Научная статья на тему 'Наказание в виде принудительных работ: проблемы назначения и исполнения'

Наказание в виде принудительных работ: проблемы назначения и исполнения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
903
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДУ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ / НАДЗОР ЗА ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бодрых С. Е.

В статье рассматриваются содержание и сложности реализации уголовного наказания в виде принудительных работ, обозначаются существующие проблемы на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наказание в виде принудительных работ: проблемы назначения и исполнения»

УДК 343.8

Наказание в виде принудительных работ: проблемы назначения и исполнения

■ С. Е. БОДРЫХ - адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются содержание и сложности реализации уголовного наказания в виде принудительных работ, обозначаются существующие проблемы на законодательном уровне.

Ключевые слова: наказание; принудительные работы; исполнение наказания; обязательное привлечение к труду; исправительные центры; уголовно-исполнительное законодательство; злостное уклонение; надзор за осужденными.

Forced labor: appointment problems and execution

S. E. BODRYKH - Adjunct of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of Federal Penal Service of Russia

The article discusses the content and problems of implementation of criminal punishment in the form of forced labor, determines several existing problems at the legislative level.

Key words: punishment; forced labor; execution of punishment; compulsory labour; correctional centers; penal law; willful evasion; supervision of inmates.

На основании Федерального закона от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 введен новый вид уголовного наказания - принудительные работы, которые представляют собой альтернативу лишению свободы. Данные работы регламентированы уголовным, уголовно-исполнительным и трудовым законодательством и связаны с обязательным привлечением осужденного по приговору суда к труду без права свободного выбора места работы, рода деятельности и профессии, с лишениями или ограничениями права на вознаграждение за труд.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ принудительные работы наряду с обязательными и исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью относятся к основным (самостоятельным) видам наказания. Однако, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 53.1

УК РФ, они не относятся к самостоятельному виду уголовного наказания, а являются лишь альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ: за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Доказательством невозможности применения данного вида наказания в качестве самостоятельного служат требования ч. 2 ст. 53.1 УК РФ, согласно которым «если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами». Как представляется, в иных случаях они могут быть назначены лишь при условии применения правил ст. 64 УК РФ как более мягкий вид наказания.

Согласно ст. 60.1 УИК РФ данный вид наказания должен реализовываться в специальных учреждениях - исправительных центрах либо изолированных участках, функцио-

нирующих как исправительные центры, с обязательным привлечением осужденных к

труду.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 2392-р «О создании федеральных казенных учреждений»2 создано 4 исправительных центра, а с 1 января 2017 г. они начали функционировать на базе реформируемых колоний в Тюменской области (г. Ишим), Ставропольском крае (г. Георгиевск), Тамбовской области (поселок Зеленый) и в Приморском крае (г. Уссурийск). Однако при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).

Принудительные работы не могут быть назначены: 1) несовершеннолетним, 2) лицам, признанным инвалидами первой или второй групп, 3) беременным женщинам, 4) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, 5) женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, 6) мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, 7) военнослужащим.

Особенностью назначения рассматриваемого вида наказания является обязательное предварительное назначение лишения свободы на срок не свыше пяти лет. Следует обратить внимание на то, что порядок и условия отбывания наказания в виде принудительных работ во многом совпадают с лишением свободы осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях.

Необходимо также отметить, что для обеспечения исполнения данного наказания администрации исправительного центра следует осуществлять деятельность по поиску работы для каждого осужденного. Трудоустройство возможно в организациях любой организационно-правой формы. Например, в настоящее время УФСИН России по Ставропольскому краю достигнуты предварительные договоренности о трудоустройстве осужденных в ООО «Ставсталь», ООО «Краснокумский кирпичный завод», ГУП «Минералводское ДрСу», ОАО «Хлебокомбинат "Георгиевский"»3. Стоит отметить, что у данной категории работников зачастую

отсутствуют профессиональное образование, стаж и навыки работы, что объясняет нежелание большинства работодателей трудоустраивать таких работников на своих предприятиях4.

Для осужденных есть лишь несколько ограничений: они не могут самостоятельно выбирать работу, уволиться или поменять работу, без разрешения администрации покинуть исправительный центр. Других ограничений, по сути, нет - они живут в обычных общежитиях, а после отбытия срока наказания, если не было никаких нарушений, осужденному может быть разрешено проживание за пределами центра с семьей, но в границах муниципального образования, где находится исправительный центр. Осужденные могут пользоваться мобильными телефонами и Интернетом, что, к примеру, запрещено в исправительных колониях и тюрьмах. В случае заболевания осужденные на общих основаниях могут обратиться к обычным врачам по медицинскому полису. На них в полном объеме распространяются все положения социального, пенсионного законодательства, в том числе ТК РФ. Осужденные получают зарплату, из которой по решению суда в доход государства будет удерживаться от 5 до 20 %, могут быть и взыскания по исполнительному производству, если есть удовлетворенные судами иски.

На основании уголовно-исполнительного законодательства осужденные имеют право на оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней после первых шести месяцев работы. Проводить этот отпуск за пределами исправительного центра разрешается только тем, кто не имеет взысканий. При этом периодичность регистрации осужденных, проживающих вне территории исправительного центра, составляет до четырех раз в месяц.

