СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ « В НАУКЕ
УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10046
о полномочиях уполномоченного по правам человека
W W _ _
в российской федерации
Олег Валентинович ЗИБОРОВ, Александра Александровна КАЛЬГИНА,
доктор юридических наук, доцент заведующая кафедрой гражданского и арбитражного
процесса Московского государственного института международных отношений МИД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации высказано несколько суждений: деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации многоаспектна и включает множество полномочий; ряд полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дублируют таковые же некоторых государственных органов Российской Федерации (например, прокуратуры и др.); деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должна основываться на доктрине приоритета интересов личности по отношению к интересам общества и государства, закрепленной в ст. 2 Конституции Российской Федерации; компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации может быть регламентирована во вновь принятом федеральном конституционном законе РФ «О государственной защите прав человека в Российской Федерации.
Ключевые слова: законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г., Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, компетенция, доклад.
Annotation. In the article, based on the analysis of legal literature and Russian legislation on the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation, several judgments are made: the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation are multi-faceted and include many powers; a number of powers of the Commissioner for human rights in the Russian Federation duplicate those of some state bodies of the Russian Federation (for example, the Prosecutor's office, etc.); the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation should be based on the doctrine of priority of the interests of the individual in relation to the interests of society and the state, as enshrined in article 2 of the Constitution of the Russian Federation; the competence of the Commissioner for human rights in the Russian Federation may be regulated in the newly adopted Federal constitutional law of the Russian Federation «On state protection of human rights in the Russian Federation».
Keywords: legislation; normative legal act; the Constitution of the Russian Federation; the Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Commissioner for human rights in the Russian Federation» of February 12, 1997; the Commissioner for human rights in the Russian Federation; competence; report.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ^ В НАУКЕ
Предметом данной статьи является деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории.
Так, Е.А. Коровникова, сфокусировав внимание на парламентском контроле, сформулировала следующий вывод: «Таким образом, контроль, осуществляемый институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, является составной неотъемлемой частью парламентского контроля»1.
Авторы-единомышленники (А.Е. Новикова и И.С. Чалых) при обосновании «введения в научный оборот понятия «экологические правозащитные риски» с учетом анализа уязвимости экологических прав граждан и их подверженности факторам риска» высказывали несколько обобщающих суждений:
«Таким образом, содержание Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2008 г., с одной стороны, является традиционным в части перечисления имеющихся проблем в области субъективных экологических прав. С другой — в качестве новеллы выступает приведение конкретных решений по поступившим от населения жалобам. Следовательно, «арсенал» средств российского омбудсмена в части снижения экологических правозащитных рисков постоянно пополняется и активно используется»;
«Вместе с тем считаем отрицательной практикой отсутствие в отдельных ежегодных докладах омбудсмена сведений о состоянии субъективных экологических прав. Такая «пробельность» не позволяет системно проводить мониторинг причин и характера нарушения данных прав, что порождает затруднения в методах борьбы с противоправным поведением»;
«Обращая внимание на выявленный положительный и отрицательный опыт деятельности Уполномоченного по правам человека, полагаем, что в направлении минимизации экологических правозащитных рисков должна быть задействована вся омбудсменовская служба Российской Федерации, то есть и федеральный, и региональный уровни»;
«В целом, конечно, субъективные экологические права могут быть обеспечены только совместными усилиями государства и всего общества, в полной мере осознающими свою ответственность за решение возникающих в этой сфере проблем. Российское законодательство предоставляет для таких усилий достаточно возможностей. Главное — научиться их использовать с
должной эффективностью и в приоритетном порядке»2.
По мнению Г.В. Синцова «необходимо внести изменения в федеральное и региональное законодательство с целью повышения роли и значения ежегодных докладов уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах»: «Таким образом, представляется необходимым внести изменения в федеральное и региональное законодательство с целью повышения роли и значения ежегодных докладов уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. Придание большего юридического значения названным документам, более широкое освещение их в средствах массовой информации, распространение их среди населения, безусловно, будут способствовать повышению уровня обеспечения гарантий соблюдения и защиты прав и свобод граждан»3.
0.0. Миронов рассмотрел «проблемы участия уполномоченных по правам человека в законотворческой деятельности и его законодательного закрепления»: «Реализация уполномоченными по правам человека функции по совершенствованию законодательства в области прав и свобод человека и гражданина способствует его улучшению, исправлению недостатков, устранению дефектов, противоречий и пробелов, приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права»4.
