Научная статья на тему 'Об институте уполномоченного по правам человека в Российской Федерации'

Об институте уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
850
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ / федеральный конституционный закон РФ / Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г. / Уполномоченный по правам человека в РФ / права человека / правовой институт / институт уполномоченного по правам человека / ussian Federation / legislation / normative legal act / Constitution of the Russian Federation / Federal constitutional law of the Russian Federation / Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Commissioner for human rights in the Russian Federation» of February 12 / 1997 / Commissioner for human rights in the Russian Federation / human rights / legal Institute / institution of the Commissioner for human rights.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александра Александровна Кальгина

Утверждается, что правовые нормы о правах человека могут быть представлены в виде самостоятельного правового института — институт уполномоченного по правам человека, который, являясь комплексным правовым институтом, представляет совокупность правовых норм разных отраслей права (конституционного, гражданского и других) о правах человека и о их защите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE INSTITUTION OF THE OMBUDSMAN IN RUSSIAN FEDERATION

Determined that legal norms on human rights can be represented as an independent legal institution — the institution of the Ombudsman, which being a complex legal institution, represents a set of legal norms of different branches of law (constitutional, civil and other) on human rights and their protection.

Текст научной работы на тему «Об институте уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10134

© А.А. Кальгина, 2019

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ОБ ИНСТИТУТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александра Александровна Кальгина,

заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса, кандидат юридических наук, доцент Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

(119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76) E-mail: AleksandraNauka6@yandex.ru

Аннотация. Утверждается, что правовые нормы о правах человека могут быть представлены в виде самостоятельного правового института — институт уполномоченного по правам человека, который, являясь комплексным правовым институтом, представляет совокупность правовых норм разных отраслей права (конституционного, гражданского и других) о правах человека и о их защите.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство; нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный конституционный закон РФ, Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г., Уполномоченный по правам человека в РФ, права человека, правовой институт, институт уполномоченного по правам человека.

ABOUT THE INSTITUTION OF THE OMBUDSMAN IN RUSSIAN FEDERATION

Aleksandra A. Kal'gina,

Head of the Civil and Arbitration Department, Candidate of Law, Associate Professor Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

(119454, Moscow, prospekt Vernadskogo, d. 76)

Abstract. Determined that legal norms on human rights can be represented as an independent legal institution — the institution of the Ombudsman, which being a complex legal institution, represents a set of legal norms of different branches of law (constitutional, civil and other) on human rights and their protection.

Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Commissioner for human rights in the Russian Federation» of February 12, 1997, Commissioner for human rights in the Russian Federation, human rights, legal Institute, institution of the Commissioner for human rights.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кальгина А.А. Об институте уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Вестник экономиче-

ской безопасности. 2019;(3):62-4.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Т.Н. Москалькова, исследовав «гносеологические и прикладные аспекты функционирования российского института уполномоченных по правам человека (омбудсмена)» обосновала следующие суждения: «В связи с этим крайне актуальным является принятие специального комплексного федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», а также внесение изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие законодательные акты, в которых необходимо, как представляется, решить следующие злободневные вопросы, связанные с уточнением правового статуса и компетенции уполномоченных по правам человека: 1) повышение

процессуальной правосубъектности в рамках гражданского, административного и уголовного судопроизводства —расширение возможностей по непосредственному участию в судебных процессах по делам, рассматриваемым по ходатайству уполномоченного, и ознакомлению с материалами судебных дел на любой стадии при наличии жалобы заявителя; 2) закрепление процессуального статуса уполномоченных по правам человека по всем категориям дел и правилам судопроизводства в соответствующих кодифицированных актах — в УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ; 3) вовлечение уполномоченных по правам человека в деятельность комиссий по помилованию; 4) наделение уполномоченных правом законодательной инициативы; более широкое использование экспертно-правового потенциала уполномоченных по правам человека в законодательном процессе и

