Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАТУСА ГОРОДА МОСКВЫ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАТУСА ГОРОДА МОСКВЫ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
424
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ЗАКОН РФ «О СТАТУСЕ СТОЛИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ОТ 15 АПРЕЛЯ 1993 Г / ЗАКОН Г. МОСКВЫ «УСТАВ ГОРОДА МОСКВЫ» ОТ 28 ИЮНЯ 1995 Г / ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кальгина Александра Александровна

На основе анализа юридической литературы и законодательства относительно статуса города Москвы как субъекта Российской Федерации высказано несколько суждений: всякий субъект Российской Федерации является элементом федеративного устройства единого государства; исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями; город Москва включен в подгруппу субъектов Российской Федерации со статусом «город федерального значения»; особенностью статуса города Москвы как города федерального значения является дополнительный статус - «столица Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PECULIARITIES OF THE STATUS OF THE CITY OF MOSCOW AS A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Based on the analysis of legal literature and legislation regarding the status of the city of Moscow as a subject of the Russian Federation, several judgments are made: every subject of the Russian Federation is an element of the federal structure of a single state; an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is regulated in Article 65 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, with subsequent amendments and additions; the city of Moscow is included in the subgroup of subjects of the Russian Federation with the status of a «city of federal significance»; a feature of the status of the city of Moscow as a city of federal significance, It has an additional status - «the capital of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАТУСА ГОРОДА МОСКВЫ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-121-123

2015-0066-6/22-544 MOSURED: 77/27-011-2022-06-743

Об особенностях статуса города Москвы как субъекта Российской Федерации

Александра Александровна Кальгина

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия,

AleksandraNauka6@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства относительно статуса города Москвы как субъекта Российской Федерации высказано несколько суждений: всякий субъект Российской Федерации является элементом федеративного устройства единого государства; исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями; город Москва включен в подгруппу субъектов Российской Федерации со статусом «город федерального значения»; особенностью статуса города Москвы как города федерального значения является дополнительный статус - «столица Российской Федерации».

Ключевые слова: государство, Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г., Закон г. Москвы «Устав города Москвы» от 28 июня 1995 г., федеративное устройство, субъект Российской Федерации

Для цитирования: Кальгина А. А. Об особенностях статуса города Москвы как субъекта Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 121-123. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-121-123.

Original article

About the peculiarities of the status of the city of Moscow as a subject of the Russian Federation

Aleksandra A. Kalgina

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs

of the Russian Federation, Moscow, Russia, AleksandraNauka6@yandex.ru

Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation regarding the status of the city of Moscow as a subject of the Russian Federation, several judgments are made: every subject of the Russian Federation is an element of the federal structure of a single state; an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is regulated in Article 65 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, with subsequent amendments and additions; the city of Moscow is included in the subgroup of subjects of the Russian Federation with the status of a «city of federal significance»; a feature of the status of the city of Moscow as a city of federal significance, It has an additional status - «the capital of the Russian Federation».

Keywords: state, Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation, Law of the Russian Federation «On the status of the Capital of the Russian Federation» of April 15, 1993, Law of Moscow «Charter of the City of Moscow» of June 28, 1995, federal structure, subject of the Russian Federation

For citation: Kalgina A. A. About the peculiarities of the status of the city of Moscow as a subject of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2022;(6):121-3. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-121-123.

Предметом данной статьи является статус города Москвы как субъекта Российской Федерации [о федеративном устройстве Российской Федерации подробнее: 1]. Первоначально о состоянии теории.

Так, И. Н. Сафиным уделено внимание процессу изменения границ между двумя субъектами Российской Федерации Москвой и Московской областью в 2011-2012 годах [2].

© Кальгина А. А., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ю. А. Умеренко проанализировано земельное законодательство Российской Федерации с целью обнаружения особенностей правового регулирования земельных отношений на территориях городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга: на федеральном уровне существует специфика правового регулирования земельных и иных тесно связанных с ними отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге [3].

П. Н. Кобец отмечает, что наиболее значимыми криминологическими особенностями сверхкрупного города (город федерального значения - город Москва) являются: относительно низкая криминальная активность лиц, работающих в непроизводственной сфере; преобладание в числе служащих, совершивших преступления, лиц со средним образованием и работающих в сфере обслуживания; тенденция к некоторому повышению образовательного уровня лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступления; преобладание среди рабочих, совершивших преступления, лиц, занятых малоквалифицированным трудом и работающих на производствах с тяжелыми условиями труда, в основном наемных рабочих из числа иногородних; тенденция к снижению доли рабочих в социальной структуре преступников за счет перехода их в другие категории и группу лиц, не имеющих постоянных источников дохода; высокая доля женщин в числе всех лиц, совершивших преступление; омоложение преступников, особенно за счет возрастной группы 18-24 лет; некоторое снижение числа преступников-рецидивистов при росте их профессионализма и организованности; увеличение числа преступников-гастролеров; рост количества преступников из числа приезжих и лиц без определенного места жительства; стабильно высокий уровень лиц, совершающих преступления в состоянии алкогольного опьянения [4].