М.Ю. Середа и Т.В. Колобова исследовали законы субъектов Российской Федерации об уполномоченных по правам человека. Авторами обосновывается необходимость расширения полномочий региональных омбудсменов по защите прав граждан. Данные авторы высказали несколько предложений: «Таким образом, для повышения эффективности защиты региональными омбудсменами прав граждан, в том числе в социальной сфере, целесообразны изменения законодательства и практики его применения, касающиеся расширения полномочий данных должностных лиц:
1. Следует принять федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».
2. Наделить уполномоченных правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с обеспечением реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
3. Предусмотреть в ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право уполномоченных по результатам рассмот-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
рения жалобы обращаться в суд в целях защиты неопределенного круга лиц.
4. Закрепить право омбудсмена до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения в целях защиты социальных прав отдельных граждан либо неопределенного круга лиц (ст. 47 ГПК РФ).
5. Внести дополнения в ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставив уполномоченным право обжаловать вступившие в законную силу судебные решения»5.
Представляет несомненный интерес предложение авторов-единомышленников (В.И. Ба-тюк и В.Н. Галузо) об устранении фактического отождествления «должности» (Уполномоченный по правам человека в РФ) и ее одинокого представителя в Российской Федерации возможно посредством, например, принятия федерального конституционного закона «О государственной защите прав человека в Российской Федерации»6.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации7.
В первую очередь обращаем внимание на нормативный правовой акт, по юридической силе приравниваемый к федеральному конституционному закону8: Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г.9.
В Федеральном конституционном законе РФ от 12 февраля 1997 г. глава III (статьи 15—36) посвящена компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В частности, в ст. 15 этого нормативного правового акта закреплено следующее предписание: «Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ...».
Глава III Федерального конституционного закона РФ от 12 февраля 1997 г. дополнена двумя статьями (361 и 362)10.
Таким образом, компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации представляет совокупность обширного перечня полномочий, а поэтому нуждается в нормативном ограничении.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации многоаспектна и включает множество полномочий.
Во-вторых, ряд полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дублируют таковые же некоторых государственных органов Российской Федерации (например, прокуратуры и др.).
В-третьих, деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должна основываться на доктрине приоритета интересов личности по отношению к интересам общества и государства, закрепленной в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
В-четвертых, компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации может быть регламентирована во вновь принятом федеральном конституционном законе РФ «О государственной защите прав человека в Российской Федерации».
1 Коровникова Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации // Юрид. мир. 2007. № 8.
2 Новикова А.Е., Чалых И.С. Вклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в процесс минимизации правозащитных рисков // Общество и право. 2010. № 3. С. 50—54.
3 Синцов Г.В. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как инструмент защиты прав и свобод неопределенного круга лиц // Юрид. мир. 2014. № 5. С. 8—10.
4 Миронов О.О. Участие уполномоченных по правам человека (омбудсменов) в совершенствовании законодательства // Омбудсмен. 2012. № 1. С. 31—37.
5 Середа М.Ю., Колобова Т.В. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. С. 19—21.
6 Батюк В.И., Галузо В.Н. О роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5. С. 10—13.
7 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).
8 О системе нормативных правовых актов в РФ подроб. см.:
Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российс-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
кой Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30.
9 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2016. № 5. Ст. 552.
10 О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 01.01.2015 г. // СЗ РФ. 2015. № 14. Ст. 2007.
Библиографический список
1. Батюк В.И., Галузо В.Н. О роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5. С. 10—13.
2. Коровникова Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации // Юрид. мир. 2007. № 8.
3. Миронов О.О. Участие уполномоченных по правам человека (омбудсменов) в совершенство-
вании законодательства // Омбудсмен. 2012. № 1. С. 31-37.
4. Новикова А.Е., Чалых И.С. Вклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в процесс минимизации правозащитных рисков // Общество и право. 2010. № 3. С. 50-54.
5. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 01.01.2015 г. // СЗ РФ. 2015. № 14. Ст. 2007.
6. Середа М.Ю., Колобова Т.В. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. С. 19-21.
7. Синцов Г.В. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как инструмент защиты прав и свобод неопределенного круга лиц // Юрид. мир. 2014. № 5. С. 8-10.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Сенаторова О.Ю. Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 61 с.
Предназначено для руководителей подразделений, центров психологической диагностики, психологов кадровых подразделений, врачей медико-профилактических организаций МВД России, сотрудников спецподразделений МВД России, а также для образовательных организаций по направлению «Психология».
Рассматриваются теоретические и практические положения, направленные на разработку способов психологической профилактики и регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности, а также методические проблемы диагностики психических состояний. Предлагаются возможные пути по профилактике и преодолению негативных психических состояний у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных задач в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018