Научная статья на тему 'О жилищно-правовом регулировании реновации в Российской Федерации'

О жилищно-правовом регулировании реновации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / субъект Российской Федерации / г. Москва / нормативный правовой акт / Конституция РФ / федеральный закон РФ / Жилищный кодекс РФ / Закон г. Москвы «Основы жилищной политики города Москвы» от 27 января 2010 г. / реновация / комплексный правовой институт. / the Russian Federation / the subject of the Russian Federation / the city of Moscow / the normative legal act / the Constitution of the Russian Federation / the Federal law of the Russian Federation / the Housing code of the Russian Federation / The law of Moscow «Bases of housing policy of the city of Moscow» of January 27 / 2010 / renovation / complex legal Institute.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимур Миронович Дауди

На основе анализа юридической литературы и законодательства относительно жилищно-правового регулирования реновации в Российской Федерации высказано несколько суждений: под реновацией необходимо понимать комплексный правовой институт; в Российской Федерации фактически отсутствует жилищно-правовое регулирование реновации; правовым обоснованием для обособления реновации в качестве комплексного института является законодательство отдельных субъектов Российской Федерации (в частности, города федерального значения — Москвы); реновацию необходимо урегулировать в жилищном законодательстве, в частности в Жилищном кодексе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимур Миронович Дауди

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT HOUSING AND LEGAL REGULATION OF RENOVATION IN RUSSIAN FEDERATION

In the article on the basis of the analysis of legal literature and legislation on housing and legal regulation of renovation in the Russian Federation several judgments are made: under the renovation, you must understand complex legal institution; in the Russian Federation is practically absent from the housing and legal regulation of the renovation; the legal justification for the separation of the renovation of an integrated institution is the legislation of individual subjects of the Russian Federation (in particular, the Federal city of Moscow); the renovation must be addressed in the housing legislation, in particular the Housing code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О жилищно-правовом регулировании реновации в Российской Федерации»

УДК 347 ББК 67.404

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10139 © Т.М. Дауди, 2019

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

О ЖИЛИЩНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕНОВАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тимур Миронович Дауди,

младший научный сотрудник НИИ образования и науки (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: [email protected]

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства относительно жилищно-правового регулирования реновации в Российской Федерации высказано несколько суждений: под реновацией необходимо понимать комплексный правовой институт; в Российской Федерации фактически отсутствует жилищно-правовое регулирование реновации; правовым обоснованием для обособления реновации в качестве комплексного института является законодательство отдельных субъектов Российской Федерации (в частности, города федерального значения — Москвы); реновацию необходимо урегулировать в жилищном законодательстве, в частности в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, г. Москва, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Жилищный кодекс РФ, Закон г. Москвы «Основы жилищной политики города Москвы» от 27 января 2010 г., реновация, комплексный правовой институт.

ABOUT HOUSING AND LEGAL REGULATION OF RENOVATION

IN RUSSIAN FEDERATION

Timur M. Daudi,

Junior researcher at the research Institute of education and science, for scientific specialty (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. In the article on the basis of the analysis of legal literature and legislation on housing and legal regulation of renovation in the Russian Federation several judgments are made: under the renovation, you must understand complex legal institution; in the Russian Federation is practically absent from the housing and legal regulation of the renovation; the legal justification for the separation of the renovation of an integrated institution is the legislation of individual subjects of the Russian Federation (in particular, the Federal city of Moscow); the renovation must be addressed in the housing legislation, in particular the Housing code of the Russian Federation.

Keywords: the Russian Federation, the subject of the Russian Federation, the city of Moscow, the normative legal act, the Constitution of the Russian Federation, the Federal law of the Russian Federation, the Housing code of the Russian Federation, The law of Moscow «Bases of housing policy of the city of Moscow» of January 27, 2010, renovation, complex legal Institute.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Дауди Т.М. О жилищно-правовом регулировании реновации в Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):80-2.

Предметом данной статьи является жилищно- новения коллизий, особенно в случае регулирования

правовое регулирование реновации в Российской разными актами тождественных отношений. Учиты-

Федерации1. вая комплексный характер регулирования смежных

Первоначально о состоянии теории. правовых институтов, автор обращает внимание на

Так, известный политик и ученый (П.В. Краше- принципиальную важность учета межотраслевых нинников) высказал следующее неординарное суж- взаимосвязей, а также развития правовых инстру-дение: «Частноправовое поле в России регулируется ментов защиты основных кодифицированных актов целым спектром отраслей законодательства, каждая от бессистемных изменений» [1, c. 90—100]. из которых характеризуется высокой степенью систе- Е.В. Горячева соотнесла две отрасли права: граж-матизации, что, однако, не исключает рисков возник- данское и жилищное («Таким образом, отношения, __регулируемые жилищным законодательством, тесно соприкасаются с отношениями, составляющими

1 Нами уже рассматривалось гражданско-правовое регули-

рование реновации в Российской Федерации (см.: Дауди Т.М О гражданско-правовом регулировании реновации в Российской Предмет Другах шраслеи ^ава, в первуЮ очeрeдЬ,

Федерации // Международный журнал гражданского и торгово- с нормами гражданского права. Многие законода-го права. 2018. № 2).

