Научная статья на тему 'Конституция Российской Федерации и ее место в системе нормативных правовых актов'

Конституция Российской Федерации и ее место в системе нормативных правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
909
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерации / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция Российской Федерации / юридическая наука / юриспруденция / теория государства и права / система нормативных правовых актов / юридическая сила / Russian Federation / legislation / normative legal act / Constitution of the Russian Federation / legal science / jurisprudence / theory of state and law / system of normative legal acts / legal force

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александра Александровна Кальгина

На основе анализа юридической литературы и законодательства о системе нормативных правовых актов и месте в ней Конституции Российской Федерации обосновано несколько суждений: система нормативных правовых актов может рассматриваться в качестве совокупности нормативных правовых актов с разной юридической силой; термин «нормативный правовой акт» необходимо рассматривать в качестве родового по отношению к названиям конкретных нормативных правовых актов; недопустимо отождествление терминов «закон» и «нормативный правовой акт»; недопустима подмена термина «Конституция Российской Федерации термином «Основной Закон»; в Российской Федерации целесообразно принятие Федерального закона РФ «О системе нормативных правовых актов Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александра Александровна Кальгина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitution of the Russian Federation and its place in the system of normative legal acts

Based on the analysis of legal literature and legislation on the system of normative legal acts and the place of the Constitution of the Russian Federation in it, several judgments are substantiated in the article: the system of normative legal acts can be considered as a set of normative legal acts with different legal force; the term «normative legal act» must be considered as generic in relation to the names of specific normative legal acts; it is unacceptable to identify the terms «law» and «normative legal act»; it is unacceptable to substitute the term «Constitution of the Russian Federation» with the term «Basic Law»; in the Russian Federation it is advisable to adopt the Federal Law of the Russian Federation «On the system of normative legal Acts of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Конституция Российской Федерации и ее место в системе нормативных правовых актов»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-97-100 NIION: 2015-0066-5/21-085 MOSURED: 77/27-011-2021-05-284

Александра Александровна Кальгина

Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России,

Москва, Россия, AleksandraNauka6@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства о системе нормативных правовых актов и месте в ней Конституции Российской Федерации обосновано несколько суждений: система нормативных правовых актов может рассматриваться в качестве совокупности нормативных правовых актов с разной юридической силой; термин «нормативный правовой акт» необходимо рассматривать в качестве родового по отношению к названиям конкретных нормативных правовых актов; недопустимо отождествление терминов «закон» и «нормативный правовой акт»; недопустима подмена термина «Конституция Российской Федерации термином «Основной Закон»; в Российской Федерации целесообразно принятие Федерального закона РФ «О системе нормативных правовых актов Российской Федерации».

Ключевые слова: Российская Федерации, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция Российской Федерации, юридическая наука, юриспруденция, теория государства и права, система нормативных правовых актов, юридическая сила

Для цитирования: Кальгина А. А. Конституция Российской Федерации и ее место в системе нормативных правовых актов // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 97-100. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-97-100.

Original article

Alexandra A. Kalgina

Moscow state institute international relations (University) MFA of Russia,

Moscow, Russian Federation, AleksandraNauka6@yandex.ru

Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation on the system of normative legal acts and the place of the Constitution of the Russian Federation in it, several judgments are substantiated in the article: the system of normative legal acts can be considered as a set of normative legal acts with different legal force; the term «normative legal act» must be considered as generic in relation to the names of specific normative legal acts; it is unacceptable to identify the terms «law» and «normative legal act»; it is unacceptable to substitute the term «Constitution of the Russian Federation» with the term «Basic Law»; in the Russian Federation it is advisable to adopt the Federal Law of the Russian Federation «On the system of normative legal Acts of the Russian Federation».

Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, legal science, jurisprudence, theory of state and law, system of normative legal acts, legal force

For citation: Kalgina A. A. The Constitution of the Russian Federation and its place in the system of normative legal acts // Bulletin of economic security. 2021;(5):97-100. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-97-100.

Конституция Российской Федерации и ее место в системе нормативных правовых актов

The Constitution of the Russian Federation and its place in the system of normative legal acts

Предметом данной статьи является система нормативных правовых актов и место в ней Конституции Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории. Так, И. А. Умнова-Конюхова обосновала следующее суждение: «Если попытаться структурировать

© Кальгина А. А., 2021

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

конституцию нового поколения, то можно утверждать, что формируемый ею конституционный идеал призван обозначить прочные основы следующих подсистем конституционного строя и соответственно подотраслей конституционного права нового типа: 1) государственное право как право демократии и ответственности государственной власти; 2) публично-политическое право как право народной общественной власти и народного самоуправления; 3) экономическое конституционное право как право гражданского общества, экономической справедливости и антикризисное право; 4) социальное конституционное право как право социальной справедливости, социальной ответственности и социального развития; 5) экологическое конституционное право как право благоприятной окружающей среды, фундаментальных экологических прав и свобод, конституционных гарантий экологии человека; 6) духовно-культурное конституционное право как право конституционной нравственности и конституционных принципов облагораживания (нобилизации) человеческих отношений. Формирование обозначенных выше подотраслей (подсистем) конституционного права и есть, как представляется, путь преобразования сложившегося на сегодня конституционного права выживания в высший его тип - в конституционное право жизни, основанное на конституционном идеале» [7].

