Научная статья на тему 'О РЕГУЛИРОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О РЕГУЛИРОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г. / Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации / компетенция / доклад / монография / Federal Constitutional Law of the Russian Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation» of February 12 / 1997 / Commissioner for Human Rights in the Russian Federation / competence / report / monograph

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александра Александровна Кальгина

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о результатах деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации высказано несколько суждений: организация и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации урегулированы в Федеральном конституционном законе РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г.; обобщающие результаты деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации представляются в виде ежегодного доклада; при составлении обобщающего доклада недопустима импровизация Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: доклад — это не научная публикация, а документ о состоянии правопорядка в Российской Федерации; основу деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должна составлять доктрина обеспечения баланса интересов личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On regulating the results of the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation

Based on the analysis of the legal literature and legislation of the Russian Federation on the results of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, several judgments are made in the article: the organization and activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation is regulated in the Federal constitutional law «On the Commissioner for human rights in the Russian Federation» dated February 12, 1997; a summary of the results of the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation are presented in the form of the annual report; in the preparation of the synthesis report invalid improvisation Commissioner for human rights in the Russian Federation: the report is not a scientific publication, and the document on the state of the rule of law in the Russian Federation; The basis of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation should be the doctrine of ensuring a balance of interests of the individual, society and the state.

Текст научной работы на тему «О РЕГУЛИРОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1 -46-48

0 РЕГУЛИРОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александра Александровна КАЛЬГИНА,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского и арбитражного процесса Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России [email protected]

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о результатах деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации высказано несколько суждений: организация и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации урегулированы в Федеральном конституционном законе РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г.; обобщающие результаты деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации представляются в виде ежегодного доклада; при составлении обобщающего доклада недопустима импровизация Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: доклад — это не научная публикация, а документ о состоянии правопорядка в Российской Федерации; основу деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должна составлять доктрина обеспечения баланса интересов личности, общества и государства.

Ключевые слова: Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г., Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, компетенция, доклад, монография.

Annotation. Based on the analysis of the legal literature and legislation of the Russian Federation on the results of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, several judgments are made in the article: the organization and activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation is regulated in the Federal constitutional law «On the Commissioner for human rights in the Russian Federation» dated February 12, 1997; a summary of the results of the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation are presented in the form of the annual report; in the preparation of the synthesis report invalid improvisation Commissioner for human rights in the Russian Federation: the report is not a scientific publication, and the document on the state of the rule of law in the Russian Federation; The basis of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation should be the doctrine of ensuring a balance of interests of the individual, society and the state.

Keywords: Federal Constitutional Law of the Russian Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation» of February 12, 1997, Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, competence, report, monograph.

Предметом данной статьи являются результаты деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и их регулирование в законодательстве1.

Первоначально о состоянии теории.

Так, по мнению Г.В. Синцова, «необходимо внести изменения в федеральное и региональное законодательство с целью повышения роли и значения ежегодных докладов уполномоченных по правам человека в Российской Федера-

ции и ее субъектах. Придание большего юридического значения названным документам, более широкое освещение их в средствах массовой информации, распространение их среди населения, безусловно, будут способствовать повышению уровня обеспечения гарантий соблюдения и защиты прав и свобод граждан». И далее еще раз подчеркивает: «Таким образом, представляется необходимым внести изменения в федеральное и региональное законодательство с целью повышения роли и значения

№ 1/2021

ежегодных докладов уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. Придание большего юридического значения названным документам, более широкое освещение их в средствах массовой информации, распространение их среди населения, безусловно, будут способствовать повышению уровня обеспечения гарантий соблюдения и защиты прав и свобод граждан»)2.

Ю.С. Куручинин отмечает, что «в силу рекомендательного характера полномочий региональных омбудсменов достаточно сложно определить критерии эффективности их деятельности, направленной на обеспечение дополнительных гарантий государственной защиты прав человека и гражданина.

Данным автором сделан вывод о том, что введение критериев эффективности в деятельность региональных омбудсменов потребует внесения изменений в соответствующее законодательство с целью обеспечения обязательности исполнения их актов со стороны контрольно-надзорных органов, а также органов исполнительной власти и местного самоуправления». И далее: «Размышляя об эффективности деятельности омбудсмена, следует учитывать ныне существующий правовой статус указанного государственного органа и степень адекватности его восприятия со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления. Любая форма внешнего контроля за эффективностью деятельности регионального уполномоченного по правам человека и его аппарата будет ослаблять и без того не самый влиятельный орган государственной правовой защиты»3.

Т.Н. Москалькова4 свое исследование посвятила «вопросам совершенствования организационно-правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. На основе анализа положений федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации обосновывается необходимость закрепления общих принципов организации и деятельности региональных уполномоченных в рамочном федеральном законе, в котором должны быть установлены единые стандарты и гарантии деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Далее автор указывает: «В рамках этих и иных дискуссий, ведущихся в сообществе российских омбудсменов, региональными уполномоченными были высказаны предложения, которые были поддержаны Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации: о возможности реализации механизмов защиты

прав человека, имеющихся у регионального уполномоченного по правам человека, не только на основании обращений граждан, но и при получении информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты; об установлении оснований досрочного прекращения полномочий регионального уполномоченного только в случаях, предусмотренных законом; о закреплении права региональных уполномоченных обращаться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц) граждан, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также о наделении правом лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; о наделении региональных уполномоченных и их аппаратов статусом государственного органа с правами юридического лица и главного распорядителя бюджетных средств и другие предложения»5.

Не столь совершенные результаты научных изысканий относительно результатов детяности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации.

В первую очередь обратим внимание на Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г.6. Глава III (статьи 15—36) посвящена компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В частности, в ст. 33 этого нормативного правового акта закреплено следующее предписание:

«1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

№ 1/2021

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях».

Таким образом, неопределенность результатов деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации во многом предопределяет и неэффективность данного правового института.

На основе изложенного сформулируем некоторые выводы.

Во-первых, организация и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации урегулированы в Федеральном конституционном законе РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г.

Во-вторых, обобщающие результаты деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации представляются в виде ежегодного доклада.

В-третьих, при составлении обобщающего доклада недопустима импровизация Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: доклад — это не научная публикация, а документ о состоянии правопорядка в Российской Федерации.

В-четвертых, основу деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должна составлять доктрина обеспечения баланса интересов личности, общества и государства.

1 О критическом анализе деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ подроб. см.: Батюк В.И., Галузо В.Н. О роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации / / Право и государство: теория и практика. 2014. № 5. С. 10—13; Батюк В.И., Галузо В.Н. Допустима ли политизация деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации? // Право и государство: теория и практика. 2015. № 11. С. 60—65.

2 Синцов Г.В. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как инструмент защиты прав и свобод неопределенного круга лиц // Юрид. мир. 2014. № 5. С. 8—10.

3 Куручинин Ю.С. О критериях эффективности деятельности регионального Уполномоченного по правам человека // Рос. юстиция. 2016. № 10. С. 22—24.

4 Постановление ГД ФС РФ «О назначении Москалько-вой Татьяны Николаевны на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» № 8755-6 ГД от 22.04.2016 г. // СЗ РФ. 2016. № 17. Ст. 2389.

5 Москалькова Т.Н. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 4—7.

6 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2016. № 5. Ст. 552.

№ 1/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.