым к понятию «коррупционные преступления».
2. Проблема недостаточного уровня качества проведения предварительного расследования. В первую очередь, рассмотрим недостатки, связанные с относимостью, допустимостью и достаточностью доказательств в совершении коррупционного преступления. Проверка, проводимая после поступления сообщения о совершении коррупционного преступления, в значительной степени влияет на принятие решения о возбуждении уголовного дела. Ввиду того, что данная категория преступления относится к числу латентных, особое значение при расследовании приобретает качество проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Основным оперативно-розыскным мероприятием выступает «оперативный эксперимент». Однако на практике, осуществление данного мероприятия имеет некоторые недостатки. Во-первых, данный вид оперативно-розыскного мероприятия может проводиться только при расследовании преступле-
ний средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 8 Федерального закона «Об Оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ). Соответственно, для выявления такого преступления, как мелкое взяточничество (получение взятки до двадцати пяти тысяч рублей), оперативный эксперимент проводиться не может, что отрицательно сказывается на расследовании коррупционных преступлений. Во-вторых, оперативный эксперимент проводится только в случае поступления достоверных сведений о совершении коррупционного преступления, например, что конкретное должностное лицо берет взятки. На наш взгляд, было бы обоснованным предоставление возможности проведения оперативного эксперимента без взаимосвязи с наличием достоверной информации об этом. Соответственно, чиновники, зная, что могут подвергнуться проверке в любой момент, будут по-другому относиться к взятке и иным коррупционным проявлениям [5, с. 49].
3. Третья группа проблем обусловлена несовершенством уголовно-процессуального законодательства. Например, расследование преступлений, связанных со взяточничеством (ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ), в соответствии со ст. 151 УПК РФ относится к исключительной подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации. Расследование таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями и хищение в форме присвоения или растраты, относятся к прямой подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации (ст. 285 УК РФ) и органов внутренних дел Российской Федерации (ст. 160 УК РФ), но и указаны в ч. 5 ст. 151 УПК РФ. Такие преступные деяния могут быть расследованы органом, который обнаружил преступление. Однако если такие деяния совершены специальным субъектом, например, судьей, прокурором, то подобные деяния являют-
ся объектом расследования следователей Следственного комитета РФ. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» [6] на сотрудников Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ РФ) возложена обязанность по проведению оперативно-розыскных мероприятий в сфере коррупционных проявлений. В соответствии со ст. 12 этого же закона, органы ФСБ РФ также осуществляют взаимодействие с иными государственными органами в сфере борьбы с коррупцией и разрабатывают меры по борьбе с ней. Таким образом, логичным было бы рассмотреть вопрос о наделении сотрудников ФСБ РФ полномочиями по осуществлению предварительного следствия в случае выявлений преступлений, предусмотренных ст.ст. 290-291.1 УК РФ. Также следует предоставить им полномочия по расследованию коррупционных преступлений, совершенных специальными субъектами на альтернативной основе. Расширение полномочий органа ФСБ РФ с учетом задачи их деятельности будет способствовать повышению эффективности по борьбе с коррупцией в России.
4. Следующая проблема связана с тем, что данная категория преступников, как правило, имеет «особые привилегии» - дополнительные процессуальные гарантии в отношении значительного круга должностных лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ. В отношении данных субъектов применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий. Такие привилегии создают для правоприменителей иногда непреодолимые препятствия, а то и вовсе исключают возможность привлечения к уголовной ответственности указанных лиц.
Подозреваемые, обвиняемые в совершении коррупционных преступлений, зачастую используют тактику «жалобщиков». Как правило, такие лица направляют различные жалобы в вышестоящие
инстанции о необоснованном привлечении их к уголовной ответственности, руководствуясь Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и главой 16 УПК РФ, например, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Администрацию Президента Российской Федерации. Объектом обжалования выступает практически каждое действие органа предварительного следствия. Результатом всего является затягивание процессуальных сроков расследования уголовных дел, поскольку зачастую уголовные дела ис-требуются и направляются в надзорные инстанции [7].