оценке нормативных правовых актов, принимаемых органами власти, — обеспечение постоянного участия уполномоченных или их представителей в заседаниях законодательных (представительных) органов, в заседаниях по делам об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемых судами; 5) повышение роли уполномоченных по правам человека в конституционном судебном процессе — обеспечение постоянного участия полномочного представителя Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в открытых заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, региональных уполномоченных по правам человека — в заседаниях конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; 6) усиление позиций уполномоченных по правам человека в защите прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, путем имплементации в российское законодательство норм международного права, регулирующего национальный превентивный механизм, и наделение уполномоченных по правам человека компетенцией по координации участников национального превентивного механизма, обладающих правом посещения учреждений, исполняющих наказания; предоставление права посещения этих мест полномочным представителям уполномоченных по правам человека, участие представителей уполномоченных по правам человека в проверках, проводимых администрацией этих учреждений по поручению уполномоченных по правам человека; 7) распространение компетенций уполномоченных по правам человека на негосударственные структуры — по вопросам трудовых споров, рассмотрения жалоб на нарушения прав в области охраны здоровья, образования и по некоторым другим вопросам; 8) закрепление иммунитета неприкосновенности гражданина, обратившегося с жалобой в адрес уполномоченного по правам человека; 9) укрепление институциональной, финансовой и организационной независимости уполномоченных по правам человека» [8, с. 52—59].

Оригинально суждение С.А. Денисова: «Две модели общества (административная и гражданская) рождают два типа омбудсмена. Гражданский ом-будсмен выдвигается обществом, опирается на его силу и служит ему. Административный омбудсмен выдвигается аппаратом государства, опирается на него и служит ему. Главной ценностью администра-

тивного общества являются социально-экономические права населения. Для гражданского общества важны личные и политические права» [6, с. 10—15].

Е.Г. Калинина обратила внимание на «современную тенденцию к появлению специализированных уполномоченных по правам человека в Российской Федерации (уполномоченный по правам студентов, по защите прав предпринимателей и др.) как нового элемента внутригосударственного механизма защиты прав человека» [7, с. 149—154].

Авторы — единомышленники (В.И. Батюк и В.Н. Галузо) сфокусировали внимание на роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации («Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его «представителей» в отдельных субъектах Российской Федерации в целом не направлена на единообразное исполнение законодательства в Российской Федерации. Требует неприятия и часто допускаемая, в первую очередь, самим Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации подмена собой государственных органов и управо-моченных должностных лиц с точно определенными полномочиями по обеспечению правоохраны (в особенности, прокуратуры). Устранение фактического отождествления «должности» (Уполномоченный по правам человека в РФ) и ее одинокого представителя в Российской Федерации возможно посредством, например, принятия Федерального конституционного закона «О государственной защите прав человека в Российской Федерации») [1, с. 10—13].

Разнообразие научных концепций относительно прав человека и о способах их защиты во многом предопределено несовершенством законодательства в Российской Федерации1 [3, с. 119—123].

В первую очередь обращаемся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой [4, с. 27—30; 5, с. 28—30] — Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [2, с. 98—102; 11], в которой права человека провозглашены высшей ценностью («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» — ст. 2).

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин.

№ 3 / 2019

Вестник экономической безопасности

63

Положения ст. 2 Конституции РФ детализированы во многих нормативных правовых актах.

Мы же в первую очередь обращаемся к Федеральному конституционному закону РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г. [10] («Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности» — преамбула).

Аналогичные нормативные правовые акты (по предмету правового регулирования) приняты в отдельных субъектах Российской Федерации [9, с. 83—89].

Так, в городе федерального значения — городе Москве действует Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» от 15 апреля 2009 г. [12] («Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, его статус и условия деятельности» — преамбула).

В Московской области действует Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» от 27 декабря 2000 г. [13] («1. Должность Уполномоченного по правам человека в Московской области ... является государственной должностью Московской области, учреждаемой настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Московской области» — ст. 1).

Таким образом, в Российской Федерации для представителей юридической науки является актуальным обособление в системе права комплексного правового института — института уполномоченного по правам человека.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, правовые нормы о правах человека могут быть представлены в виде самостоятельного правового института — институт уполномоченного по правам человека.

Во-вторых, институт уполномоченного по правам человека, являясь комплексным правовым институтом, представляет совокупность правовых норм разных отраслей права (конституционного, гражданского и других) о правах человека и о их защите.

Литература

1. Батюк В.И., Галузо В.Н. О роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5.

2. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11.

3. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.

4. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4.

5. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8.

6. Денисов С.А. Две модели уполномоченного по правам человека для России // Омбудсмен. 2013. № 2.

7. Калинина Е.Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Российский юридический журнал. 2014. № 5.

8. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. 2018. № 12.

9. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1.

10. СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

11. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

12. Ведомости МГД. 2009. № 6. Ст. 140.

13. Подмосковные известия. 2001. 25 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.