Закон и право. 2021. № 11. С. 71-74. Law and legislation. 2021;(11):71-74.
Научная статья УДК 347
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-71-74 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200
Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: состояние и перспективы развития
Александра Александровна Кальгина
Московский государственный институт международных отношений (Университет)
МИД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о состоянии и перспективах развития института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации высказано несколько суждений: правовой основой учреждения в субъектах Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека является Федеральный закон РФ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»; федеративное устройство Российской Федерации регламентировано в Конституции РФ; в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются отдельные нормативные правовые акты; в городе федерального значения Москва действует Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москва».
Ключевые слова: Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», Уполномоченный по правам человека в городе Москве, Уполномоченный по правам человека в Московской области.
Для цитирования: Кальгина A.A. Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2021. № 11. С. 71—74. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-71-74
Original article
The Institute of the Commissioner for Human Rights in the subjects of the Russian Federation: the state and prospects of development
Aleksandra A. Kalgina
Moscow state institute international relations (University) MFA of Russia,
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Based on the analysis of the legal literature and the legislation of the Russian Federation on the state and prospects of development of the institution of the Commissioner for Human Rights in the subjects of the Russian Federation, several judgments are made in the article: the legal basis for the establishment of the institute of the Commissioner for Human Rights in the subjects of the Russian Federation in the subjects of the Russian Federation is the Federal Law of the Russian Federation «On Commissioners for Human Rights in the subjects of the Russian Federation»; the federal structure of the Russian Federation is
© Кальгина А.А. М., 2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
regulated in the Constitution of the Russian Federation; in some subjects of the Russian Federation; in the city of federal significance — the city of Moscow, the Law of Moscow «On the Commissioner for Human Rights in the City of Moscow».
Keywords: Federal Constitutional Law of the Russian Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation», Federal Law of the Russian Federation «On Human Rights Commissioners in the subjects of the Russian Federation», the Commissioner for Human Rights in the city of Moscow, the Commissioner for Human Rights in the Moscow region.
For citation: Kalgina A.A. The Institute of the Commissioner for Human Rights in the subjects of the Russian Federation: the state and prospects of development // Law and legislation. 2021; (11): 71—74. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-71-74
Предметом данной статьи является институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, его состояние и перспективы развития.
Первоначально о состоянии теории.
Так, Т.В. Колобова, обосновав «наличие координационной функции уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, реализуемой в отношении органов публичной власти», выделила «формы координационной деятельности региональных омбудсме-нов»: «Таким образом, еще одним направлением координации органов публичной власти региональными омбудсменами является обеспечение эффективного практического функционирования единой государственной системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Оно включает... мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и свобод граждан на основе анализа поступающих обращений; подготовку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов и административной практики органов публичной власти в целях улучшения ситуации»1.
М.В. Мархгейм и А.Е. Новикова сформулировали следующий вывод: «Итак, анализ форм и способов деятельности уполномоченных по правам человека в законодательстве субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии некоторых пробелов (отсутствие закрепления в законодательном порядке отдельных форм или способов деятельности), определяющих дальнейшее совершенствование инсти-
1 Колобова Т.В. Функция координации органов публичной власти в деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: административно-правовой аспект // Административное право и процесс. 2020. № 12. С. 55—58.
тута регионального омбудсмена. Представляется, необходимо закрепление во всех законах субъектов Российской Федерации об уполномоченном по правам человека определенного стандартного каталога форм и способов деятельности, объем которого законодатель субъекта Федерации не мог бы уменьшить по своему усмотрению. В связи с этим считаем целесообразным закрепление данного стандарта на уровне федерального законодательства в целях исключения создания неравных возможностей для граждан Российской Федерации по использованию рассматриваемого института для защиты своих прав и свобод. Отдельно следует отметить, что тем субъектам Российской Федерации, которые до сих пор не восприняли опыт учреждения должности уполномоченного по правам человека (среди таковых и Белгородская область), целесообразно еще раз обратить пристальное внимание на функционирование данного института, проанализировать положительный и отрицательный опыт деятельности уполномоченных по правам человека в различных субъектах и все-таки пополнить ряды тех, которые уже имеют этот действенный субсидиарный элемент правозащитной региональной системы»2.