Е. В. Колесниковым «рассмотрена демократическая природа Конституции России 1993 г.» («Российская Конституция воздействует на всю правовую систему, но в особенности - на законодательство. В основных нормах установлены и прямо обозначены такие источники, как федеральные конституционные и иные законы, акты палат Федерального Собрания, Президента, Правительства Российской Федерации, международные договоры, конституции (уставы) и иные правовые акты субъектов Федерации, государственно-правовые договоры, решения органов местного самоуправления. На конституционном уровне однозначно решены вопросы соотношения указанных источников права исходя из приоритета Основного Закона как «единого, систематизированного и логически непротиворечивого целого» в системе нормативных и правоприменительных актов (ч. 1 ст. 15). Конституция объединяет различные источники права и создает условия для их совершенствования и развития»; «Основу законодательства демократического государства составляют законы. Самая общая классификация законов установлена Конституцией Российской Федерации. Это, во-первых, федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации (ч. 1 ст. 76), и, во-вторых, федеральные законы, издаваемые по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 76)»; «Закон выступает юридической базой деятельности государ-

ственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции Российской Федерации, обычные федеральные, законы субъектов Федерации. Совокупность качественных законов - это важнейший показатель эффективности жизнедеятельности общества и государства. Осуществление законоположений - обязанность государственных институтов, общественных объединений, граждан. В современной России принято огромное количество законов. Однако среди них преобладают так называемые «поправочные» законы, вносящие многочисленные изменения и дополнения в уже действующие акты и не имеющие собственного предмета регулирования») [6].

Н. А. Игумновым «анализируется Конституция Российской Федерации с точки зрения необходимости изменения ее содержания»: «... отметим, что деятельность Конституционного Суда РФ имеет в виду именно такое понимание стабильности. Сохранность и стабильность, впрочем, не означают вульгарной консервации, напротив - предполагают адекватность смысла текста Конституции современным вызовам, которые перед ней встают. При этом идентичность конституционного текста и самоограничение позволяют Конституционному Суду не выйти за те границы, которые установлены Конституцией, являющейся выражением воли народа Российской Федерации -единственного источника власти в России» [5].

Противоречивые результаты научных исследований относительно системы нормативных правовых актов и места в ней Конституции РФ предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации1.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ2, в которую в последующем неоднократно вносились изменения и дополнения3.

Ряд положений Конституции РФ в обоснование ряда суждений приводим в полном объеме: «1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны» - ст. 1; «2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо, В. Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

2 См.: РГ. 1993. 25 декабря.

3 О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Га-лузо, В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

JURISPRUDENCE

имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» - ч. 2 ст. 4; «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» - ст. 15; «1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» - ст. 16; «1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» - ст. 55.

Определить содержание правовой категории «системе нормативных правых актов» [подробнее см., например, 1; 2] на основе положений Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. затруднительно.

Таким образом, Конституцию Российской Федерации необходимо рассматривать в качестве одного из нормативных правовых актов, причем не гипертрофируя ее значение.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, система нормативных правовых актов может рассматриваться в качестве совокупности

нормативных правовых актов с разной юридической силой.

Во-вторых, термин «нормативный правовой акт» необходимо рассматривать в качестве родового по отношению к названиям конкретных нормативных правовых актов.

В-третьих, недопустимо отождествление терминов «закон» и «нормативный правовой акт.

В-четвертых, недопустима подмена термина «Конституция Российской Федерации термином «Основной Закон».

В-пятых, в Российской Федерации целесообразно принятие Федерального закона РФ «О системе нормативных правовых актов Российской Федерации».

Список источников

1. Галузо, В. Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.

2. Галузо, В. Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

3. Галузо, В. Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

4. Галузо, В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

5. Игумнов, Н. А. Модернизация Конституции Российской Федерации и конституционное правосудие: в поисках разумного баланса // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 5.

6. Колесников, Е. В. Конституция Российской Федерации как основа совершенствования и развития российского законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 1.

7. Умнова-Конюхова, И. А. Конституция Российской Федерации 1993 года: оценка конституционного идеала и его реализации сквозь призму мирового опыта // Lex russica. 2018. № 11.

References

1. Galuzo, V. N. Systematization of legislation in the Russian Federation: state and prospects of development // Law and Law. 2009. No. 8. P. 28-30.

2. Galuzo, V. N. On the role of a normative legal act in the system of law of the Russian Federation // Education. The science. Scientific personnel. 2009. No. 4. P. 27-30.

3. Galuzo, V. N. Constitutional and legal status of Russia: the problem of naming the state // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 5. P. 119-123.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Galuzo, V. N. Is it possible to ensure uniform enforcement of legislation in the absence of its systematization? // State and Law. 2014. No. 11. P. 98-102.

5. Igumnov, N. A. Modernization of the Constitution of the Russian Federation and constitutional justice: in search of a reasonable balance // Constitutional and Municipal law. 2019. № 5.

6. Kolesnikov, E. V. The Constitution of the Russian Federation as a basis for improving and developing Russian legislation // State power and local self-government. 2019. № 1.

7. Umnova-Konyukhova, I. A. The Constitution of the Russian Federation of 1993: assessment of the constitutional ideal and its implementation through the prism of world experience // Lex russica. 2018. No. 11.

Информация об авторе

А. А. Кальгина - заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. A. Kalgina - Head of the Department of Civil and Arbitral Procedure of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.

Конституционное право России

УЧЕБНИК

Конституционное право России. Учебник. Под науч. ред. Б. С. Эбзеева, В. О. Лучина ; под общ. ред. К. К. Гасанова, Л. Т. Чих-ладзе. 471 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.

Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.

Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.