С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа. Данной категории осужденных разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр, но в этот срок не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних

суток. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ или признания его злостным нарушителем порядка и условий отбывания наказания данный вид наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. При этом уголовный закон замены принудительных работ лишением свободы при злостном нарушении порядка и условий отбывания наказания не предусматривает. «Получается, - замечает Е. В. Благов, - что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не согласованы друг с другом»5.

Таким образом, принудительные работы, составляя альтернативу лишению свободы, должны применяться с учетом всей совокупности обстоятельств, характеризующих как виновного, так и обстоятельств совершенного им преступления.

Исправление осужденного к данному наказанию состоит в обязательном привлечении к труду, условия которого регламентированы ст. 60.4-60.8 УИК РФ. Таким образом, основным средством исправления осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, наряду с установленным порядком исполнения и отбывания наказания (режимом), воспитательной работой и общественным воздействием является общественно полезный труд.

В рамках нашего исследования было установлено, что единой нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы условия трудовой деятельности, порядок увольнения, предоставление отпуска, режим работы на данный момент не существует. Законодатель лишь указывает общие условия в уголовно-исполнительном законодательстве, а в остальном ссылается на ТК РФ.

На наш взгляд, принудительные работы не должны назначаться на срок более трех лет, так как длительная изоляция от общества формирует отрицательные личностные установки и не способствует исправлению осужденного. Смысл же данного наказания заключается в создании альтернативы лишению свободы, где цель - восстановление социальной справедливости - выступает доминирующей, в частности, с помощью привлечения осужденных к выполнению социально значимых проектов.

Таким образом, несмотря на законодательное закрепление наказания в виде

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.

принудительных работ в УК РФ и УИК РФ, существует ряд проблемных вопросов, возникающих на практике, которые подлежат разрешению.

Во-первых, в штате исправительного центра предполагается наличие лишь одного воспитателя на 200 осужденных, что усложняет проведение индивидуальной воспитательной работы с осужденным, которая, в свою очередь, является обязательным условием их исправления6. Считаем необходимым предусмотреть возможность введения дополнительной штатной должности, предусматривающей исполнение обязанностей по проведению воспитательной работы с осужденными, а также оказанию психологический и социальной помощи осужденным, в том числе за счет привлечения специалистов иных подразделений ФСИН России и гражданских организаций. Не обеспечены штатами в полном объеме и некоторые другие службы (например, контроль за осужденными вне исправительного центра, обслуживание технических средств надзора и контроля за поведением осужденных, уборка служебных помещений, выдача питания, контрактная работа и т. д.).

Во-вторых, в правовом отношении в достаточной мере не урегулирован вопрос о раздельном содержании мужчин и женщин, отбывающих наказание в одном исправительном центре, не решены организационные вопросы обеспечения их раздельного содержания.

В-третьих, считаем необходимым закрепление на законодательном уровне возможности взыскания с осужденного к принудительным работам расходов, затраченных на проведение мероприятий по его розыску, задержанию и возврату в исправительный центр.

Таким образом, в Российской Федерации продолжается планомерная деятельность по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и приведению его в соответствие с международными стандартами. Это, с одной стороны, позволяет повысить эффективность уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, с другой - на должном уровне обеспечить реализацию правового положения осужденных, что в конечном счете будет способствовать их исправлению, успешному возвращению в общество, снижению уровня рецидива.

1 Sm.: SZ RF. 2011. № 50. St. 7362.

2 См.: Там же. 2016. № 47. Ст. 6691.

3 См.: Первый исправительный центр введен в эксплуатацию. URL: http://0^H.p(i>/news/index.php?ELEMENTJD= 286639 (дата обращения: 15.06.2017).

4 См.: Комбаров Р. В., Потапов А. М. Об отдельных проблемах исполнения наказания в виде принудительных работ // Вестник Кузбасского института. 2016. № 4 (29). С. 79-83.

5 Благов Е. Принудительные работы // Уголовное право. 2012. № 2. С. 15-16.

6 См.: Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра и признании утратившим силу приказа ФСИН России от 04.10.2012 г № 460 : приказ ФСИН России от 11.08.2016 г. № 641. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 26.08.2016).

2 Sm.: Tam zhe. 2016. № 47. St. 6691.

3 Sm.: Pervyj ispravitel'nyj centr vveden v jekspluataciju. URL: http://fsin.rf/news/index.php?ELEMENT_ID= 286639 (data obrashhenija: 15.06.2017).

4 Sm.: Kombarov R. V., Potapov A. M. Ob otdel'nyh problemah ispolnenija nakazanija v vide prinuditel'nyh rabot // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2016. № 4 (29). S. 79-83.

5 Blagov E. Prinuditel'nye raboty // Ugolovnoe pravo. 2012. № 2. S. 15-16.

6 Sm.: Ob utverzhdenii tipovyh struktury i shtatnogo raspisanija ispravitel'nogo centra i priznanii utrativshim silu prikaza FSIN Rossii ot 04.10.2012 g. № 460 : prikaz FSIN Rossii ot 11.08.2016 g. № 641. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashhenija: 26.08.2016). н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.