УДК 343.262
С. Е. Бодрых
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В статье рассматривается содержание и проблемы реализации уголовного наказания в виде принудительных работ, обозначаются некоторые имеющиеся проблемы на законодательном уровне, а также проблемы, возникающие при реализации данного вида наказания. Анализ действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволил выявить некоторые проблемные вопросы, которые связанны с назначением и исполнением принудительных работ. Предложены некоторые варианты решения выявленных проблем, которые позволят рассматриваемый вид наказания сделать наиболее эффективным в процессе исправления осужденных.
Ключевые слова: наказание; принудительные работы; исполнение наказания; обязательное привлечение к труду; исправительные центры; уголовно-исполнительное законодательство; прогрессивная система.
S. E. Bodrykh
SOME PROBLEMS OF APPOINTMENT AND EXECUTION
OF FORCED LABOR
The article discusses the content and problems of the implementation of criminal penalties in the form of forced labor, identifies some existing problems at the legislative level, as well as problems arising in the implementation of this type of punishment. Analysis of the current criminal and penal enforcement legislation has revealed some problematic issues that are associated with the appointment and execution of forced labor. The author of the article proposes some solutions to the problems identified, which will allow the type of punishment in question to make the most effective in the process of correcting convicts.
Keywords: punishment; forced labor; punishment; compulsory labour; correctional centers; penal law; a progressive system.
© Бодрых С. Е., 2018 © Bodrykh S. E., 2018
За последнее время в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве произошли значительные изменения, в том числе — увеличение количества видов наказаний, альтернативных лишению свободы. В систему уголовных наказаний введен новый самостоятельный вид — принудительные работы (согласно Федеральному закону от 07.12.2011 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Несмотря на то, что данный вид наказания был введен достаточно давно, судами назначаться принудительные работы стали только с 1 января 2017 г. Основной причиной отсрочки реализации наказания в виде принудительных работ в первую очередь стала экономическая составляющая, так как на создание одного исправительного центра необходимо от 67,6 до 72,2 млн рублей. Данная сумма зависит от лимита наполнения исправительного центра, инженерно-технических средств охраны, комплектации и др.
Данный вид наказания представляет собой альтернативу лишению свободы на основании ч. 1 ст. 53 УК РФ. При этом законодатель указывает в ч. 6 ст. 53 УК РФ, что данный вид наказания заменяется на лишение свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ, тем самым уравнивая два вида наказания. Согласно уголовно-исполнительному законодательству, принудительные работы находятся в разделе II «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества», тем самым законодатель указанный вид наказания относит к наказанию, которое не связано с изоляцией осужденного от общества. Однако для отбывания принудительных работ осужденный содержится в специальном учреждении — исправительном центре, который по условиям содержа-
ния осужденных очень похож на условия отбывания наказания осужденных в колониях-поселениях.
На территории Российской Федерации созданы 4 исправительных центра, которые начали свое функционирование с 1 января 2017 г.: в Приморском крае (на базе колонии-поселения № 51, г. Уссурийск, лимит наполнения на 150 мест), в Ставропольском крае (на базе перепрофилируемой воспитательной колонии, г. Георгиевск, с лимитом наполнения на 144 места), в Тамбовской области (на базе реформируемой ИК-3, Рассказовский район, п. Зеленый, на 70 мест), в Тюменской области (на базе ИК-6, г. Ишим, с лимитом наполнения на 100 мест). Помимо указанных исправительных центров, участки для осужденных к принудительным работам открыты в Республике Башкортостан при колонии-поселении КП-5 — на 100 мест, в Забайкальском крае при ИК-10
— на 50 мест, в Самарской области при ИК-10 — на 35 мест, в Смоленской области при ИК-1 — на 55 мест, в Архангельской области при ИК-21 — на 50 мест, в Новосибирской области при ИК-8 — на 92 места и в Карелии при ИК-7
— на 50 мест (таким образом, всего на территории РФ для отбывания наказания в виде принудительных работ имеется 896 мест для осужденных). Нами было проведено анкетирование на базе данных исправительных центров, по результатам опроса было установлено, что в исправительных центрах за 2017 г. содержались от 2 до 5 человек. Осужденным назначены принудительные работы на срок от 6 месяцев до 2,5 лет. Так как основным условием отбывания наказания является обязательное привлечение к труду, то все осужденные трудоустроены на различных видах работ, а некоторые уже отбыли свое наказание. Кроме того, количество исправительных центров увеличивается: так, в настоящее время ведется работа по созданию
исправительных центров в г. Архангельске и г. Котласе.
