1.8. О КРИМИНАЛИЗАЦИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Татаров Леон Анатольевич, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализа юридической литературы и уголовного законодательства относительно терроризма и экстремизма обосновано несколько суждений: понятия «терроризм» и «экстремизм» многозначны; криминализация терроризма и экстремизма в уголовном законодательстве Российской Федерации представляется несовершенной; при криминализации терроризма и экстремизма в уголовном законодательстве Российской Федерации фактически допущено гипертрофирование политики по отношению к праву как разноименных регуляторов общественных отношений; в Уголовном кодексе РФ, в первую очередь, необходимо из исчерпывающего перечня составов преступлений исключить экстремизм и сопряженные с ним деяния.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, уголовное законодательство, федеральный закон РФ, Уголовный кодекс РФ, криминализации, преступление, экстремизм, терроризм, состав преступления.
CRIMINALIZATION OF TERRORISM AND EXTREMISM IN THE
CRIMINAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION Tatarov Leon Anatolievich, PhD at law, police colonel. Position: Deputy Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Institute of advanced training. Department: law enforcement organization chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In article of the analysis of legal literature and the criminal law concerning terrorism and extremism several judgments are proved: concepts «terrorism» and «extremism» are many-valued; criminalization of terrorism and extremism in the criminal legislation of the Russian Federation seems imperfect; at criminalization of terrorism and extremism in the criminal legislation of the Russian Federation hypertrophy of policy in relation to the right as opposite regulators of the public relations is actually allowed; in the Criminal code of the Russian Federation, first of all, it is necessary to exclude extremism and the acts connected with it from the exhaustive list of structures of crimes.
Keywords: The Russian Federation, legislation, criminal legislation, the Federal law of the Russian Federation, the criminal code of the Russian Federation, criminalization, crime, extremism, terrorism, crime.
Предметом данной статьи является криминализация двух деяний - терроризм и экстремизм в уголовном законодательстве РФ.
Первоначально о состоянии теории относительно криминализации терроризма и экстремизма в Российской Федерации.
Так, в статье, посвященной «вопросу криминализации массового распространения экстремистских мате-
риалов», высказано несколько обобщающих суждений: «Анализ содержания Федерального списка позволяет все экстремистские материалы классифицировать по следующим основаниям: 1) в зависимости от носителя информации: бумажные экстремистские материалы (книги, журналы, газеты, листовки, альманахи, вестники, брошюры, еженедельники); электронные экстремистские материалы (различного рода оптические диски (CD-R и DVD диски и др.), дискеты, WEB-сайты); 2) в зависимости от объективной формы выражения (представления) информации экстремистские материалы подразделяются на музыкальные произведения, литературные произведения, статьи, фильмы, рисунки, изображения, фотографии, отдельные высказывания, листовки; 3) в зависимости от психологического воздействия на потенциальных потребителей экстремистские материалы подразделяются на материалы, содержащие внушение, убеждение, призывы; 4) в зависимости от канала восприятия информации экстремистские материалы подразделяются на: визуальные материалы. Их содержание воспринимается потенциальным потребителем информации органами зрения (книги, тексты, рисунки, фотографии, и т.д., независимо от носителя информации); аудиальные материалы. Их содержание воспринимается только органами слуха (высказывания отдельных лиц, музыкальные произведения, различного рода обращения, в том числе машиночитаемые); аудиовизуальные материалы. Содержание данных материалов, воспринимается одновременно органами зрения и слуха (фильм, видеоролик и т.д.); 5) в зависимости от способа закрепления информации на информационном носителе можно выделить рукописные, печатные, магнитные, фотографические, оптические, лазерные и электронные экстремистские материалы. Представленная классификация экстремистских материалов не является исчерпывающей»; «Аккумулируя изложенное, можно сделать вывод, что Список имеет существенные недостатки, обозначенные в настоящем исследовании. Кроме того, в Списке имеются ошибки (в том числе грамматические), отсутствует единство употребляемых терминов (в том числе при оперировании общепринятыми формулировками) и др. В связи с этим обязательным условием реализации предложения о криминализации массового распространения экстремистских материалов является систематизация и анализ материалов, признанных экстремистскими и включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов» [1, с. 649-657].