Ю. М. Алпатов предлагает исключить из Бюджетного кодекса РФ абзац пятый ст. 135 «Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации» и статью 1391 «Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам», что обеспечит гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления [6].

Не столь совершенные научные разработки предопределяют и несовершенство законодательства о федеративном устройстве Российской Федерации, в целом, и об отдельных субъектах Российской Федерации, в частности.

В нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации - в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями1 имеется глава 3 «Федеративное устройство» (статьи 65-791).

1 См.: РГ. 2020. 4 июля. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубли-

Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации предусмотрен в ст. 65 Конституции РФ: «1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: ... Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения; ...».

Относительно города федерального значения - города Москвы действует Закон г. Москвы «Устав города Москвы» от 28 июня 1995 г.2 («1. Город Москва является субъектом Российской Федерации - городом федерального значения, столицей Российской Федерации. 2. Статус города Москвы как субъекта Российской Федерации - города федерального значения Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом. 3. Статус города Москвы как столицы Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации». 4. Город Москва имеет территорию, население, органы государственной власти, свое законодательство. 5. На территории города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и законами города Москвы осуществляется местное самоуправление» - ст. 1).

В приведенном нормативном правовом акте города Москвы имеется бланкетная норма с указанием на действующий закон РФ: Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г.3 («В соответствии с Конституцией Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, представительств республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы» - ст. 1).

Таким образом, исследования относительно статуса города Москвы, как субъекта Российской Федерации, необходимо продолжать.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, всякий субъект Российской Федерации является элементом федеративного устройства единого государства.

Во-вторых, исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями.

кования подробнее [5].

2 См.: Ведомости МД. 1995. № 4; ...; Ведомости МГД. 2017. № 8. Ст. 147.

3 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2863; ...; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5103.

122

Вестник экономической безопасности

№ 6/2022

В-третьих, город Москва включена в подгруппу субъектов Российской Федерации со статусом «город федерального значения».

В-четвертых, особенностью статуса города Москвы, как города федерального значения, является дополнительный статус - «столица Российской Федерации».

Список источников

1. Сухондяева Т. Ю., Галузо В. Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.

2. Сафин И. Н. Особенности взаимодействия Москвы и Московской области на примере изменения границ в 2011-2012 гг. // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 65-70.

3. Умеренко Ю. А. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне // Современное право. 2012. № 4. С. 63-71.

4. Кобец П. Н. Особенности преступности столичного мегаполиса конца первого десятилетия XXI столетия (на материалах г. Москвы) // Миграционное право. 2013. № 1. С. 2-6.

5. Галузо В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии

его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

6. Алпатов Ю. М. Особенности межбюджетных отношений в Москве и Санкт-Петербурге // Законодательство и экономика. 2007. № 11.

References

1. Sukhondyaeva T. Yu., Galuzo V N. On the problems of the federal structure, administrative-territorial and military-administrative division of the Russian Federation // Online electronic popular scientific journal of private and public law. 2018. № 1. P. 83-89.

2. Safin I. N. Features of interaction between Moscow and the Moscow region on the example of border changes in 2011-2012. // Constitutional and Municipal law. 2020. № 10. P. 65-70.

3. Umerenko Yu. A. Features of legal regulation of land relations in federal cities of Moscow and St. Petersburg at the federal level // Modern Law. 2012. №. 4. P. 63-71.

4. Kobets P. N. Features of crime in the metropolitan metropolis of the end of the first decade of the XXI century (on the materials of Moscow) // Migration law. 2013. № 1. P. 2-6.

5. Galuzo V. N. Is it possible to ensure uniform enforcement of legislation in the absence of its systematization? // State and Law. 2014. № 11. P. 98-102.

6. Alpatov Yu. M. Features of inter-budgetary relations in Moscow and St. Petersburg // Legislation and Economics. 2007. № 11.

Информация об авторе

А. А. Кальгина - заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. A. Kalgina - Head of the Department of Civil and Business Law of the Faculty of International Law of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 15.12.2022.

The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 15.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.