Необходимо также отметить, что для обеспечения исполнения наказания в виде принудительных работ администрации исправительного центра следует осуществлять деятельность по поиску работы для каждого осужденного. Трудоустройство осужденных возможно в организациях любой организационно-правой формы. Например, в настоящее время УФСИН России по Ставропольскому краю достигнуты предварительные договоренности о трудоустройстве осужденных в ООО «Ставсталь», ООО «Краснокумский кирпичный завод», ГУП «Минералводское ДРСУ», ОАО «Хлебокомбинат Георгиевский» [2]. Стоит отметить, что у данной категории осужденных отсутствуют профессиональное образование, стаж и навыки работы. Большинство работодателей не всегда готовы принять на работу осужденного к уголовному наказанию.
Для осужденных есть лишь несколько ограничений: они не могут самостоятельно выбирать работу, уволиться или поменять работу, без разрешения администрации покинуть исправительный центр. Других ограничений, по сути, нет: они живут в обычных общежитиях, а после отбытия одной трети срока наказания, если не было никаких нарушений, осужденному может быть разрешено проживать за пределами центра с семьей, но в пределах муниципального образования, где находится исправительный центр. Осужденные могут пользоваться мобильными телефонами и интернетом, что запрещено в исправительных колониях и тюрьмах. В случае заболевания осужденные на общих основаниях, как обычные граждане, могут обратиться к обычным врачам по медицинскому полису. На них в полном объеме распространяются все положения социального, пенсионного законодательства, в том числе Трудово-
го кодекса. Осужденные получают зарплату, из которой по решению суда в доход государства должно удерживаться от 5 % до 20 %, могут быть и взыскания по исполнительному производству, если есть удовлетворенные судами иски, но как с любого гражданина, который выплачивает, например, алименты.
Согласно уголовно-исполнительному законодательству осужденные имеют право на оплачиваемый отпуск 18 рабочих дней после первых шести месяцев работы. Проводить этот отпуск за пределами исправительного центра разрешается только осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий. При этом периодичность регистрации для осужденных, проживающих вне территории исправительного центра, составляет до 4 раз в месяц.
Между тем, схожей чертой отбывания наказания в исправительных центрах и колониях-поселениях представляется обязательное привлечение осужденного к труду. Необходимо также отметить, что питание осужденных в специальных учреждениях осуществляется за счет их собственных средств.
Осужденные, находящиеся в исправительных центрах, могут иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, приобретать, хранить и использовать все изделия и вещества, за исключением тех, которые запрещены законодательством Российской Федерации, кроме того, носить гражданскую одежду, приобретаемую на личные средства либо за счет средств федерального бюджета.
С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа. Данной категории осужденных разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования,
на территории которого расположен исправительный центр. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр, но в этот срок не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ или признания его злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ (злостно уклоняющимся тем самым от отбывания наказания) они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Между тем, уголовный закон замены принудительных работ лишением свободы при злостном нарушении порядка и условий отбывания наказания не предусматривает. «Получается, — замечает Е. В. Благов, — что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не согласованы друг с другом» [1, с. 15-16].
Таким образом, принудительные работы, составляя альтернативу лишению свободы, должны применяться с учетом всей совокупности обстоятельств, характеризующих как виновного, так и обстоятельства совершенного им преступления.