Д.И. Ковтков рассмотрел «вопросы участия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в проверке вступивших в законную силу судебных актов в порядке кассации, а также высказал предложения по усовершенствованию действующего гражданского процессуального законодательства в этой сфере»: «Так как действующее в настоящее время кассационное производство полностью регулируется нор-
2 Мархгейм М.В., Новикова А.Е. Формы и способы дея-
тельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Гос. власть и местное самоуправление. 2009. № 5.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
мами прежнего надзорного производства, считаем возможным и правильным применять указанные разъяснения и к действующему кассационному порядку судопроизводства... Исходя из указанного разъяснения Верховного Суда Российской Федерации также можно сделать вывод, что при обращении в суд кассационной инстанции с ходатайством о проверке вступившего в законную силу судебного акта Уполномоченный обязан соблюдать как срок кассационного обжалования, так и последовательность прохождения судебного акта через судебные инстанции, т.е. прежде чем обратиться в суд кассационной инстанции, Уполномоченный должен убедиться, что заявителем до подачи жалобы был пройден этап апелляционного обжалования судебного акта, а также убедиться, что срок на кассационное обжалование не истек. В противном случае, если заявителем судебный акт в апелляционном порядке обжалован не был либо им пропущен шестимесячный срок на кассационное обжалование, то Уполномоченному придется сначала обращаться в суд апелляционной инстанции, либо при обращении в суд кассационной инстанции с ходатайством о проверке вступившего в законную силу судебного акта одновременно просить восстановить пропущенный срок с указанием уважительности причин его пропуска лицом, подавшим жалобу. С целями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации схожи цели деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, которые заключаются в обеспечении эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации. В связи с этим, учитывая единство их целей, мы уверены, что оба омбудсмена должны обладать равными полномочиями в сфере гражданского судопроизводства. Учитывая изложенное, нами предлагается закрепить в ГПК РФ соответствующие положения, регулирующие участие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в суде кассационной инстанции»)3.
Не столь совершенные результаты научных исследований относительно института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации предопределяют и несовер-
3 Ковтков Д.И. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как субъект права кассационного обжалования в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 11. С. 34—38.
шенство законодательства субъектов Российской Федерации.
В первую очередь обратимся к Федеральному закону «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» от 5 марта 2020 г.4, в статье 1 которого представлены «общие положения»:
«1. Должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
3. Деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
4. Средствами, указанными в настоящем Федеральном законе, законах субъекта Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека».
В отдельных субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты об этом институте:
■ Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» от 15 апреля 2009 г.5;
■ Закон Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» от 27 декабря 2000 г.6.
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Фе-
4 СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1640.
5 Ведомости МГД. 2009. № 6. Ст. 140.
6 Подмосковные известия. 2001. 25 янв.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
дерации, как еще не устоявшийся, нуждается в продолжении научных исследований.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, правовой основой учреждения в субъектах Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации является Федеральный закон РФ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» от 5 марта 2020 г.
Во-вторых, федеративное устройство Российской Федерации регламентировано в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.
В-третьих, в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются отдельные нормативные правовые акты, по юридической силе приравненные к законам этих же субъектов Российской Федерации.
В-четвертых, в городе федерального значения Москва действует Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москва» от 15 апреля 2009 г.
Список источников
1. Ковтков Д.И. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как субъект права кассационного обжалования в граждан-
ском процессе / / Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 11. С. 34-38.
2. Колобова Т.В. Функция координации органов публичной власти в деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: административно-право-вой аспект // Административное право и процесс. 2020. № 12. С. 55-58.
3. Мархгейм М.В., Новикова А.Е. Формы и способы деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации / / Гос. власть и местное самоуправление. 2009. № 5.
References
1. Kovtkov D.I. Commissioner for human rights in the Russian Federation as the subject of the right of appeal in civil proceedings / / Arbitration and civil procedure. 2013. № 11. S. 34-38.
2. Kolobova T. V. The Function of coordinating the public authorities in the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation: legal-administrative aspect // Administrative law and process. 2020. № 12. S. 55-58.
3. Markheim M. V., Novikova A.E. Forms and methods of activity of the Commissioner for Human Rights in the subjects of the Russian Federation // State power and local self-government. 2009. № 5.
Информация об авторе
Кальгина А.А. — кандидат юридических наук, доцент Information about the author
Kalgina A.A. — candidate of law, associate professor
Статья поступила в редакцию 25.07.2021; одобрена после рецензирования 08.09.2021; принята к публикации 14.09.2021.
The article was submitted 25.07.2021; approved after reviewing 08.09.2021; accepted for publication 14.09.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021