Н.С. Гордеев рассмотрел «перспективы установления уголовной ответственности за массовое распространение экстремистских материалов» («Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сложились объективные предпосылки криминализации массового распространения экстремистских материалов. В первую очередь это связано с необходимостью совершенствования мер по противодействию экстремистской идеологии, являющейся катализатором процессов радикализации, вовлечения в экстремистскую деятельность, сплочения членов экстремистских и террористических формирований» [2, с. 30-34].
Известный специалист в области международного уголовного права (А.Г. Волеводз) констатирует следующее: «К настоящему времени терроризм и связанные с ним деяния получили специальную криминализацию в уголовном праве большинства стран мира. Автор отмечает, что разница дефиниций в праве различных стран создает препятствия для международно-
О КРИМИНАЛИЗАЦИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
Татаров Л.А.
го сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства по уголовным делам о терроризме. Преодолеть эти трудности возможно в случае выработки общепризнанного определения понятия «международный терроризм» и придания ему юридически обязательной силы в уголовном праве государств»; «В этой связи, учитывая прогресс в разработке на международном уровне дефиниции «международный терроризм», отечественному законодателю вряд ли стоит оставаться в стороне от криминализации этого преступления в отечественном уголовном праве. Принимая во внимание вовлеченность в террористическую деятельность на территории нашей страны «иностранного элемента», есть все основания для рассмотрения по существу вопроса о дополнении УК РФ нормами об уголовной ответственности именно за международный терроризм»; «Возможные возражения, связанные с отсутствием пока еще общепризнанного определения этого понятия, вряд ли могут считаться серьезным доводом против такой криминализации. Ибо, как учит история борьбы с терроризмом, первые национальные законы об уголовной ответственности за него появились в мире задолго до признаваемой большинством государств дефиниции: в этой связи напомним, что первым специальным актом в этой области стал Указ Временного государственного совета Государства Израиль о пресечении терроризма, принятый еще в 1948 г. ... И, по крайней мере, еще за 15 лет до рождения первой антитеррористической конвенции ООН - Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года» [3, 3-6].
Другой известный специалист в области уголовного права (П.В. Агапов) представил «уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного ст. 2054 «Организация террористического сообщества и участие в нем» («Следует учитывать, что ст. 2054 УК РФ, устанавливающая ответственность за создание террористического сообщества, руководство им (его частью или структурными подразделениями) и участие в нем, не предусматривает ответственность за совершение членами такого сообщества преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений. В таких случаях следует руководствоваться положениями ст. 17 УК РФ, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ. Данное правило распространяется и на преступления, перечисленные в ст. 2054 УК РФ (ст. ст. 2051, 2052, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ)»; «Вместе с тем несовершенство законодательной конструкции рассматриваемой уголовно-правовой нормы, несомненно, вызовет ряд вопросов в правоприменительной практике. Так, сомнительной представляется возможность создания террористического сообщества для подготовки или совершения организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ), с учетом того, что и террористическое сообщество, и незаконное вооруженное формирование - две разновидности организованной группы, причем первая характеризуется большей степенью общественной опасности, на что указывает сравнительный анализ санкций ст. 2054 и ст. 208 УК РФ. Следовательно, маловероятной представляется и идеальная совокупность названных преступлений») [4, с. 23-25].
Е.Ю. Антонова рассмотрела «вопросы криминализации и пенализации преступлений террористического характера и экстремистской направленности» («Ска-
занное свидетельствует о том, что законодатель нередко нарушает правила законодательной техники, конструируя нормы без учета степени общественной опасности деяний, используя одинаковые термины с разным смысловым значением. Считаем, что это отрицательно сказывается на эффективности правовых норм») [5, с. 21-25].
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство уголовного законодательства о терроризме и экстремизме.
В первую очередь обращаем внимание на Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г. [6], введенного в действие с 1 июля 1997 г. [7]. В этом нормативном правовом акте, по юридической силе приравниваемом к федеральному закону РФ, обнаруживаем несколько статей, в которых криминализированы деяния, сопряженные с терроризмом и экстремизмом: ст. 205 «Террористический акт»; ст. 2051 «Содействие террористической деятельности»; ст. 2052 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма»; ст. 2053 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»; ст. 2054 «Организация террористического сообщества и участие в нем»; ст. 2055 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»; статья 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»; ст. 2171 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»; ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»; ст. 2821 «Организация экстремистского сообщества»; ст. 2822 «Организация деятельности экстремистской организации»; ст. 2823 «Финансирование экстремистской деятельности».