Исправление осужденного в принудительных работах состоит в обязательном привлечении к труду. Условия труда осужденных к принудительным ра-
4 8
ботам регламентированы в ст. 604-608 УИК РФ, их содержание позволяет сделать вывод, что основным средством исправления осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, наряду с установленным порядком исполнения и отбывания наказания (режимом), воспитательной работой и об-
щественным воздействием является общественно полезный труд.
В рамках нашего исследования было установлено, что единой нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы условия трудовой деятельности, порядок увольнения, предоставление отпуска, режим работы, на данный момент нет. Законодатель лишь указал общие условия в уголовно-исполнительном законодательстве, а в остальном ссылается на Трудовой кодекс РФ.
Таким образом, несмотря на законодательное закрепление наказания в виде принудительных работ в УК РФ и УИК РФ, существует ряд проблемных вопросов возникающих на практике, которые требуют разрешения.
1. В штате исправительного центра предполагается наличие лишь одного воспитателя на 200 осужденных, что делает проблематичным проведение воспитательной работы с каждым осужденным индивидуально, что является обязательным условием для исправления осужденного (см. приказ ФСИН России от 11.08.2016 № 641 «Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра и признании утратившим силу приказа ФСИН России от 4 октября 2012 г. № 460»). Считаем необходимым предложить предусмотреть возможность дополнительной штатной должности для осуществления реализации плана воспитательной работы, психологический и социальной помощи осужденным. Не обеспечены штатами в полном объеме и обеспечивающие функции, например, уборка служебных помещений, выдача питания и т. д.
2. На законодательном уровне также не урегулирован вопрос о том, каким образом должны содержаться различные категории осужденных: осужденные мужчины и женщины; ранее судимые; осужденные, которые отбывают наказание впервые. Также необходимо
обозначить порядок отбывания наказания для иностранных граждан. Не предусмотрены условия раздельного содержания осужденных по половому признаку.
3. Считаем необходимым предложить закрепление на законодательном уровне возможности взыскания с осужденного к принудительным работам расходов, затраченных на проведение мероприятий по его розыску, задержанию и возврату в исправительный центр.
4. Считаем целесообразным на законодательном уровне предусмотреть прогрессивную систему исполнения наказания в виде принудительных работ, тем самым условия отбывания наказания для осужденного изменяются либо в худшую сторону (не заменять принудительные работы на лишение свободы в случае уклонения осужденного от отбывания наказания, а увеличить срок отбывания наказания или
процент удержания из заработной платы осужденного), либо в лучшую сторону (например, предоставление осужденному досрочного освобождения, либо сокращение процента удержания суммы из заработной платы и т. д. ). Таким образом, статус осужденного полностью зависит лишь от него самого, а так как не будет других альтернатив отбывания наказания, то осужденный будет заинтересован в отбытии данного вида наказания.
Таким образом, в Российской Федерации продолжается планомерная деятельность по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и приведению его в соответствие с международными стандартами. Нами были выделены лишь некоторые проблемы, с которыми столкнулись сотрудники исправительных центров при реализации принудительных работ.
1.
2.
Литература
Благов, Е. Принудительные работы // Уголовное право. — 2012. — № 2. — С. 15-16.
Первый исправительный центр введен в эксплуатацию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: httpV/фсин.рф /news/index. php?ELEMENT_ID= 286639 (дата обращения: 15.06.2017).
References
1.
2.
Blagov, E. Prinuditel'nye raboty [Forced labour] // Ugolovnoe pravo [Criminal Law], 2012, no. 2, p. 15-16.
Pervyj ispravitel'nyj centr vveden v jekspluataciju [The first corrective center is put into operation]. URL: http://fsin.rf /news/index. php?ELEMENT_ID= 286639 (accessed: 15.06.2017).
Сведения об авторе
Бодрых Светлана Евгеньевна: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: [email protected]
Information about the author
Bodrykh Svetlana Evgen'evna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), postgraduate student. E-mail: [email protected]