В связи с этим следует рассмотреть вопросы в части отмены «привилегий» у отдельных категорий лиц, наиболее склонных к противоправным действиям указанного характера, и ужесточения наказания за преступления данной категории.
По причине недоработки законодательства, трудности легализации результатов оперативно-розыскной деятельности, коррупционные преступления бывают объективно недоказуемы. Зачастую складываются ситуации, когда преступления в действительности совершены конкретными лицами, но имеющиеся доказательства недостаточны для предъявления обвинения. Именно поэтому при расследовании уголовных дел данной категории следует четко разрабатывать план расследования, придерживаться его, заранее продумывать возможные варианты действий субъектов уголовного процесса, тщательно проверять издаваемые процессуальные документы.
Таким образом, вопросы расследования коррупционных преступлений являются актуальной темой ввиду их высокой латентности, а также множества препятствий, создаваемых специальным субъектом, совершившим преступление по причине предоставления им осо-
бых гарантий, закрепленных в главе 16 УПК РФ. Официальная статистика не отражает реальной картины взяточничества и других преступлений коррупционной направленности, поскольку коррупция всегда представляет собой сделку между должностным лицом и лицом, заинтересованным в его определенном поведении.
С учетом сложностей, возникающих при расследовании данной категории преступлений, одним из направлений повышения эффективности расследования преступлений коррупционной направленности является совершенствование действующего законодательства, а именно:
- статья 1 ФЗ «О противодействии коррупции» должна быть дополнена положением, закрепляющим понятие «коррупционное преступление»;
- в ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» должно быть предоставлено право оперативным сотрудникам проводить такое оперативно-розыскное мероприятие, как «оперативный эксперимент», вне зависимости о наличия сведений о том, берет ли взятки должностное лицо или нет. Соответственно, чиновники, зная, что могут подвергнуться проверке в любой момент, будут по-другому относиться к взятке и иным коррупционным проявлениям;
- следует наделить органы ФСБ полномочием осуществлять предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 290-291.1 УК РФ, а также разрешить им на альтернативной основе расследовать уголовные дела о коррупционных преступлениях в отношении специальных субъектов;
- следует рассмотреть вопрос в части отмены «привилегий» у отдельных категорий лиц, наиболее склонных к противоправным действиям указанного характера, и ужесточения наказания за преступления данной категории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гармаев Ю. П., Степаненко Д. А., Степаненко Р. А. Особенности расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве и коммерческом подкупе // СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Научно-исследовательский центр № 1 (по исследованию проблем криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, анализа и прогнозирования преступности, социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучение общественного мнения о полиции) // Аналитический обзор. 2020. 88 с.
3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Гайнельзянова В. Р. Проблемы, возникающие при расследовании преступлений коррупционной направленности // Государственная служба и кадры. 2018. № 2. С. 125-126.
5. Александров А. И. Борьба с коррупцией: актуальные вопросы уголовного права, уголовного процесса и ОРД // Российская юстиция. 2018. № 4. С. 49-52.
6. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федеральный закон от 25.04.2002 № 4-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (принят Государственной. Думой 3 апреля 2002 г.; одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 г. // СПС «Консультант-Плюс».
7. Ершова А. Д. Проблемы расследования уголовных дел коррупционной направленности // Отечественная юриспруденция. 2017. № 8 (22). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/problemy-rassledovaniya-ugolovnyh-del-korruptsionnoy-napravlennosti (дата обращения: 25.09.2020).
© Газизова О. В.
© Захарова О. А.
УДК 347.454.048:343.7(470)
Т. И. ЕГОРОВА, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
Т. И. EGOROVA, Lecturer of the Chair of Professional Training of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SPECIFIC FEATURES OF CRIME INVESTIGATION IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены особенности расследования преступлений в сфере экономической деятельности, затронуты причины совершения преступлений интересующей автора направленности. Предложено создание новой службы «экономической полиции», в которую будут входить специалисты, обладающие глубокими знаниями не только в юриспруденции, но и в экономике.