80 _ - Вестник экономической безопасности - № 3 / 2019

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тельные акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательства. Например, отношения собственности, договоров, правового статуса юридических лиц, присутствующие в жилищных отношениях, по своему содержанию тождественны гражданско-правовым отношениям»; «Регулирование жилищных отношений силами одной отрасли права невозможно в силу их дифференциации. Для жилищного законодательства характерно сочетание гражданско-правовых норм (право собственности, договоры найма жилища, правовой статус КСК, правовой статус ЖК и ЖСК) и норм административного характера. При этом в части гражданско-правового регулирования нормы жилищного законодательства должны подчиняться положениям Гражданского кодекса. ... Также и другие отраслевые законодательные акты, объединяющие и регулирующие отношения гражданско-правовой природы, в определенной узкой сфере не должны иметь приоритета над ГК») [2, с. 137—158].

Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства о реновации в Российской Федерации1.

В первую очередь обращаем внимание на Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.2, в ст. 40 которой закреплено следующее положение: «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Положения Конституции РФ детализированы в жилищном законодательстве, которое кодифици-

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).

2 О проблеме неоднократности опубликования Конституции

РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98—102.

ровано и представлено в виде федерального закона РФ3. Таковым является Жилищный кодекс РФ от 22 декабря 2004 г. [3] («1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав ., а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений . по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. 2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. 3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. 5. Ограниче-

3 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

№ 3 / 2019

Вестник экономической безопасности

81

ние права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона» — ст. 1).

В соотвествии с Жилищным кодексом РФ принимаЮтся и подзаконные нормативные правовые акты. Таковым является, например, постановление Правительства г. Москвы «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» № 299-ПП от 24 апреля 2007 г. [4].

Положения Жилищного кодекса РФ детализированы и в законодательстве субъектов Российской Федерации.

В частности, в городе Москве, как субъекте Российской Федерации1, действует Закон г. Москвы «Основы жилищной политики города Москвы» от 27 января 2010 г. («Настоящий Закон определяет основные цели и задачи жилищной политики города Москвы, направления деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований — городских округов и поселений ... по обеспечению права граждан Российской Федерации на жилище, формы государственной поддержки граждан — жителей города Москвы в жилищной сфере, а также меры по обеспечению сохранности жилищного фонда в городе Москве и использования жилых помещений по назначению» — Преамбула).

При осуществлении комплексного правоприменения2 необходимо учитывать и решения высшего звена судов общей юрисдикции. В подтверждение приводим постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 от 2 июля 2009 г. [5] («Конституционное право граждан на жилище отно-

1 Подробнее о федеративном устройстве РФ см.: Сухондяе-ва Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.

2 Об этом подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли комплекс-

ное правоприменение при отсутствии официальной систематизации в Российской Федерации? // Государство и право. 2018. № 6. С. 76—81.

сится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища ...»).

Нам представляется, что реновация в Российской Федерации может рассматриваться в качестве новеллы, регулируемой нормативными правовыми актами разных отраслей законодательства, в том числе и жилищным законодательством3.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, под реновацией необходимо понимать комплексный правовой институт.

Во-вторых, в Российской Федерации фактически отсутствует жилищно-правовое регулирование реновации.

В-третьих, правовым обоснованием для обособления реновации в качестве комплексного института является законодательство отдельных субъектов Российской Федерации (в частности, города федерального значения — Москвы).

В-четвертых, реновацию необходимо урегулировать в жилищном законодательстве, в частности в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Литература

1. Крашенинников П.В. Взаимосвязь частноправовых отраслей законодательства (гражданское, семейное, жилищное и земельное) // Закон. 2017. № 2.

2. Горячева Е.В. К вопросу о соотношении жилищного и гражданского законодательства // Власть Закона. 2015. № 3.

3. СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

4. Вестник МПМ. 2007. № 29.

5. Российская газета. 2009. 8 июля.

3 О таковом подробнее см., например: Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: Вчера, сегодня, завтра // Жилищное право. 2010. № 6. С. 71—113; Шишкин В.В. Жилищное законодательство — проблемы реализации // Семейное и жилищное право. 2011. № 1. С. 47—48; Шешко Г. Жилищное законодательство. Проблемы и перспективы его совершенствования // Жилищное право. 2012. № 12. С. 7—15.

82

Вестник экономической безопасности

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.