Научная статья на тему 'Об отдельных проблемах исполнения наказания в виде принудительных работ'

Об отдельных проблемах исполнения наказания в виде принудительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВА ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ALTERNATIVES TO IMPRISONMENT / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / FORCED LABOR / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / DETENTION CENTER / ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / LABOUR / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ОСУЖДЕННЫХ / WAGES OF PRISONERS / DUTIES OF CONVICTS / CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комбаров Роман Владимирович, Потапов Андрей Михайлович

Реализация уголовной и уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации предусматривает увеличение альтернативных лишению свободы видов наказаний. Введение в 2011 г. уголовного наказания в виде принудительных работ было одним из шагов в этом направлении. При этом отсутствие исправительных центров как учреждений, исполняющих принудительные работы, не позволило начать их применение. В то же время работа по введению в действие данного уголовного наказания продолжается. Оценка состояния правовой регламентации и организации применения принудительных работ демонстрирует наличие ряда проблем в этой области. Исследование, проведенное в 2015-2016 гг. в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, показывает, что требуется соответствующая корректировка отраслевого законодательства, регулирующего исполнение принудительных работ. Данные вопросы находились в основе предмета исследования и были определены как его цель. При этом задачами исследования была предусмотрена выработка предложений по совершенствованию отраслевого законодательства и организации процесса исполнения наказания в виде принудительных работ. К основным из них можно отнести необходимость определить порядок формирования списка предприятий и учреждений, в которых осужденные к принудительным работам будут отбывать наказание и трудиться; сформулировать принципы определения осужденному вида работ, участвующих в этом субъектов, исчисления заработной платы и удержаний из нее; конкретизировать исчисление срока принудительных работ с момента начала трудовой деятельности осужденного; разработать механизм перевода осужденного на проживание вне общежития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the individual problems of execution of punishment in the form of forced labor

The implementation of criminal and criminal Executive policy in the Russian Federation provides for an increase in non-custodial penalties. The introduction in 2011 of criminal punishment in the form of forced labor was one of the first steps in this direction. At the same time, the lack of correctional centers as institutions executing forced labor, not allowed to start their application. At the same time, work on the enactment of the criminal punishment continues. Assessment of legal regulation and organization of the use of forced labor shows the presence of a number of problems in this area. A study conducted in 2015-2016 in the Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia shows that requires a corresponding adjustment of sectoral legislation governing the enforcement of forced labor. These questions were at the core of the subject of the study and was identified as his target. In this case, the objectives of the study were provided to develop proposals for improving the sectoral legislation and the organization of the process of execution of punishment in the form of forced labor. The main ones include the need of determining the order of formation of the list of enterprises and institutions in which persons convicted to forced labour would serve their punishment and to work; to formulate the principles for determining the convict type of work involved in this subject of calculation of wages and deductions from it; to specify the calculation of the term of forced labor since the beginning of labour activity of the convicted person; to develop the mechanism of transfer of the convicted person for accommodation off-campus.

Текст научной работы на тему «Об отдельных проблемах исполнения наказания в виде принудительных работ»

Information about the author

Kiyko Nikolay Vladimirovich: Ministry of Internal Affairs academy of Republic of Belarus (Minsk), the chief of the penal law chair of the penal faculty, candidate of law. E-mail: uip@amia.unibel.by

УДК 343.827

Р. В. Комбаров, А. М. Потапов

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Реализация уголовной и уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации предусматривает увеличение альтернативных лишению свободы видов наказаний. Введение в 2011 г. уголовного наказания в виде принудительных работ было одним из шагов в этом направлении. При этом отсутствие исправительных центров как учреждений, исполняющих принудительные работы, не позволило начать их применение. В то же время работа по введению в действие данного уголовного наказания продолжается.

Оценка состояния правовой регламентации и организации применения принудительных работ демонстрирует наличие ряда проблем в этой области. Исследование, проведенное в 2015-2016 гг. в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, показывает, что требуется соответствующая корректировка отраслевого законодательства, регулирующего исполнение принудительных работ. Данные вопросы находились в основе предмета исследования и были определены как его цель. При этом задачами исследования была предусмотрена выработка предложений по совершенствованию отраслевого законодательства и организации процесса исполнения наказания в виде принудительных работ. К основным из них можно отнести необходимость определить порядок формирования списка предприятий и учреждений, в которых осужденные к принудительным работам будут отбывать наказание и трудиться; сформулировать принципы определения осужденному вида работ, участвующих в этом субъектов, исчисления заработной платы и удержаний из нее; конкретизировать исчисление срока принудительных работ с момента начала трудовой деятельности осужденного; разработать механизм перевода осужденного на проживание вне общежития.

Ключевые слова: альтернатива лишению свободы; принудительные работы; исправительный центр; обязанности осужденных; труд осужденных; заработная плата осужденных.

