УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10224
о реформировании уголовного законодательства об экстремизме и терроризме
W W _ _
в российской федерации
Азамат Мухажидович ФАКОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о реформировании уголовного законодательства об экстремизме и терроризме в Российской Федерации высказано несколько суждений: уголовное законодательство Российской Федерации о преступлениях экстремисткой и террористической направленности динамично; при определении составов преступлений в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо использовать исключительно формальные признаки, позволяющие отграничивать экстремизм от терроризма; условием уголовной ответственности за экстремизм необходимо признать неоднократное (два и более раза) привлечение к административной ответственности за правонарушения экстремисткой направленности.
Ключевые слова: законодательство, уголовное законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 г., Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 26 февраля 2006 г., правонарушение, преступление.
Annotation. The article based on the analysis of legal literature and normative legal acts on the reform of criminal legislation on extremism and terrorism in the Russian Federation made several judgments: the criminal legislation of the Russian Federation on crimes of extremist and terrorist orientation is dynamic; in determining the composition of crimes in the Special part of the Criminal code of the Russian Federation, it is necessary to use only formal signs that allow to distinguish extremism from terrorism; the condition of criminal liability for extremism must be recognized as repeated (two or more times) bringing to administrative responsibility for crimes of extremist orientation.
Keywords: legislation; criminal legislation; normative legal act; federal law of the Russian Federation; Criminal code of the Russian Federation; Federal law of the Russian Federation «On counteraction to extremist activity» of June 27, 2002; Federal law of the Russian Federation «On counteraction to terrorism» of February 26, 2006; offense; crime.
Предметом данной статьи является уголовное законодательство1 об экстремизме и терроризме в Российской Федерации2. Первоначально о состоянии теории. Так, П.С. Долгополов фокусирует внимание на «обширном перечне признаков понятия «экстремизм»: насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его со-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
циальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики; финансирование терроризма и иной террористической деятельности либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе посредством предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др.3.
М.В. Махмутов попытался разграничить уголовные и административные проявления экстремизма4.
П.Н. Кобец при установлении «причинного комплекса» терроризма сформулировал суждение о том, что правоохранительные органы разных государств должны развивать сотрудничество, работать над слаженностью действий в международном масштабе таким образом, чтобы ее сотрудники, занятые в противодействии терроризму, действовали по единым стандартам5.
Представляют несомненный интерес суждения авторов-единомышленников (Л.А. Татаров и В.Н. Галузо), высказанные ими при критическом анализе использования термина «организованная преступность»: «... преступность представляет собой совокупность преступлений в определенном государстве (например, в Российской Федерации), в определенном субъекте этого же государства (например, в. г. Москве, в Кабардино-Балкарской Республике), совершаемых лицами из разных социальных групп (например, преступность несовершеннолетних, преступность рецидивистов, преступность работников кредитных организаций и др.)»6.
Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство уголовного законодательства Российской Федерации7 о правонарушениях экстремистской и террористической направленности.
В первую очередь обращаем внимание на Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г.8, введенный в действие с 1 июля 1997 г.9. В этом нормативном правовом акте, по юридической силе приравниваемом к федеральному закону РФ10, имеется несколько статей, в которых определяются составы преступлений экстремисткой и террористической направленности:
■ статья 205 «Террористический акт», в которой приведен не исчерпывающий перечень деяний, определяющих содержание понятия «терроризм»: совершение взрыва, поджога или иных действий, устраша-
ющих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями;
■ статья 2051 «Содействие террористической деятельности», в которой приведен не исчерпывающий перечень деяний, определяющих содержание понятия «содействие террористической деятельности»: склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 2052, частями 1 и 2 ст. 206, ст. 208, частями 1—3 ст. 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
■ статья 2052 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма», в которой приведен не исчерпывающий перечень деяний, определяющих содержание понятия «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности»;
■ статья 2053 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», в которой приведен не исчерпывающий перечень деяний, определяющих содержание понятия «прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
■ статья 2054 «Организация террористического сообщества и участие в нем», в которой приведен не исчерпывающий перечень деяний, определяющих содержание понятия «организация террористического сообщества и участие в нем»;
■ статья 2055 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»;
■ статья 2056 «Несообщение о преступлении»;
■ статья 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»;
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
■ статья 2171 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»;
■ статья 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»;
■ статья 2821 «Организация экстремистского сообщества»;
■ статья 2822 «Организация деятельности эк-
стремистской организации».
