Научная статья на тему 'Об особенностях регулирования составов преступлений в сфере экономической безопасности в Российской Федерации'

Об особенностях регулирования составов преступлений в сфере экономической безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / уголовное законодательство РФ / Уголовный кодекс РФ / преступление / состав преступления / безопасность / экономическая безопасность / борьба с преступностью / противодействие преступности / the Russian Federation / the criminal legislation of the Russian Federation / the Criminal code of the Russian Federation / crime / the offence / security / economic security / crime control / crime prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Георгий Эдуардович Геворков

В статье не только обращено внимание на особенности регулирования составов преступлений в сфере экономической безопасности, но и высказаны предложения по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About features of regulation of structures of crimes in the sphere of economic security in the Russian Federation

The article not only draws attention to the peculiarities of regulation of crimes in the field of economic security, but also made proposals for its improvement of the criminal legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Об особенностях регулирования составов преступлений в сфере экономической безопасности в Российской Федерации»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10021

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Георгий Эдуардович ГЕВОРКОВ, младший научный сотрудник НИИ образования и науки E-mail :g.gevorkov@mail.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Рецензент: Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор

Аннотация. В статье не только обращено внимание на особенности регулирования составов преступлений в сфере экономической безопасности, но и высказаны предложения по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская Федерация, уголовное законодательство РФ, Уголовный кодекс РФ, преступление, состав преступления, безопасность, экономическая безопасность, борьба с преступностью, противодействие преступности.

Предметом данной статьи является регулирование составов преступлений в сфере экономической безопасности в Российской Федерации. Первоначально о состоянии теории. Так, С.С. Горохова при анализе «отдельных норм Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208» высказала несколько обобщающих суждений:

«...критерии обеспечения национальной безопасности, элементом которой, как известно, является безопасность экономическая: реализация конституционных прав и свобод российских граждан; достойные качество и уровень их жизни; суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность; устойчивое социально-экономическое развитие страны»;

«Сравнение трех вышеприведенных подходов со всей очевидностью подтверждает ранее сделанный нами вывод о смещении приоритетов защиты с позиции приоритета прав и сво-

Annotation. The article not only draws attention to the peculiarities of regulation of crimes in the field of economic security, but also made proposals for its improvement of the criminal legislation of the Russian Federation.

Keywords: the Russian Federation, the criminal legislation of the Russian Federation, the Criminal code of the Russian Federation, crime, the offence, security, economic security, crime control, crime prevention.

бод граждан и социально-экономических аспектов на позицию первостепенной важности экономической независимости и стабильности Российского государства в условиях сложной геополитической ситуации»;

«В заключение отметим, что рассмотренное в данной статье определение экономической безопасности является лишь малой, хотя и одной из наиболее значительных новелл Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, создающей лейтмотив этого документа .»1.

В данном случае речь идет об интерпретации подзаконного нормативного правового акта: Указа Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» № 208 от 13 мая 2017 г.2.

Правомерность принятия подобного нормативного правового акта может быть обоснована исключительно положением, закрепленным в ст. 80 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.3:

(«.2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

№ 1/2019

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

В этом же контексте необходимо рассматривать и еще несколько аналогичных нормативных правовых актов4: Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» № 560 от 6 августа 2014 г.5; Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан или Киргизской Республики через территорию Российской Федерации» № 1 от 1 января 2016 г.6.

В.В. Ворожихин рассмотрел «вопросы изменения понятия и обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации»: «Экономическая безопасность перестает быть статичной. Она требует задания целей и учета механизмов их достижения, прогнозирования угроз и оценки рисков, разработки методов их нейтрализации или снижения. Обеспечение экономической безопасности должно соотноситься со стратегией. Более того, без учета цели системы стратегическая безопасность не может быть даже определена. При сложившемся уровне неопределенности основных понятий и высокой динамике экономики и рисков используемые методики количественных оценок при тщательном рассмотрении являются сомнительными, начиная с наполнения данными интегральных показателей. Как показали проведенные исследования энергетической безопасности, наполнение показателя в течение двух десятилетий заведомо изменилось. Сегодня мы должны избавляться от устаревающих знаний индустриальной эпохи. Важно не опираться на мифы, переставшие отображать реальность, и не распространять ложные знания»7.

«Процесс глобализации мировой торговли» позволил О.В. Грачеву определить понятие «таможенное преступление»: «Таможенным преступлением является противоправное, виновное деяние, представляющее угрозу и опасность для экономической и иной безопасности стран — участниц таможенной интеграции Таможенного союза, причиняющее вред интеграционным отношениям и запрещенное действующим законодательством под угрозой уголовного наказания»8.