R. V. Kombarov, A. M. Potapov

ABOUT THE INDIVIDUAL PROBLEMS OF EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR

The implementation of criminal and criminal Executive policy in the Russian Federation provides for an increase in non-custodial penalties. The introduction in 2011 of criminal punishment in the form offorced labor was one of the first steps in this direction. At the same time, the lack of correctional centers as institutions executing forced labor, not allowed to

© Комбаров Р. В., Потапов А. М., 2016.

start their application. At the same time, work on the enactment of the criminal punishment continues.

Assessment of legal regulation and organization of the use of forced labor shows the presence of a number ofproblems in this area. A study conducted in 2015-2016 in the Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia shows that requires a corresponding adjustment of sectoral legislation governing the enforcement of forced labor. These questions were at the core of the subject of the study and was identified as his target. In this case, the objectives of the study were provided to develop proposals for improving the sectoral legislation and the organization of the process of execution of punishment in the form offorced labor. The main ones include the need of determining the order of formation of the list of enterprises and institutions in which persons convicted to forced labour would serve their punishment and to work; to formulate the principles for determining the convict type of work involved in this subject of calculation of wages and deductions from it; to specify the calculation of the term of forced labor since the beginning of labour activity of the convicted person; to develop the mechanism of transfer of the convicted person for accommodation off-campus.

Keywords: alternatives to imprisonment; forced labor; detention center; duties of convicts; convicts; labour; wages of prisoners.

Одним из направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является увеличение применения наказаний, не связанных с лишением свободы. В декабре 2011 г. в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был расширен перечень уголовных наказаний принудительными работами.

В соответствии с законом принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые, и назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. На основании ст. 601 Уголовно-исполнительного кодекса РФ данный вид наказания должен исполняться в специальных учреждениях - исправительных центрах либо изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, с обязательным привлечение осужденных к труду.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 431-Ф3 «О внесении изменения в ст. 8

Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» применение принудительных работ отложено до 1 января 2017 г. в связи с необходимостью создания необходимого количества исправительных центров.

Следует отметить, что данный вид уголовного наказания и раннее существовал в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве и назывался «ограничением свободы». При этом его применение также откладывалось. В связи с этим возникает вопрос о перспективах данного наказания в современных условиях.

Введение нового вида наказания предполагает детальную нормативно-правовую регламентацию его исполнения для обеспечения единообразия реализации наказания и предотвращения нарушений закона. Данная работа проводится законодателем, но вносимые изменения, касающиеся исполнения принудительных работ, на наш взгляд, не устраняют всех проблемных вопросов исполнения данного вида уголовно наказания.

Так, для обеспечения исполнения наказания в виде принудительных работ администрации исправительного центра необходимо осуществлять деятельность

по трудоустройству каждого осужденного. При этом наличие соответствующего профессионального образования у осужденных может являться причиной, препятствующей приобщению их к труду. В свою очередь, не каждый работодатель готов иметь у себя работника, осужденного к уголовному наказанию.

Анализ вакансий, представленных центрами занятости населения, показывает, что к их кругу относятся неквалифицированные должности, такие как грузчик, уборщик производственных и служебных помещений, контролер, курьер, мойщик посуды, подсобный рабочий. Вместе с тем количество и таких рабочих мест ограничено. В случае активного применения судами наказания в виде принудительных работ может сложиться ситуация отсутствия рабочих мест для осужденных.

Кроме того, ч. 3 ст. 531 УК РФ устанавливает, что принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами УИС. Однако действующее законодательство не разъясняет данный порядок и процедуру, не определяет круг должностных лиц, уполномоченных определять место работы осужденных к принудительным работам, критерии ее подбора и порядок исчисления заработной платы. При этом, наличие указанных проблем, а также то, что организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов

п

(ч. 2 ст. 60 УИК РФ), может приводить к злоупотреблениям со стороны администрации исправительных центров и работодателей, у которых будут работать осужденные к принудительным работам. В частности, начальник исправительного центра либо лицо, его замещающее, будет умышлено направлять осужденного трудиться безальтернативно к конкретному работодателю. Т. е. работодателю — дешевая рабочая сила, а уполномоченному лицу органа УИС — материальная выгода.

Более того, ч. 5 ст. 531 УК РФ определяет, что из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа УИС. При этом данная норма не устанавливает, каким образом и в какой временной отрезок производятся удержания, а также не определяет субъектов, участвующих в этом процессе и органы, осуществляющие контроль. Таким образом, складываются предпосылки к возможным нарушениям законодательства.

Следует обратить внимание и на то, что срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр (ч. 1 ст.

603 УИК

РФ). Однако это не означает, что осужденный сразу же привлекается к выпол-

о

нению работ. Так, ч. 5 ст.

608 УИК РФ

прямо указывает, что осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. При этом отсутствие у осужденного работы не приостанавливает течение срока уголовного наказания в виде принудительных работ. Т. е. осужденный имеет возможность отбыть наказание и при этом не работать. Данная ситуация не может оцениваться положительно.