Помимо Уголовного кодекса РФ принято еще несколько федеральных законов РФ, специально посвященных правонарушениям экстремистской и террористической направленности:
■ Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 26 февраля 2006 г.11;
■ Федеральный закон РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13 июля 2001 г.12;
■ Федеральный закон РФ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 11 ноября 2016 г.13;
■ Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» от 6 июля 2007 г.14.
Хотя постановления Пленума Верховного Суда РФ и не рассматриваются в качестве нормативного правового акта, их роль в формировании единообразной правоприменительной практики трудно переоценить. В этом смысле не является исключением и постановление Пленума ВС РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» № 11 от 28 июня 2011 г.15:
«В интересах реализации названных конституционных запретов и выполнения международных обязательств в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности. В целях обеспечения единства судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 126 Конституции Российской Федерации ...»;
«1. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой — защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина — свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Таким образом, уголовное законодательство Российской Федерации, в том числе и о правонарушениях экстремисткой и террористической направленности, продолжает изменяться.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, уголовное законодательство Российской Федерации о преступлениях экстреми-сткой и террористической направленности динамично.
Во-вторых, при определении составов преступлений в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо использовать исключительно формальные признаки, позволяющие отграничивать экстремизм от терроризма.
В-третъих, условием уголовной ответственности за экстремизм необходимо признать неоднократное (два и более раза) привлечение к административной ответственности за правонарушения экстремисткой направленности.
1 Об уголовном законодательстве подроб. см., напр.: Галузо В.Н. О системе уголовного законодательства в Российской Федерации / Конвенционные начала в уголовном праве: Междунар. науч.-практ. Конф. 22 ноября 2013 г. / Отв. ред. Б.В. Яцеленко. М.: РПА Минюста России, 2014. С. 99—104;
Галузо В.Н., Никонович С.Л. Уголовное законодательство в системе законодательства Российской Федерации / Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14—15 мая 2015 г. / Отв. ред. В.И. Третьяков. Краснослободск: ИП Головченко Е.А., 2015. С. 117—123.
2 На некоторые аспекты противодействия экстремизму и терроризму нами уже обращалось внимание (см., напр.: Факов A.M. Некоторые особенности подготовки сотрудников полиции по направлению противодействия
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
терроризму и экстремизму // Закон и право. 2018. № 6. С. 113-115).
3 Долгополое П.С. Экстремизм: понятие и меры по противодействию // СПС «Консультант Плюс. 2018»
4 Махмутое М.В. Разграничение уголовно- и админист-ративно-наказуемыгх проявлений экстремизма (ст. 282 УК РФ и ст. 20.29 КоАП РФ) // Законность. 2017. № 9. С. 43-44.
5 Кобец П.Н. Некоторые современные тенденции, связанные с проявлением терроризма: природа и причинный комплекс // Рос. следователь. 2017. № 18. С. 53—56.
6 Татарое Л.А, Галузо В.Н. О допустимости использования термина «организованная преступность» в юридической литературе и в законодательстве Российской Федерации // Образование и право. 2017. № 9. С. 179—185.
7 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом
см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).
8 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 31. Ст. 4818.
9 О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
10 О системе нормативных правовых актов в РФ под-роб. см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30.
11 СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2018. № 17. Ст. 2431.
12 Там же. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418; 2018. № 18. Ст. 2582.
13 Там же. 2016. № 48. Ст. 6730.
14 Там же. 2007. № 31. Ст. 4008.
15 Рос. газ. 2011. 4 июля.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. A.M. Осавелюка, Л.А. Казанцевой, И.А. Калиниченко. 3-е изд., перераб. и доп. M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 319 с.
Учебное пособие посвящено методике обучения в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации и в особенности методике обучения в образовательных организациях высшего гуманитарного образования. Подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «магистр») и с учетом положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. С позиций современного состояния юридической науки показаны изъяны диалектического метода, используемого изолированно от метафизического и иных методов познания, отмечены основные отличительные особенности преподавания в образовательных организациях Российской Федерации и ведущих зарубежных государств. Раскрываются современные методы преподавания, особенности их осуществления при различных формах обучения и проведения занятий.
Для магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, научных сотрудников и всех, кто интересуется современными методами преподавания и получения знаний.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018