Авторы-единомышленники (В.А. Дадалко и К.А. Протасов), отметив, что «усложнение экономических систем сопровождается ростом преступлений, совершаемых в экономической сфере, в том числе в организованной форме», сформулировали несколько выводов:

«...1. До сих пор не существует единого универсального подхода к определению понятия экономическая организованная преступность. В общем виде под ней можно понимать преступность, представляющую собой общественно опасное социальное явление, состоящее в создании устойчивой криминальной системы с целью совершения преступных деяний, направленных на установление контроля над разными областями жизни общества для извлечения незаконных доходов и регулирования общественных процессов в собственных интересах.

2. Организованную экономическую преступность можно охарактеризовать как систему производственных отношений, выражающих деструктивные противоречия, которые разрушают целостность экономической системы государства.

3. Неоднозначность трактовки сущности экономической организованной преступности приводит к появлению множества классификаций данного явления.

4. В связи с дальнейшей глобализацией мировой экономики можно прогнозировать усложнение экономической организованной преступности, появление новых ее разновидностей. К сожалению, до сих пор в мировой практике не выработано эффективных механизмов борьбы и предотвращения данного явления»9.

В.В. Шлыков полагает, что «одним из ключевых методологических вопросов в современной криминологии остается отношение науки к содержанию понятия экономической преступности»: «... в современных условиях, говоря о преступлениях в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности, необходимо ориентироваться не только на экономику как совокупность отношений по производству, распределению и потреблению материальных благ, но и на способность институтов государства в результате экономической деятельности обеспечивать экономическую безопасность на различных уровнях (хозяйствующие субъекты, общество, государство). Вышеизложенное позволяет нам предложить следующее определение. Под преступностью в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности следует понимать противоправные посягательства на экономические интересы государства, его институ-

№ 1/2019

тов, предпринимательского сообщества, влекущие за собой негативные последствия прямого действия и / или отрицательные экстернальные эффекты»10.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство уголовного законодательства11 о регулировании составов преступлений в сфере экономической безопасности в Российской Федерации.

В первую очередь, обратим внимание на Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г.12, введенный в действие с 1 июля 1997 г.13. В этом нормативном правовом акте обратимся к разделу VIII «Преступления в сфере экономики», объединяющему несколько глав:

главу 21 «Преступления против собственности» (статьи 157—168);

главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (статьи 169—2005);

главу 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (статьи 201—2042).

Таким образом, экономику необходимо рассматривать как общественное отношение, которое необходимо защищать, в том числе и уголовно-правовыми средствами.

Изложенное позволяет нам сделать некоторые выводы.

Во-первых, доктрина уголовного права относительно противодействия преступности, в том числе и в сфере экономики, нуждается в видоизменении.

Во-вторых, в Уголовном кодексе РФ для раздела VIII целесообразно использовать иное название: «Уголовно-правовая охрана экономики».

В-третьих, раздел VIII целесообразно представить в виде двух глав: «Уголовно-правовая охрана собственности» и «Уголовно-правовая охрана предпринимательства».

1 Горохова С.С. Об определении экономической безопас-

ности в контексте новой стратегии ее обеспечения в

Российской Федерации // Рос. юстиция. 2018. № 6. С. 2—4.

2 СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

3 Там же. 2014. № 31. Ст. 4398.

О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подроб. см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. 2014. № 11. С. 98—102.

4 На это уже обращается внимание некоторые авторы. См., напри.: Батюк В.И., Галузо В.Н. Право и политика в Российской Федерации: допустимо ли смешение? // Право и жизнь. 2018. № 2. С. 43—56.

5 СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4470.

6 Там же. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 215.

7 Ворожихин В.В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. 2014. № 3. С. 3—7.

8 Грачев О.В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции // Адвокатская практика. 2012. № 6. С. 41—42.

9 Дадалко ВА., Протасов КА. Общая экономическая классификация организованной преступности // Безопасность бизнеса. 2015. № 2. С. 31—37.

10 Шлыков В.В. Преступность в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности // Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 25—26.

11 Об уголовном законодательстве подроб. см., напр.: Галузо В.Н. «Уголовный закон» или «уголовное законодательство» в Российской Федерации: проблема соотношения терминов / Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. 23 мая 2014 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. С. 74—78;

Галузо В.Н., Никонович С.Л. Уголовное законодательство в системе законодательства Российской Федерации / Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14—15 мая 2015 г. / Отв. ред. В.И. Третьяков. Краснослободск (Волгоградская обл.): ИП Головченко Е.А., 2015. С. 117—123.

12 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 9. Ст. 1292.

13 О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

№ 1/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.