Кроме того, п. «в» ч. 1 ст.

604 УИК

РФ устанавливает, что осужденные должны проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях. Вместе с тем следует отметить, что словосочетание «как правило» позволяет осужденному на вполне законных основаниях проживать и вне общежития под любым предлогам, в том числе и за вознаграждение. В связи с этим считаем необходимым в п. «в» ч. 1 ст. 604 УИК РФ заменить слова «как правило» на следующие: «за исключением случаев, установленных законом».

В частности, ч. 6 ст. 604 УИК РФ регламентирует порядок получения разрешения на проживание вне общежития. Для этого осужденному необходимо отбыть не мене одной трети срока

наказания и не допускать нарушений правил внутреннего распорядка. Примечательно то, что решение о переводе осужденного на проживание вне общежития принимает начальник исправительного центра или лицо, его замещающее, единолично. На наш взгляд, данное решение должно приниматься начальником исправительного центра после соответствующего ходатайства специально созданной комиссии, т. е. с участием других сотрудников исправительного центра, а также работодателя, у которого осужденный трудится.

Дальнейшее развитие законодательства, регулирующего исполнение наказания в виде принудительных работ, должно идти по пути преодоления обозначенных нами проблем. Для решения ряда из них необходимо внесение соответствующих изменений в положения УК РФ и УИК РФ, также необходима разработка инструкции по организации исполнения наказания в виде принудительных работ; доработки правил внутреннего распорядка исправительного центра; перечня вещей, предметов и продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах либо бандеролях, направленных в исправительный центр.

При этом в них необходимо отразить следующие моменты:

- порядок формирования списка предприятий и учреждений, в которых

осужденные к принудительным работам будут отбывать наказание и трудиться;

- принципы определения осужденному вида работ, участвующих в этом субъектов, исчисления заработной платы и удержаний из нее;

- исчисление срока принудительных работ с момента начала трудовой деятельности осужденного;

- комиссионный процесс перевода осужденного на проживание вне общежития.

В заключение отметим, что в рамках осуществления деятельности по созданию исправительных центров с учетом сложного экономического положения Российской Федерации стоит уделить внимание возможности перепрофилирования части колоний-поселений в исправительные центры в связи с их организационным сходством, тем самым обеспечив реализацию наказания в виде принудительных работ и снизив количество осужденных к лишению свободы. Кроме того, труд осужденных к принудительным работам возможно организовать на объектах колоний-поселений, осуществляющих производственную деятельность, с удержанием из заработной платы установленных приговором суда размеров, тем самым устранив проблемный вопрос поиска рабочих мест для осужденных к принудительным работам.

Сведения об авторах

Комбаров Роман Владимирович: ФКОУ ВО Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда), старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными, кандидат юридических наук. E-mail: r.v.kombarov@yandex.ru

Потапов Андрей Михайлович: ФКОУ ВО Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда), начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: potapov_35@list.ru

Information about the authors

Kombarov Roman Vladimirovich: Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia (Vologda, Russia), senior lecturer of the Department of penal law and organization of educational work with convicts, candidate of legal sciences. E-mail: r.v.kombarov@yandex.ru

Potapov Andrey Michailovich: Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia (Vologda, Russia), head of the Department of penal law and organization of educational work with convicts, candidate of legal sciences, associate professor. E-mail: potapov_35@list.ru.

УДК 343.8

М. С. Красильникова

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА (СТ. 321 УК РФ)1

В статье актуализируется необходимость исследования вопросов уголовно-правового и криминологического противодействия дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ). На основе полных и объективных официальных статистических данных, результатов специальных научных исследований подчеркивается величина общественной опасности дезорганизации деятельности мест лишения свободы, значимость рассматриваемой проблемы.

Выдвинут тезис о том, что устанавливая цели наказания, законодатель предполагает их достижение посредством неукоснительного соблюдения правил исполнения и отбывания наказания участниками соответствующих правоотношений. Следовательно, нарушение порядка исполнения и отбывания наказания ставит под угрозу возможность исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.

Обобщение статистических показателей выявило, что более половины осужденных в России отбывают лишение свободы, т. е. допущенные нарушения порядка и условий отбывания именно этого вида наказания обусловливают недостижение целей наказания, а также существование рецидивной преступности.

В статье приведены статистические данные по видам преступлений, совершаемых в исправительных колониях, представлено распределение случаев дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в зависимости от вида учреждения.

С учетом количественных и качественных показателей пенитенциарной преступности, теоретических положений юриспруденции и результатов научных исследований был сделан вывод о необходимости приоритетного исследования вопросов противодействия дезорганизации мест лишения свободы со стороны органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, посредством комплекса мер.

Ключевые слова: дезорганизация деятельности исправительных учреждений; лишение свободы; осужденные; преступление; судимость; наказание.

© Красильникова М. С., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.