Также обращаемся еще к двум нормативным правовым актам, по юридической силе приравненным к УК РФ: Федеральный закон РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13 июля 2001 г. («Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ст. 1) [8]; Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 26 февраля 2006 г. («Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом» - преамбула; «1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; 2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества
(преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности; 3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; 4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма» - п. 1 ст. 3) [9].
Таким образом, констатируем полярность суждений ученых и правоприменителей относительно криминализации терроризма и экстремизма, что, вероятно, позволят законодателю усложнять и даже политизировать уголовное законодательство.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, понятия «терроризм» и «экстремизм» многозначны.
Во-вторых, криминализация терроризма и экстремизма в уголовном законодательстве Российской Федерации представляется несовершенной.
В-третьих, при криминализации терроризма и экстремизма в уголовном законодательстве Российской Федерации фактически допущено гипертрофирование политики по отношению к праву как разноименных регуляторов общественных отношений.
В-четвертых, в Уголовном кодексе РФ, в первую очередь, необходимо из исчерпывающего перечня составов преступлений исключить экстремизм и сопряженные с ним деяния.
Список литературы:
1. Бешукова З.М. К вопросу о криминализации массового распространения экстремистских материалов: некоторые дискуссионные аспекты // Административное и муниципальное право. 2016. № 8.
2. Гордеев Н.С. К вопросу о необходимости криминализации массового распространения экстремистских материалов // Российский судья. 2016. № 8.
3. Волеводз А.Г. Криминализация международного терроризма в уголовном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 2.
4. Агапов П.В. Организация террористического сообщества и участие в нем: проблемы криминализации и правоприменения // Российская юстиция. 2015. № 7.
5. Антонова Е.Ю. Преступления террористического характера и экстремистской направленности: вопросы
криминализации и пенализации // Российский следователь. 2016. № 13.
6. СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; ...; 2018. № 9. Ст. 1292.
7. О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
8. СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418; ...; 2017. № 1 (часть I). Ст. 46.
9. СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
Рецензия
на научную статью к.ю.н. Татарова Л.А. на тему: О криминализации терроризма и экстремизма в уголовном законодательстве Российской Федерации
Актуальность темы представленной для рецензирования научной статьи безусловна. Политические и экономические преобразования, проводимые в нашей стране еще с конца ХХ века, коренным образом изменили все сферы жизнедеятельности российского общества. В государстве стала складываться новая модель права, принципиально отличающаяся от ранее существовавшей, включающая в себя и иную нормативную базу противодействия преступности. Одним из основных ее орудий выступает Уголовный кодекс РФ, в котором законодатель предпринял попытку решить вопрос об ответственности за многие ранее не известные деяния, получившие значительное распространение в современных условиях. К ним следует отнести и преступления экстремистской направленности. Эффективное противодействие названным деяниям невозможно без их комплексного уголовно-правового и криминологического осмысления, разработки и обоснования концептуальных основ такого противодействия, что актуализирует тему выбранного научного исследования.
В статье на основе анализа юридической литературы и уголовного законодательства относительно терроризма и экстремизма обосновано несколько суждений: понятия «терроризм» и «экстремизм» многозначны; криминализация терроризма и экстремизма в уголовном законодательстве Российской Федерации представляется несовершенной; при криминализации терроризма и экстремизма в уголовном законодательстве Российской Федерации фактически допущено гипертрофирование политики по отношению к праву как разноименных регуляторов общественных отношений; в Уголовном кодексе РФ, в первую очередь, необходимо из исчерпывающего перечня составов преступлений исключить экстремизм и сопряженные с ним деяния.
Автор констатирует полярность суждений ученых и правоприменителей относительно криминализации терроризма и экстремизма, что, вероятно, позволят законодателю усложнять и даже политизировать уголовное законодательство.
Бесспорно, автор имеет навыки исследовательской работы. Изложенные выводы, думаю, будут полезны многим.
Вывод: научная статья Татарова Л.А. на тему: «О криминализации терроризма и экстремизма в уголовном законодательстве Российской Федерации» отвечает предъявляемым требованиям и может быть опубликована».
Рецензент: Начальник кафедры СКИ (ф) КрУ МВД России кандидат юридических наук М.М. Ардавов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,82%